Сообщение на тему « Речевое развитие дошкольников в рамках реализации образовательной области « Речевое развитие»
консультация по развитию речи на тему

Ирина Владимировна Картавенко

Эта консультация посвящена важнейшей из образовательных областей – речевому развитию дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grizik.docx20.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                             детский сад №20 комбинированного вида

Сообщение на тему

 « Речевое развитие дошкольников                                                                                         в рамках реализации образовательной области « Речевое развитие»

Подготовила

 Картавенко И. В., воспитатель

г. Голицыно

2014 год

     Эта консультация посвящена важнейшей из образовательных областей – речевому развитию дошкольников.

     Вы, конечно, можете возразить, что не менее важно познавательное или физическое развитие, художественно-эстетическое или социально-коммуникативное. Да, все они важны, но обратите внимание, возможно ли полноценное развитие детей в любой из этих образовательных областей без речи, без общения, без коммуникативной деятельности? Познавательное развитие – это всегда многочисленные вопросы-ответы, объяснения, постановка проблем, уточнение, чтение. Физическое развитие не может обойтись без правил, команд и объяснений, а художественно-эстетическое без художественных образов, стихов, литературных текстов, их обсуждений. Уже в самом названии социально-коммуникативной области звучит необходимость использования речевых средств  для реализации намеченных задач. Поэтому о месте речевого развития в полноценном формировании личности не стоит и спорить.

     Речь – это особый вид деятельности, тесно связанный с  сенсорными процессами, памятью, мышлением, воображением, эмоциями. Все эти процессы, как и сама речь, активно развиваются в раннем и дошкольном возрасте, поэтому в ФГОС выделена отдельная образовательная область «Речевое развитие».

Компоненты и задачи речевого развития дошкольников

  1. Владение речью как средством общения и культуры.
  2. Обогащение активного словаря.
  3. Развитие связной речи (диалогической, монологической).
  4. Развитие речевого творчества
  5. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха
  6. Знакомство с книжной культурой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы
  7. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте.

     1. Научить ребенка  владеть речью как средством общения и культуры – главная наша задача. Это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывал трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим. Мы формируем правильную устную речь детей на основе овладения ими литературным языком русского народа. Поэтому так важно, чтобы ребенок слышал такую речь, чтобы он чувствовал, что его тоже слышат и всегда готовы вступить с ним во взаимодействие.

     2. Владеть речью – это, во-первых, владеть словарем.  Обогащение активного словаря дошкольника происходит  за  счет основного словарного фонда языка и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей. Для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно-тематическом планировании работы.

     3. Наша связная речь состоит из двух частей – диалога и монолога. Строительным материалом для нее является словарь и освоение грамматического строя речи. Грамматический строй, т.е. умение изменять слова, соединять их в предложения, ребенок усваивает на слух, осмысливая речь взрослых. Кроме этого мы проводим специальные упражнения, помогающие детям усвоить наиболее сложные конструкции. Например, игры «Что было бы…» (усвоение сослагательного наклонения), «Чего не хватает?»

      4. Развитие речевого творчества - работа непростая. Она предполагает, что дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т.д. Все это становится возможным, если мы создаем для этого условия (если бы рыбка не помогла  Дюймовочке  уплыть от Жабы? Если бы Дюймовочке не удалось спасти Ласточку? Придумайте новый поворот сюжета в сказке «Репка»).

      5. Ребенок осваивает речь, начиная со звукового строя языка. Темп усвоения звуков у каждого ребенка свой, но к пяти годам основания к тому, чтобы четко и внятно произносить все звуки родного языка есть практически у каждого здорового дошкольника. В ФГОС этот компонент называется «Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха» и предполагает, что ребенок усваивает интонационный строй родного языка, систему ударений, произношение слов и умение выразитель-

но говорить, читать стихи.

      6. Знакомство с книжной культурой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Но есть проблемы. Главная из них состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения-слушания. Насколько это возможно необходимо изменять ситуацию, а в детском саду художественное слово должно звучать постоянно. Книга должна стать спутником детей, заполнять их досуг, оживать в инсценировках, играх-драматизациях.      

     7. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте. Вся наша работа по развитию речи в детском саду подготавливает ребенка к школе, где необходима правильная устная речь, умение слушать других, вникать в содержание их речи. Речь уже в детском саду становится предметом анализа детей, что представляет для них серьезную трудность из-за особенностей мышления.

      Итак, мы выделили 7 основных компонентов (задач) речевого развития детей. Они реализуются во всех группах в течение всего времени пребывания детей в детском саду, а не только в ходе НОД.

Образовательная область «Речевое развитие» тесно интегрируется с каждой из четырех оставшихся областей, и это взаимопроникновение способствует формированию высших психических функций, помогает решать проблемы социально-личностного, художественного и даже физического развития. Поскольку у многих детей возникают трудности в речевом развитии, ФГОС предусматривает коррекционную работу, которая может осуществляться в специальных или инклюзивных группах.

Факторы, влияющие на развитие речи

-Здоровье ( головной мозг)

-Педагогические (методики)

-Социальные  (отношение к речи в государстве, обществе, семье).

      Хочется также обратить внимание на такой раздел, как « Требования к условиям реализации основной образовательной программы». Все эти требования направлены на создание благоприятной социальной ситуации развития, внутри которой и будет происходить речевое развитие детей. Чтобы обеспечить эмоциональный комфорт ребенку, необходимо непосредственное общение. Поддержка индивидуальности ребенка связана с умением выражать свои чувства, формулировать свои мысли, договариваться о совместной деятельности или о разрешении конфликтов. Такое условие как установление правил взаимодействия связано с развитием коммуникативных способностей. Еще одно условие – обучение с учетом зоны ближайшего развития, предполагает овладение культурными средствами деятельности, развитие мышления, речи, общения. Вся наша работа, в том числе и в области «Речевое развитие», должна осуществляться совместно с родителями. Думаю, нас  не нужно убеждать в том, что если у педагогов с родителями налажен контакт, все образовательные проблемы ребенка, и речевые тоже, решаются легче. Предметная среда должна обеспечивать условия для совместной деятельности и общения. При этом среда создается с учетом возрастных особенностей детей, региональных отличий и направлена на реализацию программы. Если в детском саду есть инклюзивные или коррекционные группы для них создается среда, соответствующая проблемам в развитии детей, которые посещают группу.

       Попробуем общие требования к развивающей среде конкретизировать для образовательной области «Речевое развитие».

      - главное – ребенок должен слышать чистую русскую речь, обращенную к нему лично, а не только пассивно выслушивать указания воспитателя обращенные ко всей группе. Он должен иметь возможность поговорить с воспитателем, спросить о важных для него вещах и на это всегда должно быть время у педагога. Мы должны обеспечить каждому ребенку достаточную речевую практику и в быту, и в процессе обучения.

      - важно создать условия, выделить время и место для игр детей. Нет такой игры, которая бы не стимулировала развитие речи. Например,  дети уже год с интересом играют с новым конструктором, как эти игры повлияли на речь ребят? Появились новые слова-существительные: арка, бойницы, крепость, крепостная стена, башня и даже мезонин; слова, обозначающие пространственное расположение объектов: спереди -сзади, внутри - снаружи, слева – справа; и конечно прилагательные: красный, желтый, синий, большой, красивый, длинный, тяжелый и др.

      - важнейшим компонентом речевой среды является иллюстрированная книга. Детские книги сейчас издают очень нарядными, и они всегда вызывают положительные эмоции. Простое рассматривание книги с картинками сопровождается у детей репликами, вопросами, высказываниями, желанием поделиться со

сверстниками впечатлениями.

      - мы не можем обойтись в работе по развитию речи детей без наглядных пособий: игрушек, картин и картинок, слайд-презентаций, видеофильмов. Они помогают нам, даже достаточно сложные вещи, представить понятно для детей.

       -развивающей средой для речевого развития является любая деятельность детей. Например, одевание      раздевание вы можете использовать для освоения сложных речевых конструкций: одеть Таню – надеть шапку; много чулок, но мало носков; ….

И многие другие.

      И еще одно. В разделе «Требования к условиям….»  предполагается возможность педагогической и психологической диагностики. Педагогическая диагностика используется для индивидуализации образования, разработки индивидуальных траекторий развития ребенка, для коррекции развития, оптимизации работы с группой.

      Психологическую диагностику проводит только психолог, только с согласия родителей, чтобы выявить индивидуальные особенности развития, обеспечить квалифицированное психолого-педагогическое сопровождение и необходимую коррекцию.

      В завершении стоит  еще раз подчеркнуть, что овладение речью в дошкольном возрасте – одна из наиболее трудных и в тоже время основных задач дошкольного развития. Остается только удивляться, как маленький ребенок, не умеющий серьезно сосредоточиться, не владеющий интеллектуальными операциями, всего за первые несколько лет жизни практически в совершенстве овладевает столь сложной знаковой системой, как язык. Мы должны помнить и о том, что если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к шести-семи годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.

Нам нельзя упускать время, помогать ребенку нужно в сензитивный  период!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта наблюдений детского развития дошкольников раннего возрвста в образовательной области РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

1. Программа: «От рождения до школы»  Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновац...

Диагностики воспитания, обучения, развития дошкольников на занятиях по образовательной области «Речевое развитие» в разновозрастной группе.

Картотека дидактических игр по речевому развитию представляет собой набор увлекательных и познавательных игр, специально разработанных для помощи в диагностике и развитии речевых навыков у детей. Кажд...

Протокол педагогического Совета №3 Тема: Речевое развитие дошкольников в условиях реализации образовательной программы ДОУ"

Протокол педагогического Совета №3 Тема: Речевое развитие дошкольников в условиях реализации образовательной программы ДОУ"...

Протокол педагогического Совета №3 Тема: Речевое развитие дошкольников в условиях реализации образовательной программы ДОУ"

Протокол педагогического Совета №3 Тема: Речевое развитие дошкольников в условиях реализации образовательной программы ДОУ"...