РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации образовательной области «Речевой развитие».
рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа)

Вид организованной образовательной деятельности:  подготовка к обучению грамоте детей  6 -7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_obucheniyu_gramote.docx76.02 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ детский сад «Сказка» п.г.т.Заиграево

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по реализации образовательной области «Речевой развитие».

Вид организованной образовательной деятельности:                                               подготовка к обучению грамоте детей  6 -7 лет.

                                                                                                                                                                 

п.г.т.Заиграево 2023г.


Содержание.

Пояснительная записка        3

Основные цели и задачи…        4

Принципы реализации программы        5

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Режим занятий.        5

Методы и приемы обучения        6

Формы и методы контроля        6

ПАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ПРОГРАММЫ        7

ХАРАКТИРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Возрастные особенности детей 6-7 лет        8

СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ        10

    Основные этапы и содержание работы        11

Перспективное планирование программного содержания        12

    ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Основные направления взаимодействия с родителями        16

Перспективный план по взаимодействию с родителями        17

Список литературы…………………………………………………………………..18                                                                                                    1

Пояснительная записка.

Актуальность подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе на современном этапе модернизации российского образования общепризнана и не вызывает сомнения. Министерством образования и науки РФ предшкольная подготовка признана одним из приоритетных направлений развития отечественной образовательной системы.

Дополнительная образовательная программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты.» (далее просто «Программа») имеет социально- педагогическую направленность и способствует развитию мотивации ребенка к познанию и творчеству, созданию условий для всестороннего развития личности ребенка.

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13

«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

  • Устав учреждения.

Программа является модифицированной и составлена на основе авторской программы Е.В.Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты». Программа по подготовке к обучению чтению реализует идеи развивающего образования непрерывно и преемственно от дошкольного этапа до поступления в общеобразовательную школу и предназначена для работы с детьми с 6 - 7 лет в дошкольном образовательном учреждении.

В Программе используется системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей. При системном подходе рассматриваются пути освоения ребенком языка в единстве сознания и деятельности. Комплексный подход требует взаимодействия разных наук (психолингвистики, педагогики, языкознания). Теоретический подход основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников.

Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие детей.

Она обеспечивает целостность педагогического процесса на протяжении одного года и соблюдает преемственность не только с последующим обучением, но и с предыдущим.

Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребенка и не дублируют основную образовательную программу детского сада и школы.

Занятия данного возраста, по своим требованиям, приближены к школьным, но отличаются по форме организации.

Актуальность программы. Программа является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научат понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствуют развитию мелкой моторики и зрительно- двигательной координации. Данная программа педагогически целесообразна, так как при её реализации дети получают достаточный запас знаний, умений и навыков, необходимый для подготовки к школе.

Основные цели и задачи программы

Цель программы - осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоты, слоговому чтению.

Исходя из поставленной цели, формируются задачи программы.

Задачи программы:

Образовательные:

  • Формировать и развивать фонематического слуха;
  • Учить детей владеть звуковой стороной речи –темпом, интонацией;
  • Знакомить со слоговой структурой слова;
  • Формировать умение правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения;
  • Формировать умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения;
  • Расширять словарный запас детей;
  • Знакомить с графическим изображением буквы;
  • Учить соотносить звук и букву;
  • Учить детей производить звуко - буквенный анализ слова;
  • Упражнять в аналитико-синтетической деятельности;
  • Подготовить руки ребенка к письму;
  • Упражнять в печатании букв, слогов (по образцу).

Развивающие:

  • Развивать слуховое восприятие;
  • Развивать графические навыки;
  • Развивать мелкую моторику рук и укреплять мелкие мышцы руки;
  • Развивать глазомер, четкую координацию руки.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение работать;
  • Воспитывать        нравственные        качества,        а        именно        терпимость, доброжелательность по отношению к окружающим;
  • Воспитывать усидчивость;
  • Воспитывать способность к самостоятельному выполнению заданий.

Принципы реализации программы

В основе реализации программы лежат принципы:

  1. Принцип личностно-ориентированного общения. Приоритетные формы общения педагога с детьми – партнерство, соучастие и взаимодействие.
  2. Принцип интеграции. Предполагает сотрудничество с семьей, взаимосвязь разных видов деятельности.
  3. Принцип развивающего обучения. Предполагает постановку ведущих целей обучения: познавательную, развивающую, воспитательную, развитие познавательных и творческих и творческих способностей детей.
  4. Принцип последовательности. Предполагает изучение материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.
  5. Принцип наглядности – широкое представление изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, предметы, фотографии, книги и т.д.
  6. Принцип дифференциации – создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе обучения чтению с учетом возраста ребенка, накопленного им опыта, особенностей.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Режим занятий.

Программа ориентирована на детей 6-7 летнего возраста. Срок реализации программы 1 год. Деятельность детей по программе организовывается в форме групповых занятий.

Образовательные ситуации и занятия распределены в соответствии с сеткой- расписанием. Занятия проводятся 1 раз в неделю в первой половине дня и включают в себя: небольшую теоретическую часть, иллюстрированный

наглядный материал, игровые, занимательные упражнения, упражнения для развития моторики, физкультминутки. В рамках каждого занятия определены различные виды детской деятельности, отражающие интеграцию образовательных областей.

Воспитатель дозирует объём образовательной нагрузки, не превышая допустимые санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. По действующему СанПиН для детей возраста от 5 до 7 лет планируются занятия продолжительностью не более 25 - 30 минут (СанПиН 2.4.1.1249-03).

                       Учебный план.

Количество занятий в неделю

Всего занятий в

Месяц

Всего занятий в

год

1

30 мин

4

32

Методы и приемы обучения.

На занятиях используются различные методы, приемы и средства обучения и воспитания:

  • информационные, репродуктивные (педагог сам объясняет материал);
  • объяснительно-иллюстративные, словесные (рассказ, беседа);
  • наглядные (иллюстрация, демонстрация, показ, мультимедиа презентации);
  • практические        (фонематические        упражнения,        работа        с        текстами, дидактические игры, рисование, театрализация);
  • методы стимулирования (поощрение, одобрение, похвала, награждение, соревнование)

Формы и методы контроля.

Важной задачей обучения чтению является диагностика усвоенных знаний. Это не только показатель работы педагога, но и важный аналитический материал, позволяющий корректировать содержание, методы и формы работы с детьми по данной проблеме.

Одной из форм диагностики может быть педагогический мониторинг.

Педагогическая мониторинг - это педагогическая деятельность, направленная на изучение фактического состояния и специфических особенностей субъектов педагогического взаимодействий, а так же на прогнозирование тенденций их развития как основы для целеполагания и проектирования педагогического процесса. Таким образом, использование в педагогическом процессе технологий образовательного мониторинга позволит решить выявленные проблемы, поскольку мониторинг предполагает:

  1. Постоянный сбор информации об объектах контроля, то есть выполнение функции слежения;
  2. Изучение объекта по одним и тем же критериям с целью выявления динамики изменений;
  3. Компактность, минимальность измерительных процедур и их включенность в педагогический процесс.

Целью педагогического мониторинга является отслеживание результатов реализации программы, наблюдение за развитием личности ребенка.

Для отслеживания результатов образовательного процесса используются следующие виды контроля:

  • начальный контроль (сентябрь),
  • итоговый контроль (апрель)

Сводная        таблица        данных        отражает        динамику        роста        овладения        детьми навыками чтения.

При проведении диагностики следует опираться на следующие принципы: 1.Результаты        диагностики        не        должны        получать        в        мнении        педагога эмоциональную или этическую окраску.

  1. Результаты диагностики должны рассматриваться как конфиденциальная информация.
  2. Педагогическая диагностика осуществляется в привычной для ребёнка обстановке. Во время свободных игр, в режимные моменты, на прогулке или на занятиях воспитатель наблюдает за поведением детей. Результаты своих наблюдений воспитатель фиксирует.

Мониторинг результатов усвоения программного материала    (См. приложение №1)

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ПРОГРАММЫ

 6 -7лет. Развитие звуко-буквенного анализа и интереса к чтению.

Прогнозируемые результаты:

Ребенок к концу года умеет:

  • правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи;
  • различать короткие и длинные слова,  похожие и непохожие, громкие и тихие;
  • делить слова на слоги;
  • дифференцировать твердые и мягкие согласные, называть их изолированно;
  • определять и называть первый звук в слове;
  • произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание;
  • рисовать прямые вертикальные и горизонтальные линии, округлые линии, штриховать несложные предметы;
  • выполнять упражнения для пальцев и кистей рук;
  • составлять 2-3 предложения по картине;
  • отвечать на вопросы рассказа с помощью простых предложений;
  • заучивать небольшие стихотворения;
  • знать буквы русского алфавита

ХАРАКТИРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Возрастные особенности детей 6-7 лет.

У детей подготовительной к школе группы продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей

отражаются как расширяющийся словарь, так и характер отношений,' формирующихся в этом возрасте. Дети начинают, активно, употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.

У дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

        

        

СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

Для педагога:

  1. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты» и наглядно-методическое обеспечение, Е.В.Колесникова/ М., Изд. ЮВЕНТА, 2007г.

  1. Е.В.Колесникова «Предмет, слово, схема»./ М., Изд. ЮВЕНТА, 2009г.

  1. Е.В.Колесникова «Я уже читаю»/ Сборник литературных произведений./М., Изд.ЮВЕНТА, 2009г.

  1. Е.В.Колесникова, Л.В. Игнатьева «Азбука. Мой первый учебник»/ М. Изд. ЮВЕНТА. 2010 г.

Для детей:

1. Е.В.Колесникова «От А до Я» рабочая тетрадь для детей 5-6 лет./ М., Изд. ЮВЕНТА, 2009г.

Цель: Развитие звуко-буквенного анализа и интереса к чтению.

Задачи:

  • Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря.
  • Развитие грамматического строя речи.
  • Развитие связной речи с опорой на речевой опыт ребёнка.
  • Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи.
  • Развитие мелкой моторики рук.

Основной материал изучения – звуки и буквы русского алфавита в рамках общепринятых групп: гласные, согласные, звонкие и глухие согласные, мягкие и твердые согласные, одиночные согласные, ъ и ь знаки.

Данный раздел программы нацелен на развитие связной речи ребёнка, его фонематического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики мышц. Курс позволяет вести подготовку детей к обучению чтению.

Основные этапы и содержание работы

  1. Подготовительный:

  • закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть из него заданные звуки
  • интонационное выделение заданного звука в слове
  • графическое обозначение слов – прямоугольник (схема)
  • деление слов на слоги: закрепление фонематического слуха у детей

  1. Знакомство с гласными звуками и буквами - А, О, У, Ы, Э:

  • знакомство с понятием звук и буква и их различием (на протяжении всех занятий)
  • понятие «гласный звук» и графическое изображение гласных звуков – красный круг
  • определение места звука / буквы в слове
  • обучение написанию букв с использованием образца (печатное изображение букв) и ограничения клеткой – подготовка руки к письму (на протяжении всех занятий)

  1. Знакомство с сонорными согласными - Л, М, Н, Р:

  • алфавитное название согласных букв и звук, который они обозначают в слове
  • понятия «согласный звук», «слог» и «слияние»
  • гласные буквы, придающие твердость согласным буквам при произношении, и графическое изображение твердых согласных – синий квадрат
  • чтение слогов с изученными звуками и буквами
  • составление и чтение слов из знакомых букв
  • работа над ударением в слове (ударный слог, ударный гласный в слове, графическое обозначение ударения), переход к чтению целых слов

  1. Знакомство с йотированными гласными – Я, Е, Ё, Ю, И:

  • гласные буквы, придающие согласным буквам мягкость при произношении
  • графическое изображение мягких согласных звуков – зеленый квадрат

  1. Знакомство со звонкими и глухими согласными: парность звуков по звонкости/глухости:

  • звуковой (фонетический) анализ слова
  • понятие «предложение» и его графическое изображение (схема)
  • переход к чтению предложений из двух, трех, четырех знакомых слов

  1. Знакомство с одиночными согласными: Х, Ц, Й, Ь и Ъ – и их особенностями

  • закрепить понятия «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»
  • переход к чтению несложных текстов

  1. Повторение и закрепление пройденного материала.

         Перспективное планирование программного содержания

п/п

Тема занятия

Октябрь

1.

Звук и буква А

Познакомить с гласным звуком А и его условным обозначением – красный квадрат. Учить определять место звука А в словах. Учить на схеме (прямоугольнике) обозначать место звука в слове, используя условное обозначение – красный квадрат. Учить внимательно слушать текст стихотворения, выделяя в нем слова, в которых есть звук А. Познакомить с буквой А как с письменным обозначением звука А. Учить

писать печатную букву А, используя образец. Учить писать на схеме букву А в месте где слышится звук А

2.

Звук и буква О

Познакомить с гласным звуком О и его условным обозначением – красный квадрат. Учить определять место звука О в словах. Учить на схеме (прямоугольнике) обозначать место звука в слове, используя условное обозначение – красный квадрат. Учить внимательно слушать текст стихотворения, выделяя в нем слова, в которых есть звук О. Познакомить с буквой О как с письменным обозначением звука О. Учить писать печатную букву О, используя образец. Учить писать на схеме

букву О в месте где слышится звук О

3.

Звук и буква У

Познакомить с гласным звуком У и его условным обозначением – красный квадрат. Учить определять место звука У в словах. Учить на схеме (прямоугольнике) обозначать место звука в слове, используя условное обозначение – красный квадрат. Учить внимательно слушать текст стихотворения, выделяя в нем слова, в которых есть звук У. Познакомить с буквой У как с письменным обозначением звука У. Учить

писать печатную букву У, используя образец. Учить писать на схеме букву У в месте где слышится звук У

4.

Звук и буква Ы

Познакомить с гласными звуками Ы, и их условным обозначением – красный квадрат. Учить определять место звука Ы в словах. Учить определять место звука Ы в словах. Учить на схеме (прямоугольнике) обозначать место звука в слове, используя условное обозначение – красный квадрат. Учить внимательно слушать текст стихотворения, выделяя в нем слова, в которых есть звуки Ы. Познакомить с буквой Ы как с письменным обозначением звука Ы. Учить писать печатную букву Ы , используя образец. Учить писать на схеме букву Ы в месте где

слышится звук Ы.

Ноябрь

5.

Звук и буква Э

Познакомить с гласными звуками Э и их условным обозначением – красный квадрат. Учить определять место звука Ы в словах. Учить определять место звука Э в словах. Учить на схеме (прямоугольнике) обозначать место звука в слове, используя условное обозначение – красный квадрат. Учить внимательно слушать текст стихотворения, выделяя в нем слова, в которых есть звуки Э. Познакомить с буквой Э как с письменным обозначением звука Э. Учить писать печатную букву Э , используя образец. Учить писать на схеме букву Э в месте где слышится

звук Э.

6.

Гласные звуки и буквы: А, У, О, Ы, Э - закрепление пройденного

материала

7.

Звук и буква Л: место звука в слове, чтение слогов, ударение, называние

слов с начальных слогов, чтение слогов, печатание буквы.

8.

Звук и буква М: графическое изображение твердого согласного звука

(синий квадр.), место звука в слове, слог-слияние согласной и гласной букв, чтение слогов, печатание буквы.

декабрь

9

Звук и буква Н: графическое изображение твердого согласного звука (синий квадр.), место звука в слове, слог-слияние согласной и гласной букв, чтение слогов,

печатание буквы.

10

Звук и буква Р: место звука в слове, чтение слогов, выделение первого

слога в слове, печатание буквы.

11

Закрепление: гласные и согласные звуки и буквы, фонетический разбор

слов и их соотношение со схемой, чтение слогов и слов.

12

Буква Я: буква в начале слова, соотношение первого звука в слове с буквой (А, Я), мягкие согласные (Мь, Ль, Нь, Рь) и их графическое изображение на схеме (зеленый квадрат), сравнительное чтение слогов с

А/Я, произношение согласных звуков, фонетический разбор слов (МАЛ, МЯЛ) чтение слогов, слов, предложений.

январь

13

Буква Ю.. Чтение слогов, слов, предложений

Познакомить с гласной буквой Ю и ее условным обозначением- красный квадрат. Учить писать букву ю. Учить читать слоги МУ-МЮ, ЛУ-ЛЮ, НУ-НЮ, РУ-РЮ. Познакомить детей с согласными МЬ, ЛЬ, НЬ,РЬ и их условным обозначением – зеленый квадрат. Продолжать учить соотносить звук и букву. Продолжать учить дифференцировать гласные и согласные

звуки, твердые и мягкие согласные звуки. Продолжать знакомить с ударным слогом , ударными гласными, обозначением ударения

14

Буква Е. Чтение слогов, слов. Составление предложений

Познакомить с гласной буквой Е и ее условным обозначением - красный квадрат. Учить писать букву Е. Познакомить детей с согласными МЬ, ЛЬ,

НЬ,РЬ и их условным обозначением – зеленый квадрат. Продолжать учить соотносить звук и букву. Учить читать слоги и слова. Учить соотносить

схему с написанным словом. Учить составлять предложение из 3 слов по картине и записывать его условными знаками.

15

Буква Ё: место буквы в словах (ЁЖ, ЁРШ, ЁЛКА), сравнительное чтение

слогов с О/Ё, произношение согласных звуков, чтение и фонетический разбор слов (МЕЛ/МЁЛ/ЛЁН).

16

Звук и буква И: место звука в слове, чтение слогов, слов, фонетический разбор (ЛИМОН, МАЛИНА).

Буква И: место буквы в слове, чтение слогов, слов, печатание буквы.

февраль

17

Закрепление: твердые и мягкие согласные звуки; слова и слоги, чтение

предложений (МАРИНА ЕЛА МАЛИНУ. МАРИНА УРОНИЛА ЛИМОН).

18

Буквы Г, К: чтение слов с буквами Г, К и фонетический разбор слов (КИТ/КОТ, ГРОМ/ГРИМ), соотнесение схем слов с названием предметов (на звуков), составление предложений по картинке (МАЛЬЧИК ЧИТАЕТ

КНИГУ).

19

Звуки Д и Дь, Т и Ть: графическое изображение мягких и твердых согласных в слове, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), чтение слогов, печатание букв Д и Т. Буквы Д, Т: чтение слов с буквами Д и Т,

чтение предложения (КОТЁНОК ЛАКАЕТ МОЛОКО).

20

Звуки В-ВЬ,Ф-ФЬ. Буквы В, Ф. Чтение слогов, предложений

Познакомить со звуками В-Ф как звонкими и глухими согласными. Познакомить со звуками В-ВЬ,Ф- ФЬ . Закрепить умение использовать условные обозначения согласных звуков: синий квадрат- твердые согласные, зеленый квадрат-мягкие согласные. Познакомить с буквами В и Ф как письменными знаками согласных звуков. Учить писать печатные буквы В-Ф сначала по точкам, а затем самостоятельно. Учить читать

слоги с В + 10 гласных, с Ф + 10 гласных. Совершенствовать навык чтения. Учить писать слова, проводить фонетический разбор слов.

март

21

Звуки З-ЗЬ, С-СЬ. Буквы З, С. Чтение слогов, предложений

Познакомить со звуками З-С как звонкими и глухими согласными. Познакомить со звуками З-ЗЬ, С- СЬ. Закрепить умение использовать условные обозначения согласных звуков: синий квадрат- твердые согласные, зеленый квадрат-мягкие согласные. Познакомить с буквами З и С как письменными знаками согласных звуков. Учить писать печатные буквы З-С сначала по точкам, а затем самостоятельно. Учить читать слоги

с З+ 10 гласных, с С + 10 гласных. Совершенствовать навык чтения.

22

Звуки Б-БЬ, П-ПЬ. Буквы Б, П. Чтение слогов, предложений

Познакомить со звуками Б-П как звонкими и глухими согласными. Познакомить со звуками Б-БЬ, П-ПЬ. Закрепить умение использовать

условные        обозначения        согласных        звуков:        синий        квадрат-        твердые согласные, зеленый квадрат-мягкие согласные. Познакомить с буквами Б

и П как письменными знаками согласных звуков. Учить писать печатные буквы Б-П сначала по точкам, а затем самостоятельно. Учить читать слоги

с Б+ 10 гласных, с П + 10 гласных. Совершенствовать навык чтения.

23

Буква Х. Звуки Х-ХЬ. Чтение слогов, слов, предложений

Познакомить с печатной буквой Х и звуками Х-ХЬ. Учить писать печатную букву Х. Учить читать слоги с буквой Х + 10 гласных. Совершенствовать навык чтения слогов, слов, предложений. Учить подбирать к картине (предложение)

24

Буквы и звуки Ж-Ш. чтение слогов и слов

Познакомить со звуками Ж-Ш-звонкими и глухими. Познакомить с условными обозначениями звуков Ж-Ш – синий квадрат (как звуками, которые всегда твердые. Познакомить с печатными буквами Ж-Ш. Учить писать печатные буквы Ж-Ш. Учить писать слова. Совершенствовать навык чтения слогов, слов. Продолжать учить соотносить слово с его графическим изображением.

апрель

25

Буквы и звуки Ч-Щ. чтение слогов, слов, предложений

Познакомить со звуками Ч-Щ как глухими согласными, мягкими согласными. Закреплять умение определять место звука в слове. Познакомить с условным обозначением звуков Ч-Щ – зеленый квадрат. Познакомить с печатными буквами Ч-Щ. Учить писать печатные буквы Ч-

Щ. Учить читать слоги, небольшие тексты. Закреплять умение проводить фонетический разбор слов бычок, бочок.

26

Звук и буква Ц. Чтение слогов, стихотворных текстов

Познакомить с согласным звуком Ц. Учить интонационно выделять звук Ц в словах. Познакомить с печатной буквой Ц как письменным знаком

звука Ц. Учить писать печатную букву Ц. Совершенствовать навык чтения.

27

Буква и звук Й. Чтение слогов, стихотворных текстов

Познакомить с мягким согласным звуком Й и его условным обозначением

– зеленый квадрат. Познакомить с печатной буквой Й как письменным знаком звука Й. Учить писать печатную букву Й. Закреплять умение записывать слово знаками и буквами. Совершенствовать навык чтения.

28

Буква Ь. Чтение слогов и стихотворных текстов

Познакомить        с буквой Ь и его смягчающей функцией. Учить писать

печатную букву Ь. Совершенствовать навык чтения. Учить писать слова. Продолжать учить соотносить слово с его графическим изображением.

май

29

Буква Ъ. Чтение слогов, стихотворных текстов

Познакомить        с буквой Ъ и его разделительной функцией. Учить писать печатную букву Ъ. Совершенствовать навык чтения. Учить писать слова.

Продолжать учить соотносить слово с его графическим изображением.

30

Повторение: слог деление слов на слоги. Слова: составление из букв,

чтение        и        письмо.        Предложение:        составить        по        картинке        и        дописать

пропущенное слово.

31

Закрепление: Гласные и согласные звуки и буквы: дописать в слове пропущенные буквы. Составить предложение по картинке и написать

слова.

32

Закрепление: алфавит, чтение стихотворений

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ.

Основные направления взаимодействия с родителями.

  • Информирование о современных тенденциях в образовании, об образовательных технологиях, о программе, которую реализует образовательная программа.
  • Построение детско-родительских отношений в процессе подготовки родителей к роли родителей первоклассников. Основная функция родителей

- эмоциональная поддержка, предоставление детям максимально возможной самостоятельности в организации своих действий по выполнению заданий.

  • Организация консультационной помощи родителям в построении отношений с ребенком, поддержки ребенка в трудных для него ситуациях, активном поощрении каждого его достижения.
  • Учить родителей отзываться на желание детей согласовывать свое мнение.
  • Воспитывать желание участвовать в будущем своего ребёнка.

Перспективный план по взаимодействию с родителями

Цель: сплочение родителей и педагогов ДОУ и создание единых установок на формирование у дошкольников ценностных установок.

Тема

Форма работы

Дата проведения

«Совместная        работа        с        детьми воспитателя  и родителей»

Анкетирование

Октябрь

«Что такое готовность к школе»

Консультация

Ноябрь

«Познавательные игры в домашних условиях»

Оформление папки- передвижки

Декабрь

«Рекомендации по профилактики дисграфии. Советы и методические рекомендации по развитию моторики пальцев рук.»

Консультация

Январь

«Игры и упражнения по развитию фонетической стороны речи для дошкольников 6-7 лет.»

Тематическая беседа

Февраль

«Двенадцать        советов        родителям

будущих первоклассников.»

День открытых дверей

Март

«Готов ли ваш ребенок к школе?»

Анкетирование

Апрель

«Использование                художественной литературы        в                эстетическом

воспитании дошкольников в семье»

Консультация

Май

Список литературы.

  1. Анищенкова        Е.С.        «Артикуляционная        гимнастика        для        развития        речи дошкольников», М: ACT:Астрель, 2007г- 58с.
  2. Анищенкова Е.С. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», М: ACT: Астрель, 2006г -61с.
  3. Береславский Л., БереславскаяА., «Современные игровые методы развития интеллекта», М: Школьная Пресса, 20 Юг - 80с.
  4. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., КисловаТ.Р. «По дороге к АЗУКЕ. Методические рекомендации», М: «Баланс», 2012г.
  5. Буре Р. Готовим детей к школе. М.: Просвещение, 1987. - 96с. Астрель; СПб.: Сова, 2007. - 64 с.
  6. Журова Л.Е., Варенцова Н.С., ДуроваН.В., Невская Л.Н. «Обучение грамоте». Журнал «Воспитатель ДОУ», ООО «ТЦ СФЕРА», 9 - 20Иг - 126с.
  7. Игнатьева Л.В. «Читаю и пишу». Рабочие тетради №1 и № 2 к книге «АЗБУКА. Мой первый учебник»/ М., Изд. ЮВЕНТА. 2010 г.
  8. Ковалько В.И. «Азбука физкультминуток для дошкольников»М.:ВАКО, 2005г- 176с. (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
  9. Колесникова Е.В. «Предмет, слово, схема»./ М., Изд. ЮВЕНТА, 2009г.
  10. Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. Учебно- методическое пособие к рабочей тетради «От А до Я». - М.: Издательство

«Ювента», 2009 – 80 с.

  1. Колесникова Е.В. «Я уже читаю»/ Сборник литературных произведений./М., Изд.ЮВЕНТА, 2009г.
  2. Колесникова Е.В., Игнатьева Л.В., «Азбука. Мой первый учебник»/ М. Изд. ЮВЕНТА. 2010 г.
  3. Колесникова Е.В. «От А до Я» рабочая тетрадь для детей 5-6 лет./ М., Изд. ЮВЕНТА, 2009г.
  4. Молчанова        О.Г.        «До        школы        шесть        месяцев:        срочно        учимся        читать» Планирование работы и конспекты занятий. / М., Изд.ГНОМ, 2012г.
  5. «От        рождения        до        школы»        Примерная        основная        общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.-304 с.
  6. Программа « От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты» и наглядно-методическое обеспечение, Е.В.Колесникова/ М., Изд. ЮВЕНТА, 2007г.
  7. Узорова О.В. «Игры с пальчиками», М:, ACT: Асгрель,2006г - 124с.
  8. Шумаева Д.Г. «Как хорошо уметь читать», СПб: «Детство - Пресс», 2010г - 181с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» образовательной программы дошкольного образования

Развивать речь ребенка в рамках федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно. Речевое развитие дошкольников проис...

"Космическое путешествие" Открытый показ организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по реализации образовательных областей «Речевое развитие» и «Познавательное развитие»

Цели: закрепить знания детей о планетах солнечной системы и их расположении относительно солнца. Совершенствование грамматического строя речи.Задачи:       Образовательные:Ø У...

Рабочая программа учителя - логопеда по реализации образовательной области "Речевое развитие" для детей дошкольного возраста (5 - 6 лет)

Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС ДОУ, на основе Примерной программы коррекционно - развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР Нищевой Н.В....

Сообщение на тему « Речевое развитие дошкольников в рамках реализации образовательной области « Речевое развитие»

Эта консультация посвящена важнейшей из образовательных областей – речевому развитию дошкольников....

Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» Вид организованной образовательной деятельности: Речевое развитие

Рабочая программапо образовательной области «Речевое развитие»  Вид организованной образовательной деятельности:   Речевое  развитие...