Мастер-класс Тема: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через реализацию современных педагогических форм «Путешествие по карте» и «Путешествие “по реке времени”»
материал по развитию речи (старшая группа)

Бороздина Ольга Владиславовна

Мастер-класс

Тема: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста

через реализацию современных педагогических форм

«Путешествие по карте» и «Путешествие “по реке времени”»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_po_rechi.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Тема: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста

через реализацию современных педагогических форм

«Путешествие по карте» и «Путешествие “по реке времени”»

Воспитатель:

Бороздина О. В.

        

2021г

Тема: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через реализацию современных педагогических форм «Путешествие по карте» и «Путешествие “по реке времени”».

Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов в области речевого развития на через реализацию современных педагогических форм.

Задачи:

  1. Познакомить педагогов с формами работы «Путешествие по карте», «Путешествие по “реке времени”»;
  2. Показать возможности использования данных форм работы в речевом развитии старших дошкольников;
  3. Повысить профессиональный уровень педагогов через открытый показ «Путешествие по Уралу» (форма работы «Путешествие по карте») и «Путешествие в прошлое книги» (форма работы «Путешествие по “реке времени”»).

Ожидаемые результаты:

  1. Педагоги познакомились с формами работы «Путешествие по карте», «Путешествие по “реке времени”»;
  2. Педагоги получили практический опыт о возможностях использования данных форм в речевом развитии старших дошкольников в своей профессиональной деятельности;
  3. Педагоги повысили профессиональный уровень в работе через открытый показ «Путешествие по Уралу» (форма работы «Путешествие по карте») и «Путешествие в прошлое книги» (форма работы «Путешествие по “реке времени”»).

Ход мастер-класса:

Теоретическая часть. Исследователи, занимающиеся вопросами развития детской речи, отмечают, что основным условием успешного обучения является своевременное и полноценное формирование речи. Работа по развитию речи занимает большое место в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Ведущим средством формирования речи ребенка является обучение. И в настоящее время решение всех речевых задач (обогащение и активизация словаря, формирование правильного звукопроизношения, развитие разговорной и связной речи) осуществляется на специальных речевых занятиях, которым отводится особая роль.

Для занятий специально отбираются материалы, методы, приемы, формы и технологии. Хочу предложить вашему вниманию две формы работы с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по карте» и «Путешествие “по реке времени”». Хотя в первую очередь данные формы работы направлены на развитие познавательно-исследовательской деятельности детей, но также возможны в использовании на занятиях по речевому развитию.

«Путешествие по карте» - тип исследования, предложенный Н. А. Коротковой в ее монографии «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста» создает наиболее благоприятные условия для реализации такой развивающей задачи, как освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира, частях света, родной стране, родном крае). Главное – создать в воображении ребенка целостные живые образы разных уголков Земли через яркие «метки» - символы (типичные природные ландшафты и их обитателей, люди и их занятия).

Алгоритм структуры занятия «Путешествие по карте» /Н.М. Короткова/

Этапы

Последовательность деятельности

1

Актуализация культурно-смыслового контекста, «наводящего» детей на постановку вопросов, проблем, касающихся определенной темы

2

Обсуждение идей, предположений детей и взрослого по поводу возникающих вопросов, проблем

3

Предметно-символическая фиксация или опытная проверка связей и отношений между обсуждаемыми предметами, явлениями

4

Подбор предметного материала, обеспечивающего продолжение «исследования» в свободной деятельности детей в группе или дома с родителями

Для каждого конкретного занятия нужен какой-либо отправной момент, вызывающий интерес детей и позволяющий поставить вопрос для исследования.

  1. Отправным моментом могут стать воображаемые события (из художественных текстов) или события, происходящие в реальной жизни (Олимпийские игры, путешествие с родителями). Отталкиваясь от событий, воспитатель ставит вопросы для исследования:

- Как добраться до того или иного места?

- Как путешествовать в океане, если нет дорог и указателей?

  1. Воспитатель вместе с детьми обсуждает идеи, гипотезы детей, предлагает свою версию ответа. Обсуждение проходит за «круглым столом» (за реальным или на ковре вокруг предполагаемого предметного материала, карты). Педагог использует реальный предмет или иллюстративный материал (карточки разного размера, от крупных до мелких, которые рассматриваются всеми детьми). Дети обсуждают представленный материал, педагог поощряет к детальному анализу, возникают активные обсуждения относительно сходства и различия, связей между исследуемыми предметами и явлениями.

  1. Уровень практического действия – дети фиксируют «метки» пространства на карте. Опытную проверку идей, фиксацию «меток» дети осуществляют индивидуально, парами или небольшими подгруппами в зависимости от имеющегося материал для исследования.

Воспитатель сначала сам может провести демонстрационный маршрут по карте, а затем подключиться к одной из подгрупп, затем перейти к другой. Предполагаемое содержание усвоено ребенком тогда, когда оно используется в самостоятельной деятельности, поэтому исследовательская деятельность со взрослым должна придать импульс самостоятельной деятельности детей, активизировать их собственные «изыскания» в детском аду и дома. Этот исследовательский импульс обеспечивается посредством предметного материала, используемого на занятиях и остающегося в группе. Данная форма может стать продолжением сюжетной игры в путешествие.

Алгоритм действий взрослого и детей:

  •  Обсуждение и выбор пункта назначения, подходящего для путешествия вида транспорта;
  •  Обозначение возможного маршрута путешествия;
  •  Изучение растительного и животного мира, особенностей жизнедеятельности людей в данной   местности;
  •  Заполнение участка контурной физической карты полушарий линиями пройденных маршрутов, вырезками-метками (животных, растений, людей, занятых типичным трудом).

Цель познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие по карте»:

обеспечить условия для развития у детей старшего дошкольного возраста естественнонаучных представлений об окружающем мире, формирование целостной картины мира.

Задачи, решаемые при организации «Путешествия по карте»:

  1. Развивать у детей географические представления о земном шаре, океанах, материках через знакомство с глобусом м картой (части света, страна, природные ископаемые, обозначение пустынь, лесов, гор, рек и т.д.).
  2. Познакомить детей с различными природно-климатическими зонами, условиями жизни на Земле и разными видами ландшафта.
  3. Развивать представления о странах и населяющих их народах разных рас и национальностей; особенностях их жизнедеятельности.
  4. Придать творческий исследовательский характер процессу изучения окружающего мира.
  5. Зажечь в ребенке желание самому узнать что-то новое, используя разные информационные средства познания (опыты, эксперименты, книги, беседы, споры) и воплотить это в индивидуальный или совместный творческий продукт самим ребенком (альбом, панно, открытка, макет и т.д.) то есть развивать познавательную активность.

Алгоритм деятельности взрослого и детей «Путешествия по карте»

Этапы

Последовательность деятельности

1

Выбор пункта назначения.

2

Выбор транспортного средства передвижения.

3

Определение маршрута по глобусу и карте (или возможные разные пути) и прокладывание его цветными маркерами на карте.

4

Высказывание предположений о том, что и кто может встретиться в пути, в данной местности; что дети знают о пункте назначения.

5

Само путешествие. Заполнение участка контурной физической карты полушарий линиями пройденных маршрутов, вырезками-метками (животных растений, людей, занятых типичным трудом)

6

Подведение итогов, проверка предположений, что нового узнали.

Демонстрация продуктов совместной с детьми деятельности «Путешествие по карте»:

1. Дети рассматривают карту, компас, глобус.

2. Дети отмечают маршрут путешествия по карте.

3. Рассматривание энциклопедий.

4. Опыты.

5. Вырезание карточек-меток и наклеивание их на карту.

6. Вырезание картинок и создание панно, макета.

7. Рассматривание панно, макета.

8. Чтение художественной литературы с детьми.

9. Дидактические игры.

10. Рефлексия.

11. Составление синквейнов.

Синквейн происходит от франц. слова «пять». Это стихотворение, состоящее из 5 строк, в нем нет рифмы, но есть смысл. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме в пяти строках.

Схема синквейна:

1 строка – существительное – ОДНО ключевое слово, определяющее тему и содержание синквейна;

2 строка - два прилагательных – описание темы в ДВУХ словах, характеризующих данное понятие;

3 строка – три глагола - описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами;

4 строка - форма из ЧЕТЫРЕХ слов короткое предложение, раскрывающее суть темы. Философское или эмоциональное отношение к ней автора;

5 строка – ОДНО слово – синоним к первому. Обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации. Связанные с данным понятие.

Пример 1:                                                                     Пример 2:

Книга                                                                            Путешествие по карте

Мудрая, вечная                                                            Развивающее, познавательное

Учит. Лечит. Ведет                                                     Исследуем, узнаем, действуем

Всю жизнь сопровождает                                          Знакомиться с миром интересно

Радость.                                                                        Исследование.

Планируя занятия по речевому развитию можно предложить детям путешествие по странам, по родной стране, по родному краю, знакомя с творчеством писателей и поэтов зарубежных, русских и родного края, а также со сказками различных народов.

Например, к зарубежным писателям и поэтам можно отнести:

братьев Гримм – писатели Германии,

Г. – Х. Андерсен – Дании,

Ш. Перро – Франции,

Джанни Родари – Италии,

Редьярд Киплинг – Англии и других.

Путешествуя с детьми по Уралу, можно познакомить их с творчеством уральских писателей:

- П. П. Бажов «Хозяйка медной горы», «Синюшкин колодец», «Серебряное копытце», «Хрупкая веточка», «Голубая змейка», «Малахитовая шкатулка», «Огневушка – Поскакушка»

- Д. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши – косые глаза – короткий хвост», «Причта о молочке, овсяной каше и сером котишке Мурке», «Сказка про Комара Комаровича – длинный нос и про мохнатого Мишу – короткий хвост», «Медведко»;

- Е. Пермяк «Торопливый ежик», «Сужая калитка», «Колосок».

 А также познакомить детей не только со сказками разных народов, населяющих Урал, но и с их национальными обычаями, природой края:

- Башкирские сказки «Медведь и пчелы», «Курица и ястреб», «Два барсука» и другие;

- Удмуртские сказки «Старик со старухой и береза», «Заяц и лягушка», «Кошка и белка» и другие;

- Татарские сказки «Умная девушка», «Три дочери», «Гульчечек»;

- Народы коми «Мышь и сорока», «Пройдоха»;

- Народы манси «Воробушек», «Зайчик»;

- Народы ханты «Медвежья трава», «Мышка», «Береста, брусника», «Уголек».

Национальное своеобразие сказочного фольклора у каждого народа выражается и в оригинальных сюжетных решениях, и в приемах передачи национальной речи, народного быта, обычаев, фантастического вымысла и композиции. Таким образом, вы сможете познакомить детей с культурой жизни той местности, в которой жил писатель или народы. А также обогатить и активизировать словарь детей за счет знакомства с новыми словами, развивать разговорную и связную речь в процессе всего путешествия.

Практическая часть. ПЕДАГОГ ПРЕДЛАГАЕТ ОТКРЫТЫЙ ПОКАЗ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПУТЕШЕСТВИЕ ВО ФРАНЦИЮ».

ПОСЛЕ ПРОХОДИТ ОБСУЖДЕНИЕ, АНАЛИЗ ПОКАЗАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Теоретическая часть. «Путешествие по “реке времени”» направлена на упорядочение временных отношений (представления об историческом времени – от прошлого к настоящему на примерах материальной цивилизации: история жилища, транспорта и т.д., а также собственной линии жизни ребенка, истории своей семьи).

Алгоритм действий взрослого и детей в направлении «Путешествие по карте» /Н.М. Короткова/

- обсуждение и выбор пункта назначения, подходящего для путешествия вида транспорта;

- обозначение возможного маршрута путешествия;

- изучение растительного и животного мира, особенностей жизнедеятельности людей в данной местности;

- заполнение участка контурной физической карты полушарий линиями пройденных маршрутов, вырезками-метками (животных, растений, людей, занятых типичным трудом).

В процессе активной познавательной деятельности ребенок расширяет свои представления о мире, осваивает временные отношения посредством материализованных форм бытия человека. Познавая ценности материальной культуры в определенных временных рамках, ребенок научается соотносить память о прошлом и собственную индивидуальную память, приобретает знание о том, кто есть человек и каково его назначение на Земле, что представляет собой мир как множество связей, сущностей, вещей. Нам представляется, что, воспринимая предметы материальной культуры «сейчас», ребенок может познать прошедшее, настоящее и будущее время жизни человека.

«Путешествие по “реке времени”» не преследует цели снабдить детей детальными историческими сведениями. Главное – создать в воображении ребенка целостные образы истории человечества через «метки»- символы материальной цивилизации.

Примерное содержательное наполнение данного контекста:

История семьи;

История жилища и бытоустройства;

История огня (освещение и тепло);

История мореплавания и воздухоплавания;

История письменности (книгопечатание);

История коммуникации (почта);

История профессий.

 

Этапы

Описание этапов:

1

Актуализация культурно-смыслового контекста, наводящего детей на постановку вопросов, проблем, касающихся определенной темы

2

Обсуждение идей. Предположений детей и взрослого по поводу возникших вопросов, проблем

3

Предметно-символическая фиксация связей и отношений между обсуждаемыми предметами, явлениями

4

Предложение детям предметного материала, обеспечивающего продолжение исследования в свободной деятельности

  1. Отправным моментом исследования могут быть как реальные события (Например, проходящие Олимпийские игры как повод для путешествия в историю спорта) или смоделированные (внесение старинной керосиновой лампы или перьевой ручки – путешествие в прошлое осветительных приборов, письменных принадлежностей). Отталкиваясь от события, воспитатель ставит вопрос для исследования (Какие есть средства передвижения? Какими средствами передвижения пользовался человек, когда еще не изобрел колесо, мотор?) Каждый вопрос заставляет детей сравнивать, устанавливать возможные связи и отношения между ними.
  2. Педагог обсуждает вместе с детьми высказанные идеи, предположения, предлагает свою версию ответа. Обсуждение проходит в ситуации «круглого стола» вокруг ключевого предметного материала. На этом этапе педагог широко использует реальный предметный и иллюстративный материал. Реальных предметов должно быть несколько, чтобы каждый ребенок смог опробовать возможности исследуемого материала, прибора. Иллюстративный материал, предлагаемый для исследования (анализа-сравнения), представляет собой карточки разного размера, от довольно крупных до мелких (как в детском лото), которые рассматриваются всеми участниками, передаются из рук в руки. Только при такой работе с иллюстративным материалом возможно активное обсуждение, нахождение связей и зависимостей.
  3. Следующий этап: фиксация «меток» времени на панно «река времени». Дети могут действовать как индивидуально, так и в подгруппах в зависимости от контекста и предложенного материала. Воспитатель переходит от одной группы к другой. На этом этапе каждый ребенок выбирает удобное место для работы. Подгруппы детей могут рассредоточиться, а затем вновь объединиться за «круглым столом» для сборки панно, окончательного обсуждения, сопоставления результатов исследования.

Панно «река времени» должно быть «открыто» для дополнения – в свободной самостоятельной деятельности детей, активизировать их собственные изыскания. Таблица должна иметь постоянное место на стене группового помещения, так, чтобы к ней легко было подойти (рассмотреть, поработать). При этом она должна быть мобильна: на очередном занятии надо иметь возможность снять ее со стены, расположить на полу, на большом столе для дальнейших «исследований».

 Карта-панно, опредмечивающая метафору «река времени», символизирует линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему. Это длинный бумажный лист размером 50х160 см или 60х180 см), на котором полосой синего цвета (во всю длину) обозначена «река времени». Вдоль «реки времени» намечаются несколько «остановок», с нестрогими, интуитивно понятными детям названиями, например: «древность» - «старина» - «наше время» (в соответствии с условными этапами человеческой истории: древний мир первобытных людей, мир средневековья, современный мир). Воспитатель заранее наклеивает на панно небольшие иллюстрации - «метки» каждой остановки во времени.

В качестве отправного момента для всего цикла путешествий во времени и введения метафоры «река времени» можно использовать события, происходящие в повести – сказке Д.Биссета «Путешествие дядюшки Тик-Так». Воспитатель демонстрирует заготовленное панно с первоначальными «метками» остановок и предлагает попутешествовать в прошлое по «реке времени», задавшись вопросом: «Что бы мы там увидели?». Начать следует с самого доступного для дошкольника обсуждения, в каких жилищах мы живем сейчас, и в каких обитали люди раньше в – «старину», и еще раньше – «в древности». Из множества небольших иллюстраций-вырезок взрослый и дети выбирают подходящие и наклеивают на соответствующих «остановках», дополняя первые лаконичные «метки». В следующих «путешествиях» можно перейти к истории быта, транспорта, профессий, письменности и т.д. Остановки на «реке времени» каждый раз заполняются соответствующим иллюстративным материалом. Где это возможно, рассказ воспитателя и обсуждение следует подкрепить не только иллюстрациями, но и реальными старинными вещами, которые можно исследовать, попробовать в действии.

Для путешествий по «реке времени» необходимо подобрать соответствующий иллюстративный материал. Это наборы картин по исторической тематике для анализа-сравнения и выстраивания временных рядов. Такие картины-иллюстрации (формат А4) используются многократно. Также понадобятся аналогичные по тематике (но в большем количестве и разнообразии) одноразовые картинки - «метки» для наклеивания на панно (размер 6х8, 7х10 см)

Алгоритм проведения «Путешествий по “реке времени”»

Этапы

Последовательность деятельности

1

Обсуждение реального или вымышленного события.

2

Постановка цели исследования (узнать…).

3

Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного или предметного материала.

4

Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени».

5

Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования.

6

Вывешивание таблицы на стене группового помещения.

7

Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности.

 Занятие по речевому развитию можно наполнить следующим содержанием:

История книги;

История профессии писателя, поэта;

История малых фольклорных форм;

История сказки.

Практическая часть. ПЕДАГОГ ПРЕДЛАГАЕТ ОТКРЫТЫЙ ПОКАЗ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ КНИГИ».

ПОСЛЕ ПРОХОДИТ ОБСУЖДЕНИЕ, АНАЛИЗ ПОКАЗАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Список используемой литературы:

  1. Толстикова О.В., Савельева О.В., Иванова Т.В., Овчинникова Т.А., Симонова Л.Н., Шлыкова Н. С., Шелковкина Н.А. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие. – Екатеринбург: ИРО, 2013. – 199с.
  2. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. Литературное творчество народов Урала/ Сост. Толстикова О.В. Екатеринбург: ИРРО. – 2009г. – 188с.
  3. Сценарии образовательных ситуаций по ознакомлению дошкольников с детской литературой (с 5 до 6 лет)/ Авт.сост: О. М. Ельцова, Л. В. Прокопьева. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2019. – 176 с. – (Работаем по программе «Детство»).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей на тему: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста»...

Методическая разработка на тему: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через изо деятельность»

Обращаясь к анатомическим отношениям, исследователи обратили внимание на то, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой мото...

Опыт работы на тему: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи посредством метода интеллект-карт»

Использование в воспитательно-образовательном процессе ДОУ современных педагогических технологий, таких как, обучение в сотрудничестве, проектная методика, интерактивное взаимодействие, использование ...

Занятие по теме: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр».

КОНСПЕКТ НОД  ДЛЯ ДЕТЕЙ подготовительной ГРУППЫ. Тема:Игра-путешествие: « Путешествие в волшебную страну умных игр».Цель:способствовать развитию речи детей старшего дошкольного в...

План работы по самообразованию. Тема: Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность

Актуальность темы  Проблема речевого развития очень актуальна в наше время. Это связанно с тем, что идет ухудшение здоровья детей; сужен объем общения родителей и детей; излишнее использован...

Родительское собрание .Тема « Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр».

Дата : 26.05.03Цель: 1.Привлечь внимание и заинтересовать родителей к проблеме речевого развития детей средствами дидактических игр в современных условиях.2.Итоги анкетирования.3.Дидактические игры.4....