Развитие грамматического строя речи у дошкольников
консультация

Борисова Ксения Владимировна

Овладение ребёнком грамматическими формами языка имеет важное  значение для полноценного общения, так как только грамматически правильная речь становится понятной для собеседника. Нормально развивающиеся дети усваивают грамматический компонент речи самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. Но все же, в дошкольном возрасте очень важно уделять внимание совершенствованию грамматического строя речи, так как его нарушение в дальнейшем может привести к проблемам с письменной речью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_grammaticheskogo_stroya_rechi.docx593.53 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие грамматического строя речи у дошкольников

Овладение ребёнком грамматическими формами языка имеет важное  значение для полноценного общения, так как только грамматически правильная речь становится понятной для собеседника. Нормально развивающиеся дети усваивают грамматический компонент речи самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. Но все же, в дошкольном возрасте очень важно уделять внимание совершенствованию грамматического строя речи, так как его нарушение в дальнейшем может привести к проблемам с письменной речью.

Для развития грамматического строя речи в домашних условиях можно использовать следующие игры. Игры расположены по усложнению.

Младший дошкольный возраст.

«Один-много» (работаем над образованием множественного числа существительного)

Взрослый говорит: «У меня собака», а ребёнок должен сказать: «А у меня собаки». Взрослый: «У меня чашка», ребёнок: «У меня чашки» и т.д.

* «Большой - маленький» (развиваем умение детей в образовании уменьшительных существительных, учим правильно называть маленькие предметы).

Вы называете большой предмет, а ребенок — маленький:

стол – столик, диван – диванчик, полка – полочка.

«Кто у кого?» (образовываем название детёнышей с помощью суффиксов.)

Взрослым называет животное и спрашивает: «У козы (утки, волка и т.д.) кто?» Малыш отвечает: «У козы козлёнок» (утёнок, волчонок, бельчонок и т.д.).

«Кого увидели?» (учим использовать существительные в винительном падеже)

Взрослый: «Мы пришли в лес и увидели...». Взрослый поочерёдно выкладывает картинки с изображением диких животных и птиц, а ребёнок называет: зайца, медведя, белку, лису.

Можно играть в эту игру, используя любой речевой материал, одновременно пополняя словарный запас: «Мы пришли на огород и увидели... огурцы, лук, свёклу и т.д.»

* «Кого (чего) не стало?» (учим употреблению существительных в родительном падеже)

Раскладываем любые картинки. Просим, чтобы ребёнок закрыл глаза, и убираем одну картинку. Затем спрашиваем: «Кого (чего) не стало?». Одновременно развиваем зрительную память.

* «Есть - нет» (развиваем умение детей в использовании имен существительных в родительном падеже).

Вы говорите, что у вас есть, и бросаете ребенку мяч; ребенок ловит мяч, говорит, чего у него нет, и возвращает мяч вам.

У меня есть помидор. - А у меня нет помидора.

У меня есть стакан. -. У меня есть кубик. -.

Старший дошкольный возраст.

*«Гости» (учим употреблению существительных в дательном падеже)

Можно использовать игрушки или картинки. Взрослый начинает говорить предложение, а ребёнок заканчивает его: «Белка идёт в гости ... к зайцу. Жираф идёт в гости ... к зебре» и т. д.

*«Сколько?» (развиваем умение детей считать до трех и согласовывать числительные с существительными).

Предложите ребенку считать по образцу. Используйте для игры натуральные предметы и предметные картинки или рисуйте вместе с малышом.

Например, Одна груша, две груши, три груши.

«Большой зверь» (работаем над словообразованием).

Взрослый говорит: «Это кот (слон и т.д.), представь, что он очень большой. Как мы его назовём?» Ребёнок: «Котище (слонище и т. д.).

«Кто у кого?» (образовываем название детёнышей с помощью суффиксов.)

Взрослым называет животное и спрашивает: «У козы (утки, волка и т.д.) кто?» Малыш отвечает: «У козы козлёнок» (утёнок, волчонок, бельчонок и т.д.).

«Из чего сделано?» (образовываем относительные прилагательные)

Говорим: «Стол из дерева, какой стол?». Ребёнок отвечает: «Деревянный».

Задаём много таких вопросов, например, шарф из шерсти – какой? Сумка из кожи – какая? Ключ из металла – какой? Шуба из меха – какая? Варенье из яблок – какое? Суп из грибов – какой? и т.д.

«Чьё это?» (образовываем притяжательные прилагательные)

Задаём следующие вопросы: «Клюв птицы – чей клюв?». Ребёнок отвечает: «Птичий».

Можно ещё спросить, например, чья лапа у собаки – собачья, чьи крылья у птицы – птичьи, чей хвост у волка – волчий и т.д.

* «Подскажи словечко» (развиваем умение детей образовывать сравнительную степень прилагательных).

Предлагаем поиграть в игру, закончив предложения по данному образцу:

Небо синее, а море еще синее.

Тропинка длинная, а дорога еще.,

Вечер темный, а ночь еще.,

Я сильный, а папа еще.,

Дуб высокий, а сосна еще выше.

*«Семейка слов» (упражняем детей в образовании однокоренных слов).

Предложите ответить на вопросы:

Как зовут маму котенка? - Кошка.

Как зовут папу котенка? - Кот.

Как зовут сестер и братьев котенка? - Котята.

Как назвать усы кошки? - Кошачьи.

Как назвать маленького кота? - Котишко.

Как назвать большого кота? - Котище.

Как называется комок из снега? - Снежок.

Как называют фигуру из снега? - Снеговик.

Как называются хлопья снега? - Снежинки.

Как называются первые весенние цветы? - Подснежники.

Как называют явление, когда выпадает много снега? - Снегопад.

Как надо сказать про парк, который засыпан снегом? - Заснеженный.

Желаем успехов!

Подготовила учитель-логопед Капустина Е.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игры по развитию грамматического строя речи у дошкольников

игры по развитию грамматического строя речи у дошкольников...

"Интерактивные тесты" Обследование и развитие грамматического строя речи у дошкольников"

Гоженко Екатерина Николаевнаучитель-логопедМДОУ  детский сад  комбинированного вида №6 "Улыбка"   г.ТихвинЛенинградская область Данные тесты предназначены для обследования и д...

Использование ИКТ в развитии грамматического строя речи у дошкольников с речевой патологией

В данной статье представлены разные аспекты использования ИКТ в развитии грамматического строя речи...

Советы для родителей. Развитие грамматического строя речи у дошкольников.

Советы  для родителей.Развитие  грамматического строя речи у дошкольников....

Игры, упражнения и задания для развития грамматического строя речи у дошкольников.

Игры, упражнения и задания для развития грамматического строя речи у дошкольников....

ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА

ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКАБольшое значение в развитии грамматического строя речи детей имеют дидактические игры. Они формируют способность правильно логически и г...

Развитие грамматического строя речи у дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи в условиях ограниченного взаимодействия.

Развитие грамматического строя речи у дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи в условиях ограниченного взаимодействия....