Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группе Тема: «Знакомство детей с обобщающим понятием «посуда»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Ознакомление детей с обобщающим понятием «посуда».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posuda_.docx16.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группе

Тема: «Знакомство детей с обобщающим понятием «посуда»

 

Цель: Ознакомление детей с обобщающим понятием «посуда».

Задачи:

1.  Формировать у детей умение различать и называть предметы посуды; совершенствовать умение находить сходства и различия между предметами.

2.  Развивать зрительное восприятие, внимание, системность мышления в процессе расширения знаний о предметах домашнего обихода, развивать тонкую моторику рук.

3.  Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, желание работать в парах, умение выслушивать друг друга.

Методы и приемы:

Практические: физкультминутка «Посуда Федоры», пальчиковая гимнастика, игровое упражнение «Накроем стол».

Наглядные: мультимедийная презентация «Загадки о посуде», книга К.И.Чуковского «Федорино горе», схема-модель «Составление описательного рассказа», дидактическое пособие «Палочки Кюизенера», предметные картинки с изображением посуды.

Словесные: загадки о посуде, беседа.

Материалы и оборудование: мультимедиа, книга К.И.Чуковского «Федорино горе», развивающее пособие «Палочки Кюизенера», схемы построения из палочек (индивидуально, для каждого ребенка), скатерть, посуда (самовар, чашки, блюдца, чайные ложки, конфетница, вазочка для варенья, сахарница), схема-модель составления описательного рассказа, картинки с изображением посуды.

 

Ход занятия:

-  Ребята, вам интересно узнать, чем мы сегодня будем заниматься? Послушайте загадку и назовите тему нашего занятия.

Сама не ем,

А людей кормлю (посуда).

- У каждого  из вас на столе лежат  карточки с изображением посуды. Сейчас я буду загадывать загадки, а вы поднимайте нужную карточку-ответ.

1. Я пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела:

«Пейте чай, вода вскипела!» (Чайник.)

2. Если я пуста бываю,

Про себя не забываю,

Но когда несу еду,

Мимо рта я не пройду. (Ложка.)

3. Чайника подружка

Имеет два ушка,

Варит кашу, суп для Юли.

И зовут её…  (Кастрюлей.)

4. Скажите, как назвать ее:

Все в дырках зубы у нее,

Но свеклу, редьку, хрен, морковку

Она перетирает ловко.  (Терка.)

5. Она всем очень нравится,

На блюдечке красавица,

С одной рукой милашка,

Голубенькая ...  (Чашка.)

Дидактическая игра «Собери картинку» из палочек Кюизенера, серии «Посудная лавка».

-   Ребята, давайте приготовим наши пальчики к работе, сделаем пальчиковую гимнастику.

Мы с мамой в магазине

Посуду  покупали,    

Руки на столе, ладонями вниз; разводить пальцы в стороны и соединять.

Тарелки, блюдца, чашки

И ложки выбирали.

Ладонь правой руки на столе, поднимать на каждое название посуды  поочередно пальцы, начиная с большого.

Красивую кастрюлю,    

Молочник и солонку,  

Набор ножей и вилок,

Ладонь левой руки на столе, поднимать пальцы на каждое название посуды, начиная с мизинца.

Шумовку и маслёнку.          Сжать пальцы в кулачки.

Ребята из палочек Кюизенера собирают изображение посуды (самовар, чайник, чашка с блюдцем).

- Ребята, вы все справились с заданием, а теперь скажите, что у вас получилось? (Ответы детей.)

- Давайте вместе накроем стол к чаепитию. Постелем на него скатерть. Я буду вас вызывать, и вы будите брать только один предмет посуды и ставить его на стол. (Дети выходят по одному и ставят на стол самовар, заварочный чайник, чашки, блюдца, чайные ложки, сахарницу, конфетницу, вазочку для варенья.)

- Вот как красиво вы накрыли стол. Сейчас поставим вазу с цветами, чтобы было красиво и салфетницу с салфетками. (Воспитатель ставит вазу и салфетницу.) Вам нравится, ребята?

- Ребята, что это такое? (Показывает самовар.) А самовар какой, что вы можете о нем сказать? (Большой, желтый, металлический.) Что есть у самовара? (Ручки, крышка, носик.) Для чего используется самовар?

- А это что? (Чашка.) А какая чашка? (Голубая, с цветочками.) Для чего она? (Для чая.)

- А это что? (Чайник.) Какой он? (Голубой, маленький и т.д.) Что есть у чайника? (Носик, ручка, крышка.) Для чего нужен чайник?

Таким образом, воспитатель рассматривает все предметы посуды.

- Посуда сделана из разных материалов. Посуда, в которой мы готовим еду сделана  из металла. А почему? (Металл прочный, посуду из металла можно ставить на огонь.)  

- А посуда, из которой мы едим, из чего сделана? (Если дети будут затрудняться ответить, воспитатель говорит, что эта посуда сделана из стекла, фарфора.)

- Как вы думаете, если посуда из стекла или фарфора упадет, она разобьется? (Да, разобьется.) Она не такая прочная, как посуда из металла, поэтому с ней надо обращаться очень бережно. Когда вы будете дежурить, помните об этом.

- Что делают с посудой после еды? (Моют.) А если её не мыть, то она может убежать, как убежала от бабушки Федоры.

- Ребята, мне кажется, что нам пора отдохнуть.

Физкультминутка «Посуда Федоры»

У бабушки Федоры

Приключилось горе:

- ладони прижать к щекам, качать головой вправо-влево

Чашки убежали,        - бег на месте

Блюдечки пропали,

Потерялись ложки

- присесть

- закрыть глаза руками

И разбились плошки.        - встать и хлопнуть в ладоши

Из окошка выпал стол

И пошел, пошел, пошел…

- шагать на месте

 

«А за ними вдоль забора

Скачет бабушка Федора:

- прыжки на двух ногах с продвижением вперед

– Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!

Воротитеся домой!»

- произносить жалобным голосом; ладони прижать к щекам, качать головой вправо-влево

- Немножко отдохнули, пора и заниматься. На доске висят картинки с изображением посуды,   воспитатель предлагает их сравнить.

- Посмотрите внимательно, у каких предметов есть ручки? (Чайник, чашка, кастрюля, сковорода, сахарница.)

- А у каких предметов есть крышки? (Кастрюля, чайник, самовар.)

- А есть ли здесь предметы, у которых нет ни ручки, ни крышки? (Тарелка.)

- Чем отличается тарелка от сковородки? (У сковородки есть ручка, а у тарелки нет; сковородка из металла, а тарелка из фарфора; сковородка не бьется, а тарелка может разбиться.)

-  Чем похожи тарелка и сковородка? (Круглые.)

-  Ребята, как много вы знаете о посуде. А для чего все эти предметы нужны? Для чего нужна кастрюля? Сковорода? Тарелка? Чашка? Да, ребята, все эти предметы нужны для того, чтобы приготовить пищу, а также для того, чтобы есть. Этим все названные предметы похожи. Их можно назвать одним словом. Каким? (Посуда.) Повторите все вместе это слово. (Дети повторяют слово хором и индивидуально.)

- Мы сегодня многое узнали и интересно поиграли. Скажите, пожалуйста, что вам больше всего понравилось?

- Молодцы, ребята, вы так хорошо занимались, и я за это подарю вам картинки посуды, которые вы украсите вечером с помощью красок и  подарите их дома мамам.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы «Урок для Незнайки»

Цель: формирование обобщенного представления детей о зиме, о состоянии живой и не живой природы.Задачи: учить умению использовать модели в познавательной деятельности при установлении причинно-с...

"Олимпийские зимние виды спорта" Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы

"Олимпийские зимние виды спорта"Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы ...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы

МБДОУ Ытык-Кюельский детский сад «Туйаара»              Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей груп...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей раннего возраста"Знакомство с одуванчиком".

На этом занятии малыши знакомятся с представителями растительного мира,в данном случае с одуванчиком (где он растет,какого он цвета),а также учатся слушать красивые стихи о нем....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста

Решение образовательных задач по формированию первоначальных знаний об истории города Красноярска, способствуя расширению представлений детей о городе и его достопримечательностях; развивитию речи дет...