Глоссарий
методическая разработка по музыке на тему

Mордик Людмила Алексеевна

Глоссарий по теме «Формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста» с указанием авторов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glossariy.docx19.21 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГЛОССАРИЙ

        

  1. «Музыкальная культура общества -  есть единство музыки и её социального функционирования. Это сложная система, в которую входят:

а) музыкальные ценности, создаваемые или сохраняемые в данном обществе,

б) все виды деятельности по созданию, хранению, воспроизведению, распространению, восприятию и использованию музыкальных ценностей,

в) все субъекты такого рода деятельности вместе с их знаниями, навыками и другими качествами, обеспечивающими её успех,

г) все учреждения и социальные институты, а также инструменты и оборудование, обслуживающие эту деятельность».

                         А. Н. Сохор

2. Музыкальность – это комплекс специальных способностей, находящих своё выражение в своеобразной ориентировке в музыке.  Чем более музыкален человек, тем больше он слышит в музыке (единство эмоциональной и слуховой стороны музыкальности.

                                                                                            М. Б. Теплов

3.  Три основные музыкальные способности образуют ядро музыкальности :

- ладовое чувство (эмоциональный компонент слуха);

- способность к слуховому представлению (репродуктивный компонент слуха);

- музыкально-ритмическое чувство (способность чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма, активно переживать  и точно воспроизводить его).

                          М. Б. Теплов

4. Эмоциональная отзывчивость  основана на различении эмоциональной , ладовой окраски произведения, настроений и чувств, выраженных в нём , а также способности активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма.

                            М. Б. Теплов

5. «Эмоциональное переживание тесно связано с художественным образным мышлением. Эмоциональная отзывчивость на произведение искусства  понимается как :

        - умение откликаться на события , явления, произведения разных жанров;

        - способность сопереживать героям, соотносить литературные факты с жизненным опытом;                 

        - способность эмоционального сопереживания музыке;

        - эмоциональный отклик на произведения искусства.                

        Н. А. Ветлугина

6. Музыкальная культура – вид художественной культуры и часть духовной культуры человечества; это – сложная система, элементами которой являются , с одной стороны, виды музыкальной деятельности вместе с их инфраструктурой и музыкальные ценности, с другой стороны  -  типы музыки, принадлежащие разным эпохам и мировым культурам.

        Н. Н. Гаврюшенко

7. Музыкально - эстетическая культура дошкольников   обусловлено прежде всего характером и особенностями музыкальной деятельности дошкольников, которая никогда не бывает только музыкальной. Восприятию музыки, ее исполнительству и музыкальному творчеству присущ принцип интеграции с иными, внемузыкальными явлениями жизни ребенка, прежде всего эстетическими.

                                                                    (Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, А.В. Кенеман, Л.Н. Комиссарова, О.П. Радынова).

8. Музыкальная грамотность ,  по сути , является музыкальной культурой, которая проявляется в:

 • способности воспринимать музыку как живое, образное искусство, рожденное жизнью и неразрывно с ней связанное;

• особом «чувстве музыки», позволяющем воспринимать ее эмоционально, отличать в ней хорошее от плохого;

• умении на слух определять характер музыки и ощущать внутреннюю связь между характером музыки и характером ее исполнения

                          Д.Б. Кабалевский

9. Эмоциональная отзывчивость как личностное качество ребёнка, предполагает  наличие  эмпатийных процессов   вчуствования  и  понимания эмоционального состояния другого человека  , а  также внешне выраженное содействие, которое  адекватно содержательной стороне переживания. Определённый уровень развития эмоциональной отзывчивости проявляется в отношениях с людьми и связано с воспитанием таких качеств личности , как  доброта, умение сочувствовать другому человеку.

                                  (А. Д. Кошелева, Г. П. Лаврентьева, Л. П. Стрелкова)

10.  В качестве показателей развития эмоциональной отзывчивости на музыку детей дошкольного возраста выступают :

        - сосредоточенность внимания;

        - продолжительность восприятия;

        -двигательная активность (наличие движений, мимических реакций, вокализаций, адекватных характеру музыки);                        

        - действия с детскими музыкальными инструментами и игрушками, их согласованность с характером и ритмом музыки;                        

        - желание ребёнка слушать музыку.                        

Груздова, И. В. Развитие эмоциональной отзывчивости у детей дошкольников в условиях музыкально-игровой деятельности : монография/ И. В. Груздова. –Тольятти: ТГУ.- 2010.-204с.        

11. Музыкальная  культура  личности -  сложное интегративное образование, включающее в себя умение ориентироваться в различных музыкальных жанрах, стилях и направлениях, знания музыкально-теоретического и эстетического характера, высокий музыкальный вкус, способность эмоционально откликаться на содержание тех или иных музыкальных произведений, а также творчески-исполнительские навыки- пения, игры на музыкальных инструментах и т.п.

                       Г. В. Шостак

12. Индивидуальный социально-художественный опыт, обуславливающий  возникновение высоких музыкальных потребностей – интегративное свойство, показателями которого являются «музыкальные развитости» (любовь к музыке, эмоциональное отношение, потребность в музыке, музыкальная наблюдательность) и  музыкальная образованность (владение способами музыкальной деятельности, искусствоведческими знаниями развитость музыкального вкуса, критическое отношение к музыке и др.)

                      Ю. Б. Алиев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГЛОССАРИЙ

ГЛОССАРИЙ Образование   универсальный способ трансляции исторического опыта, дар одного поколения другому; это общий механизм социального наследования; механизм связывания людей и...

Глоссарий

Значение слов...

Глоссарий ФГОС

Глоссарий - основные понятия и категории ФГОС...

Глоссарий для педагогов.

Глоссарий для педагогов по ФГОС....

Глоссарий

Список литературы, который позволит познакомится с темой "литературное развитие детей дошкольного возраста"...

Глоссарий по ФГОС

Глоссарий по ФГОС...