Рабочая программа по музыкальному воспитанию.
рабочая программа по музыке

Кузнецова Елена Анатольевна

Рабочая программа по реализации основной программы дошкольного образования. Данная программа разработана с целью  психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей с 3 до 7 лет, посещающих ДОУ  и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание,  и планируемые результаты в виде целевых ориентиров), организационно-педагогические условия образовательного процесса.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programmafgos.doc251.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №18 «Ласточка»

Рабочая программа

 по реализации основной образовательной программы дошкольного образования

образовательная область: художественно-эстетическое развитие

(музыкальная деятельность)

Составила

музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

 Кузнецова Елена Анатольевна

г.  Камень -  на - Оби

2019 г.

                                                                                                                                                                                                                                 

                           

Пояснительная записка

       Одним из важных условий формирования гармонически развитой личности является художественно-эстетическое воспитание, которое предусматривает развитие способности воспринимать прекрасное в природе, искусстве, окружающей действительности, пробуждение у детей эстетических чувств, формирование эстетического вкуса, а также творческих способностей детей.

       Музыка,  как и любое другое искусство, способствует формированию общей культуры воспитанников, развитию их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка. Наряду с художественной литературой, театром, изобразительным искусством она выполняет важнейшую социальную функцию.

       Образовательная область художественно-эстетическое развитие (музыкальная деятельность) в детском саду является актуальной для становления эстетического отношения к окружающему миру, реализации самостоятельной творческой деятельности детей.

Основой для разработки данной программы стали:

  1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

     2. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) (ясли – сад – начальная школа) под редакцией Л.И. Плаксиной

      Программа разработана в соответствии со следующими нормативно – правовыми документами:

  1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
  3. Конвенция о правах ребенка 1989
  4. СанПиН 2.4.1.3049-13

Принципы построения рабочей  программы:

- От простого к сложному.
- Научной обоснованности и практической применимости.
- Личностно – ориентированный подход.
- Триединство задач (единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста).
- Развивающего образования.
- Интеграции образовательных областей.
- Учета возрастных и индивидуальных особенностей детей, в том числе детей с нарушением зрения.

     Данная программа разработана с целью  психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей с 3 до 7 лет, посещающих МБДОУ «Детский сад № 18» и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание,  и планируемые результаты в виде целевых ориентиров), организационно-педагогические условия образовательного процесса.  

    Программа направлена на создание условий для  развития творческих музыкальных способностей детей на основе игр, восприятия музыки, музыцирования, исполнение песен и танцев, сотрудничества с родителями, сотрудниками детского сада, социальными партнерами и сверстниками в зоне его ближайшего развития.

    Программа направлена на создание образовательной среды как зоны ближайшего развития ребенка. Образовательная среда составляет систему условий для творческого музыкального развития воспитанников: в зале и группах имеются музыкальные инструменты в соответствии с возрастом детей и требованиями программы, дидактические игры, атрибуты для народных и подвижных игр, танцев и театрализованных представлений, разработки мероприятий, проводимых совместно с родителями, сотрудниками ДОУ, музея, библиотек и т.д. Представленные материалы легко трансформируемы, находятся в доступном для детей месте, периодически пополняются и заменяются.    

Непосредственная образовательная деятельность по формированию музыкальной культуры включает чередование различных видов деятельности (пения, музыкально – ритмических движений, слушания музыки, игры на детских инструментах, ознакомления с элементами музыкальной грамоты) и тем самым обеспечивают разностороннее развитие музыкальных способностей детей.

  С целью обеспечения соответствия образовательного процесса комплексно – тематическому принципу и интеграции с другими образовательными областями в программу включен репертуар, отражающий тему, соответствующий  конкретному виду музыкальной деятельности из структуры одной непосредственной образовательной  деятельности,  что обуславливается  особенностями музыкально – художественной деятельности, которая строится преимущественно на известном детям материале с незначительным добавлением нового.

Музыкальный репертуар, сопровождающий образовательный процесс формируется из различных программных сборников, представленных в списке литературы. Репертуар – является вариативным компонентом программы и может быть изменен, дополнен в связи с календарными событиями и  планом реализации коллективных и индивидуально – ориентированных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение образовательных потребностей разных категорий детей.

Цель:

        Создать условия для формирования приемов  овладения способами восприятия музыки, пения, выполнения танцевальных элементов, как интегративное качество личности;  сохранения и поддержки индивидуальности ребенка, развития  индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка;  формирования общей культуры воспитанников, развития их эстетических качеств.

Задачи:

  • создать условия для формирования общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности средствами музыки;
  • создать условия для формирования ценностных ориентаций средствами музыкального искусства;
  • способствовать эмоционально-психологическому благополучию, охране и укреплению здоровья детей;
  • способствовать сохранению и поддержке индивидуальности ребенка, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;
  • воспитывать интерес к музыке;
  • обогащать музыкальные впечатления детей, знакомя их с разнообразными музыкальными произведениями;
  • расширять представления детей об элементарных музыкальных понятиях, продолжать обучать простейшим практическим навыкам во всех видах музыкальной деятельности, естественности и выразительности исполнения музыкальных произведений;
  • развивать эмоциональную отзывчивость, сенсорные способности и  ладо – высотный слух, чувство ритма, формировать певческий голос и выразительность движений;
  • развивать вокальные навыки и движения под музыку;
  • содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений и представлений о музыке, сначала формируя избирательное, а затем оценочное отношение к музыкальным произведениям;
  • развивать творческую активность  во всех доступных видах музыкальной деятельности: передаче характерных образов в играх и хороводах; исполнении выученных танцевальных движений в новых, самостоятельно найденных сочетаниях; импровизации маленьких песен попевок. Продолжать формировать самостоятельность, инициативу, стремление применять выученный репертуар в повседневной жизни, музицировать, петь и танцевать;
  • развивать первые эмоциональные реакции на музыку, слуховое внимание;
  • расширять представления детей о родном крае, воспитывать любовь к родному краю.

Реализация задач по музыкальному воспитанию предполагается через основные формы музыкальной  образовательной деятельности  с учетом учебного плана:

Возрастная группа

Продолжительность НОД

Количество НОД в неделю

Количество праздников (развлечений) в месяц

Младшая  группа

до 15 минут

2

1

Средняя  группа

 до 20 минут

2

1

Старшая  группа

 до 25 минут

2

1

Подготовительная  к школе группа

до 30 минут

2

1

В данной образовательной области используются следующие формы работы:

Формы организации музыкальной деятельности:

  • непосредственная образовательная деятельность (индивидуальная, фронтальная, групповая);
  • развлечения;
  • утренники;
  • музыка в повседневной жизни (сон, пробуждение, физминутки, закаливание, вводная часть НОД по физической культуре, сюжетно – ролевые игры, праздники и развлечения, театрализованные постановки);
  • самостоятельная  деятельность;
  • слайд – шоу;
  • проекты;
  • эксперименты.

Формы работы с педагогическим коллективом:

  • индивидуальные консультации;
  • семинары;
  • открытые занятия;
  • памятки, письменные методические рекомендации (буклеты);
  • совместное планирование.

Формы работы с родителями:

  • индивидуальные консультации;
  • папки-передвижки;
  • участие в праздниках;
  • фотовыставки;
  • индивидуальные беседы на актуальные темы по музыкальному воспитанию в семье;
  • анкетирование.

Младшая группа

Задачи:

  • создать условия для развития способности восприятия детьми музыкального произведения,  слушания его до конца, понимания характера музыки;
  • способствовать развитию стремления рассказывать, о чем поется в песне;
  • развивать способность различать звуки по высоте в пределах октавы – септимы, замечать изменения в силе звучания мелодии (громко, тихо);
  • различать звучание инструментов (погремушка, барабан, бубен, металлофон);
  • создать условия для развития певческих навыков: петь без напряжения в диапазоне ре (ми) – ля (си); в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносить слова; передавать характер песни (весело, протяжно, ласково, напевно);
  • способствовать формированию стремления допевать мелодии колыбельных на слог «баю - баю» и веселых мелодий на слог «ля - ля», сочинять веселые и грустные мелодии по образцу;
  • совершенствовать умение двигаться в соответствии с двухчастной формой музыки и силой ее звучания; навыки основных движений: маршировать вместе со всеми и индивидуально, бегать легко, в умеренном и быстром темпе под музыку; реагировать на начало звучания музыки и ее окончание;
  • способствовать улучшению качества исполнения танцевальных движений: притопывания попеременно двумя ногами и одной ногой, кружения в парах, прямого галопа под музыку ритмично и согласно темпу и характеру музыкального произведения, с предметами, игрушками, без них;
  • создать условия для развития навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов, ориентировки в пространстве;
  • стремиться формировать самостоятельность при выполнении танцевальных движений под плясовые мелодии, движений передающих характер изображаемых животных;
  • создать условия для знакомства с музыкальными инструментами и их звучанием: металлофоном, колокольчиком, бубном, погремушкой, барабаном; совершенствовать умение различать их звучание, способствовать приобретению элементарных навыков подыгрывания на детских ударных музыкальных инструментах;
  • формировать интерес к фольклору.

Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста (от 3 до 4 лет)

       Развитие детей второй младшей группы позволяет проводить с ними планомерную работу по созданию условий для формирования основ музыкальной культуры в непосредственной образовательной деятельности и в повседневной жизни, а также в ходе культурно - досуговой деятельности. Этот период развития характеризуется стремлением  к самостоятельности. У детей появляется желание заниматься музыкой, активно действовать.

       В этом возрасте, прежде всего, формируется восприятие музыки, характеризующееся эмоциональной отзывчивостью на произведения. Маленькие дети воспринимают музыкальное произведение в целом. Постепенно они начинают слышать и вычленять выразительную интонацию, изобразительные моменты. Восприятие становиться более эмоциональным и дифференцированным: малыши заинтересованно слушают музыку, узнают знакомые песни и пьесы.

       Поскольку воспитанники 3 – 4 лет обладают непроизвольным вниманием, весь процесс обучения надо организовать так, чтобы он воздействовал на их чувства и интересы. Малыши проявляют эмоциональную отзывчивость на использование игровых приёмов и доступного материала, поэтому с детьми данного возраста более широко используются музыкально – дидактические игры. На последнем этапе разучивания они уже способны играть самостоятельно, проявляя инициативу.

       Исполнительская деятельность в этот период развития лишь начинает своё становление. Голосовой аппарат ещё не сформирован, голосовая мышца не развита, связки тонкие, короткие. Голос детей не сильный, дыхание слабое, поверхностное.

       Малыши в этом возрасте пытаются петь естественным голосом, без напряжения, правильно передавать мелодию в диапазоне «ми» первой октавы – «си» первой октавы.

       Дети  в  уже способны обращать внимание на качество движения – главным образом при ходьбе, беге; на согласованность движений рук и ног при ходьбе. К концу года дети способны слышать трехчастную форму, громко и тихо звучащую; эмоционально реагировать на разнохарактерную музыку. Малыши могут различать звуки по высоте в пределах октавы, различать тембры менее контрастных по звучанию детских музыкальных инструментов (бубен и погремушка).

Тематическое планирование

Месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь

«До свидания, лето! Здравствуй, детский сад!»

«Плакса», «Резвушка»

муз. Д. Кабалевского - создать условия для развития способности восприятия детьми музыкального произведения,  слушания его до конца, понимания характера музыки.

«Осень»

«Осенью» муз. С. Майкапара -  создать условия для развития способности восприятия детьми музыкального произведения,  слушания его до конца, понимания характера музыки.

«Осень» (продолжение)

«Дождик» муз. Н. Любарского -

способствовать развитию стремления узнавать и определять, сколько частей в произведении (одночастная или двухчастная форма), рассказывать, о чем поется в песне.

«Осень» (продолжение)

«Пляска с листочками» муз. Н Китаевой, сл. А. Ануфриевой –совершенствовать умение двигаться в соответствии с двухчастной формой музыки и силой ее звучания.

Октябрь

«Я и моя семья»

«Колыбельная» муз. С. Разаренова -  способствовать развитию стремления узнавать и определять, сколько частей в произведении (одночастная или двухчастная форма), рассказывать, о чем поется в песне.

«Я и моя семья» (продолжение)

Музыкально – дидактическая игра – «Три медведя» - развивать способность различать звуки по высоте в пределах октавы – септимы.

«Мой дом, мой город»

 «Веселый музыкант» муз. А Филиппенко – создать условия для развития певческих навыков: петь без напряжения в диапазоне ре (ми) – ля (си); в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносить слова.

 «Мой дом, мой город» (продолжение)

«Поезд» муз. Н. Метлова, сл. И. Плакиды – создать условия для развития навыка движения в соответствии с двухчастной формой музыки; реагировать на начало звучания музыки и ее окончание.

Ноябрь

«Мой дом, мой город» (продолжение)

«Прогулка» муз. И. Пахельбеля - совершенствовать умение двигаться в соответствии с двухчастной формой музыки и силой ее звучания; навыки основных движений: маршировать вместе со всеми и индивидуально, бегать легко, в умеренном и быстром темпе под музыку; реагировать на начало звучания музыки и ее окончание.

«Мой дом, мой город» (продолжение)

«Ах, ты котенька - коток» русская народная колыбельная создать условия для развития навыка допевания мелодии колыбельных песен на слог «баю-баю».

«Новогодний праздник»

«Фонарики» муз. Р. Рустамова – способствовать улучшению качества танцевальных движение.

«Новогодний праздник» (продолжение)

«Вышли куклы танцевать» муз. В. Витлина – способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов.

Декабрь

«Новогодний праздник» (продолжение)

«Танец снежинок» муз. Бекмана - совершенствовать умение двигаться в соответствии с двухчастной формой музыки и силой ее звучания; навыки основных движений: маршировать вместе со всеми и индивидуально, бегать легко, в умеренном и быстром темпе под музыку; реагировать на начало звучания музыки и ее окончание.

«Новогодний праздник» (продолжение)

«Зайцы» муз. Е. Тиличеевой –

совершенствовать более точное выполнене движений, передающих характер изображаемых животных.

«Новогодний праздник» (продолжение)

 «Танец около елки» муз. Р. Равина - создать условия для развития певческих навыков: петь без напряжения в диапазоне ре (ми) – ля (си); в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносить слова; передавать характер песни.

«Новогодний праздник» (продолжение)

 «Наша елочка» муз. М Красева -

создать условия для развития навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов, ориентировки в пространстве.

Январь

«Зима»

«Медведь» муз. Е. Тиличеевой -

создать условия для развития способности восприятия детьми музыкального произведения,  слушания его до конца, понимания характера музыки.

«Зима» (продолжение)

«Зима» муз. В Карасевой, сл. Н. Френкель - создать условия для развития певческих навыков: петь без напряжения в диапазоне ре (ми) – ля (си); в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносить слова.

«Зима» (продолжение)

 «Зайчик» муз. Л. Лядовой -  создать условия для развития способности восприятия детьми музыкального произведения,  слушания его до конца, понимания характера музыки.

«Зима» (продолжение)

«Заинька, выходи» муз. Е. Тиличеевой – стимулировать развитие навыков самостоятельного выполнения движений, передающих характер изображаемых животных.

Февраль

«День защитника Отечества»

«Марш» муз. М. Журбина - создать условия для развития способности восприятия детьми музыкального произведения,  слушания его до конца, понимания характера музыки.

«День защитника Отечества» (продолжение)

«Солдатский марш» муз. Р. Шумана -

совершенствовать навыки основных движений: маршировать вместе со всеми и индивидуально, реагировать на начало звучания музыки и ее окончание.

«День защитника Отечества» (продолжение)

 «Марш и бег» муз. Ан. Александрова -  совершенствовать умение двигаться в соответствии с двухчастной формой музыки и силой ее звучания; навыки основных движений: маршировать вместе со всеми и индивидуально, бегать легко, в умеренном и быстром темпе под музыку; реагировать на начало звучания музыки и ее окончание

«8 марта»

«Волшебные платочки» русская народная мелодия - совершенствовать умение двигаться в соответствии с двухчастной формой музыки и силой ее звучания.

Март

«8 марта» (продолжение)

 «Маме песенку пою» муз. Т. Попатенко -

создать условия для развития певческих навыков: петь без напряжения в диапазоне ре (ми) – ля (си); в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносить слова; передавать характер песни (весело, ласково, напевно).

«Знакомство с народной культурой и традициями»

«Ах вы, сени» русская народная мелодия – формировать у дошкольников навыки подыгрывания на детских ударных музыкальных инструментах (ложки).

«Знакомство с народной культурой и традициями» (продолжение)

 «Веселые дудочки» - музыкально – дидактическая игра -

 создать условия для знакомства с музыкальными инструментами и их звучанием.

«Знакомство с народной культурой и традициями» (продолжение)

«Ладушки» - русская народная песня -  создать условия для развития певческих навыков: петь без напряжения в диапазоне ре (ми) – ля (си); в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносить слова; передавать характер песни (весело, ласково, напевно).

Апрель

«Весна»

«Кто хочет побегать?» - обработка Л. Вишкаревой - совершенствовать умение двигаться в соответствии с двухчастной формой музыки и силой ее звучания; навыки основных движений: маршировать вместе со всеми и индивидбегать легко, в умеренном и быстром темпе под музыку; реагировать на начало звучания музыки и ее окончание.

«Весна» (продолжение)

«Медвежата» муз. М Красева – совершенствовать более точное выполнене движений, передающих характер изображаемых животных.

«Весна» (продолжение)

 «Скачут лошадки» муз. Т. Попатенко - способствовать улучшению качества исполнения танцевальных движений: прямого галопа под музыку ритмично и согласно темпу и характеру музыкального произведения; создать условия для развития навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов, ориентировки в пространстве.

«Весна» (продолжение)

«Машина» муз. Т. Попатенко - Способствовать развитию певческих навыков: петь без напряжения в диапазоне ре (ми) —ля (си), в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносить слова, передавать характер песни (весело, протяжно, ласково, напевно).

Май

«Лето»

«Марш и бег» муз. Ан Александрова -  совершенствовать умение двигаться в соответствии с двухчастной формой музыки и силой ее звучания; навыки основных движений: маршировать вместе со всеми и индивидуально, бегать легко, в умеренном и быстром темпе под музыку.

«Лето» (продолжение)

«Жуки» обр. Л. Вишкарева -

создать условия для развития навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов, ориентировки в пространстве.

 «Лето» (продолжение)

«Птички летают» муз. Л. Банниковой -

создать условия для развития навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов, ориентировки в пространстве.

«Лето» (продолжение)

«Гуси» русская народная песня -  

создать условия для развития певческих навыков: петь без напряжения в диапазоне ре (ми) – ля (си); в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносить слова; передавать характер песни (весело, протяжно, ласково, напевно).

Целевые ориентиры

       Мониторинг оформляется два раза в год, осуществляется посредствам наблюдений, бесед.

       Результатом освоения образовательной области художественно-эстетическое развитие (музыкальная деятельность) дошкольников с трех до четырех лет следует считать сформированность следующих социальных и психологических характеристик личности ребенка:

- проявление  инициативности и самостоятельности при узнавании знакомых песен,  различении звуков по высоте (в пределах октавы), умении различать детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан);

- развитость крупной моторики -  контролирует свои движения и управляет ими при выполнении танцевальных движений (кружения в парах, притопывания попеременно ногами), движений под музыку с предметами (флажками, листочками, платочками);

- ребенок уверен в своих силах: поет песни, не отставая, и не опережая других;

- способен к волевым усилиям при слушании музыкального произведения до конца (замечает изменения в звучании (тихо-громко)).

Средняя группа

Задачи:

  • совершенствовать навыки культуры слушания музыки; чувствовать характер музыки, узнавать знакомые музыкальные произведения, высказывать свои впечатления о прослушанном; замечать средства музыкальной выразительности (тихо, громко, медленно, быстро);
  • развивать способность различать звуки по высоте;
  • продолжать формировать стремление петь выразительно, протяжно, подвижно, согласованно (ре – си первой октавы), чисто интонировать мелодию, смягчать концы фраз, четко произносить слова, передавать характер музыки; петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью воспитателя);
  • создать условия для развития способности самостоятельно сочинять мелодию колыбельной песни и отвечать на музыкальные вопросы;  импровизировать мелодии на заданный текст;
  • продолжать стремиться формировать навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки, самостоятельно менять движение в соответствии с двух- и трехчастной формой музыки;
  • совершенствовать навыки выполнения танцевальных движений (прямой галоп, пружинка, кружение по одному и в парах) и основных движений (ходьба: «торжественная», спокойная, «таинственная»; бег: легкий и стремительный);
  • способствовать развитию способности двигаться в парах по кругу, ставить ногу на носок и на пятку, ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения (из круга врассыпную и обратно), подскоки;
  • создать условия для развития способности эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений (кружатся листочки, падают снежинки) и сценок, используя мимику и пантомиму (зайка веселый и грустный, хитрая лисичка, сердитый волк и т. д.);
  • продолжать формировать стремление подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне;
  • создать условия для формирования любви к родному краю.

Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста

 (от 4 до 5 лет)

      Дети средней группы уже имеют достаточный музыкальный опыт, благодаря которому начинают активно включаться в разные виды музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально - ритмические движения, игру на музыкальных инструментах и творчество. Однако у них еще недостаточно развита координация движений, они не очень хорошо ориентируются в пространстве, у них маленький запас танцевальных движений.

       В этом возрасте у ребенка возникают первые эстетические чувства, которые проявляются при восприятии музыки, подпевании, участии в игре или пляске и выражаются в эмоциональном отношении ребенка к тому, что он делает.

       Дети этого возраста проявляют значительно больший интерес к инструментальной музыке. Они различают не только характер произведения, но и его жанр, начинают высказывать свое отношение к нему.

       Дети данного возраста могут петь выразительно, брать дыхание между фразами, произносить слова правильно и ясно; петь согласованно, начинать и заканчивать вместе, мелодию петь чисто. К четырем годам они могут самостоятельно, при незначительной помощи взрослого спеть маленькую песенку. Этот период развития характеризуется владением многими движениями, возможностью проявлять самостоятельность при исполнении танцев, игр и упражнений: начинать движение после вступления, менять их в зависимости от формы, динамики, регистра; выполнять движения согласованно, соблюдая заданный темп; передавать игровые и танцевальные художественные образы.

       Воспитанники данного возраста могут петь выразительно, брать дыхание между фразами, произносить слова правильно и ясно; петь согласованно, начинать и заканчивать пение одновременно.

Тематическое планирование

Месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь

«День знаний»

«Узнай колокольчик» - развивать способность развивать звуки по высоте.

«Осень»

«Огородная - хороводная» муз. Б. Можжевелова -

продолжать формировать стремление  петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью воспитателя).

«Осень» (продолжение)

 «Осенняя песенка» муз. Д. Васильева – Буглая совершенствовать навыки культуры слушания музыки; чувствовать характер музыки, узнавать знакомые музыкальные произведения, высказывать свои впечатления о прослушанном; замечать средства музыкальной выразительности (тихо, медленно).

«Осень» (продолжение)

«Веселая прогулка» муз. П. Чайковского – продолжать стремиться формировать навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки, самостоятельно менять движение в соответствии с двух- и трехчастной формой музыки.

Октябрь

«Осень» (продолжение)

«Котик заболел», «Котик выздоровел» муз. А. Гречанинов - совершенствовать навыки культуры слушания музыки; чувствовать характер музыки, узнавать знакомые музыкальные произведения, высказывать свои впечатления о прослушанном; замечать средства музыкальной выразительности (тихо, медленно).

«Я в мире человек»

«Как тебя зовут?» - формировать умение импровизировать мелодии.

«Я в мире человек» (продолжение)

«Улыбка» муз. В Шаинского, сл. Н. Носова -  продолжать формировать стремление  петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью воспитателя).

«Я в мире человек» (продолжение)

«Если добрый ты» муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского -  продолжать формировать стремление петь выразительно, протяжно, подвижно, согласованно (ре – си первой октавы), чисто интонировать мелодию, смягчать концы фраз, четко произносить слова, передавать характер музыки; петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью воспитателя).

Ноябрь

«Мой город, моя страна»

«Паровоз» муз. З. Компанейца, сл.О. Высотской  - формировать стремление петь выразительно, протяжно, подвижно, согласованно (ре – си первой октавы), чисто интонировать мелодию.

«Мой город, моя страна» (продолжение)

«Пастушок» муз. Н. Преображенской, сл. народные – формировать умение четко произносить слова, передавать характер музыки; петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью воспитателя).

«Новогодний праздник»

«Снежинки» муз. О. Берта, сл. В. Антоновой -  формировать стремление чисто интонировать мелодию, смягчать концы фраз, четко произносить слова, передавать характер музыки;

«Новогодний праздник» (продолжение)

«Пляска Петрушек» муз. А. Серова из оперы «Рогнеда» -  формировать навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки, самостоятельно менять движение в соответствии с двух- и трехчастной формой музыки.

Декабрь

«Новогодний праздник» (продолжение)

 «Вальс снежных хлопьев» П. Чайковского -

совершенствовать навыки культуры слушания музыки; чувствовать характер музыки, узнавать знакомые музыкальные произведения, высказывать свои впечатления о прослушанном; замечать средства музыкальной выразительности (тихо, громко, медленно, быстро).

«Новогодний праздник» (продолжение)

«Зайчик» муз. Ю. Матвеева -

совершенствовать навыки культуры слушания музыки; развивать способность различать звуки по высоте.

«Новогодний праздник» (продолжение)

«С Новым годом» муз. В. Герчик, сл. А. Чельцова -  формировать умение передавать характер музыки; петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью воспитателя).

«Новогодний праздник» (продолжение)

«Новогодний хоровод» -

продолжать формировать стремление петь выразительно, протяжно, подвижно, согласованно (ре-си первой октавы), чисто интонировать мелодию, смягчать концы фраз, четко произносить слова, передавать характер музыки; петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью воспитателя).

Январь

«Зима»

«Санки» муз. М. Красева, сл. О Высотской -  продолжать формировать стремление петь выразительно, протяжно, подвижно, согласованно (ре – си первой октавы), чисто интонировать мелодию, смягчать концы фраз, четко произносить слова, передавать характер музыки; петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью воспитателя).

 «Зима» (продолжение)

«Мишка» муз. А. Гречанинова - формировать умение импровизировать мелодии на заданный текст.

 «Зима» (продолжение)

«Лиса и зайцы» муз. А. Майкапара -  создать условия для развития способности эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений.

«Зима» (продолжение)

«Лошадки» муз. Т. Ломовой -  продолжать стремиться формировать навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки, самостоятельно менять движение в соответствии с двух- и трехчастной формой музыки.

Февраль

«День защитника Отечества»

 «Мы идем с флажками» муз. Е. Тиличеевой - Формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках,

барабане, металлофоне.

«День защитника Отечества» (продолжение)

«Барабанщики» муз. М. Красева - продолжать формировать навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки, самостоятельно менять движение в соответствии с двух- и трехчастной формой музыки.

 

«День защитника Отечества» (продолжение)

«Марш» муз. Е. Тиличеевой -

продолжать формировать навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки.

«8 марта»

«Упражнение с цветами»  муз. А. Жилина - продолжать формировать навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки, самостоятельно менять движение в соответствии с двух- и трехчастной формой музыки.

Март

«8 марта» (продолжение)

«Мамины ласки» А. Гречанинова -  совершенствовать навыки культуры слушания музыки; чувствовать характер музыки.

«Народная культура и традиции»

 «Колыбельная» муз. А. Гречанинова - совершенствовать навыки культуры слушания музыки; чувствовать характер музыки, узнавать знакомые музыкальные произведения, высказывать свои впечатления о прослушанном; замечать средства музыкальной выразительности (тихо, медленно).

«Народная культура и традиции» (продолжение)

«Танец с ложками» русская народная мелодия - продолжать формировать у детей навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки; формировать навык самостоятельной смены движения в соответствии с двух- и трехчастной формой музыки.

«Весна»

«Подснежники» П. Чайковского - совершенствовать навыки культуры слушания музыки; чувствовать характер музыки, узнавать знакомые музыкальные произведения, высказывать свои впечатления о прослушанном.

Апрель

Май

«Весна» (продолжение)

«Наседка и цыплята» муз. Т. Ломовой - создать условия для развития способности эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений.

«Весна» (продолжение)

«Жаворонок» муз. М. Глинки -

совершенствовать навыки культуры слушания музыки; высказывать свои впечатления о прослушанном; замечать средства музыкальной выразительности (тихо, громко, медленно, быстро).

«Весна» (продолжение)

«Жаворонушки» русская народная закличка - формировать стремление петь выразительно, протяжно, подвижно, согласованно (ре – си первой октавы), чисто интонировать мелодию.

«Весна» (продолжение)

«Ах ты, береза» русская народная песня - формировать навыки культуры слушания музыки (не отвлекаться, дослушивать произведение до конца).

Развивать умение чувствовать характер музыки, узнавать знакомые произведения, высказывать свои впечатления о прослушанном.

Май

«День Победы»

 «Марш» муз. Л. Шульгина - совершенствовать навыки культуры слушания музыки; чувствовать характер музыки, узнавать знакомые музыкальные произведения, высказывать свои впечатления о прослушанном; замечать средства музыкальной выразительности (тихо, громко, медленно, быстро).

«День Победы» (продолжение)

«Угадай, на чем играю» - музыкально – дидактическая игра - продолжать формировать стремление подыгрывать простейшие мелодии на барабане.

«Лето»

«Песенка про кузнечика» муз. В. Шаинского -

продолжать формировать стремление петь выразительно, протяжно, подвижно, согласованно (ре – си первой октавы), чисто интонировать мелодию, смягчать концы фраз, четко произносить слова, передавать характер музыки; петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью воспитателя).

«Лето» (продолжение)

«Курочки и петушок» муз. Г. Фрида - продолжать формировать навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки, самостоятельно менять движение в соответствии с двух- и трехчастной формой музыки.

Целевые ориентиры

       Мониторинг оформляется два раза в год, осуществляется посредствам наблюдений, бесед.

       Результатом освоения образовательной области художественно-эстетическое развитие (музыкальная деятельность) дошкольников с четырех до пяти лет следует считать сформированность следующих социальных и психологических характеристик личности ребенка:

- проявление  инициативности и самостоятельности при узнавании песен по мелодии, различении звуков по высоте (в пределах сексты - септимы);

- проявление творческих способностей в выполнении движений, отвечающих характеру музыки, самостоятельной смене их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения;

- развитость крупной моторики -  контролирует свои движения и управляет ими при выполнении танцевальных движений (пружинки, подскоков, движений парами по кругу, кружения по одному и в парах), движений с предметами (с игрушками, лентами);

-  сформированность двигательных навыков и качеств (координация, ловкость и точность движений) при  игре простейших мелодий на одном звуке на металлофоне;

- ребенок уверен в своих силах: поет песни протяжно, четко произносит слова, начинает и заканчивает пение вместе со всеми.

Старшая группа

Задачи:

  • создать условия для знакомства с музыкальными жанрами;
  • совершенствовать музыкальную память через узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведения (вступление, заключение, музыкальная фраза), навык различения звуков по высоте  в пределах квинты, звучания музыкальных инструментов;
  • создать условия для формирования певческих навыков, умения петь легким звуком в диапазоне от «ре» первой октавы до «до» второй октавы, брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню, эмоционально передавать характер мелодии, петь умеренно, громко и тихо;
  • способствовать развитию навыков сольного пения, с музыкальным сопровождением и без него, самостоятельного исполнения песен разного характера;
  • продолжать формировать стремление самостоятельно сочинять мелодии различного характера: ласковую колыбельную, задорный или бодрый марш, плавный вальс, веселую плясовую; импровизировать мелодии на заданный текст;
  • развивать чувство ритма, способность передавать через движения характер музыки, ее эмоционально-образное содержание (плясовые движения, хоровод);
  • двигаться легко и изящно, отмечать движением сильную долю такта, менять направление в легком беге;
  • совершенствовать навыки свободного ориентирования в пространстве, выполнять простейшие перестроения (большой круг и маленькие кружочки), самостоятельно переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, менять движения в соответствии с музыкальными фразами;
  • способствовать формированию навыков исполнения танцевальных движений (дробный шаг с одновременным кружением, бег с подъемом колен, прямой галоп,  пружинка, поскоки, поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке; приставной шаг с приседанием, с продвижением вперед, кружение; приседание с выставлением ноги вперед);
  • продолжать развивать навыки изображения сказочных животных и птиц (лошадка, коза, лиса, медведь, заяц, журавль, ворон и т. д.) в разных игровых ситуациях;
  • поддерживать стремление к танцевальной импровизации: придумыванию движений к пляскам, танцам, содержанию песен, хороводов; поддерживать проявление самостоятельности в творчестве;
  • создать условия для развития навыков исполнения простейших мелодий на детских музыкальных инструментах;  индивидуально и небольшими группами, соблюдая при этом общую динамику и темп;
  • расширять кругозор посредством знакомства с русским хороводом и пляской;
  • расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках; воспитывать гордость за свою страну.

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет)

       Дети с большим интересом относятся к занятиям музыкой; у каждого ребенка есть свой любимый вид деятельности, их интересы уже носят устойчивый характер. Дети данного возраста готовы к знакомству жанрами, способны понимать чувства, настроения и переживания, выраженные в музыке, рассказать, с помощью педагога, о смысле произведения.

       Воспитанники данной возрастной группы, имеющие музыкальный слух и голос, могут петь, чисто интонируя мелодию, и способны освоить ряд певческих навыков. Голос в этом возрасте приобретает звонкость, подвижность. Певческие интонации становятся более устойчивыми, но требуют постоянной поддержке взрослого. Налаживается вокально-слуховая координация. Наиболее естественным диапазоном для детей старшего возраста является  квинта: «ре» первой октавы – «си» первой октавы. Если ребенок поет выше или ниже этих звуков, то у него теряется чистота интонации.

       Данная возрастная категория характеризуется  проявлением повышенного интереса к песенному творчеству, которое начинается с обучения звукоподражанию голосам птиц и домашних животных, звучанию музыкальных инструментов, с изменением высоты звучания, ритма, музыкальных интонаций.

       Важное место в этот период развития продолжает занимать дидактическая игра, направленная на развитие сенсорных способностей детей, то есть умение воспринимать и воспроизводить высоту, силу, тембр и движение музыкальных звуков.

       Освоение основных видов движения – ходьбы, бега, прыжков – дает возможность детям шире использовать их в играх и танцах. Одни стремятся, не подражая друг другу, по своему исполнить роль (например, в сюжетной игре), другие проявляют интерес только к одному виду деятельности в зависимости от индивидуальных склонностей и способностей каждого.

Тематическое планирование

Месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь

«День знаний»

«Звенящие колокольчики» - развивать и совершенствовать диатонический слух.

«Осень»

«Осенняя песня» муз. П. Чайковского - совершенствовать музыкальную память через узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведения (вступление, заключение, музыкальная фраза), навык различения звуков по высоте  в пределах квинты, звучания музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка, виолончель, балалайка).

«Осень» (продолжение)

«Листопад» муз. Т. Попатенко, сл. Е. Авдиенко - создать условия для знакомства с музыкальными жанрами; совершенствовать музыкальную память через узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведения (вступление, заключение, музыкальная фраза), навык различения звуков по высоте  в пределах квинты, звучания музыкальных инструментов.

«Осень» (продолжение)

«Осенняя песня» муз. П. Чайковского - создать условия для знакомства с музыкальными жанрами; совершенствовать музыкальную память через узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведения.

Октябрь

 «Я вырасту здоровым».

«Урожайная» муз. А.Филиппенко -

создать условия для формирования певческих навыков, умения петь легким звуком в диапазоне от «ре» первой октавы до «до» второй октавы, брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню.

«Я вырасту здоровым» (продолжение)

 «Я полю, полю лук» муз. Е. Тиличеевой -

развивать творческие способности детей, побуждать их к активным самостоятельным действиям.

«День народного единства»

«Земелюшка - чернозем» русская народная песня -

способствовать самостоятельности и творческому исполнению песен разного характера.

«День народного единства» (продолжение)

«Ворон» русская народная игра - развивать чувство ритма, способность передавать через движения характер музыки, ее эмоционально-образное содержание (плясовые движения, хоровод).

Ноябрь

«День народного единства» (продолжение)

«Пошла млада за водой» русская народная песня - создать условия для формирования певческих навыков, умения петь легким звуком в диапазоне от «ре» первой октавы до «до» второй октавы, брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами

«День народного единства» (продолжение)

 «Танец Снегурочки и снежинок» муз. Р. Глиера - поддерживать стремление к танцевальной импровизации: придумыванию движений к пляскам, танцам, содержанию песен, хороводов; поддерживать проявление самостоятельности в творчестве.

«Новый год»

«Детская полька» муз. М. Глинки - создать условия для знакомства с музыкальными жанрами; совершенствовать музыкальную память через узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведения.

«Новый год» (продолжение)

«Хлопушки» муз. Н. Кизельваттер - поддерживать стремление к танцевальной импровизации: придумыванию движений к пляскам, танцам, содержанию песен, хороводов; поддерживать проявление самостоятельности в творчестве.

Декабрь

 «Новый год» (продолжение)

«Снега - жемчуга» муз. М. Перхаладзе - создать условия для формирования певческих навыков, умения петь легким звуком в диапазоне от «ре» первой октавы до «до» второй октавы, брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню.

«Новый год» (продолжение)

«Где зимуют зяблики» муз. Е. Зарицкой, сл. Л. Куклина - способствовать развитию навыков пения, с музыкальным сопровождением и без него, самостоятельности и творческому исполнению песен разного характера.

«Новый год» (продолжение)

«Новогодняя хороводная» муз. С. Шнайдер – формировать умение петь легким звуком в диапазоне от «ре» первой октавы до «до» второй октавы, брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами

«Новый год» (продолжение)

«Новогодний хоровод»

муз. Т. Попатенко - способствовать развитию навыков пения, с музыкальным сопровождением и без него, самостоятельности и творческому исполнению песен разного характера.

Январь

«Зима»

«Голубые санки» муз. М. Иорданского - создать условия для формирования певческих навыков, умения петь легким звуком в диапазоне от «ре» первой октавы до «до» второй октавы, произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню, эмоционально передавать характер мелодии.

«Зима» (продолжение)

«Встреча в лесу» муз. Е. Тиличеевой - поддерживать стремление к танцевальной импровизации: придумыванию движений к пляскам, танцам, содержанию песен, хороводов; поддерживать проявление самостоятельности в творчестве.

«Зима» (продолжение)

«Определи по ритму» - музыкально – дидактическая игра – совершенствовать навык различения звуков по высоте в пределах квитах.

«Зима» (продолжение)

«Зима» муз. П. Чайковского - создать условия для знакомства с музыкальными жанрами; совершенствовать музыкальную память через узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведения.

Февраль

«День защитника Отечества»

 «Смелый пилот» муз. Е. Тиличеевой - создать условия для развития навыков исполнения простейших мелодий на детских музыкальных инструментах;  индивидуально и небольшими группами, соблюдая при этом общую динамику и темп.

«День защитника Отечества» (продолжение)

«Барабан» муз. Е. Тиличеевой – создать условия для формирования певческих навыков, умения петь легким звуком в диапазоне от «ре» первой октавы до «до» второй октавы, брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, произносить отчетливо слова.

«День защитника Отечества» (продолжение)

«Марш» муз. Д. Шостаковича -

совершенствовать навыки свободного ориентирования в пространстве, выполнять простейшие перестроения, самостоятельно переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, менять движения в соответствии с музыкальными фразами.

«Международный женский день»

«Песенка мамы козы»- песенное творчество - продолжать формировать стремление самостоятельно сочинять мелодии различного характера; импровизировать мелодии на заданный текст.

Март

«Международный женский день» (продолжение)

«К нам гости пришли» муз. Ан. Александрова -  способствовать развитию навыков сольного пения, с музыкальным сопровождением и без него, самостоятельности и творческому исполнению песен разного характера.

«Народная культура и традиции»

 «Учитесь плясать по-русски!» -  русская народная мелодия -  

развивать творческие способности детей, побуждать их к активным самостоятельным действиям;

«Народная культура и традиции» (продолжение)

 «Жаворонок» муз. М. Глинки -

совершенствовать музыкальную память через узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведения (вступление, заключение, музыкальная фраза), навык различения звуков по высоте  в пределах квинты, звучания музыкальных инструментов (фортепиано).

«Народная культура и традиции» (продолжение)

 «Музыкальные загадки» - музыкально – дидактическая игра - создать условия для развития навыков исполнения простейших мелодий на ложках;  индивидуально и небольшими группами, соблюдая при этом общую динамику и темп.

Апрель

«Весна»

«Весенняя песенка» муз. А. Филиппенко -  продолжать развивать навыки инсценирования песен.

«Весна» (продолжение)

 «Ежик» муз. А. Аверина - продолжать развивать навыки инсценирования песен; изображения сказочных животных и птиц в разных игровых ситуациях.

«День Победы»

«Маленький марш» муз. Т. Ломовой - развивать чувство ритма, способность передавать через движения характер музыки, ее эмоциональное образное содержание.

«День Победы» (продолжение)

«Моя Россия» муз. Г. Струве -  совершенствовать музыкальную память через узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведения (вступление, заключение, музыкальная фраза), навык различения звуков по высоте  в пределах квинты, звучания музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка, виолончель, балалайка).

Май

«День Победы» (продолжение)

«Шаг и бег» муз. Н. Надиненко - совершенствовать навыки свободного ориентирования в пространстве, выполнять простейшие перестроения, самостоятельно переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, менять движения в соответствии с музыкальными фразами.

«Лето»

«Мотылек» муз. С. Майкапара – совершенствовать навыки свободного ориентирования в пространстве выполнять простейшие перестроения, самостоятельно переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, менять движения в соответствии с музыкальными фразами.

«Лето» (продолжение)

«Хоровод в лесу» муз. М. Иорданского - создать условия для самостоятельного придумывания движений, отражающих содержание песни. Побуждать к инсценированию содержания песен, хороводов.

 

«Лето» (продолжение)

«Светофор» муз. Ю. Чичкова -  свободно ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие перестроения, самостоятельно переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, менять движения в соответствии с музыкальными фразами.

Целевые ориентиры

       Мониторинг оформляется два раза в год, осуществляется посредствам наблюдений, бесед.

      Результатом освоения образовательной области художественно-эстетическое воспитание (музыкальное воспитание) дошкольников с пяти до шести лет следует считать сформированность следующих социальных и психологических характеристик личности ребенка:

- проявление  инициативности и самостоятельности  в  различении  жанров музыкальных  произведений и тембров музыкальных инструментов, в различении высоких и низких звуков (в пределах квинты);

- обладание развитым воображением, способностью определять общее настроение, характер музыкального произведения (выражать свои мысли по поводу прослушанного);

- яркое проявление творческих способностей в самостоятельном  инсценировании содержания песен, хороводов (действуют, не подражая друг другу);

- развитость крупной моторики -  контролирует свои движения и управляет ими при выполнении танцевальных движений ритмично двигается в соответствии с характером и динамикой  музыки;

-  сформированность двигательных навыков и качеств (координация, ловкость и точность движений, пластичность) при  игре мелодий на металлофоне по одному и небольшими группами;

- ребенок уверен в своих силах: поет песни без напряжения, плавно, легким звуком; отчетливо произносит слова, своевременно начинает и заканчивает песню; поет в сопровождении музыкального инструмента.

Подготовительная к школе группа

Задачи:

  • продолжать развивать навыки восприятия звуков по высоте в пределах квинты – терции; обогащать впечатления детей и формировать музыкальный вкус, развивать музыкальную память;
  • способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха;
  • создать условия для знакомства с элементарными музыкальными понятиями (темп, ритм); творчеством композиторов; с мелодией Государственного гимна Российской Федерации;
  • совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую  координацию;
  • закреплять практические навыки выразительного исполнения песен в пределах от «до» первой октавы до «ре» второй октавы; умения брать дыхание и удерживать до конца фразы; обращать внимание на артикуляцию (дикцию);
  • продолжать формировать стремление самостоятельно придумывать мелодии, используя в качестве образца русские народные песни; самостоятельно импровизировать мелодии на заданную тему по образцу и без него, используя для этого знакомые песни, музыкальные пьесы и танцы;
  • способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений (пружинистый шаг, поскоки, ходьба и бег, шаг – притоп, ковырялочка, боковой галоп, с высоким подъемом ног), умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передавая в танце эмоционально-образное содержание;
  • менять движение при смене характера музыки, частей музыкального произведения; отмечать движением сильную долю такта, фразы, ритмический рисунок;
  • продолжать развитие танцевально-игрового творчества; формирование навыков художественного исполнения различных образов при инсценировании песен;
  • способствовать развитию творческой активности детей в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности (игра в оркестре, пение, танцевальные движения и т. п.);
  • продолжать формировать стремление детей импровизировать под музыку соответствующего характера (лыжник, конькобежец, наездник, рыбак; лукавый котик и сердитый козлик и т. п.); придумывать движения, отражающие содержание песни; выразительно действовать с воображаемыми предметами;
  • способствовать развитию самостоятельности в поиске способов передачи в движениях музыкальных образов; импровизировать музыкальные образы в их взаимодействии и развитии;
  • продолжать формировать музыкальные способности; содействовать проявлению активности и самостоятельности;
  • создать условия для знакомства с музыкальными произведениями в исполнении различных инструментов и в оркестровой обработке; для овладения игрой на музыкальных инструментах (металлофоне, погремушках, треугольнике) в оркестре и в ансамбле;
  • создать условия для знакомства с русской национальной пляской;
  • воспитывать любовь к «малой Родине», гордости за достижения своей страны.

Возрастные особенности детей

 Подготовительной к школе группы (6 – 7 лет)

       В этот период развития проявляется интерес к музыкальной грамоте, более ярким становится стремление выразительно исполнять песню, танец, проявить творчество; желание высказать свое мнение об услышанном. Дети мотивируют свои предпочтения, проявляют повышенный интерес к импровизации и сочинительству. В этом возрасте ребенок способен осознавать свои эстетические эмоции, связанные с музыкой, что является предпосылкой развития музыкального вкуса и сознания.

       На основе полученных знаний и впечатлений о музыке дети могут не только ответить на вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение. Разобраться в его выразительных средствах, почувствовать разнообразные оттенки, настроения, переданные музыкой.

       Дети данного возраста  способны к целостному восприятию музыкального образа, что очень важно для воспитания эстетического отношения к окружающему.

       Дети 6 – 7 лет способны осознавать выразительные средства различных видов искусств, понимать то, что образ одного и того же объекта, явления в разных видах искусства создается специфическими для каждого из них средствами. Дошкольники 6 - 7 лет может синтезировать имеющийся у него художественный опыт и испытывает потребность воплотить свои переживания и фантазии в объективной форме.

       Ведущим видом деятельности остается пение, диапазон расширяется «ре» первой октавы - «до» второй октавы. У детей 6 – 7 лет еще более укрепляется голосовой аппарат, расширяется и выравнивается диапазон. Появляется большая напевность и звонкость. Песни, пляски, игры исполняются самостоятельно, выразительно, в какой – то мере творчески.             Индивидуальные музыкальные интересы и способности проявляются ярче. В данной возрастной категории особое место занимают дидактические игры, придуманные детьми по аналогии с  разученными на занятиях. Дети данного возраста способны посредством движений развивать и передавать художественный образ, в котором обязательно отражаются сопоставление контрастных и сходных структур произведения, ладовая окрашенность, размер, ритмический рисунок, динамика, оттенки, темповые изменения.

 Данная программа направлена на построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентирована на интересы и возможности каждого ребенка и учитывает социальную ситуацию его развития; на поддержку педагогами положительного, доброжелательного отношения детей  друг к другу, взаимодействие детей в разных видах деятельности.

Тематическое планирование

Месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь

«День знаний»

«Хорошо у нас в саду» муз. В. Герчик - совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую  координацию.

«Осень» 

«Огород» муз. В. Карасевой -  закреплять практические навыки  умения брать дыхание и удерживать до конца фразы; обращать внимание на артикуляцию (дикцию).

«Осень» (продолжение)

«Листопад» муз. Т. Попатенко, сл. Е. Авдиенко - совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую  координацию.

«Осень» (продолжение)

«Осень» муз. А. Вивальди - обогащать впечатления детей и формировать музыкальный вкус, развивать музыкальную память.

Октябрь

 «Мой город, моя страна, моя планета»

«Наш дом» муз. Е. Тиличеевой - совершенствовать   певческий голос и вокально-слуховую  координацию.

«Мой город, моя страна, моя планета» (продолжение)

«Ромашковая Русь» муз. Ю. Чичкова - создать условия для знакомства с элементарными музыкальными понятиями (темп, ритм); жанрами (опера, концерт, симфонический концерт), творчеством композиторов и музыкантов.

«День народного единства»

«Как пошли наши подружки» русская народная песня - совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую  координацию.

«День народного единства» (продолжение)

«Как у наших у ворот»  русская народная песня - стремиться развивать самостоятельность в поиске способов передачи в движениях музыкальных образов

Ноябрь

«День народного единства» (продолжение)

«Как на тоненький ледок» русская народная песня -

способствовать развитию творческой активности детей в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности; побуждать  придумывать движения, отражающие содержание песни; выразительно действовать с воображаемыми предметами.

«День народного единства» (продолжение)

«Лиса по лесу ходила» русская народная песня - закреплять практические навыки  умения брать дыхание и удерживать до конца фразы; обращать внимание на артикуляцию (дикцию).

«Новый год»

«Танец снежинок» муз. А. Жилина - продолжать развитие танцевально-игрового творчества; формирование навыков художественного исполнения различных образов при инсценировании песен.

«Новый год» (продолжение)

«Будет горка во дворе» муз. Т. Попатенко, сл. Е. Авдиенко - народная песня - закреплять практические навыки  умения брать дыхание и удерживать до конца фразы; обращать внимание на артикуляцию (дикцию).

Декабрь

«Новый год» (продолжение)

«Хорошо, что снег пошел» муз. А. Островского -  закреплять практические навыки выразительного исполнения песен в пределах от «до» первой октавы до «ре» второй октавы; умения брать дыхание и удерживать до конца фразы; обращать внимание на артикуляцию (дикцию).

«Новый год» (продолжение)

«К нам приходит Новый год» муз. В. Герчик, сл. З. Петровой -

способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений, умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передавая в танце эмоционально-образное содержание.

«Новый год» (продолжение)

 «Елка» муз. Е. Тиличеевой -

закреплять практические навыки  умения брать дыхание и удерживать до конца фразы; обращать внимание на артикуляцию (дикцию).

«Новый год» (продолжение)

«Новогодняя хороводная» муз. С. Шнайдера - способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений, умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передавая в танце эмоционально-образное содержание.

Январь

«Зима»

«Белка» муз. Н. Римского – Корсакова - создать условия для развития способности воспринимать музыкальные произведения в исполнении различных инструментов и в оркестровой обработке.

«Зима» (продолжение)

«Тройка» муз. Г. Свиридова – продолжать обогащать впечатления детей и формировать музыкальный вкус, развивать музыкальную память;

способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха.

«Зима» (продолжение)

 «Вальс» муз. Е. Макарова - продолжать формировать стремление детей импровизировать под музыку соответствующего характера ( конькобежец) придумывать движения, отражающие содержание песни; выразительно действовать с воображаемыми предметами.

«Зима» (продолжение)

«Зима» муз. А. Вивальди -  

создать условия для знакомства с элементарными музыкальными понятиями (темп, ритм); творчеством композиторов.

Февраль

«День защитника Отечества»

 «Кавалерийская» муз. Д. Шостаковича - обогащать впечатления детей и формировать музыкальный вкус, развивать музыкальную память.

«День защитника Отечества» (продолжение)

«Цветные флажки» муз. Е. Тиличеевой - продолжать формировать музыкальные способности; содействовать проявлению активности и самостоятельности.

«День защитника Отечетва» (продолжение)

«Упражнение с флажками» немецкая народная мелодия - менять движение при смене характера музыки, частей музыкального произведения; отмечать движением сильную долю такта, фразы, ритмический рисунок.

«Международный женский день»

«Про козлика» муз. Г. Струве - закреплять практические навыки выразительного исполнения песен в пределах от «до» первой октавы до «ре» второй октавы.

Март

«Международный женский день» (продолжение)

«Самая хорошая» муз. В. Иванникова - закреплять практические навыки  умения брать дыхание и удерживать до конца фразы; обращать внимание на артикуляцию (дикцию).

«Народная культура и традиции»

 «Русская пляска с ложками» русская народная мелодия - русских народных музыкальных инструментах; исполнять музыкальные произведения в оркестре и в ансамбле.

«Народная культура и традиции» (продолжение)

«Во поле береза стояла» русская народная песня - закреплять практические навыки  умения брать дыхание и удерживать до конца фразы; обращать внимание на артикуляцию (дикцию).

«Народная культура и традиции» (продолжение)

«Медведи пляшут» муз. М. Красева - развивать танцевально-игровое творчество; формировать навыки художественного исполнения различных образов.

Апрель

«Весна»

«Весна» муз. А. Вивальди -  создать условия для знакомства с элементарными музыкальными понятиями (темп, ритм); жанрами (опера, концерт, симфонический концерт), творчеством композиторов и музыкантов.

«Весна» (продолжение)

«Песня жаворонка» муз. П. Чайковского - обогащать впечатления детей и формировать музыкальный вкус, развивать музыкальную память.

«День Победы»

«Марш» муз. С. Прокофьева - способствовать дальнейшему развитию навыков движений под музыку, умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки.

«День Победы» (продолжение)

Государственный  гимн  Российской Федерации - познакомить детей с мелодией Государственного гимна Российской Федерации.

Май

«День Победы» (продолжение)

«Праздник Победы» муз. М. Партцхаладзе - закреплять практические навыки выразительного исполнения песен в пределах от «до» первой октавы до «ре» второй октавы; умения брать дыхание и удерживать до конца фразы; обращать внимание на артикуляцию (дикцию).

«До свидания, детский сад! Здравствуй, школа!»

«В школу» муз. Е. Тиличеевой - закреплять практические навыки выразительного исполнения песен в пределах от «до» первой октавы до «ре» второй октавы; умения брать дыхание и удерживать до конца фразы; обращать внимание на артикуляцию (дикцию).

«До свидания, детский сад! Здравствуй, школа!» (продолжение)

«Угадай на чем играю» -  музыкально – дидактическая игра - способствовать развитию творческой активности детей в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности (игра на колокольчике).

«До свидания, детский сад! Здравствуй, школа!» (продолжение)

«Мы теперь ученики» муз. Г.Струве - закреплять практические навыки выразительного исполнения песен в пределах от «до» первой октавы до «ре» второй октавы; умения брать дыхание и удерживать до конца фразы; обращать внимание на артикуляцию (дикцию).

Целевые ориентиры

       Мониторинг оформляется два раза в год, осуществляется посредствам наблюдений, бесед.

      Результатом освоения образовательной области художественно-эстетическое развитие (музыкальная деятельность) дошкольников следует считать сформированность следующих социальных и психологических характеристик личности ребенка:

- проявление  инициативности и самостоятельности  в узнавании и  определении жанра музыкального произведения, в различении частей  и инструмента на котором оно исполняется;

- обладание развитым воображением, способностью определять общее настроение, характер музыкального произведения (выражать свои мысли по поводу прослушанного);

- яркое проявление творческих способностей в инсценировании игровых песен, продумывании вариантов образных движений в играх и хороводах;

- развитость крупной моторики -  контролирует свои движения и управляет ими при выполнении танцевальных движений; выразительно и ритмично двигается в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами; передает несложный ритмический рисунок;

-  сформированность двигательных навыков и качеств (координация, ловкость и точность движений, пластичность) при исполнении несложных песен и мелодий на детских музыкальных инструментах сольно и в ансамбле;

- ребенок уверен в своих силах: поет песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание); активно включается в индивидуальное и коллективное пение с сопровождением и без него;

- сформированность предпосылок учебной деятельности (способен к волевым усилиям, преодолевает сиюминутные побуждения, доводит начатое дело до конца).

Методическое обеспечение

  1. Зацепина М. Б.  «Музыкальное воспитание в детском саду».  – М.: МОЗАЙКА– СИНТЕЗ;
  2. Зацепина Н. Б. «Музыкальное воспитание в детском саду» (младшая группа). – М.: МОЗАЙКА– СИНТЕЗ;
  3. Зацепина Н. Б. «Музыкальное воспитание в детском саду» (средняя группа). – М.: МОЗАЙКА– СИНТЕЗ;
  4. Атрибуты для музыкально – ритмических движений и танцев (платочки, ленты, султанчики, цветы, погремушки, флажки, косынки, обручи, мячи,  кубики);
  5. Детские музыкальные инструменты (металлофоны, ксилофоны, ложки, колокольчики, погремушки, бубны, маракасы, арфа, барабаны, аккордеоны);
  6. Портреты русских и зарубежных композиторов;
  7.  Музыкально – дидактические игры на развитие музыкальных – сенсорных и творческих способностей детей;
  8.  Иллюстрации к музыкальным произведениям,  изображения музыкальных инструментов;
  9. Фортепиано;
  10. Музыкальный центр;
  11. Мультимедийный проектор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по музыкальному воспитанию вторая младшая группа.

Пояснительная записка к рабочей программе по музыкальному воспитанию...

Пояснительная записка к рабочей программе по музыкальному воспитанию старшая группа.

Пояснительная записка к рабочей программе по музыкальному воспитанию ст. гр....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «РАСТИШКА» С ДЕТЬМИ от 1 года до 7 лет

ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ   ПРОГРАММЫ  МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ДЕТСКИЙ САД «СЕВЕРЯНОЧКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТ...

Рабочая программа по музыкальному воспитанию по программе "От рождения до школы"

По мнению В.А. Сухомлинского: «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребен...

Рабочая программа по музыкальному воспитанию "Весёлые нотки" (игра на музыкальных инструментах)

Рабочая программа по обучению детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах...