Консультация «Использование мнемотехникив работе с детьми дошкольного возраста»
консультация (старшая группа)

Меджидова Вафа ВАГИФ кызы

Слово «мнемотехника» произошло от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и позже - к мнемотаблицам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k1.docx21.05 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Использование мнемотехникив работе с детьми дошкольного возраста»

Подготовила: воспитатель Меджидова Вафа Вагиф кызы

Структурные элементы деятельности

Деятельность воспитателя с родителями

1. Вводная часть:

приветствие родителей, вступительное слово воспитателя.

В: Добрый день, уважаемые родители! Сегодня я предлагаю вам узнать, что такое мнемотехника и как ее использовать для развития речи ваших детей.

2. Основная часть:

- актуальность;

- понятие;

- рекомендации;

- требования к мнемотаблицам;

- алгоритм при разучивании стихотворений;

- алгоритм при пересказе

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:

-односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.

-неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

-бедность речи, недостаточный словарный запас.

-употребление нелитературных слов и выражений.

-бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

-неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

-отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

-отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.

-плохая дикция.

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Актуальность мнемотехники для дошкольников:в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память.

Что такое мнемотехника?

Слово «мнемотехника» произошло от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания.

Мнемотехника это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и позже - к мнемотаблицам.

Суть мнемосхем: на каждое словоили маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение).

! Работа с такими таблицами строится по принципу «от простого к сложному»:

Для малышей:

#1056;ассматривание таблиц и разбор, изображённых на ней символов.

#1055;реобразование символов в образы.

3. Пересказ припомощи символов.

Старшим дошкольникам даётся усложнение:

#1044;елается графическая зарисовка мнемотаблицы.
5. Таблица воспроизводится ребенком при ее показе ему.

Структура мнемотехники:мнемоквадраты,мнемодорожки, мнемотаблицы.

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей и используются для:

-обогащения словарного запаса,

-при обучении составлению рассказов

-при отгадывании и загадывании загадок,

-при заучивании стихов.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Например, лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.

Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

- строение рассказа,

- последовательность рассказа,

- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Требования к мнемотаблицам

(при описаниипредмета):

Лист бумаги (чаще используем формат А4), которыйразделён на квадраты (по количеству характерных признаков).

- Цвет: нарисованы цветовые пятна.

-Форма: изображены геометрические фигуры. Их не раскрашивают, чтобы внимание детей концентрировалось на форме.

-Величина: нарисованы два предмета контрастной величины.

-Материалы:наклеены прямоугольники одинакового размера из металлической фольги, пластмассы, плёнки «под дерево» или наклеиваются кусочки ткани (шерсть, шёлк, ситец…).

-Части предмета: (игрушек, одежды, посуды и др.) части предмета находятся на небольшом расстоянии друг от друга.

-Действия с предметом:изображена кисть руки с развёрнутыми пальцами.

Алгоритм приразучивании стихотворений:

1. Выразительное чтение стихотворения взрослым.

2. Повторное чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу с установкой, что это стихотворение будет разучиваться наизусть.

3. Вопросы по содержанию стихотворения:

4. Объяснение значения непонятных слов в доступной для ребенка форме.

5. Чтение взрослым отдельно каждой строчки стихотворения и повторение её ребенком с опорой на мнемотаблицу.

6. Рассказывание ребенком стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

Алгоритм при пересказе:

1. Чтение взрослым текста;

#1056;ассматривание мнемотаблицы;

3. Ответы на вопросы по содержанию:

4. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ;

5. Пересказ текста ребёнком своими словами по мнемотаблице.

3. Заключительная часть

Систематическая работа по развитию речи у детей с использованием мнемотаблиц дает свои результаты:

• Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.

•Появляется желание пересказывать.

• Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.

•Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Использование системы приёмов "Мнемотехника" в работе с детьми дошкольного возраста.

Использование системы приёмов "Мнемотехника" в работе с детьми дошкольного возраста....

"Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей. Материал консультации знакомит с историей мнемотехники, актуальностью её использования в ДОУ, методами и приёмами мнемотехники, а также расскажет о том, что такое мнемот...

Консультация для воспитателей на тему: «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста». Что такое мнемотехника?

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини пам...

Консультация "Использование метода мнемотехники в обучении детей дошкольного возраста пересказыванию сказок"

Данный материал поможет родителям понять значение метода мнемотехники в развитии связной речи дошкольников посредствам сказки....

консультация «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста»

Консультация является первой формой работы в целостной системе методической поддержки педагогов ДОУ, которая помогает устранять выявленные в результате контроля недостатки, подготовиться педагогам к о...

Система работы Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание и воспроизведение информации.Цель:  использование технологии мнемотехники в образовательном процессе для...

Консультация "Использование пиктограмм в работе с детьми дошкольного возраста"

Пиктограммы – это рисуночное письмо, или картинопись – изображение предметов, событий и действий с помощью условных знаков, которое передает смысловую картинку...