Программа дополнительного образования "Родники"
материал по окружающему миру (старшая группа) на тему

Рудакова Нина Николаевна

Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию "Родники". Программа содержит пояснительную записку, тематическое и перспективное планирование материала на учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya.docx29.01 КБ

Предварительный просмотр:

      Программа дополнительного образования

                           «Родники»                          

 (Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста)                                           

                                               Автор: Рудакова Н.Н.

  Академик Д. С. Лихачёв писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого- с любви к своей семье, к своему дому. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

        Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убежденности и вдохновения. Это весьма кропотливая работа должна вестись систематически,  планомерно, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному поселку, к родной стране.

       Актуальность проблемы заключается в том, что:

  1. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе (посёлке), стране, особенностях русских традиций.
  2. Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.
  3. Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

           Цель патриотического воспитания – привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру и т.п., то есть определенное отношение к собственной стране. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни: ребенок переживает то, что с ним происходит и им совершается, он определенным образом относится к тому, что его окружает; переживание этого отношения к окружающему составляет сферу чувств и эмоций ребенка. Чувства ребёнка – это его отношение  к миру, к тому, что он испытывает и делает в форме непосредственного переживания. Поэтому, более близким по сути к патриотическому воспитанию можно отнести его пересечение с нравственным, то есть нравственно-патриотическое воспитание.

       Для достижения этой цели необходимо решение следующего комплекса задач:

  1. Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.
  2. Формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
  3. Формирование представлений о России как родной стране, о Москве как о столице Родины.
  4. Воспитание патриотизма, уважение к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово.

       Целью данной программы является более углубленная работа над следующими разделами.

Родной город

          Дети получают краеведческие сведения о родном городе (районе, селе), об истории возникновения, о его достопримечательностях, промышленности, видах транспорта, зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, деятелях культуры, знаменитых земляках. Воспитывается гордость за малую родину, желание сделать её лучше.

Родная страна

          На занятиях этого блока дети получают географические сведения о территории России, знакомятся и расширяют свои представления о значении государственных символов России, воспитывается уважительное отношение к ним. Формируются представления о том, что Россия – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами, формируются основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, её культуре, осознание личной причастности к жизни Родины.

Родная культура

           Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. На занятиях этого блока дети знакомятся с устным народным творчеством: сказками, былинами,  потешками, праздниками и обрядами, народным декоративно-прикладным искусством. У детей формируется общее представление о народной культуре, её богатстве и красоте,  дети учатся любить и ценить народную мудрость, гармонию жизни.

Тематическое планирование работы по нравственно-патриотическому, социально- личностному развитию в старшей группе ДОУ.

                         Основные задачи и разделы

раздел

             задачи

1. Родные просторы

Расширять знания детей об истории посёлка; воспитывать любовь к родному краю, его жителям.

2.Приобщение к истокам

Познакомить детей с историей русского народа: бытом, обычаями; воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

3.Народный календарь

Знакомить с народными праздниками; формировать уважение к традициям русского народа.

4.Защитники Отечества

Знакомить с боевыми традициями нашего народа; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины.

5.Музейная педагогика

Закреплять знания детей об историческом прошлом своей страны; использовать потенциал мини- музеев ДОУ и социума поселка.

6.Открой себя

Помочь ребёнку раскрыть в себе общечеловеческую сущность и осознать свою индивидуальность, особенность, неповторимость через осуществление педагогических проектов. Способствовать успешной социализации детей.

      Отбор содержания занятий по разделам, с учётом патриотического воспитания детей дошкольного возраста, осуществляется через включение в него культурно-исторического, духовно-нравственного, художественно-эстетического, эколого-краеведческого компонентов, знание истории и традиций Отечества.

   Содержание тематических блоков.

«Родные просторы»:

  1. «Как начиналось русское государство»
  2. «Москва – столица России»
  3. «Лекарственные растения родного края»
  4. «Наш славный поселок»
  5. «Герб нашего поселка»
  6. «Знаменитые земляки»
  7. «Мы – россияне»
  8. «Что мы знаем о России»

«Приобщение к истокам»:

  1. «В гостях у городецких мастеров»
  2.  «Посиделки в горнице»
  3.  «Русская деревня»
  4. «Из чего ели и пили наши предки»
  5. «Устное народное творчество – скороговорки»
  6. «День Земли»

«Народный календарь»:

  1. «Откуда хлеб пришел»
  2. «Пестрая ярмарка»
  3. «Новогодние традиции»
  4. «Рождественские посиделки»
  5. «Масленница пришла»
  6. «Пасхальное яйцо»

«Защитники Отечества»:

  1. «Что такое героизм»
  2. «Город-герой Москва»
  3. «Земля–мать – сумей за нее постоять»
  4. «Праздник Защитников Отечества»
  5. «Этот день Победы»

«Музейная педагогика»:

  1. Посещение мини-музея «Деревянная ложка»
  2. Посещение мини-музея «Русская матрешка»
  3. Посещение мини-музея «Русский самовар»»
  4. Посещение мини-музея « Изделия из бересты» (или экскурсия в  «Радушеньку»)
  5. Посещение мини-музея «Русская гармошка»
  6. Посещение мини-музея «Русский костюм» (или экскурсия в краеведческий музей)

«Открой себя» - использования метода  педагогических проектов по циклу занятий.

     Перспективное планирование

месяц

        тема

                 цель

сентябрь

Диагностическое обследование детей.

Диагностический инструментарий: Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живем в России», старшая группа.

 

Цель: определение уровня знаний детей по тематическим блокам: «Родной город», «Родная природа», «Родная страна», «Родная культура».

                           октябрь

1. «Как начиналось русское государство»

  1. 2. «Москва – столица России»

  1. 3. «Наш славный поселок»

  1. 4.«Герб нашего поселка»

Программное содержание: формировать у детей представление о стране, в которой мы живем; вызвать интерес к настоящему, прошлому и будущему России; воспитывать чувство любви к своей Родине, чувство гордости за свою страну.

Программное содержание: познакомить детей с главным городом России – Москвой; формировать представление о Москве как о столице нашей Родины; воспитывать патриотические чувства.

Программное содержание: расширить и закрепить знания детей о родном поселке, познакомить с историей возникновения поселка; воспитывать патриотические чувства к своей малой родине.

Программное содержание: закрепить и обобщить знания детей о символе родного посёлка – гербе; формировать уважительное отношение к гербу, познакомить детей с символическим значением герба; воспитывать гражданско-патриотические чувства.

                             ноябрь

  1.  
  2.  1. «Знаменитые земляки»

2. «Лекарственные растения родного края»

3. «Русская деревня»

4. Посещение мини-музея  «Русская матрешка»

Программное содержание: познакомить детей со знаменитыми земляками; воспитывать уважение к их труду и подвигам, желание быть на них похожими.

Программное содержание: расширить представления детей о природе родной страны; познакомить с лекарственными растениями, их использованием в лечебных целях.

Программное содержание: познакомить детей с особенностями жизни людей в деревне; формировать интерес к своей малой родине; пополнять активный словарь детей.

Программное содержание: расширить знания детей о русской народной игрушке, формировать интерес к художественным произведениям русских мастеров; воспитывать бережное отношение к игрушке.

                                    декабрь

  1.  
  2. 1. Откуда хлеб пришел»

  1.  2. Из чего ели и пили наши предки»

  1.  

3. Посещение мини-музея  «Деревянная ложка»

4. «Новогодние традиции»

Программное содержание: познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину; разъяснить, что хлеб – это итог большой работы многих людей; воспитывать бережное отношение к хлебу.

Программное содержание: познакомить детей с  посудой (деревянная или глиняная);

формировать интерес к особенностям русского быта в старину; способствовать развитию эмоциональной отзывчивости, эстетических чувств.

Программное содержание: познакомить детей с утварью, которую использовали в древние времена; расширять кругозор детей, развивать любознательность; воспитывать интерес к истории родной страны.

Программное содержание: формировать первоначальные представления об обычаях и традициях разных народов; познакомить с новогодними традициями России и других стран; воспитывать гражданско-патриотические чувства.

                                         январь

  1.  1. В гостях у городецких мастеров»

2.«Рождественские поси-делки»

3. «В гостях у Хозяюшки»

4. Посещение мини-музея «Гармошка»

Программное содержание: воспитывать интерес к русскому народному творчеству; развивать творчество детей, стремление подражать народным мастерам; способствовать развитию эмоциональной отзывчивости, эстетических чувств.

Программное содержание: формировать доброжелательное отношение к людям, воспитывать гостеприимство; способствовать осознанному отношению к русским народным традициям; развивать образную речь.

Программное содержание: познакомить детей с историей русского народа: бытом, обычаями, гостеприимством; продолжать знакомить детей с устным народным творчеством – пословицами, поговорками, прибаутками, обогащать речь детей образными, меткими выражениями малых форм русского фольклора.

Программное содержание: познакомить детей с русским народным инструментом – гармошкой, развивать творческую фантазию, желание импровизировать; воспитывать эмоциональную отзывчивость, самостоятельность, уважение к национальным традициям русского народа

.

                             февраль

1. Защитники земли русской»

2.  «Земля–мать – сумей за нее постоять»

3. «Праздник Защитников Отечества»

4.  Посещение мини-музея «Изделия из бересты» (или экскурсия в  «Радушеньку»)

Программное содержание: формировать у детей патриотические чувства, гордость за Родину; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины.

Программное содержание: закрепить знания о воинском подвиге; развить представления о современных родах войск; воспитывать уважение к гражданскому подвигу защитников Отечества прошлого и настоящего.

Программное содержание: формировать чувство уважения к Российской армии; воспитывать в детях желание быть похожими на наших солдат и офицеров, желание служить в Российской армии.

Программное содержание: закрепить и обобщить знания детей о русских народных промыслах средствами эстетического воспитания; формировать чувство восхищения творениями народных мастеров.

                                         март

1. «Масленница пришла»

2. Посещение мини-музея «Русский костюм» (или экскурсия в краеведческий музей)

3. «Пестрая ярмарка»

4. «Устное народное творчество – скороговорки»

Программное содержание: формировать устойчивый интерес к русским народным традициям, обрядам на основе активного участия в праздниках и совместной творческой деятельности ребенка со взрослыми.
Программное содержание: продолжать формировать уважение к традициям русского народа, к человеку-труженику, результатам его труда, поддерживать интерес к национальной одежде; воспитывать любовь к родной стране.

Программное содержание: уточнить и закрепить представления детей о дымковской игрушке, хохломской росписи: сформировать представление о связи поколений через сохранение традиций в промыслах; развивать способность к эстетическому восприятию.

Программное содержание: поддерживать положительное отношение к народному творчеству; формировать знания детей о традициях русского народа, обогащать словарь детей; воспитывать любовь и уважение к истории народной культуры,

                                 апрель

1. «Пасхальное яйцо»

2. Посещение мини-музея «Русский самовар»

3. «День Земли»

4. «Мы – россияне»»

Программное содержание: познакомить детей с русским народным искусством – росписью яиц; уточнить знания о способах и вариантах росписи; упражнять в росписи яичных скорлупок.

Программное содержание: познакомить детей  с  историей самовара, традициями и обычаями, связанными с чаепитием; воспитывать и прививать культуру поведения за праздничным столом.

Программное содержание: формировать представление о солнечной системе; пробуждать у детей желание сделать приятное для Земли; воспитывать дошкольников в духе патриотизма и любви к планете Земля, чувство гордости за свою планету.

Программное содержание: познакомить детей с понятиями Родина, Отечество; формировать представление о России как о родной стране, чувство любви к своей родиной стране, закрепить название «Россия».

                            май

  1. 1. «Что такое героизм»

  1. 2. «День Победы»

  1. 3. «Город-герой Москва»

4. «Что мы знаем о России»

Программное содержание: формировать представление о героизме; воспитывать у детей эмоционально-положительное, действенное отношение к воинам, которое выражалось бы в желании быть похожими на них.

Программное содержание: воспитывать патриотические чувства, средствами эстетического воспитания; побуждать детей уважительно относиться к подвигу наших соотечественников во время Великой отечественной войны.

Программное содержание:познакомить детей с главным городом России – Москвой, обороной в годы Великой Отечественной войны; формировать понимание значимости патриотического подвига всех граждан страны.

Программное содержание: обобщить и систематизировать знания детей, полученные за год.

Используемая литература:

1. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) -  М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008

2. Система патриотического воспитания в ДОУ./Авторы-составители Е.Ю.Александрова и др. -  Волгоград: изд. «Учитель», 2007

3. С чего начинается Родина. Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/под ред. Л.А.Кондрыкинской. -  М.: ТЦ  « Сфера»,2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности "Цветная палитра"

Программа "Цветная палитра" разработана на основе программы И. А. Лыковой "Изобразительное творчество в детском саду" и направлена на целостное развитие творческих способностей детей дошкольного возра...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...