Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы «Урок для Незнайки»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Фунтикова Нурфия Зиннатовна

 

Цель: формирование обобщенного представления детей о зиме, о состоянии живой и не живой природы.

Задачи: учить умению использовать модели в познавательной деятельности при установлении причинно-следственные связи; расширять знания детей о приспособлении зверей, птиц, растений, рыб к зимним условиям.

Предварительная работа: наблюдения в природе, изготовление материала к дидактическим играм, чтение литературы, изготовление кормушек, беседа, отгадывание загадок.

Материал: карточки с изображением птиц ( клест, поползень, сорока, воробей, дятел, сова, синица, голубь, ворона. ) , макет дерева, дидактические игры «Пополни кладовую белочки» , «Жизнь зверей в лесу зимой».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dobroe_utro.doc54.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад комбинированного вида №3 «Орленок»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы  

«Урок для Незнайки»

(открытое занятие на МО воспитателей старших групп)

Выполнила:

 воспитатель 1 категории

Фунтикова Н.З.

Цель: формирование обобщенного представления детей о зиме, о состоянии живой и не живой природы.

Задачи: учить умению использовать модели в познавательной деятельности при установлении причинно-следственные связи; расширять знания детей о приспособлении зверей, птиц, растений, рыб к зимним условиям.

Предварительная работа: наблюдения в природе, изготовление материала к дидактическим играм, чтение литературы, изготовление кормушек, беседа, отгадывание загадок.

Материал: карточки с изображением птиц ( клест, поползень, сорока, воробей, дятел, сова, синица, голубь, ворона. ), макет дерева, дидактические игры «Пополни кладовую белочки» , «Жизнь зверей в лесу зимой».

Доброе утро!

Доброе утро солнцу и птицам.

Доброе утро улыбчивым лицам.

А теперь посмотрите друг на друга и улыбнитесь.

Стук в дверь. Входит Незнайка.

Незнайка. Здравствуйте.

В. Здравствуй Незнайка. Ты куда собрался идти в одних шортах и майке?

Незнайка. Я хотел идти загорать.

В. Ребята он наверное ничего не знает о зиме. Давайте расскажем ему.

Р. Сейчас на улице зима, а зимой не загорают.

В. Почему?

Р. Потому что на улице холодно, снег и лед.

В. Почему зимой холодно, а летом тепло?

Р. Потому что солнце греет меньше, дает мало света и тепла.

В. Назовите пожалуйста зимние месяцы.

Р. Декабрь, январь, февраль.

В. Про декабрь говорят «Год кончает – зиму начинает» И 22 декабря самый короткий день и самая длинная ночь во всем году. Январь – середина зимы, Многие звери спят в своих норах и берлогах. Змеи собираются вместе, переплетаются большим комом и проводят всю зиму в спячке в подземных норах.

Февраль – последний самый трудный месяц зимы. Т.к. запасы в норках подходят к концу.

В. Ребята, а вы любите отгадывать загадки?

Р. Любим.

В.Тогда слушайте:

С неба звезды падают лягут на поля пусть под ними скроется черная земля. Много-много звездочек тонких как стекло звездочки холодные, а земле тепло.

В. Найдите отгадку в группе.

В. Почему земле тепло?

Р. Потому что земля покрыта снегом.

Незнайка. А растения зимой растут?

В. Ребята, подскажите незнайке.

Р. Растения зимой не растут.

Незн. Почему?

Р. Потому что земля мерзлая они не могут впитать корешками влагу.

Незн. Если растения зимой не живут, значит кусты и деревья тоже погибают?

В. Объясните незнайке так ли это?

Р. Кусты и деревья зимой спят, отдыхают.

В. Почему деревья на зиму сбрасывают листья?

Р. Им ни чем питаться, т.к. по стволу деревьев не поступает питательные вещества, поэтому листья опадают. К зиме деревья перестают питаться и расти. Листва давно сброшена – ведь листья выдыхают много тепла, а упавшие, гниющие на земле листья оберегают корни деревьев от промерзания.

В. Кроме того, на каждом дереве есть панцирь – мертва прослойка под кожицей ствола, оберегающая растения от мороза. Чем старше дерево тем толще прослойка. Но лучше всего защитит от мороза пушистое снежное покрывало.

В. Как мы на участке оберегаем наши деревья от мороза?

Р. Укутываем снегом.

В. А теперь послушайте следующую загадку.

Птичка-невеличка ножки имеет, а ходить не умеет, хочет сделать шажок получается прыжок. (воробей)

В. Скажите, все ли птицы улетают на юг?

Р. Не все птицы улетают на юг.

В. А какие остаются?

Незн. Я знаю, скворец остается.

В. Прав ли незнайка?

Р. Не прав.

В. Почему скворец не может остаться?

Р. Потому что он питается насекомыми, а именно земляными червями.

В. Да, действительно насекомых нет, птицам холодно и голодно, поэтому лесные птицы перебираются по ближе к человеку, а люди их подкармливают как и мы с вами. Не зря в народе говорится «Сытой птице и мороз не страшен, а голодную и мороз убьет»

          А теперь я предлагаю поиграть. На подносе лежат карточки с изображениями замечательных птиц. Выберете только тех, которые остаются на зиму и поместите их на ветки березы. И расскажите об этих птицах по подробнее.

В. Ребята, а как можно назвать этих птиц одним словом?

Р. Зимующие птицы.

В. Незнайка почему их называют зимующими птицами?

Незн. Потому что они не улетают в теплые края, потому что их подкармливают люди.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Солнце землю греет слабо.

(руки вверх и вниз)

По ночам трещит мороз.

(руки на пояс, наклоны в стороны)

Во дворе у снежной бабы.

(руки на пояс, поворот вокруг себя)

 Побелел морковный нос.

(дети показывают нос)

 В речке встала вдруг вода.

 Не подвижна и тверда.

(прыжки на месте)

 Вьюга злиться.

 Снег кружится.

(дети кружатся)

 Заметает все кругом.

 Белоснежным серебром.

(имитируют движение руками)

В. Ребята, А как лесные звери приспосабливаются к зимним условиям?

Дети. Они меняют окраску, делают запасы, впадают в спячку.

В. А сейчас мы с вами поиграем.

Выберите из нарисованных моделей те, которые обозначают способы приспособления лесных зверей к зимним условиям, и приклейте в пустые клетки. (показ моделей)

В. Расскажи, пожалуйста, Глеб как медведь приспособился к зиме?

В. А теперь слушайте следующую загадку.

Плаваю под мостиком, я виляю хвостиком, по земле не хожу, рот есть, не говорю. Глаза есть - не мигаю. Крылья есть - не летаю. (рыбы).

 Ребята, а где зимуют рыбы?

Незн. Я знаю, они зимуют в аквариуме.

В. Прав ли незнайка?

Р. Рыбы зимой засыпают, вода замерзает, поэтому рыбы опускаются на дно и зарываются в ил.
В. Карась и карп зарываются в ил на дне. Пескари зимуют в углублениях с песчаным дном.  Сазан и лещ залегают в глубокие ямы речных заливов.

В. Ребята, вы хотите, чтобы зима была всегда?

Д. Не хотим.

В. Почему?

Д. Потому что летом тоже хорошо – можно купаться и загорать; Осенью бывает листопад – земля покрывается разноцветным ковром; весной – все зеленеет, цветёт и пахнет.

В. Дети представьте на минуту, что зима будет постоянно, что тогда произойдет?

Р. Если все время будет зима, то все растения и животные погибнут.

В. Слушайте следующую загадку.

То рыжая, то серая, а названьем белая? (Белка)

 А теперь мы узнаем  из следующей игры как же белочка приспосабливается к зимним условиям. Нужно выбрать и раскрасить то, что белочка заготовила себе на зиму.

В. Расскажи, пожалуйста, Ульяна, что же белочка приготовила на зиму?

В. Незнайка, тебе понравилось наше занятие?

Незн. Очень понравилось. Я так много узнал о жизни птиц, животных, рыб и растений. Спасибо вам.

Р.  ( Читает стихотворение А.Фета)

«Чудная картина»

Как ты мне родна

Белая равнина

Полная луна

Свет небес высоких

И блестящий снег

И саней далеких

Одинокий бег.

        В. И все-таки замечательно зимой.

ИТОГ ЗАНЯТИЯ:

В. Что вы нового узнали для себя?

Ответы детей!

Методическая тема.

«Игра, как метод экологического воспитания и образования дошкольников»

На мой взгляд дидактические игры в данном направлении играют незаменимую роль. Об этом говорится в трудах Грехова Л. И. В союзе с природой «Эколого – природоведческие игры и развлечения с детьми». Дежникова Н. С. Экологический практикум: проэкты, поиски, находки, Егоринков Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников.

Знакомя детей с окружающим, помогаю им упорядочить накопленный опыт, стараюсь обогащать новыми знаниями, воспитываю любознательность, наблюдательность. Развиваю желание глубже познать окружающий мир.

В своем конспекте я заимствовала и применила уже созданный опыт, применила комбинаторное творчество.

Тема моего открытого занятия называется «Урок для не Незнайки» Привлекла 11 человек – детей. 7 из них визуалы, а 4 аудиалы. Исходя из этого на занятии применила больше наглядного материала.

Цель: формирование обобщенного представление детей о зиме, о состояние живой и неживой природы.

В проекте занятия я опираюсь на игры, так как у большинства детей отличная зрительная память и слуховое восприятие.

С поставленной целью дети справились, как я и ожидала. Подобранные дидактические игры активизировали внимание, память, сообразительность детей. На лицо обучающий и воспитывающий эффект.

Порадовалась за Лизу, что она интересно рассказала про птицу – Клеста, Валерия про Поползня, Ульяна удивила своими знаниями о жизни деревьев в зимних условиях.

______________________2011г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Олимпийские зимние виды спорта" Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы

"Олимпийские зимние виды спорта"Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы ...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы

МБДОУ Ытык-Кюельский детский сад «Туйаара»              Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей груп...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы, тема «История обыкновенных вещей»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы, тема «История обыкновенных вещей»...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы «Как появился календарь»

Познакомить детей с историей возникновения календаря, рассказать и показать разные виды календарей (издания давних лет и современные)....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы «Кубанская горница»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы «Кубанская горница»Цель: изучение быта Кубанского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям каз...