Музыкальное занятие с детьми подготовительной группы "Как на ярмарке у нас"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)

Валентина Сергеевна Козлова

Программное содержание:

1. Образовательные задачи:

1. Упражнять детей в танцевальных движениях: ходьба с притопами, противоходом.

2. Совершенствовать умения исполнять плясовые движения, плавные движения вальса.

3. Обучать четкому пропеванию окончаний слов в песне спокойного характера, протяжному пению музыкальных фраз на одном дыхании, пению без музыкального сопровождения.

4. Закреплять умение передавать ритм с помощью шумовых музыкальных инструментов, через ритмослоги.

5. Обогащать словарь детей новыми музыкальными терминами, закреплять в речи знакомые труднопроизносимые слова (инструментальная, вокальная, мажор, минор, теплые, веселую, целые)

2. Развивающие задачи:

1. Развивать музыкальный слух в процессе восприятия музыки разного характера, умение соотносить мелодию с движением.

2. Развивать умение различать вокальную и инструментальную музыку, виды танцев: вальс, пляска.

Развивать умения сравнивать музыкальные произведения, находить в них различия и обобщать по определенному признаку.

3. Развивать танцевальное творчество детей, поддерживать стремление к выразительности исполнения движения вальса и плясовой.

4. Развивать песенное творчество, поддерживать инициативу детей в сочинении собственных мелодий на текст знакомых песенок-дразнилок; побуждать к выразительному исполнению знакомых песен.

3. Воспитательные задачи:

1. Воспитывать уважение к близким людям, чувство гостеприимства.

2. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу в совместной музыкальной деятельности.

3. Поддерживать интерес детей к русскому народному фольклору, желание исполнять народные песни, игры, танцы.

Материал:

шумовые музыкальные инструменты: палочки, коробочки, наполненные шариками, бумажки, бубенчики, трещетка; магнитофон, аудиокассета, музыкальная шкатулка, поднос, ленты, кепочки, ложки, иллюстрация к дразнилке «Антошка», пиктограммы с грустным, веселым выражением лица.

Репертуар:

§ Приветствие «Добрый день» (на звуках Т3)

§ Упражнение «Противоход с притопами» (русская народная мелодия «Канава»)

§ Игра на музыкальных шумовых инструментах – ритмослоги

§ «Зимняя песенка» Гладкова

§ Песенки-дразнилки «Антошка» - русская народная песня обр. В. Кикты

§ «Песня о бабушке» Филиппенко

§ «Зима» Вивальди

§ «Уж, ты, зимушка – зима» Щербаков

§ Пляска (русская народная мелодия «Ах, вы, сени»)

§ «Вальс» Майкапар

§ «Ниточка» русская народная мелодия

§ «Зимнее рондо» Т. Тютюнникова

Предварительная работа:

1. Дробный шаг «Чеботуха» (обр. Золотаревой)

2. «Бубенчики» Тиличеевой – пение по ручным знакам.

3. Знакомство с дразнилками: «Антошка», «Федя-Федя», «Коля-Коля-Николай», «Андрей-воробей», «Наташа».

4. Беседы об инструментальной и вокальной музыке.

5. Беседа о характере музыкального произведения «Зима» Вивальди (2 ч.) и «Ох, ты, зимушка-зима».

6. Рассматривание иллюстраций на зимнюю тематику.

7. Знакомство с ритмослогами через песню «Слово на ладошках» муз. Е. Попляновой.

8. Слушание и определение разных видов танцев: пляска, вальс, полька.

9. Узнавание знакомых песен по мелодии и ритму.

10. Разучивание с детьми движений русского танца: присядка с отведением ноги на пятку, кружение, полочка, поочередное выставление ноги на пятку с отведением руки в сторону, с использованием предметов (ложек, платочков).

11. Разучивание движений вальса: плавные покачивания, пружинки, кружение, плавные движения рук.

Методы и приемы:

1. Наглядные:

- Индивидуальный показ танца, игра на шумовых инструментах отдельными детьми

- Показ иллюстрации

- Внесение аудиокассеты

2. Словесные

- Создание проблемной ситуации

- Вопросы репродуктивного, поискового характера

- Указания, пояснения, напоминания

- Самооценка и оценка деятельности детей

3. Практические

- Музыкально – исполнительская деятельность детей

4. Игровые

- Вхождение в образ вагончиков поезда, русских танцоров, артистов балета, клубочка ниток

- Игровые ситуации «Поездка на ярмарку», «Прогулка в лес»

 

Индивидуально – дифференцированный подход:

Дети с высоким уровнем музыкального развития – выбор ведущего в ходьбе противоходом, солирование в исполнении знакомой песни, сочинение дразнилок

Дети с низким уровнем музыкального развития – упражнения в исполнении ритмослогов, оказание помощи со стороны детей с высоким уровнем освоения программы.

 

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, сегодня к нам на занятие пришли гости. Подарим им наше приветствие и будем сопровождать его жестами.

Дети (поют по ручным знакам):

Добрый день!

Добрый час!

Рады мы

Видеть вас!

Музыкальный руководитель: Дети, я думаю, что наши гости тоже рады видеть нас и хотят посмотреть, как мы занимаемся. А сегодня на занятии я приглашаю вас побывать на ярмарке. Только на чем же мы туда доберемся?

Дети: на машине, на автобусе, на поезде.

Музыкальный руководитель: Конечно, на поезде мы доедем быстрее.

Дети: Поехали!

Музыкальный руководитель: Тогда возьмемся крепко за руки, как вагоны поезда. Паровозом у нас будет Оля. А рельсы для нашего поезда расположены так, что мы по ним поедем противоходом от стены к стене точно за нашим «паровозом». Сначала паровоз едет медленно – идем спокойным шагом, затем он набирает ход – идем притопами. Итак, поехали!

Упражнение «Ходьба противоходом» ( русская народная мелодия «Канава»).

Воспитатель (во время движения детей обращает внимание на осанку).

 

Воспитатель занимает место за прилавком.

Музыкальный руководитель: Вот мы и на ярмарке! Подойдите поближе. А сколько здесь всякого товара!

Воспитатель: Подойдите, выбирайте,

Все, что надо, покупайте.

Музыкальный руководитель: Дети, смотрите, какой красивый поднос.

Воспитатель: Берите, не пожалеете!

Музыкальный руководитель: Возьмем?

Дети: Возьмем!

Музыкальный руководитель: Здесь необычные музыкальные инструменты (рассматривают). Чем они необычные?

Дети: они сделаны из коробочек, шариков, орешков, бумаги.

Музыкальный руководитель: А знаете, дети, на ярмарке посетителей катают на лошадях. Вот и мы с вами прокатимся до ближайшего леса. А чтобы было веселей, захватим с собой эти музыкальные инструменты. Занимайте места и прокатимся на тройке.

Дети садятся на стульчики, воспитатель рядом с ними.

Музыкальный руководитель (берет поднос с инструментами и постепенно предлагает детям).

Игра на музыкальных инструментах «Зимнее рондо» Т. Тютюнникова

Едем в лес мы на лошадке.

По дорожке зимней, гладкой.

 

Скок – скок – скок

Скок – скок – скок.

 

Санки скрипят, бубенчики звенят.

 

Дятел стучит.

 

Ветер шумит.

 

Серый волк пробежал.

 

Белый зайка проскакал.

 

Холод, холод, стужа, стужа

 

Ехали мы, ехали,

Наконец доехали.

 

Музыкальный руководитель в процессе простукивания ритма, если ребенок не справляется, предлагает повторить его или просит помочь другого ребенка.

Музыкальный руководитель: А теперь нам пора возвращаться. И мы все вместе сыграем ритм на ладошках вместе со всеми музыкантами.

Ехали мы, ехали,

На ярмарку приехали.

Вот как наши необычные инструменты помогли нам совершить сказочную зимнюю прогулку. На ярмарке часто звучит музыка, и мы сейчас ее услышим. О чем же она нам расскажет?

Слушание «Зима» Вивальди.

Дети: О морозной, суровой, вьюжной зиме.

Музыкальный руководитель: Здесь композитор рассказал о зиме тоже с помощью музыкальных инструментов. Как мы называем такую музыку?

Дети: Инструментальная.

Музыкальный руководитель: Правильно. А сейчас я вам предлагаю послушать другую музыку и вы мне скажете, чем она отличается от предыдущей?

Слушание «Ух, ты, зимушка-зима» Щербакова.

Дети: Это музыка вокальная.

Музыкальный руководитель: Как вы догадались?

Дети: Здесь звучат не только инструменты, но и голос.

Музыкальный руководитель: А что общего в этих музыкальных произведениях?

Дети: Они о зиме.

Музыкальный руководитель: Молодцы, дети! Внимательно слушали музыку и сумели рассказать о ней.

Воспитатель опять занимает место за прилавком.

Наша ярмарка продолжается. Подходите, выбирайте (дети подходят). Купите вот эту интересную вещицу.

Музыкальный руководитель: С удовольствием. Какая шкатулочка интересная. Посмотрим, какие сюрпризы нам шкатулка приготовила. (Обращается к ребенку) …, открой пожалуйста, шкатулочку и достань оттуда первый сюрприз.

Ребенок достает иллюстрацию к песенке-дразнилке «Антошка» (русская народная мелодия обр. В. Кикты).

Музыкальный руководитель: Эта картинка поможет догадаться, какую добрую дразнилку вы пропоете!

Дети: «Антошка».

Музыкальный руководитель: Правильно! Приготовились? Тогда начнем!

Песенка-дразнилка «Антошка» (русская народная мелодия обр. В. Кикты).

Музыкальный руководитель: Дети, какая по характеру песенка-дразнилка?

Дети: Интересная, необычная, веселая, шуточная, игривая, необидная.

Музыкальный руководитель: Давайте вспомним, какие мы знаем еще дразнилки и сочиним свою мелодию.

Дети исполняют дразнилки (2 – 3)

Музыкальный руководитель: Какие они получились?

Дети: веселые, шуточные.

Музыкальный руководитель предлагает ребенку снова заглянуть в музыкальную шкатулку (ребенок достает из шкатулки пиктограммы с грустным /веселым/ выражением лица).

Музыкальный руководитель: Эти картинки помогут вам, ребята, сочинить разные по характеру песенки. Этих мальчиков на картинках зовут Мажор и Минор. Какие песенки любит петь Минор? /Мажор/?

Дети: Грустные /веселые/.

Музыкальный руководитель: Кто споет нам песенку, а мы отгадаем, чья она?

Сочинение 2 – 3 песенок.

Музыкальный руководитель: Какая у … получилась песенка?

Дети: грустная, в миноре (веселая, в мажоре).

Музыкальный руководитель: Молодцы! Вы настоящие композиторы.

А можно я теперь загляну в нашу шкатулку? (Вынимает знак вопроса). Это значит, я должна задать вам вопрос. Послушайте отрывок к песне и отгадайте, что это – припев, куплет или музыкальное вступление.

Дети: это музыкальное вступление к «Песне о бабушке» муз. Филиппенко.

Музыкальный руководитель: Споем ее протяжно, не очень громко, ласково, плавно.

Исполнение песни.

Музыкальный руководитель: Дети, нужно правильно пропевать окончания слов: теплые, веселую, целые.

Дети проговариваем слова, выделяя окончания.

Музыкальный руководитель: Споем песню правильно, проговаривая окончания слов. Первый куплет встанут и споют нам девочки, а второй – мальчики.

Пение песни по подгруппам.

Музыкальный руководитель (обращаясь к ребенку): …, загляни еще в нашу шкатулку

Ребенок достает кассету.

Музыкальный руководитель: Наверное, на этой кассете знакомая вам песенка. Я прохлопаю ритмический рисунок мелодии, а вы догадайтесь. И только тогда наша кассета зазвучит (прохлопывает ритм).

Дети: Это «Зимняя песенка».

Музыкальный руководитель: Правильно. А споем мы сегодня эту песенку с солистами. Первый и второй куплет поют солисты, а третий все вместе.

Солистами у нас будут Саша и Полина. А вы, ребята, внимательно слушайте, как точно звучит мелодия, как правильно ребята поют высокие звуки.

Песня «Зимняя песенка» муз. Гладкова.

Музыкальный руководитель: Вот и опустела наша шкатулка, а ярмарка в самом разгаре.

Воспитатель занимает место на ярмарке.

Как на ярмарке у нас

Заведем веселый пляс.

Музыкальный руководитель: Как под музыку будем плясать, вы сейчас догадаетесь.

Звучит плясовая.

Дети: Весело, задорно, с огоньком.

Музыкальный руководитель: Приглашаем мальчиков на плясовую, а девочки выберут самых веселых танцоров.

Воспитатель: Подходите, выбирайте,

Все для пляски покупайте.

Исполняется пляска.

Музыкальный руководитель: Кого ты выбрала, Полина? А ты, Оля? Почему?

Дети: Я выбрала …, потому что он танцевал под музыку. Придумал интересные движения. Мне понравилось, как он танцевал вприсядку.

Музыкальный руководитель: И снова послушаем музыку к танцу. А как он называется, вы догадайтесь!

Звучит вальс (музыкальный руководитель задает вопрос по аналогии).

Исполняется вальс, а мальчики оценивают.

Музыкальный руководитель (подходит к прилавку): Дети, я хотела купить клубочек, чтобы связать шарф, но клубочка на ярмарке не оказалось.

Воспитатель: а мы Вам поможем отыскать клубочек.

Игра «Ниточка».

Музыкальный руководитель: И мой клубочек нашелся.

Ярмарка закрывается, и покатился наш клубочек домой.

Дети цепочкой уходят из зала.

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ "КУКОЛЬНАЯ СТРАНА"

КОНСПЕКТ МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ "КУКОЛЬНАЯ СТРАНА"...

Конспект музыкального занятия с детьми подготовительной к школе группы.

Конспект тематического занятия с детьми подготовительной к школе группы "Как хорошо уметь дружить"...

Сценарий музыкально-театрализованного представления в подготовительной группе Осенняя ярмарка

Музыкально-театрализованное   представление для детей подготовительной группы...

Презентация к музыкальному занятию с детьми подготовительной группы (6-7 лет) "Знакомство с музыкальными инструментами народного оркестра"

Презентация поможет  наглядно познакомить воспитанников ДО с составом инструментов народного оркестра....

Мастер-класс по работе с детьми подготовительной группы "Веселая ярмарка" 2018г.

Мастер-класс по работе с детьми в подготовительной группе "Веселая ярмарка". Цель. Показать способы взаимодействия с детьми  в подготовительной группе....

Методическая разработка логопедического занятия с детьми подготовительной группы с ФНР на тему «Осенняя ярмарка»

Автоматизация звука [Л] в словах и предложенияхЦель: коррекция речевых нарушений путем развития познавательной, двигательной,  и эмоциональной сферы.Задачи:Коррекционно-образовательные:Уточн...

Конспект музыкального занятия с детьми подготовительной группы на тему: «Музыка военных лет».

Цель: формирование патриотических качеств личности дошкольников.Задачи: Образовательные задачи- закрепить и расширить знания о событиях Великой Отечественной войны, о роли военных песен и произведений...