ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ И ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
методическая разработка по обучению грамоте по теме

Благодарова Татьяна Александровна

Важнейшим показателем подготовленности детей к обучению в школе является уровень их речевого развития. Вначале ре­бенок осваивает звуковую культуру речи, на основе которой позже развивается лексическая, грамматическая, а затем и связная речь. Многие специалисты подчеркивают неразрывную связь между развитием звуковой стороны речи и подготовкой к усвое­нию грамоты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fonematika.doc119.5 КБ

Предварительный просмотр:

1

ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ И ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

Важнейшим показателем подготовленности детей к обучению в школе является уровень их речевого развития. Вначале ребенок осваивает звуковую культуру речи, на основе которой позже развивается лексическая, грамматическая, а затем и связная речь. Многие специалисты подчеркивают неразрывную связь между развитием звуковой стороны речи и подготовкой к усвоению грамоты.

Большинство детей к моменту обучения в школе уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения.

Однако не у всех процесс овладения речью происходит одинаково. В ряде случаев он может задержаться, и тогда у детей отмечаются различные отклонения в речи, нарушающие нормальный ход ее развития.

Педагог, работающий с детьми, должен владеть информацией об особенностях развития речи ребенка, и с этой целью он проводит обследование речевого развития детей своей группы.

Обследование звуковой стороны речи детей представляет важное звено в общей системе изучения речевой деятельности. Эту работу должен проводить специалист (учитель-логопед).

Однако при отсутствии специалиста педагогу, работающему с детьми в группе предшкольной подготовки, нужно обратить внимание на особенности развития речи каждого ребенка. Необходимо побеседовать с ребенком, разговорить его, предложить рассказать о чем-то для него интересном. В процессе разговора важно зафиксировать особенности речевого развития для организации своей работы по развитию детской речи в часы индивидуального общения.

Если речь 5,5 - 6-летнего ребенка невнятна, в ней более шести неправильно произносимых звуков, он не может связно и последовательно оформить высказывание при ответе на вопросы, необходимо посоветовать родителям обратиться к районному логопеду. Желательно добиться этого от родителей и попытаться убедить их не торопиться с оформлением ребенка в школу, а заняться развитием его речи под наблюдением логопеда.

Основные задачи развития звуковой стороны речи и подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста:

  1. формирование у них фонематического восприятия и слуха
  2. обучение звуковому анализу слова
  3. знакомство с основными речевыми единицами (предложением, словом, слогом, звуком)

Под звуковым анализом слова понимается определение на слух порядка следования звуков в слове, установление различительной роли звука и его основных качественных характеристик.

Фонематический слух - это способность ребенка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий восприятие фонем родного языка. Слуховое восприятие звуков речи (фонем) имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка.

Развитый фонематический слух - предпосылка для успешной подготовки детей к обучению грамоте. В свою очередь, подготовка к обучению грамоте способствует уточнению представлений о звуковом составе языка и содействует усвоению навыков фонематического анализа слов.

Для нормального протекания процесса овладения чтением необходимо, чтобы ребёнок умел дифференцировать звуки в произношении на слух, и производить анализ звуковой структуры слова, т.е. необходимо достаточное развитие как фонематического восприятия, так и фонематического анализа.

1 месяц

1.        Формирование фонематического восприятия

1. Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т.е. определение наличия звука в слове

 2.  Вычленение звука из начала и конца слова

  1. Вычленение первого ударного
    гласного из слова
  2. Вычленение первого согласного
    из слова

2.        Формирование звукового анализа и синтеза

1.   Выделение   гласного   ударного звука из ряда звуков: АУ. УА

1 неделя - обследование состояния речи детей Занятие 1.   Тема: «Предложение»:

-   познакомить детей с понятием «предложение»

-    учить составлять предложения из 2 -3 слов

-  схематически изображать предложение

Фомичева М. В.Формирование правильного произношения. М.: 2004. Дид. игры «Поезд». Скажи правильно». «Доскажи словечко» Аджи А.В. Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе. Воронеж. 2005. «стр.228-231

2 неделя

Занятие 2. Тема: « Знакомство со словом »:

-       дать понятие о том. что слова могут обозначать действие, предмет, признаки предмета, что слова бывают короткие, длинные, и т.д.

-      расширять словарный запас

- дать понятие о звуковой и смысловой стороне слова: учить схематически обозначать слова и выделять начальный звук из слова

Аджи А.В. Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе. Воронеж. 2005. «стр.228-231

Кулешова Л.А. Занятия по обучению грамоте в ДОУ. Воронеж. 2005.Игры с мячом:
«Будь внимательным». «Правильно - не
правильно». «Телеграфист»

2. Уточнение артикуляции гласных

звуков: А, О, У. Э, Ы, И        

3.  Определение  наличия  гласного
звука в ряду   звуков:
АОУ, ОУИ и |
т. д.

3.Формирование слоговой структуры слова        

1.  Работа над односложными словами   со  стечением   в   начале   и   в конце слова (стол, мост)        \

2.  Работа над двухсложными словами без стечения согласных (муха, домик)\

 4. Подготовка к обучению грамоте        

1. Дать детям представление  предложении (без грамматического определения), о том. что предложение состоит из слов и имеет         смысл.

 2. Научить детей составлять предложения из заданного числа слов

3 неделя

Занятие 3. Тема: «Слоги»: познакомить детей со слоговым составом слова учить их делить слова па слоги (слова типа МУХА, МОЛОКО)

учить определять позицию звука в слове ( в начале. в середине, в конце)

Аджи   А.В.   Конспекты   интегрированных занятий в подготовительной группе. Воронеж.  2005.  Дид.   игры:   «Эхо».   «Кто   как кричит», «/.{очки - матери». «Найди звук». «Молоточек», стр. 213-233 Колесникова Е.В. Развитие звуко - буквенного анализа у дошкольников.   М..   1996. «Зашифруй слово» стр. 10-1 1

4 неделя

Занятие 4. «Звуки речи»:

*>   познакомить детей со звуками речи "»*   знакомить со звуками А. У. О. И *4«   уточнять правильную артикуляцию   звуков; анализировать звуковой ряд типа: а-у, у-а, и-а и др.

Дид.    игры:    «')хо».   «Кто    как   кричит». [ «Дочки - матери».

Колесникова П.В. Развитие звуко - буквенного анализа у дошкольников. М.. 1996. стр. 10-14.

«Найди звук» Новиковская О. А. Развитие звуковой культур!,] речи у дошкольников. СПб.. 2002.'. стр. 16-178 Аджи А.В. Конспекты интегрированных занятии в подготовительной группе. Воронеж. 2005. стр. 232-234. 234-244.

2 месяц

1.    Формирование   фонематического    восприятии

  1. Вычленение первою согласного из слова
  2. Определение конечного согласного в слове

3.        Определение последовательности звуков в
слове

4.        Вычленение первого согласного из слова

  1. Определение конечною согласного в слове.
    Начать надо с закрытых слогов:
    ам. vn и г. д.
    Затем
    - сам. суп и т. д.
  2. Определение  последовательности  звуков  в
    слове

2.        Формирование звукового анализа и синте
за

1. Фонематический анализ закрытого слога типа,!//, ОХ. УС

|  2. Фонематический анализ открытого слога типа/7/1. ХО. СУ

  1. Фонематический анализ закрытых и откры
    тых слогов с одинаковыми гласными и соглас
    ными типа
    /IX — Х/1
  2. Воспроизведение слогового ряда. Преобразо
    вание слогов путем изменения одного звука
    ти
    па ОТ. УТ. ЛТ

3. Работа над слоговой структурой слова

1.  Работа над двухсложными  словами без стечения согласных (муха, оомик) Работа над трехсложными словами без стечения | согласных (ма.'пша, касн.чек)

1 неделя

Занятие 5

Тема: «Звуки речи»:

-   уточнять правильную артикуляцию

звуков П — Б

-   учить выделять и дифференцировать

звуки II — В в изолированном произне-

сении. в слогах, в словах, в предложе-

нии •»*   закреплял, умение интонационно вы-

делять звук в слове •>   называть слова с заданным звуком •I*   научить членить слова на слоги •J*   звуковой анализ прямых слогов типа:

на-по- ба- по- бу •С*   преобразование слогов путем замены

одного звука другим

Дид. игры: «Что мешает». «Найди звук». Лджм Л.В. Конспекты интегрированных    занятий    в    подготовительной

группе. Воронеж. 2005. стр. 2X6-291.

«Скажи правильно». Комратова И.Г. Учимся |

говорить правильно. М.. 2004. стр. 34-36

«Телеграф». «Домики».

«Паровозик». Колесникова Е.В. Развитие зву-

ко - буквенного анализа у дошкольников. М..

1996. стр. 52054

«Молоточек»   Новиковская      О.Л.   Развитие |

звуковой   культуры   речи   у   дошкольников. •

СПб.. 2002. стр. 222

2 недели

Занятие 6. Тема: «Звуки Т — Д»:

v   уточнение правильной артикуляции  зву-

«>   обучение выделению и дифференциации

звуков  в изолированном произнесении.

в слогах, в словах, в предложении •«*   выделение последнего звука в слове ***   деление слова на слоги, называние слова

с заданным количеством слогов *i*   преобразование слогов путем переста-

новки или замены звуков *««   звуковой анализ прямых и обратных сло-

гов

«Дпд. игры: «Чго мешает», «Поймай звук». «Поймай   лишни]"!   звук».   Колесникова   Ii.IV > Развитие звуко  - буквенного анализа у дошкольников. М., 1996. стр. 33-37 «Отстучи слово». Новиковская  О.А. Развитие ' звуковой   культуры   речи   у   дошкольников. СПб.. 2002. стр.22-23 «Зашифруй слово».

«Волшебник».  «Знайка».  «Зашифруй  слово» Дджи А.В. Конспекты интегрированных занятий   в   подготовительной   группе.   Воронеж. \ 2005. с тр.267-273

4. Подготовка к обучению грамоте

1. Научить детей составлять предложения из заданного числа слов

2.        Учить их определять порядок и количест
во слов в предложении с указанием после
довательности

3.        Научить   выкладывать   схему   простого
предложения

3 неделя

Занятие 7. Тема: « Звуки М, Н»:

•J»  уточнять правильную артикуляцию звуков *»*  учить выделять и дифференцировать звуки в изолированном произнесении, в слогах, в словах, в предложении *   звуковой анализ односоставных слов *J*   называние слов с заданной слоговой структурой

*«• деление слов на слоги определение места звука в слове, в предложении

4 неделя

Занятие 8. Тема: « Звуки К_Г_Х»:

уточнение правильной артикуляции звуКу-зина О.В.;

обучение определению места звука в слове .(в начале слова, в середине, в конце слова) звуковой анализ слов типа КОМ. ДОМ составление предложений из двух - трех слов, опираясь на слова, предложенные педагогом, по сюжетной картинке определение ударного гласного звука в слове

Дид. игры: «Что мешает». «Поймай звук».  Колесникова  Е.В.  Развитие звуко - буквенного анализа у дошкольников. М., 1996. стр. 15-20

«Поймай лишний звук». Новиковская О.А. Развитие звуковой культуры речи у дошкольников. СПб., 2002. стр. 19-20 «Правильно неправильно». «Скажи правильно» Аджи А.В. Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе. Воронеж, 2005. стр. 261-266

Дид. игры: «Что мешает». Колесникова Е.В.
Развитие звуко  - буквенного  анализа у до
школьников. М.. 1996. стр. 29-32
«Поймай звук». «Поймай лишний звук», Но
виковская   О.А. Развитие звуковой культуры
речи у дошкольников. СПб.. 2002. стр. 24-28
«Волшебник». «Помоги Незнайке».
«Шифровальщик» Аджи А.В. Конспекты ин
тегрированных  занятий  в  подготовительной
группе. Воронеж. 2005. стр. 261-266

3 месяц

1. Формирование фонематического восприятия

1.        Выделение (узнавание)  звука на фоне
слова

  1. Вычленение первого ударного гласного
    из слова
  2. Вычленение звука из начала и конца сло
    ва

4.Определение последовательности звуков в слове

  1. Формирование звукового анализа и син
    теза
  2. Работа над слоговой структурой слова


  1. Работа над структурой слов со стечением
    согласных в начале слова
    (книга, цветок), в
    середине слова
    (окно, палка, карман), в кон
    це слова
    (радость)
  2. Работа над слоговой структурой трех
    сложных слов со стечением согласных в на
    чале слова
    (сметана) и в середине слова
    (пылинка, карандаш)

4.        Подготовка к обучению грамоте

  1. Научить детей составлять предложения
    из заданного числа слов
  2. Учить их определять порядок и количест
    во слов в предложении с указанием после
    довательности
  3. Научить выкладывать схему простого
    предложения
  4. Познакомить детей с признаками пред
    ложения в тексте (от заглавной буквы до
    точки)

5. Обобщить представления дошкольников о звуке, слоге, слове, предложении, систематизировать их значения

1        неделя Занятие 9. Тема «Звуки С — 3»:

*J»  уточнение правильной артикуляции звуков

*»* обучение выделению и дифференциации звуков в изолированном произнесении, в слогах, в словах, в предложении

*»*  анализ прямых слогов

*«*  преобразование прямых слогов в обратные:

СА-АС

»J»  составление предложений с союзом «И» •»*   называние слов определенной звуковой

структуры

2        неделя Занятие 10. Тема : «Звук Л»:

*«»  уточнение правильной артикуляции звуков •«•   обучение выделению и дифференциации звуков в изолированном произнесении, в слогах, в словах, в предложении *J*   звуковой анализ слов типа СЛОН, СТУЛ <»   определение количества слов в предложении и места слова в предложении

*!• деление предложений на слова, слов — на слоги; называние слов определенной слоговой структуры

3        неделя Занятие 11. Тема: « Звуки Ш — Ж»:

•«•   уточнение правильной артикуляции звуков

«»• обучение выделению и дифференциации звуков в изолированном произнесении, в слогах, в словах, в предложении

<*   звуковой анализ слов типа МОСТЫ, ШАПКА

»J»  составление слова заданной слоговой структуры

»> составление схем нераспространенного и распространенного предложений


Дид. игры: «Что мешает», Журова Л.Е. Обучение дошкольников грамоте. М., 1998. «Поймай звук», «Поймай лишний звук», Колесникова Е.В. Развитие звуко - буквенного анализа у дошкольников. М., 1996. стр. 48-51 «Сороки - зайцы»,   «Песенка звука», «Знайка» Аджи А.В. Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе. Воронеж, 2005. 248-286.



Дид. игры: «Вкусная конфетка», «Звук потерялся», «В гостях у Незнайки», «Кто в каком домике живет?» Колесникова Е.В. Развитие звуко - буквенного анализа у дошкольников. М., 1996. стр. 55-56

Дид. игры: «Песенка звука», «Что мешает», «Поймай звук», «Поймай лишний звук», «Зашифруй предложение» Новиковская О.А. Развитие звуковой культуры речи у дошкольников. СПб., 2002. стр. 34-37

4 месяц

1.        Формирование  фонематического  вос
приятия

1.Различение слов, близких по звуковому составу

  1. Дифференциация слогов
  2. Дифференциация фонем

2.        Формирование  звукового   анализа  и
синтеза

  1. Определение места, количества, последо
    вательности звуков в слове
  2. Определение места, количества, последо
    вательности   слов   с   заданным   звуком   в
    предложении

4 неделя

Занятие 12. Тема «Звук Ц. Дифференциация звуков

С - Ц»:

•J*  уточнение правильной артикуляции звуков обучение выделению и дифференциации звуков в изолированном произнесении, в слогах, в словах, в предложении **•  звуко - слоговой анализ слов типа КНИГА,

ОКНО

<»   составление предложений с предлогами и распространение их с помощью вопросов «J*   составление графической схемы предложений с предлогами

1 неделя

Занятие 13. Тема: « Звук Р»:

*J*   уточнение правильной артикуляции звука

*   обучение выделению и дифференциации звуков в изолированном произнесении, в слогах, в словах, в предложении

«J»   звуко - слоговой анализ слов типа ЦВЕТОК, ПАПКА

•J*   составление предложений по опорным словам

2        неделя

Занятие 14. Тема «Звук Ч. Дифференциация звуков

Ч-Щ-Т»:

*1*   уточнение правильной артикуляции звуков

<»  составление цепочки слов, преобразуя их путем замены одного звука

*J*   звуко - слоговой анализ слов сложной слоговой структуры

«»«   составление небольшого текста путем объединения нескольких предложений

3        неделя

Занятие 15. Тема: «Дифференциация звуков Р — Л

-И»:

  1. уточнение правильной артикуляции звуков
  2. звуко - слоговой анализ слов сложной слоговой
    структуры

-работа с предложением


Дид. игры: «Песенка звука», Новиковская О.А. Развитие звуковой культуры речи у дошкольников. СПб., 2002.

«Что мешает», «Поймай звук», Журова JI.E. Обучение дошкольников грамоте. М., 1998. «Поймай   лишний   звук»   Колесникова   Е.В. Развитие звуко - буквенного анализа у дошкольников. М., 1996. 62-65 «Зашифруй предложение»

Дид.игры: «Зоопарк», Аджи А.В. Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе. Воронеж, 2005. , 245-257. «Правильно - неправильно». «Мы волшебники» Новиковская О.А. Развитие звуковой культуры речи у дошкольников. СПб., 2002. стр. 43-47.

Дид. игры: «Поймай звук».«Поймай лишний звук»,«Составим рассказ» Колесникова Е.В. Развитие звуко - буквенного    анализа    у    дошкольников.    М.,    1996. стр.63.64.

Дид.игры: «Зоопарк». Кулешова Л.А. Занятия

' по обучению грамоте в ДОУ. Воронеж. 2005.

! стр. 67-68

I «Правильно - неправильно».«Мы волшебники» Новиковская О.А. Развитие звуковой культуры речи у дошкольников. СПб.. 2002.

: стр. 28-30,40-47.'

сложных и трехсложных слов со стечением согласных

2. Работа над слоговой структурой двух-, трех-, четырех-, пятисложных слов со сложной звуко-слоговой структурой (квадрат, мотоцикл, квартира, отвертка, троллейбус, водопровод, электричество}

4. Подготовка к обучению грамоте

  1. Научить детей выкладывать схему про
    стого предложения
  2. Познакомить их с признаками предложе
    ния в тексте
  3. Обобщить представления о звуке, слоге,
    слове, предложении, систематизировать их
    значения
  4. Формировать у воспитанников целостное
    представление о русском языке как системе

4 неделя Занятие 16

Тема: «Повторение пройденного материала»: - закрепить понятия: «согласный, гласный звук», «твердый - мягкий согласный звук», «гласные звуки первого - второго ряда», «слог», «слово», «предложение»

«В гостях у Знайки»

1. Колесникова Е.В. Развитие звуко - буквенного анализа у дошкольников. М., 1996. стр.61-60, Журова Л.Е. Обучение дошкольников грамоте. М., 1998. стр. 87-90


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования для детей с ОВЗ по развитию фонематического восприятия на занятиях по обучению грамоте с использованием дидактических игр.

дАННАЯ ПРАГРАММА РАЗРАБОТАНА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА. В НЕЙ ВЫ НАЙДЁТЕ ИГРЫ ПО ФОНЕМАТИЧЕСКУМУ ВОСПРИЯТИЮ, ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИД. ИГР....

Конспект занятия по развитию фонематического восприятия и подготовке к обучению грамоте для детей с ЗПР (6-7 лет) I период МБДОУ № 12 «Ладушка» г.Тихорецка учитель-дефектолог Лесникова Т.И. Тема: Звуки А, У.

Конспект занятия по развитию фонематического восприятия и подготовке к обучению грамотедля детей с ЗПР (6-7 лет) I период МБДОУ № 12 «Ладушка» г.Тихорецкаучитель-дефектолог Лесникова Т.И. Те...

«Роль фонематических процессов в подготовке к обучению грамоте»

В буклете собраны варианты игр с символами...

«Роль фонематических процессов в подготовке к обучению грамоте.

роль фонематических процессов в подготовке к обучению граммоте...

Календарный план работы по формированию навыков звукового анализа, развитию фонематического слуха и подготовки к обучению грамоте детей подготовительной логопедической группы

Календарный план работы по формированию навыков звукового анализа, развитию фонематического слуха и подготовки к обучению грамоте детей подготовительной логопедической группы...

Семинар-практикум для родителей " Совершенствование фонематического восприятия и подготовка к обучению грамоте посредством организации предметно-пространственной развивающей среды в старшей группе"

Фонематическое восприятие по праву является основой всей речевой системы, ведь его развитие предшествует другим видам речевой деятельности, а именно устной речи, письму и чтению. Нарушенное взаимодейс...