экскурсии и наблюдения в природе
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) на тему

Шакирова Елена Леонидовна

методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekty_ekskurskiy_i_nablyudeniy.doc76 КБ

Предварительный просмотр:


Экскурсии и наблюдения в природе.

Сентябрь
Экскурсии - наблюдение за берёзой по теме: “Жёлтый цвет осени”.
Цель: Пополнять сознание детей НОВЫМИ ЗНАНИЯМИ и представлениями об окружающем.
Продолжать прививать любовь к красавице берёзе и бережное отношение к ней.
Воспитывать у детей чувство прекрасного.
Учить отмечать сезонные изменения в окраске листвы, узнавать берёзу от других деревьев по коре, строению ветвей.
Активизировать словарь.
Ребята, мы с вами пришли в парк. Здесь очень много разных деревьев и кустарников. Оглядитесь вокруг. Какая кругом тишина, красота. Жёлтый цвет — символ осени. С жёлтых листьев деревьев начинается её время. Солнечный наряд садов, парков, и лесов дал ей название золотая.
Давайте подойдём поближе, потрогаем кору деревьев:
- Какая она? (ответ детей)
- Для чего служит кора дереву?
- Кому еще нужна кора в холодные времена года?
Правильно, насекомым. Ребята, а это кто нас встречает? А? красавица берёза. Да, она здесь не одна! Вон там ещё, и ещё. Детки, берёзка радуется, что мы пришли к ней в гости. Посмотрите, как она нарядилась. Надела осеннее желтенькое платье.
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор, как в солнечных лучах.
Это платье золотое
У берёзы на плечах.
Утром мы во двор идем -
Листья сыплются дождем.
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…
Ой, посмотрите, ветерок подул, и полетели листочки вниз, на землю. Начался листопад. А листочки — то у берёзки на что похожи? (рассматривание, обследование листочков, ответы детей). Да, на золотые монетки. Сколько же их здесь много! И большие, и маленькие, и с точечками, и с узорами. Красота!
Ребята, берёзка, как и мы, тоже любит играть, но только с ветерком. Давайте и мы с вами поиграем. (дети поют песенку и танцуют)
Дует, дует ветер,
Дует, задувает.
Желтые листочки
С дерева срывает.
К летят листочки,
Кружат по дорожке.
Падают листочки -
Прямо на дорожку.
Молодцы!
• А теперь найдите берёзку ростом с себя.
• Найдите берёзку, которой не хватает света.
• Найдите самую тонкую (толстую).
• Найдите берёзку, у которой есть ранки (замажем их глиной).
А теперь, ребята, нам пора возвращаться в д/сад. Я предлагаю вам взять с собой па память несколько листочков от разных деревьев. Мы их высушим и сделаем из них поделки. Согласны?

Октябрь
Экскурсия на огород.
Цель: Вспомнить с детьми, что раньше РОСЛО на этих грядках. Назвать ОВОЩИ, описать их внешний вид.
Проводить с детьми целенаправленную работу по упорядочиванию
представлений о природе в сезонных изменениях.
Дети с воспитателями отправляются на огород.
Осень наступила.
Высохли цветы -
И глядят уныло
Голые кусты…
Ребята, посмотрите, как опустел наш огород. Совсем недавно здесь росли разные овощи.
- Что росло вот на этой грядке? А на этой? (ответы детей) Какие вы молодцы!
- А кто скажет, как выглядит морковка?
- Какого она цвета? (ответы детей)
Сидит девица в темнице,
А коса на улице.
(Что это за овощ?)
Загадаю ещё одну загадку:
Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили?
(Что это за овощ?)
Молодцы, а на этой грядке мы выращивали вот какой овощ:
Сидит дед,
Во 100 шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.

(Лук)
Хорошо, молодцы, ребята. Я за вас очень рада. А ещё я хочу с вами поиграть. Игра-хоровод.
Здравствуй, осень, (2 раза)

 Хорошо, что ты пришла.

У тебя мы, осень, спросим:

«Что в подарок принесла…» (2 раза)

(овощи, мед, гречка)
А сейчас, попрощаемся с огородом до следующей весны. До свидания.


Экскурсия — наблюдение за крылатками клёна.
Тема: “Семена - путешественники”
Цель: Вызвать у детей Эмоциональный отклик на различные явления природы при непосредственном общении с ними.
Познакомить детей с семенами клёна (крылатками). Дать понятие “путешественники”.
Расширять представления детей об окружающем мире.
Ребята, скажите, пожалуйста, какие деревья растут на нашем участке? (ответы детей) Молодцы! А чтобы дерево выросло таким высоким, красивым, что нужно сделать? (посадить, налить) Правильно. Наверное, нужно его посадить семечком? А где же можно взять семечко? Где его найти? Может быть на земле, или на дереве, или ещё где-нибудь? (воспитатель подводит детей незаметно к клёну, дети ищут семена на земле, потом на дереве) Где же, где семена у этого дерева? Да вот же они! Детки, а кто вспомнит, как они называются? (ответ) Да, это крылатки. (Воспитатель раздаёт крылатки детям)
Ребята, а вы знает, почему их назвали крылатками? (ответы детей) Посмотрите, у них есть настоящие крылышки. А к крылышкам прикреплено семечко. Оно крепко держится за крылышки. И когда подует ветер, крылатки начинают свой полёт с дерева на землю. Так, семечко начинает путешествовать. Куда ветер понесёт его, там оно и упадёт. Весной на этом самом месте начнут расти маленький кленок.
Крылатки похожи на что-то. Посмотрите повнимательней на них, на что они похожи? Когда их отпустить из рук, они быстро начинают вращаться вокруг себя в воздухе. Что это вам напоминает? (пропеллер)
А сейчас, я вам предлагаю поиграть с крылатками. Вон их сколько много вокруг! А сейчас несколько штук возьмём в группу, они нам пригодятся для поделок.

Ноябрь
Экскурсия на кухню детского сада.
Цель: Расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения.
Познакомить детей с технологией приготовления салата из капусты, моркови в лука, выращенных на огороде д/сада.
Объяснить детям полезность овощей для организма.
Ход экскурсии.
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру “угадай на вкус” (ребёнку завязывают глаза и подают ровно порезанные овощи: капусту, морковку, лук он их пробует и называет, что это). Затем воспитатель спрашивает:
- Детки, а где я это всё взяла? (на огороде)
- А что ещё мы выращивали на нашем огороде? (ответы детей)
- А каким одним словом можно назвать и морковку, и лучок, и капустку? (овощи).
- Скажите, ребятки, что можно приготовить из овощей? (ответы детей)
Сегодня, я хочу вас пригласить на кухню, где мы увидим, как готовится салат,
- Детки, кто нам в этом может помочь?
- Кто работает на кухне? (ответы детей)
(Воспитатель с детьми заходят на кухню. Их встречает повар. Дети рассматривают кухонное оборудование: кастрюли, бачки, мясорубку, половники в др.)
- Ребята, как вы думаете, какие инструменты нужны для приготовления салата? (нож, доска, тёрка). Правильно, молодцы!
(Повар на глазах у детей шинкует капусту ножом на доске. Затем трёт морковку на тёрке)
- Детки, вот наша капуста и морковка. Салат готов? (ответы детей)
Загадки к экскурсии на кухню:
***
Сто одежек,
И все без застёжек.
(капуста)
* * *
Лоскуток на лоскутке –

Зеленые заплатки.

Целый день на животе

Нежится на грядке

(капуста)


***


В темном тереме девица,


Наверху ее косица.


Дернешь за косу плутовку


И увидишь, что?


(морковку)


***


Стоит девица в темнице,


А коса на улице.


(морковка)



- Конечно, нет, в него нужно добавить лучок. А чтобы салат получился ещё вкуснее, его надо посолить и заправить маслом.
(Повар аккуратно выкладывает готовый салат на красивое блюдо и дарит его детям.)
- Ребята, а давайте придумаем нашему салату название (дети называют свои варианты.) Воспитатель берёт в руки блюдо.
- А я бы назвала этот салат “Здоровье”, потому что в овощах, из которых он приготовлен, очень много разных витаминов. А витамины эти полезны для нашего организма.



Наблюдения за рябиной. 
Цель:
Вызвать у детей эмоциональный отклик от встречи с рябиной и от общения с ней в глубокую осень.
Расширять представление детей об окружающем мире.
Показать детям ягоды под снегом.
Полюбоваться красотой свешивающихся ветвей.
Ход наблюдения.
Дети выходят на прогулку. Воспитатель демонстративно нащупывает в кармане ягоду рябины, но не говорит
 об этом детям.
Ой, ребятки, какая-то ягода у меня в кармане есть. Но достать я её не могу почему- то. Попробую ещё раз. Не получается. Ой, кажется, какая-то записка. Прочитаем? Да здесь загадка:
В сенокос горька,
А в мороз
сладка.
Что за ягодка?
Ай, да молодцы! Конечно же это рябина. Давайте-ка, отправимся в гости к ней.
Самые заметные ягоды у рябины. Научно название рябины означает “ловящая птиц”. Уже с ранней осени ягоды привлекают к себе птиц. Посмотрите, как горят они на дереве, как выглядывают из под снежной шапки.
Под ветром на поле
И возле реки
Горят
на морозе
Рябин огоньки.
И солнышком зимним,
Дрожа на весу,
Рябины горят
В новогоднем лесу.
Чаще всего прилетают сюда полакомиться снегири и синички. Давайте постоим тихонько и посмотрим, может быть, нам удастся понаблюдать за птицами, которые прилетят к рябине.
Обратите внимание на снег под деревом.
- Почему он красный? Почему ягоды лежат на снегу? (выслушиваются ответы детей) Да вы правы, птицы выклевывают только семена, а ягоды бросают вниз, на землю. Оттого и снег вокруг рябины становиться красным.
Ребята, я вам предлагаю попробовать по ягодке. Правда, сладкая она под снегом?



декабрь
Наблюдение на прогулке.
Тема: «Рассматривание снежинок. Снегопад”
Цель:
Развивать в детях любознательность, наблюдательность.
Расширять знания о явлениях природы.
Учить детей находить сходства и отличия, называть их.
Воспитатель обращает внимание детей на снег, который медленно падает с
неба на землю.
Белый снег пушистый,
В воздухе кружится.
И
на землю тихо —


Падает, ложится… 
Ребятки, когда снег падает, как называется такое явление в природе? (ответы детей) Правильно, снегопад.
На деревья, на кусты
С неба падают цветы-
Белые, пушистые,
Только не душистые.
Ой, а я поймала на варежку снежинку. А вот ещё, ещё и ещё. А у Ани на воротник села снежинка, Даше на рукав (воспитатель старается как можно больше назвать детей)
А какие разные снежинки! Давайте внимательно рассмотрим эти ледяные кристаллики
- цветы. Какое разнообразие форм. Кажется, нет совсем одинаковых. У многих снежинок есть лучики. Ребята, полюбуйтесь на них. А как вы думаете, что может случиться, если снежинка опуститься на ладошку? (ответы детей) Правильно, растает. Почему? (ответы детей)
***
Белая, узорная,
Звездочка малютка.
Ты слети мне на руке,
Посиди минутку.
Покружилась в воздухе
Звёздочка немножко.
Села и растаяла
На моей ладошке.
Детки, посмотрите, сколько много снежинок вокруг нас. Целые сугробы снега. А что можно сделать из снега? (ответы детей)
Снег пушистый
Лёг на ветки
У крыльца играют детки
 
Лепят бабу за окном,
Дружно катят снежный ком.
А ещё на дорогах много снега. Я предлагаю вам помочь дворникам почистить дорожки от снега. Что нам нужно для работы? (ответы детей)
Снег идёт                                                              Познанская
Тихо-тихо снег идёт,
Белый снег мохнатый.
Мы расчистим снег и лёд
Во дворе лопатой.
Выйдет мама на порог,
Скажет: “Кто бы это мог
Провести  дорожку
К нашему  порожку?”
(По желанию детей можно слепить снеговика, снегурочку, снежную бабу).



Экскурсия в городской парк или по территорий д/сада.
Тема: “Метель, вьюга”
Цель: Расширить представление детей об окружающем мире.


 - Учить детей определять состояние погоды. Ввести в словарь детей слова “метель”, “вьюга”.
Развивать наблюдательность, любознательность.
Ребята, посмотрите сколько много снега кругом. Как шубой укрывает слой снега землю. Под снегом не вымерзают травы я посевы, а мелкие зверюшки согреваются в своих нарах.
Детки, а скажите, пожалуйста, что может случиться, если снежок не укроет землю? (ответы детей) Правильно, растения, насекомые и зверюшки замёрзнут. А под снежным покровом им тепло я уютно.
Сухой, пушистый снег легко переносится ветром. Он поднимает снежинки верх. Ветер со снегом называется метелью или вьюгой. Если прислушаться к метели, то можно услышать её звук: “вьюююуу”.


***


Кружится и хохочет


Метель под Новый год.


Снег опустится хочет,


А ветер не дает…
***
Ходит грозный Вьюговей
В белой шапке до бровей.
Даже волк, разбойник волк,
Испугался и примолк.
Ребятки. А сегодня на улице есть метель? (детки определяют состояние погоды) Да, вон как метель по дороге. Мы долго не сможем погулять, так как дует сильный ветер. Посмотрите, люди даже подняли воротники.
А сейчас, я вам предлагаю поиграть со мной. Я буду ветром, а вы снежинками. Как только я на вас подую, вы начнёте кружиться, а потом приседать, образуя сугробы (игра повторяется 2- 3 раза)
В конце наблюдения читается стихотворение В. Степанова “Метелица”.
Ни проехать, ни пройти,


Мы сидим как взаперти.


Вся деревня – пленница.


За окном метелица.


Снег пушистый за бугром


Завивается вихрем,


А над елкой колкой


Снег завился чёлкой.


Кроме снега из – под чёлки.


Ничего не видно елке.




Январь
Наблюдение на тему:
 “Следы на снегу”.
Цель:
Учить детей размышлять, воображать.
Развивать фантазию.
Воспитатель с детьми выходит на прогулку. У крылечка детки останавливаются.
- Ребята, посмотрите, сколько разных следов на снегу! Наверное, здесь прошло очень много человек. Какие вы видите следы? (ответы детей). Да, сморите, кажется, здесь сегодня утром прошла наша Катюшенька с папой. Вот Катины следы, а это, наверное, следы её папы. А кто ещё нашёл интересные следы? (ответы детей)
Детки, обратите внимание, вот тут я увидела очень странные следы. Отчего бы он мог быть? (ответы детей) да, конечно, это след от санок. Кто сегодня приехал в д/сад на саночках? Молодцы!
Давайте посмотрим на след под ёлочкой. Есть они там! Как вы думаете, кто их оставил? (ответы детей) Подумайте, какой след могут оставить воробьи? (они прыгают и след у них мелкий, частый) А вороны и голуби? (у них след похож на шаги, т.к. они шагают) А может быть здесь прошла осторожно кошка?
Ребята, а давайте и мы с вами оставим свои следы. А может даже сделаем интересные узоры.




Февраль
Наблюдении на прогулке за тополем.
Цель: Показать детям сезонные изменения (набухание почек). Вдохнуть аромат их почек. Рассмотреть строение веток.
Ребятки, посмотрите, пожалуйста, какое высокое и сильное дерево перед нами. Вспомните, как оно называется? (ответы детей) Правильно, это тополь. А как вы догадались? Да, у него зелёная кора, ветви толстые, мощные. А ещё тополь отличается от других деревьев своими крупными шерстисто – пушистыми почками, покрытыми круглыми коричневыми чешуйками.
Детки, вспомните, что летом вызревает на тополиных веточках? Правильно, коробочки, а в коробочках что? (ответы детей) Да, там пушок. Из этого пуха мы с вами делаем разные аппликации.
А сейчас поднимите голову повыше. Что вы видите на макушке тополя? Да, это гнездо. Чьё это гнездо? (ответы детей) Совсем скоро, сюда прилетят птицы и поселятся в этом гнезде. Будут выводить своих птенцов.
Ребята, я предлагаю вам срезать несколько веток тополя и отнести в группу для наблюдения в уголок природы.
Экскурсия вокруг д/сада и к кормушке.
Тема: Зимующие птицы”
Цель:
Уточнить представления детей о непростой жизни зимующих птиц, нацелить на помощь им.
Ребята, какие птицы прилетели сегодня к нашей кормушке? (ответы детей) Правильно. А чем они питаются? Молодцы, детки, знаете. Птицы эти зерноядные. Но они зимой рады и крошкам, оставшимся после нашего завтрака. Ой, посмотрите, прилетела желтогрудая с черным галстуком синица. Она очень полезная птичка: питается вредными насекомыми, которых вытаскивает своим длинным и острым клювом из-под коры деревьев.
- А это кто? (ответы детей) Правильно, снегирь. Обратите внимание на цвет оперения этой птицы. Очень красиво выглядят снегири. Они похожи на розовые яблоки, которые любят раскачиваться на ветвях сирени. Тише, тише, не спугните их. Полюбуемся на них издалека, на их чёрную шапочку.
Алой кисточкой заря


Красит грудку снегиря,
Чтобы в морозы о в пургу
Не замёрз он на снегу.
Детки, обратите внимание, как крепко они цепляются своими ножками, коготками за края кормушки или ветки. Птицы не ссорятся, они дружно клюют корм. Вот сейчас мы отойдём, а к кормушке, возможно, прилетят другие птицы. Какие? (ответы детей)
А сейчас мы поиграем в п/игру “Воробушки и
 автомобиль”. Я буду волшебницей и превращу вас в птиц. Может быть вы хотите быть не только воробьями? (воспитатель касается детей рукой, а ребёнок называет птицу, кем бы хотел стать)
- Аня, какой птицей ты будешь?
- А ты, Данил? и т.д.
(проводится игра 2-3 раза).




Март
Наблюдения за снегом. Снеготаяние.
Цель: Расширить представление детей о сезонных изменениях. Обратить внимание детей на состояние снега. Ввести новые термин “снеготаяние”.
Детки, посмотрите вокруг себя на снег.
- Что происходит со снегом весной? (ответы детей)
- Каким он становится?
- Почему снег тает?
- Откуда появились лужи?
(воспитатель выслушивает ответы детей и читает отрывки стихотворения С.
Маршака)

Снег теперь уже не тот,
Потемнел он в поле.
А на речке треснул лед
Будто раскололи…
Ой, а что случилось с нашими постройками на участке?
- Какими они стали?
- Отчего покосились? (ответы детей)
Да, а зимой снег был белый и пушистый, а сейчас тёмный, серый!
Ребята, обратите внимание на снег, который лежит на дороге.
- Какого он цвета? Да, совсем чёрный, грязный. Потому что, весной начинается снеготаяние.
Экскурсия по территории детского сада.
Тема: “Сосульки”
Цель: Учить детей отличать состояние погоды.
Расширять представление детей о сезонных изменениях. Показать детям сосульки.
Отметить появление сосулек па солнечной стороне. Понаблюдать, как капает вода.
Воспитатель с детьми отправляется на прогулку.  Детки, я вам что-то хочу показать. А что? Узнаете, отгадав загадку:
Растет она вниз головою.
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечет,
Заплачет она, и умрёт.
Молодцы, конечно, же, это сосульки. А скажите, пожалуйста, вот сегодня мы можем увидеть сосульки? Да, можем. Я предлагаю вам отправиться на поиск сосулек (воспитатель я дети идут вокруг здания детского сада).
Ребята, скажите, пожалуйста, почему сосульки висят только с этой стороны крыши? (ответы детей)
- Почему они днём падают? (днём туг больше солнца и поэтому теплее, сосульки тают)
(воспитатель предлагает детям потрогать сосульку руками)
Детки, какая сосулька на ощупь? (ответы детей)  Да, холодная, скользкая, прозрачная. Хорошо, а на что она похожа? (ответы детей) Почему она тает у нас в руках? (ответы детей) А если мы её нечаянно уроним, что произойдёт с сосулькой? да, она разобьётся, потому что хрупкая. При этом мы услышим звон.
А давайте попробует сосульку бросить (дети бросают сосульку и убеждаются, что она хрупкая и звенит).
Ребята, поднимите головы, и вы увидите, как с сосулек капает вода. Это солнышко пригревает, а сосульки как бы плачут.
На дворе сосульки плакали


Под лучами солнца таяли.


Голубые слезки капали


И проталинку оставили


Динь дон динь дон динь - дон.
Детки, а куда потом денется вода из проталинок? (ответ детей) Да, она напоит
корешки растений. Молодцы!




Апрель
Наблюдение по теме:
Цель: Продолжать знакомить детей с осадками (дождиком).
(Воспитатель с детьми выходят на прогулку с зонтиками)
- Ребята, сегодня мы с вами пойдем гулять под дождем. Для этого мы надели куртки, сапоги. А ещё что взяли с собой? Зонтики. А для чего они нам нужны? (ответы детей) Правильно чтобы прятаться от дождя.
Детки, давайте встанем под зонтик и послушаем, как стучит дождь по крыше, по карнизу, по зонтику.
По опушке шла Весна
Вёдра с дождиком несла.
Оступилась на пригорке
Опрокинулись ведёрки.
Ребята, а откуда взялся дождик? Ещё утром светило солнце, а сейчас вдруг дождь пошёл (ответы детей) Да, дождик идёт из дождевой тучки. Давайте подставим ладошки и узнаем какой он (дети называют то, что чувствуют)
Дети, а для чего нужен дождик? (выслушиваются ответы детей)
Это что же за садовник?
Полил вишню и крыжовник,
Полил сливу и цветы,


Вымыл травы и листы.


А как сумерки настали,


Нам на радио сказали,


Что и завтра он придет


И польет наш огород.
А. Рождественская
Про кого я прочитала загадку? Да, про дождик. Ой, ребята, а у нашего Илюши и Данила сегодня на ножках не сапоги, а ботиночки. Как же они пойдут гулять? Детки, давайте попросим дождик остановить ненадолго, может быть, он нас услышит.
Дождик, дождик,
Что ты льёшь,
Погулять нам не даёшь?
- Я водою дождевою
Землю мою, мою, мою.
(если позволит погода. Поиграть в подвижную игру «Солнышко и дождик»)



Экскурсия за территорию детского сада.
Тема:
“Ручейки”
Предварительная работа: изготовить лодочки из пробок, бумаги, пенопласта (на каждого ребёнка).
Цель: Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе.
Детки, сегодня мы опять вами отправляемся на экскурсию. (воспитатель выводит малышей за территорию детского сада и читает стихотворение)
Долго шла весна тайком


От ветров и стужи,


А сегодня прямиком


Шлепает по лужам.


Гонит талые снега


С гомоном и звоном.


Чтобы выстелить луга


Бархатом зеленым.


«Скоро, скоро, быть теплу!»-


Эту новость первой


Барабанить по стеклу


Серой лапкой верба…


Ребята, вот и к нам весна пришла. На улице стало теплее, появились проталины. На деревьях набухают почки. По дорогам разгуливают важные грачи. А на макушках деревьев строятся гнёзда.
Детки, посмотрите, пожалуйста, сколько кругом воды. И на тротуаре вода, и у забора вода, а по
 дороге ручей бежит. Скажите, дети, на что он похож? (ответы детей)
Да, правильно, на быстротечную речку.
- А кто из вас бывал на речке?
- Что вы там видели? (ответы детей)
Хорошо. Ребята, а у меня для вас есть сюрприз


(воспитатель достаёт шкатулочку)
- Как вы думаете, что у меня здесь?
По реке плывёт,
Людей везёт.


Правильно, дети, это лодочка, кораблик. Сейчас мы с вами будет капитанами. (воспитатель раздаёт всем лодочки)
Я кораблик смастерил


И в ручей его пустил.


- Пусть плывут наши лодочки, кораблики!
(свободные игры детей с лодочками).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей НАБЛЮДЕНИЯ В ПРИРОДЕ ЗИМОЙ ВО ВРЕМЯ ЭКСКУРСИЙ И ПРОГУЛОК.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11121916","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"480"}}]]Зима    даёт  ценный   мат...

Экскурсия и наблюдение - источник экологических знаний дошкольников

Приобщение ребёнка к природе через ее познание всегда служило средством формирования его мировоззрения. Природоведческое образование стало особо важным на современном этапе исторического развития, ког...

Консультация для воспитателей " Использование экскурсий и наблюдений в обучении правилам поведения на дороге"

Движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах - для детей слишком сложное явление, чтобы ориентироваться в нем сам...

Экологическое воспитание дошкольников. Наблюдения в природе. Экскурсия в парк «Проводы осени».

Экологическое воспитание дошкольников основывается на систематических наблюдениях за объектами и явлениями природы и их фиксации. Оно включает игровую, изобразительную деятельность, моделирование и др...

Конспект наблюдения за природой на прогулке со второй младшей группой «Наблюдение за березой в зимнее время»

В данном материале изложен порядок наблюдения за природой в процессе прогулки согласно режимным мероприятиям в ДОО. В результате данного наблюдения мы продолжаем знакомство детей с деревьями, произрас...