«Методика развития детского музыкального творчества у дошкольников».
методическая разработка по музыке по теме

Черкасова Карэма Ибрагимовна

Методические рекомендации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_detskogo_muzykalnogo_tvorchestva.docx43.93 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 «Методика развития детского музыкального творчества

у детей дошкольного возраста».

                                                                                                               

Выполнила

 музыкальный руководитель

ГБОУ гимназия № 1595,

дошкольное отделение

ЮВАО г. Москвы

Муртазалиева К.И.

2я МЛАДШАЯ ГРУППА:

Программное содержание музыкальных занятий этого возраста направленно на развитие следующих навыков у детей: умение слушать произведение до конца, узнавать знакомые песни, различать звуки по высоте, замечать изменения в звучании (тихо-громко), петь не отставая и не опережая друг друга; в танцевальных движениях кружиться в парах, притоптывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами; различать и называть детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан и др.)

ПЕСЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО:

Подбирая музыкальный репертуар для данного вида детского музыкального творчества, необходимо помнить о задачах программного содержания для этого возраста, это:

- способствовать развитию певческих навыков: петь без напряжения в диапазоне РЕ – ЛЯ

- развивать голос, формируя естественное детское звучание

- петь в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносить слова

- передавать характер песни (весело, протяжно, ласково)

        Методы и приемы обучения пению должны основываться на принципах наглядности (наглядно – зрительный, наглядно – звуковой) и доступности, и быть направленными на игровую форму разучивания. Здесь можно использовать упражнения в виде этюдов на воображение, ритмических этюдов, звукоподражание на звуки определенной высоты (котенок большой и маленький и др.)

До разучивания песни необходимо сформировать у ребенка целостное представление о её мелодии. С этой целью сначала с детьми слушают песню, уточняют ее характер и содержание, а затем идет работа над чистотой интонации: звукообразованием (по принципу «делай как я»), дыханием, дикцией («проговаривание текста на высоком звучании)). Вокальные навыки формируются  в процессе работы над распевами. Сначала поются упражнения, попевки(«Позовите Степу», «Поздоровайтесь»). С целью достижения легкого  и чистого звука пропевают слоги: га, ка, ку, го, гу; используют упражнения для правильного формирования  гласных, например, звук «а» - кукла плачет «а» или укачай мишку «а-а-а-а-а-а»…; звук «о» - курочка зовет цыплят «ко, ко, ко».

Для того, чтобы проявилась вокальная специфика песни и была решена учебная задача, следует использовать комплекс методических приемов, которые  дополняют друг друга: подчеркнуто четкое начало исполнения песни, соблюдение ритма пения, выделение трудных для произношения слов, интонационных оборотов; протягивание концов музыкальных фраз и т.д. В зависимости от поставленной задачи изменяет характер пения. В процессе обучения важное значение имеют указания музыкального руководителя, предшествующие показу. Указания могут быть образные (обращены к детскому мышлению, эмоциям) и прямые (направлены на понимание детьми требований педагога).

Для чистого звучания песни необходимо соблюдать певческую установку, то есть правильную позу ребенка во время пения: дети сидят прямо и глубоко на стуле, прислонившись к спинке; не наклоняя корпус и голову вперед. Разучивание песни осуществляется, когда дети сидят на стуле. Стоя поют те песни, которые знакомы. Для того чтобы развивать детский голос, репертуар должен отвечать следующим требованиям: ясность ладового строения мелодии; доступность текста для пения и мелодии голосовым возможностям детей. При этом не надо торопиться с расширением диапазона песенного репертуара.

В целях развития песенного исполнения детям предлагают творческие задания «Позови кошечку», «Курочка и цыплятки», «Покачай и убаюкай куколку» и др.

МУЗЫКАЛЬНО – ИГРОВОЕ ТВОРЧЕСТВО:

Музыкально-дидактические игры во 2й младшей группе более широко, чем ранее, используются с целью развития музыкального слуха и сенсорных способностей. Основной задачей является развитие у детей навыков передачи музыкальных образов, с помощью взрослых и самостоятельно. Для  этого возраста используются игровые этюды с музыкой, этюды для передачи контрастных настроений по одному и тому же образу.

Музыкальный руководитель знакомит и разучивает игру, обсуждает с детьми музыкальный образ. Следующим этапом является повторение игры вместе с воспитателем, и на последнем этапе дети уже смогут играть самостоятельно.

В целях развития музыкально-игровой деятельности детям предлагают творческие задания «Солнышко и дождик», «Ходит Ваня», «Птички летают» и др.

ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ:

        Программное содержание этого вида музыкального творчества основывается на решении следующих задач:

- способствовать приобретению элементарных навыков подыгрывания на детских ударных музыкальных инструментах

-знакомить детей с некоторыми детскими музыкальными инструментами: дудочкой, металлофоном, колокольчиком, бубном, барабаном, а также их звучанием.

        Знакомство с инструментом нужно проводить таким образом, чтобы у детей возник интерес к нему, поэтому, вначале целесообразно провести беседу, но построить ее так, чтобы музыкальный инструмент был преподнесен в привлекательной форме. На занятии можно использовать только один инструмент. Так, знакомя детей с металлофоном, следует показать им пластинки, молоточек, сыграть веселую плясовую мелодию, знакомую песенку, предложить детям попробовать самостоятельно извлечь звуки. В ходе обучения игре на музыкальных инструментах большое значение имеет развитие чувства ритма и музыкального слуха. С этой целью проводятся музыкально-дидактические игры («Тикают часики», «Шуршат листики»). В качестве музыкального репертуара рекомендуются народные мелодии.

        Если программные задачи будут решены в полном объеме, то музыкальная активность детей проявится в следующем: они заинтересованно слушают музыку и эмоционально реагируют на нее, умеют передавать элементарную ритмичность во время подыгрывания на инструментах, импровизировать на ударных инструментах.

ТАНЦЕВАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО:

        Основным задачами детского танцевального творчества этого возраста являются:

- учить двигаться соответственно двухчастной форме музыки и силе ее звучания (громко-тихо)

- самостоятельно реагировать на начало звучания музыки и ее окончание

- развивать умение кружиться в парах

- стимулировать самостоятельное выполнение танцевальных движений под плясовые мелодии

        В целях эффективного развития музыкально-ритмических и танцевальных движений целесообразно придерживаться следующих методических рекомендаций: обучение должно начинаться с восприятия музыки танца, разучивание начинается с показа. Следует добиваться правильного и выразительного выполнения движений. Для этого педагог использует образные сравнения ( «идем как солдаты», «прыгаем как зайцы»), помогающие детям передавать характер движения.

        В процессе разучивания музыкально-ритмических и танцевальных движений в этом возрасте следует использовать такие методические приемы, как: выразительное исполнение музыки, игра, упражнения, пояснения, художественное слово, показ.

Репертуар может быть разножанровым: Русские народные мелодии, «Вышли куклы танцевать», «Парный танец» на классическую музыку, и др.

СРЕДНЯЯ ГРУППА:

В возрасте от четырех до пяти лет необходимо развивать у детей интерес к музыке, желание ее слушать, вызывать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений. Обогащать музыкальные впечатления, способствовать дальнейшему развитию основ музыкальной культуры. Дети уже имеют достаточный музыкальный опыт, благодаря которому начинают активно включаться во все виды музыкальной деятельности.

В основном используются следующие методические приемы:

- показ

- наглядные и игровые методы

Эти приемы позволяют решить следующие задачи:

- вызвать интерес, активность и эмоциональное отношение к деятельности

- развить навыки самостоятельного поиска выразительных средств художественного образа

ПЕСЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО:

        Методы и приемы обучения пению в этом возрасте направлены на развитие таких навыков, как:

- уметь самостоятельно сочинять мелодию колыбельной

- уметь импровизировать мелодии на заданный текст

- узнавать песни по мелодии

- различать звуки по высоте (в пределах сексты)

- умение петь протяжно, четко произносить слова

- умение вместе начинать и заканчивать пение

        Для правильной организации работы над песней необходимо знать возможности и особенности детей, их голосовой диапазон и на каких звуках им удобно петь. В данном возрасте диапазон составляет «до» - «ля» первой октавы. Обучать пению необходимо в благоприятной обстановке: педагог должен вселять в них уверенность в том, что у них все получится, при этом необходимо настраивать детей на нужную тональность, пропевая начальные звуки песни с последующим их повтором детьми. При разучивании мелодии можно дать ее пропевание на различные слоги: ля, лю, лё, ли, ма, но, что одновременно способствует развитию дикции. Для улучшения артикуляции можно использовать скороговорки, четверостишия, произнесение шепотом коротких фраз, пропевание куплетов, исполнение припева группой, а запева – сольно.

        Когда затруднено пропевание какого-либо интервала, можно поупражнять детей и использовать характерную интонацию для выраженного в песне художественного образа. Например, если разучивается песня «Кукушеча», муз. М.Краева, то используется звукоподражание «ку-ку».

        Для развития координации голоса и слуха используются попевки и песни, состоящие из слоговых сочетаний, но петь необходимо ьез сопровождения. Целесообразно детям давать музыкальные дидактические игры для различения звуков по высоте (например, «Эхо», муз. Е.Тиличеевой).

        Песенное творчество рекомендуется развивать        с помощью заданий, направленное на самостоятельное сочинение мелодий: «Спой собственную колыбельную», «Допой песенку» и др.. Для этого можно использовать прием вопросно – ответного пения: «Как тебя зовут?», «Что ты хочешь кошечка?», «Где ты?», и др.

МУЗЫКАЛЬНО – ИГРОВОЕ ТВОРЧЕСТВО:

        Здесь важно:

- способствовать развитию эмоционально – образного исполнения музыкально – игровых упражнений и сценок ( «кружатся листочки», «падают снежинки», «встретились кот и лиса»), используя мимику и пантомиму ( зайка веселый и грустный, волк сердитый).

- обучать инсценированию песен, музыкальных игр и постановке небольших музыкальных спектаклей ( «Козлята и волк»).

        В среднем за год разучивается 10-12 игр, при этом каждая игра разучивается как на занятиях, так и вне занятий. После того как игра выучена детьми, она переносится в самостоятельную музыкальную деятельность детей.

ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ:

        Основные задачи:

- развивать умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне

- развивать метроритмические способности

        Методика игре на инструментах состоит из следующих этапов:

- знакомство с ударными детскими музыкальными инструментами (рассказ об истории создания каждого инструмента в виде сказки)

- постановка корпуса и рук

- освоение основных приемов звукоизвлечения

- разучивание музыкального произведения

Детей учат держать инструмент без напряжения, но крепко, мышцы кисти рук не должны быть напряжены. Основным способом звукоизвлечения является удар, который складывается из нескольких фаз: взмах руки, ее направленное движение к инструменту, соприкосновение с источником звука и его воспроизведение, отскок и возвратное движение руки. Детей следует приучать к постоянному слуховому контролю, это позволяет получать красивый звук. Развитие мышц кистей рук, координация движений достигаются в результате систематических занятий.

        Необходимо придерживаться некоторым правилам разучивания игры на музыкальных инструментах:

- прослушивание

- разучивание узнанного произведения

- объяснение четкой постановки задачи

- показ

Формировать умение подыгрывать, распознавать инструменты на слух, ввод переклички, обучение глиссандо («гномики бегут»), умение играть на металлофоне на одном – двух звуках («гномики идут»), также являются неотъемлемой частью задач по развитию навыков игры на детских музыкальных инструментах детьми средней группы.

ТАНЦЕВАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО:

        Основные задачи детского танцевального творчества этого возраста направлены на:

- продолжение формирования навыков ритмичного движения в соответствии с характером музыки

- умение самостоятельно менять движения в соответствии с 2х-3х частной формой музыки

- совершенствование танцевальных движений: прямой галоп, пружинка, кружение по одному и в парах

- умение двигаться в парах по кругу в танцах и хороводах

- умение импровизировать с условием запаса устойчивых двигательных навыков в области музыкально- ритмического движения

        На занятиях, с помощью игровых методов и приемов, необходимо обратить внимание ребенка на характер музыки, добиться более выразительного и эмоционального исполнения. Использование яркой атрибутики сопутствует повышению качества движения, дополняет эмоциональный настрой. Это могут быть танцы с предметами на музыку разного характера («Танец  с игрушками», «Танец с цветами», «Танец с платочками», и т.п.).

        В этом возрасте детей уже можно учить инсценированию несложных песен и плясок, при этом необходимо вызвать желание у детей проявить свою творческую активность с помощью вышеуказанной атрибутики, состоящей из шапочек, ленточек, и т.д. («Лиса и гуси», «Воробей»).

СТАРШАЯ ГРУППА:

        В этом возрасте дети с большим интересом относятся к музыкальным занятиям, их интересы уже носят устойчивый характер. В связи с этим в задачи музыкального воспитания и развития входят:

- продолжение развития интереса и любви к музыке, музыкальной отзывчивости на нее

- формирование музыкальной культуры на основе знакомства с классической, народной и современной музыкой

- продолжение развития музыкальных способностей детей: звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух

- формирование умения воспринимать и сравнивать различные музыкальные произведения

        

ПЕСЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО:

        Методы и приемы обучения пению в этом возрасте направлены на развитие таких навыков, как:

- умение импровизировать пение на заданный текст

- умение сочинять мелодии различного характера ( колыбельная, марш, вальс, плясовая)

- умение петь легким звуком в диапазоне «до» первой октавы – «до» второй октавы

- навыки правильного дыхания

- навыки сольного пения с сопровождением и без него

- проявление самостоятельности и творческого исполнения песен разного характера

        Первоосновой вокального воспитания является подражательное пение, поэтому ребенку нужно показывать хорошие образцы пения, чтобы ребенок мог сравнить свое пение с оригиналом и исправлять недостатки. Каждый вокальный образец звучит многократно и в разнообразных вариантах, то есть в разных тональностях, различных темпах, в исполнении музыкального руководителя и хорошо поющих детей. При первом показе произведения дети слушают молча, не пытаясь подражать. Вокальный образец может звучать с музыкальной поддержкой и без него. В процессе обучения детей пению необходимы объяснения педагога. При этом особое внимание уделяется работе над певческим дыханием, которое должно быть спокойным, бесшумным, регулироваться музыкальными фразами. Этого можно добиться с помощью некоторых приемов: «нюхать цветы», «ветерок тихий и сильный», «чей паровозик дольше гудит».

        Процесс разучивания песни состоит из:

- ознакомления

- разучивания (с сопровождением и без него, иногда на слоги)

- закрепление, с использованием приема «Испорченный телевизор», «Внутренний голос» (показ песни жестами или без звука, открывая рот и проговаривая текст про себя).

        Дети старшей группы проявляют повышенный интерес к песенному творчеству, которое начинается с обучения звукоподражания голосам птиц и животных и импровизации музыкальных вопросов и ответов, например «Кто сказал….(мур, гав, кукареку)?» , «Где ты?», и др.

МУЗЫКАЛЬНО – ИГРОВОЕ ТВОРЧЕСТВО:

        Важное место продолжает занимать музыкально-дидактическая игра, направленная на умения воспринимать и воспроизводить высоту, тембр и движение музыкальных звуков.

Главной задачей в этом возрасте является:

- научить импровизировать движения разных персонажей под музыку соответствующего характера

- самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песни

- побуждать к инсценированию  содержания песен, хороводов («Кот Васька», «На горе –то калина»)

        Репертуар может быть самым разнообразным, главное, что разучивание проходит со взрослыми на занятиях, а потом дети играют в нее самостоятельно друг с другом («Узнай песню по вступлению», «Сколько нас поет?», «Игра с бубном» и др.)

ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ:

Основные задачи:

- учить детей исполнять знакомые песенки индивидуально и небольшими группами, соблюдая при этом общую динамику и темп

- развивать творчество детей, побуждать их к активным самостоятельным действиям

- учить исполнять остинатные ритмоблоки, пунктирные ритмы, переклички

- учить исполнять мелодии до 7 звуков

        Для обучения необходимо играть на музыкальных инструментах на каждом занятии. Методика обучения игре определяется последовательностью освоения конкретного инструмента. Рекомендуется пользоваться методом игры по фразам педагога и ребенка. Последовательность заключается в следующем: сначала исполняются попевки на одном звуке, что позволяет детям научиться исполнять ритмический рисунок опевки одного ритмоблока. Затем разучиваются попевки на 2х-3х звуках того же ритмоблока, и т.д. до 7 звуков одного и того же ритмоблока. Ритмоблоки формируются из частей формы произведения, или небольших повторяющихся фраз.

        В процессе обучения игре на музыкальных инструментах следует чаще использовать музыкально-дидактические игры, например «Музыкальное эхо».

        Включение ребенка в ансамблевое исполнение на музыкальных инструментах разрешается только после закрепления им выученного произведения.

ТАНЦЕВАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО:

         В этом возрасте развитие танцевального творчества детей направленно на выполнение таких задач, как:

- умение ритмично двигаться в соответствии с различным характером и динамикой музыки

- умение самостоятельно менять движения в соответствии с 3х частной формой музыкального произведения и музыкальными фразами

- умение выполнять танцевальные движения: поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг по всей ступне на месте, с продвижением вперед и в кружении

- умение ориентироваться в пространстве

- умение выполнять простейшие перестроения

- знакомство с русским хороводом, пляской, танцами других народов        Методика обучения направлена на развитие музыкального восприятия, на формирование любви к танцевальным и ритмическим движениям, и на умение двигаться легко и пластично, получая от этого удовольствие.

        Занятия традиционно содержат упражнения для усвоения элементов движений танца («плавные руки», «кто лучше скачет», «шаг и бег»), плясок, хороводов, а также танцевально-игровое творчество. При этом следует следить за осанкой, координацией движений рук и ног, взаимосвязью движений с музыкой, пластичностью, четкостью и легкостью движений. Для преодоления детьми чувства собственной неумелости помогают образные ситуации, например, они не просто ходят в полуприседе, а «идут по низкому проходу, держа в руках фонарик», и т. д.. Помимо упражнений можно использовать сюжетные (под пение или инструментальную музыку , например «Ворон», р.н.п.) и не сюжетные игры (есть правила, задания, элементы соревнования, например «Игра с бубном» муз. М.Красева).

        Для активизации творческих проявлений  немаловажное значение отводится инсценированию песен и хороводов, которое требует от ребенка умения выразительно двигаться и танцевать. В целях его развития используются творческие задания, которые содействуют продумыванию комбинаций танцевальных движений ( хитрая лиса, идущий медведь, и др.)

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА:

        В этом возрасте у детей более ярким становится стремление выразительного исполнения по всем видам детского музыкального творчества. Они проявляют повышенный интерес к импровизации, сочинительству. В связи с этим в развитие музыкальных способностей детей входят следующие задачи:

- продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать художественный вкус

- побуждать и развивать самостоятельную деятельность

ПЕСЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО:

        Детское песенное творчество в этом возрасте направленно на:

- обучение самостоятельного придумывания мелодий

- обучение самостоятельного импровизирования мелодий на заданную тему, по образцу и без него, используя для этого знакомые песни и пьесы

- обучение исполнения знакомых песен без сопровождения в двух разных тональностях

В пении необходимо совершенствовать певческий голос (с помощью распевок) и вокально-слуховую координацию. Закреплять практические навыки выразительного исполнения песен в пределах «до» первой октавы-«ре» второй октавы. Учить удерживать дыхание до конца фразы, совершенствовать дикцию, артикуляцию с помощью артикуляционной гимнастики ( «покатали орешек во рту», «звоночек тонкий-звоночек сердитый», и др.). Закреплять умение петь индивидуально и коллективно, с музыкальным сопровождением и без него.

        Говоря о навыках пения в разных тональностях, следует опираться на следующие приемы обучения: петь трудные мелодические ходы отдельными фразами, используя практический метод обучения с одновременным групповым пением, либо по цепочке, чередуя пение текста с пением на слоги.

        В этом возрасте помимо приемов показа с пояснением и игровых приемов, можно использовать приемы с вопросами к детям об услышанном пении с последующей оценкой и качества исполнения.

        Стоит особое внимание уделить развитию гармонического слуха, важно, чтобы ребенок научился слышать пение рядом стоящего. Для этого можно использовать музыкально-игровые приемы: «Сколько человек поет?», «Кто кого услышал?», и т.п.

        Все вышеперечисленные умения позволят ребенку перейти к самостоятельному проявлению песенного творчества, и самостоятельному выполнению творческих заданий, которые делятся на три цикла:

- закрепление уже имеющегося опыта подражания звукам (как звучит барабан, играет труба), сочинения собственной мелодии колыбельной

- вопросы и ответы в игровой форме с передачей разных интонаций: жалобных, просительных, радостных, сердитых

- импровизация на заданный текст, контрастным по настроению (можно использовать стихи А.Барто), и наоборот – на заданную мелодию в определенном жанре и характере придумать слова.

МУЗЫКАЛЬНО – ИГРОВОЕ ТВОРЧЕСТВО:

        Основные задачи:

-учить детей импровизировать под музыку соответствующего характера движения людей (лыжник, наездник, рабак), образы животных(сердитый козлик, ласковый котик)

- учить самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песни

- выразительно действовать с воображаемыми предметами, самостоятельно искать способ передачи в движениях музыкальных образов

- стимулировать развитие фантазии, воображения

- содействовать проявлению самостоятельности и активности

        В этом возрасте музыкально-игровое творчество является эффективным средством формирования:

- звуковысотного («три поросенка»),

- ритмического(«узнай песню по ритмическому рисунку»),

- тембрового («угадай на чем играю»), динамического («громко-тихо запоем»)

- и гармонического слуха («какие инструменты звучат»)

Данный вид детского творчества в подготовительной группе опирается на разыгрывании инсценировок, сказок на основе фиксированного сюжета, при этом перед импровизацией необходимо проанализировать музыку  и рассказать о персонажах, после чего детям предлагается пересказать сюжет в движениях, полностью придуманных детьми (например «Волк и семеро козлят» муз. А.Рыбникова)

 Эти игры разучиваются на занятиях и переносятся в самостоятельную игровую деятельность.

ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ:

        В подготовительной группе вводится игра на различных инструментах в оркестровой обработке. Отсюда возникают новые задачи по обучению игре на инструментах:

- знакомить и учить играть на новых инструментах: свирели, гусли, гармоники, русские народные инструменты

- обучить исполнению музыкальных произведений в оркестре и ансамбле

- совершенствовать навыки игры на уже знакомых инструментах

- освоить скачки и смешанное движение, пунктирный и синкопированный ритмы

- развить умение чередования разных ритмических рисунков

- развить навыки самостоятельного подбора любимой песенки

        Вся работа по развитию навыков игры на музыкальных инструментах проводится по методу «устного анализа мелодических линий» (Мазель Л.А., Цукерман В.А. - Анализ музыкальных произведений), который построен на развитии звуковысотного слуха с использованием постепенных цветовых обозначений нот, с применением приемов проигрывания «Имен по фразам», и вопросно – ответных приемов.

        Для оркестрового исполнения используется репертуар всех музыкальных жанров. При выборе репертуара необходимо учитывать следующие требования:

- строение произведения должно быть завершенным, ясным

- диапазон должен быть небольшим, с поступенными ходами и небольшими скачками

- ритмический рисунок должен быть несложным, желательно остинатным

- рекомендуются вариации

ТАНЦЕВАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО:

        Развитие детского танцевального творчества в этом возрасте нацелено на импровизацию и самостоятельную деятельность. Задачи, которые, стоят перед музыкальным руководителем требуют решения путем обучения:

- выразительным и ритмичным движениям в соответствии с разнообразным характером музыки

- сочинению и исполнению парного танца

- сочинению танца по данному плану

- импровизации пляски, с использованием знакомых элементов народного танца

- придумыванию вариантов образных движений, свободного танца (классического, народного, современного)

        В работе над движением уместно развивать детское творчество, используя различные приемы, например, прослушивание музыки, определение ее характера, настроения и формы. Методом анализа и сопоставления контрастных и сходных структур (оттенков, темповых изменений и др.) музыкального произведения педагог оказывает содействие в передаче детьми своих эмоциональных переживаний через движения, и развитию способности владеть своим телом.  

Эффективны упражнения с воображаемыми предметами, упражнения на угадывание что показывает мальчик, а что девочка («Танец с колосьями», муз. И.Дунаевского), упражнения «Передача платочков» поможет развить гибкость, устойчивость и слитность движений, ритмическую четкость движений, подготовить к исполнению плавных движений.

Не менее важным остается проблема выбора приемов и методов обучения, призванных создать на занятиях атмосферу увлеченности. Здесь можно использовать игровой метод, например, упражнение «Поедем на каток», согласно которому дети должны изобразить, как они едут, передавая характер движения, а затем показать, как катаются на коньках.

Методом обсуждения можно добиться выполнения задания на сочинение парного танца, нужно научить детей договариваться кто и что будет делать и на какой фразе будет происходить смена движений (хлопать, топать , кружиться и т.д.), но перед этим необходимо прослушать и проанализировать характер и форму музыкального произведения. В качестве репертуара предлагаются «Парный танец» латыш. нар. мелодия, «Плясовая», муз. Т.Ломовой и др.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С.- «Программа воспитания и обучения в детском саду» ; Москва, Мозаика-синтез, 2009г.
  2. Зацепина М.Б. – «Музыкальное воспитание в детском саду» ; Москва, Мозаика-синтез, 2008г.
  3. Радынова, О.П., Катанене А.И., Палавандишвили М.П. – «Музыкальное воспитание дошкольников»; М.: Просвещение, 1994
  4. К. В. Тарасова, Т. В. Нестеренко, Т. Г. Рубан «Гармония, программа развития музыкальности у детей старшего дошкольного возраста», центр Гармония, М., 2000 г.
  5.  К. В. Тарасова, Т. В. Нестеренко, Т. Г. Рубан «Хрестоматия к программе «Гармония» для детей 6-го года жизни», 1-ая часть, М., 2002 г.  
  6. К. В. Тарасова, Т. В. Нестеренко, Т. Г. Рубан «Хрестоматия к программе «Гармония» для детей 6-го года жизни», 2-ая часть, М., 2002 г.  «Гармония. Слушание музыки», учебный аудиокурс к программе «Гармония для детей 6-го года жизни»,  2 CD  «Гармония. Музыкальное движение. Ф-нное сопровождение к программе «Гармония для детей 6-го года жизни», CD  
  7. Т. В. Нестеренко, К. В. Тарасова «Гармония» программа развития музыкальности для детей 7-го года жизни, раздел «Музыкальное движение», М., 2004 г.
  8.  Т. В. Нестеренко, К. В. Тарасова, «Музыкальное движение». Хрестоматия к программе «Гармония» для детей 7-го года жизни, М., 2004 г.  
  9. Т. В. Нестеренко, К. В. Тарасова «Гармония» программа развития музыкальности для детей 7-го года жизни, раздел «Музыкальная игра-драматизация», М., 2006 г.  
  10. К. В. Тарасова «Гармония» программа развития музыкальности для детей 7-го года жизни, раздел «Пение», М., 2008 г.  
  11. Т. Г. Рубан, К. В. Тарасова «Гармония» программа развития музыкальности для детей 7-го года жизни, раздел «Слушание музыки», программа, методика, хрестоматия, М., 2006 г.  
  12. К. В. Тарасова, М. А. Трубникова  «Гармония» программа развития музыкальности для детей 7-го года жизни, раздел «Игра на детских музыкальных инструментах», М., 2003 г.  

                  

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционное обучение.Теория и методика развития детского музыкального творчества дошкольников Дисциплина 5. Модуль 1 Теоретические основы развития творческой деятельности детей.

Тема 1 - Теории творчества в психолого-педагогическом наследииТема 2 - Виды творчества детей.Тема 3 - Музыкальное творчество дошкольниковПрактическое задание...

Дистанционное обучение.Теория и методика развития детского музыкального творчества дошкольников Дисциплина 5. Модуль 3. Технология развития музыкального творчества

Тема 1: Развитие песенного творчества детей Тема 2: Музыкально-ритмическое творчество дошкольниковТема 3: Творчество в игре на музыкальных инструментахПрактическая работаИтоговый тест 5 дисциплин...

Современные методики и технологии музыкального воспитания дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО

Назначение любого вида искусства -  это отражение действительности в ё    художественных образах, и то, как ребёнок научится их воспринимать, размышлять о них, декодировать идею ху...

Статья Современные методики и технологии музыкального воспитания дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО

Статья Современные методики и технологии музыкального воспитания дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО...

Презентация для педагогического совета «СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ И ТЕХНОЛОГИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ДО»

  На современном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие твор...