Система работы Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста
рабочая программа по развитию речи

Андреева Светлана Борисовна

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание и воспроизведение информации.

Цель:  использование технологии мнемотехники в образовательном процессе для познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • научить использовать мнемосхему для составления рассказа;
  • формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодировка информации)
  • учить составлять текст, связно, в логической последовательности;
  • активизировать словарный запас;
  • совершенствовать грамматический строй речи;
  • пробудить желание пересказывать как на занятии, так и в повседневной жизни;
  • развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;
  • развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память;
  • способствовать развитию зрительной и слуховой чувствительности;
  • воспитывать познавательный интерес.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\Александр\Pictures\img120.jpg


В связи с большим объемом познавательного материала, заложенного в современных образовательных программах для дошкольников, все более актуальным становится выбор методов обучения детей. Понятно, что знания должны стать не целью, а средством развития ребенка. Но как научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни и личного опыта, привлечь их внимание к какой-либо теме, заинтересовать детей и главное – запомнить материал.

В последнее время родители все чаще жалуются на плохую память детей. Причина этого чаще всего заключается в том, что у дошкольников не развита произвольность процесса запоминания. Иначе говоря, мы даем информацию для ребенка, но он не ставит перед собой задачи ее запомнить. У детей работает непроизвольная память: интересно – запомнил, не интересно – не запомнил. В дошкольном возрасте резерв непроизвольного запоминания достаточно высок. В школе низкий уровень произвольности психических процессов, особенно памяти, становится препятствием в обучении. А для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы познавательные процессы, умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Речь – яркий показатель развития ребенка.

Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.

Одним из приёмов, облегчающим и направляющим процесс становления у детей осмысленного высказывания, является мнемотехника.

Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок. Дидактический материал, излагаемый с помощью мнемотехники, позволяет дошкольникам усвоить информацию, расширить мировоззрение через игровые, наглядные приемы, что не противоречит психологии дошкольника.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание и воспроизведение информации.

Принципы работы с технологией мнемотехника

  • Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребенка;
  • Принцип научной обоснованности и практической применимости - содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.
  • Принцип природосообразности является одним из старейших педагогических принципов:
  • педагогический процесс должен строиться в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей;
  • необходимо знать зоны ближайшего развития, которые определяют возможности дошкольников, также опираться на них при организации воспитательных отношений;
  • необходимо направлять воспитательный процесс на развитие самовоспитания, самообразования.
  • Принцип целостности. По-другому данный принцип можно назвать принципом упорядоченности. Он означает достижение единства и взаимосвязи между всеми компонентами педагогического процесса.

Цель:  использование технологии мнемотехники в образовательном процессе для познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • научить использовать мнемосхему для составления рассказа;
  • формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодировка информации)
  • учить составлять текст, связно, в логической последовательности;
  • активизировать словарный запас;
  • совершенствовать грамматический строй речи;
  • пробудить желание пересказывать как на занятии, так и в повседневной жизни;
  • развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;
  • развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память;
  • способствовать развитию зрительной и слуховой чувствительности;
  • воспитывать познавательный интерес.

Предполагаемый результат:

  • расширение  и обогащение словарного запаса, познавательно-речевое развитие дошкольников;
  • умение детей преобразовывать абстрактные символы в образы, составлять схемы и воспроизводить их, работать по образцу,  по инструкции;
  • у детей появится умение работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, пересказе событий окружающего мира, сказок;  
  • повышение заинтересованности родителей в вопросах речевого развития ребёнка.

Использование приемов мнемотехники для познавательно-речевого развития детей младшего дошкольного возраста

Годы дошкольного детства — это годы интенсивного психического развития и появления новых, ранее отсутствовавших психических функций.

Для младшего дошкольного возраста характерно непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение. Малыш ещё не может поставить себе цель запомнить или припомнить что-нибудь.

Приёмы запоминания, ребёнок не изобретает сам. Их в той или иной форме ему подсказывают взрослые. Постепенно дети осознают необходимость специальных действий запоминания, овладевают умением применять вспомогательные средства. Именно этому и способствует мнемотехника. В младшем дошкольном возрасте познавательный процесс требует включения в овладение знаниями различных органов восприятия. Наглядно-действенное обучение здесь играет большую роль. Основанное на особенностях  мышления детей, которое развивается от конкретного к абстрактному, оно повышает их внимание, способствует более глубокому усвоению знаний и активизирует речевую деятельность.

Работа с мнемоквадратами

Как и любая работа, обучение приёмам мнемотехники строится от простого к сложному. Начинать работу нужно с введения простых мнемоквадратов. Размер мнемоквадратов выбирается, исходя из требований к наглядным материалам. Восприятие младшего дошкольника 3—4 лет носит предметный характер, то есть свойства предмета, такие как цвет, форма, вкус, величина и др., не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, считает их нераздельно принадлежащими ему. При восприятии он видит не все характеристики предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одну, и по ней отличает предмет от других. Например: трава зеленая, лимон кислый и желтый. Опираясь на вышесказанное, в самом начале работы вводятся символы, направленные на уточнение понятий формы и цвета. По мере накопления сенсорного опыта уточняются и закрепляются понятия «твердый – мягкий», «гладкий – шершавый», «пушистый – колючий». Чтобы детям легче было описывать свои ощущения, можно ввести «символы – сравнения». Например: сладкий как пирожное, колючий как ёжик и т.д. При знакомстве малышей с различными материалами, вводятся мнемоквадраты со следующими символами: деревянный, металлический, стеклянный, сшит из ткани, связан из ниток и т.д. Очень интересен приём, который хорошо использовать в играх с малышами – это «Описание загадка» с использованием вышеперечисленных мнемоквадратов.

Работа по ознакомлению детей с сезонными явлениями природы в младшей группе является подготовительным этапом по формированию у них элементарного понятия «Сезон как время года». При ознакомлении детей с природой и сезонными изменениями, вводятся цветные, буквенные обозначения времён года: осень – оранжевая буква «О», зима – голубая буква «З», весна – зелёная буква «В», лето – красная буква «Л». Затем, в соответствии с временем года, вводятся мнемоквадраты с характерными сезонными символами.

Символ – это обобщённый по нескольким признакам, абстрактный образ предмета. Применяя подобные аналогии, мы учим детей видеть самое главное. Например, снег обозначается снежинкой, сильный ветер – наклонённое дерево и т.д.  

Работа с мнемодорожками

Следующим этапом работы по мнемотехнике в младшем возрасте является введение мнемодорожек.

Мнемодорожка – полоска бумаги, на которой представлена схематически, в цветной форме какая-то законченная фраза, мысль. Мнемодорожка несёт информацию в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения в младшем возрасте. Дети в начале года могут запомнить два объекта, а к концу года — до четырех объектов, так как в этом возрасте преобладают следующие виды памяти: наглядно-образная, слуховая, вербальная. Малышам необходимо давать цветные мнемодорожки и мнемотаблицы, потому что в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса — рыжая, мышка — серая, елочка — зеленая.  

Использованию приемов мнемотехники в познавательно-речевом развитии детей среднего дошкольного возраста

В среднем дошкольном возрасте сохраняется непроизвольность психических процессов. А важнейшими новообразованиями являются: завершение процесса формирования активной речи и выход сознания за пределы воспринимаемой действительности.

В этом возрасте дети переходят на качественно новый уровень своего развития, у них начинается активный процесс образного мышления. Быстрыми темпами развивается умение моделировать, планировать. Дети умеют отображать образец, готовую схему.

Объем памяти возрастает. Начинает складываться произвольное запоминание. В процессе освоения речи, при прослушивании и воспроизведении литературных произведений активно развивается образная и словесная память.

Увеличивается устойчивость внимания, начинает формироваться его произвольность.

У дошкольников среднего возраста воображение продолжает развиваться в игре. Воображаемую ситуацию дети проигрывают, развивают, могут сами придумать небольшую сказку на заданную тему.

Работа с мнемотаблицами

Постепенно, пройдя через работу с мнемоквадратами и мнемодорожками, можно переходить к знакомству с простыми мнемотаблицами.

Мнемотаблица — это схема, в которую заложена определенная информация в виде графического или частично графического изображения персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий т.д. То есть можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Но изобразить надо так, чтобы нарисованное было понятно детям. Для детей среднего возраста даются готовые цветные мнемотаблицы. Количество квадратов не превышает девяти, что соответствует научно - обоснованному пределу усвоения разовой информации для младшего дошкольника.

В начале работы с мнемотаблицами дети начинают испытывать некоторые сложности, им трудно следовать предложенному плану таблицы. Часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Чтобы сложностей было меньше, в программу содержания мнемотаблиц необходимо вводить задачи по активизации и обогащению словаря.

Работа по мнемотаблицам состоит из следующих этапов:

  1. Рассматривание таблицы, разбор того, что на ней изображено.

При первом знакомстве с таблицей в форме игры «Угадай, что нарисовано» знакомим детей с новой для них информацией, разбираем всё, что нарисовано в каждом квадрате. Изготовить или собрать картинки для мнемотаблиц очень просто. Можно нарисовать символическое изображение объектов, можно использовать ресурсы интернета.

  1. Преобразование из абстрактных символов в образы (перекодирование информации).

В данном случае поясняющий текст можно располагать с обратной стороны листа. Текст необходимо точно соотносить с изображением.

  1. Пересказ или описание с опорой на символы (образы); здесь происходит отработка метода запоминания.
  2. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.

При описании объектов в таблице используется значок цвета, формы, действия с предметом, размера, частей и материала.

  1. Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему.  При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов, мы также используем мнемотаблицы.

Обучение пересказу литературных произведений начинается со знакомых сказок: «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок», «Заюшкина избушка» и т.д.

Происходит это следующим образом: рассказывается сказка и одновременно может показываться настольный театр.

 Затем мы беседуем с детьми по тексту, отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению.

 Далее дети включаются в повторный рассказ воспитателя. Воспитатель начинает фразу, дети продолжают.

Дети находят на столе предметные картинки или мнемоквадраты с цветным изображением героев сказки, а воспитатель раскладывает их в правильной последовательности, заполняя ячейки мнемотаблицы. Обратите внимание, что при воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев. Затем дети пересказывают сказку с опорой на мнемотаблицу с воспитателем, а в дальнейшем – самостоятельно.

Мнемотаблицы эффективны не только при пересказе сказки или рассказа, но и при разучивании стихотворений, потешек. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, всё стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя символы, воспроизводит стихотворение или потешку целиком.  

Использование таблицы при заучивании стихотворений, облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов. Дети легко вспоминают картинки и их последовательность, затем легко припоминают слова.

В процессе работы у детей появляется ярко выраженный интерес к мнемотехнике. После совместной деятельности с использованием мнемотаблиц дети к концу первого года обучения могут составлять коротенькие рассказы, сказки, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета с небольшой помощью воспитателя. Самым продуктивным является этап самостоятельного использования мнемотаблиц, когда дети в свободной деятельности рассказывают знакомые произведения или придумывают свои рассказы.

Использование приемов мнемотехники в познавательно-речевом развитии детей старшего дошкольного возраста

Мышление ребенка старшего дошкольного возраста наглядно-образное, но уже начинает формироваться образно-схематическое, а на его основе развиваются и элементы логического мышления.

В данном возрасте внимание детей становится более устойчивым и произвольным, что является основой для формирования произвольности как умения прилагать усилия и концентрировать процесс усвоения.

Старший дошкольный возраст - это начало формирования произвольности памяти, то есть, умения прилагать усилия и концентрировать процесс усвоения информации.

Также – это возраст овладения ребёнком активного воображения. Воображение приобретает самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Оно становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой - более логичным и последовательным. В данном возрасте идет формирование планирующей функции речи. Иначе говоря, одна из форм связи речи с практической деятельностью выражается в планировании будущих действий, сопровождается проговариванием текущих действий и констатацией их результатов.

В данном возрасте идет формирование планирующей функции речи. Иначе говоря, одна из форм связи речи с практической деятельностью выражается в планировании будущих действий, сопровождается проговариванием текущих действий и констатацией их результатов.

Главной задачей познавательно-речевого развития в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов.

На данном этапе дети продолжают составлять описательные рассказы об игрушках, предметах используя приёмы мнемотехники, проявляя все большую самостоятельность и активность. Теперь уже дошкольники могут описывать статичные композиции из 2-3 предметов, со сравнением их по элементам. Параллельно с этим, в процессе наблюдений и обследовательских действий, продолжается работа по закреплению и дальнейшему знакомству детей со свойствами и качествами предметов.  

Составление рассказов по картине с использованием мнемотаблиц. В старшем дошкольном возрасте, когда активность ребенка возрастает, а речь совершенствуется, появляются возможности для самостоятельного составления рассказов по картинам. Изначально дети составляют рассказы по хорошо знакомым сюжетным картинам. Постепенно требования к детским рассказам повышаются с точки зрения содержания, логической последовательности изложения, точности описания, выразительности речи и т. д. Дети учатся описывать события, указывая место и время действия; самостоятельно придумывают события, предшествовавшие изображенным на картине и последующие.

Составление творческих рассказов с использованием мнемотаблиц

Словесное творчество наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Элементы творчества есть в любом детском рассказе. Особенность творческого рассказывания заключается в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему, свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход событий, кульминацию и развязку. Не менее важная задача - выразительно и занимательно передать свой замысел. Тематика творческих рассказов должна быть близка опыту детей, доступной их пониманию и интересам.

Этапы овладения разными видами творческого повествования:

1.Рассказы с конкретным содержанием.

2.Рассказы на отвлеченную тему.

3.Придумывание сказок.

 

Заключение

Делая вывод, можно сказать, что применение технологии мнемотехники ускоряет процесс запоминания, способствуя тем самым:

  1. Совершенствованию зрительного и слухового восприятия.
  2. Развитию основных психических процессов - внимание, образное мышление, память.
  3. Совершенствованию монологической речи, что отражается в овладении пересказом, описательным и творческим рассказами.
  4. Развитию творческого познания.

Как вы видите, использование мнемотехники в работе с детьми позволяет не только развивать все виды памяти, учить детей управлять своей памятью, увеличивать её объём, но и обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольника, его творческое познание. Завершая работу, хочется вспомнить слова Константина Дмитриевича Ушинского "Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету".

Список литературы

  1. Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники Т.В. Большова / Спб.,2005 — 71с.

  1. Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми // Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с.16

  1. Житникова Л. Учите детей запоминать. — М.: «Просвещение», 1985.

  1. Нищева Н. В. «Обучение детей пересказу по опорным картинкам». Изд. – «ДЕТСТВО – ПРЕСС», С-Пб. – 2016 г.
  2. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии

связной речи / Омельченко Л.В. Логопед. 2008 №4. - с.102 -115

  1. Т. Полянская: Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста – М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010 – 64с.

  1. Т.  Чохонелидзе Учим стихи по картинкам // «Обруч». — 2006. - №3.

Интернет-ресурсы: http://detsad-kalinka.ru/2016/01/ispolzovanie-mnemotexniki-v-razvitie-svyaznoj-rechi-u-detej-doshkolnogo-vozrasta/

https://yandex.ru/search/?lr=12&text=https%3A%2F%2Frazvivashka.online%2Fmetodiki%2Fmnemotehnika-dlya-detey&src=suggest_Pers


Перспективное планирование работы по познавательно-речевому развитию

с детьми дошкольного возраста посредством технологии мнемотехника.

Средняя группа

Месяц

Формы работы

С детьми

С педагогами

Самообразование

С родителями

сентябрь

Диагностика   Повторение с детьми знакомых русских народных сказок «Курочка ряба»,

«Репка», «Колобок», «Теремок» Цель: учить детей рассказывать сказки, используя мнемодорожки и мнемотаблицы.

 

Изучение методической литературы  

Оформление папки-передвижки на тему: «Развитие речи детей 4-5 лет»

октябрь

Составление рассказа «Осень». Заучивание стихотворения «Ходит осень»

И.Винокурова Цель: Упражнять детей в умении рассказывать о временах года (осень) и заучивать стихотворения с использованием мнемотаблиц. Расширять словарный запас.

 

Изучение методической литературы. Изготовление наглядного материала: Мнемотаблиц по стихотворению «Ходит осень», времена года

«Осень».

 

Консультация для родителей на тему:

«Использование мнемотехники в развитии связной речи детей»

ноябрь

Составление рассказа по картине «Зайчик». Составление  описательного

рассказа  детьми с частичной помощью взрослого.

Рассказывание рус. нар. сказки «Лисичка со скалочкой» с опорой на мнемотаблицу. Рассматривание картин и иллюстраций на тему» Животные леса».

Консультация для педагогов «Использование мнемотаблиц в развитии связной речи детей среднего дошкольного

возраста»

         

 

Изготовление  мнемотаблиц по теме «Дикие

животные нашего леса», р.н. сказке «Лисичка со скалочкой»

Составление комплекса артикуляционной гимнастики «Весёлый язычок»

 

декабрь

«Зимушка – зима у нас в гостях».

Пересказ рус. нар. сказки «Рукавичка» Рассказ по мнемотаблице. Цель: учить детей составлять рассказ о зиме по картине, используя полученные ранее знания и представления, пересказывать сказку, опираясь на мнемотаблицу. Рассматривание альбомов, иллюстраций по теме «Зима».

 

Изготовление наглядного материала: мнемотаблиц по теме «Зима»,  рус. нар. сказке «Рукавичка»

Консультация для родителей «Рассказываем с

 детьми сказки по мнемодорожкам»

январь

«Мы идем гулять» Заучивание  стихотворения

В.Зайцева «Я одеться сам могу» с использованием мнемотаблицы. Цель: познакомить с последователь-ностью одевания, используя алгоритм; с  

обобщающим понятием одежда.

Дидактическая игра» Найди лишнее» (Одежда)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изготовление мнемотаблиц к стихотворению В.Зайцева «Я одеться сам могу» и «Алгоритм одевания» на прогулку (осень, зима, весна, лето). Изготовление д/и «Найди лишнее» (одежда).

Оформление папки-передвижки на тему «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста»

февраль

«Накроем стол к праздничному обеду»

Цель: уточнить  название и использование предметов посуды, последователь-ность сервировки, правила культуры поведения за столом (алгоритм сервировки стола, мнемоквадраты)

Консультация «Мнемотехникакак эффективное средство развития связной речи дошкольников».

Изготовление наглядного материала: мнемоквадратов «Алгоритм сервировки стола»

Консультация родителей «Развиваем и обогащаем словарный   запас детей»

март

«Мамин день». Рассказывание русской народной сказки «Волк и козлята»

 Цель: расширить

представления детей о празднике 8 марта; учить пересказывать сказку, используя мнемотаблицу. Рассматривание иллюстраций о празднике, составление рассказа с помощью взрослого.

 

Изготовление наглядного материала:

мнемотаблица к сказке «Волк и козлята»

Оформление уголка для родителей на тему «Разучивание стихотворений с помощью

мнемотехники»

апрель

Составление  

Описательного рассказа  «Весна»  с использованием мнемотаблиц. Цель: упражнять детей в умении рассказывать о времени года «весна» с использованием наглядных пособий.

Рассказывание рус. нар. сказки «Заюшкина избушка» по мнемоквадратам.

 

Изготовление мнемотаблиц «Времена года»: «Весна», «Лето»,

рус. нар. сказке

«Заюшкина избушка», ПДД.

Памятка для родителей «Мнемотехника в помощь мамам и папам».

май

«Моя улица. ПДД»  Составление рассказа «Что мы знаем о дороге». Цель: Закреплять умение пользоваться мнемотаблицами. Расширять словарь по теме «ПДД». Диагностика  

Написание отчёта о проделанной работе за учебный год выступление с ним на педсовете. Обобщение опыта по данной теме.

Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год.

Старшая группа

Месяц

Формы работы

С детьми

С педагогами

С родителями

Самообразование

Сентябрь

Проведение

педагогического

мониторинга.

Повторение мнемоквадратов и мнемодоро

жек.

Консультация «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи

дошкольников» (на личном сайте)

Анкетирование родителей «Речевое развитие вашего ребенка»

Изучение литературы и передового педагогичес-кого опыта по теме.

Наглядный материал на повторение (мнемоквадраты и мнемодорожки).

Октябрь

Игра «Копилка

слов» Цель: обогащение словаря, развитие долговременной памяти.

- Составление

рассказа

«Подарки

осени» с опорой мнемотаблицы - актуализировать познавательную и речевую деятельности детей по теме «Осень».

Консультация «Создание условий в семье для речевого развития ребенка 5-6 лет»

Внесение мнемотаблиц

в групповые центры

Ноябрь

Игра «Волшебники» - обогащение словар

ного запаса, развитие долговре

менной памяти и логического мышле

ния.

- Д/игра «Моё любимое животное» - описать любимое животное с помощью мнемодо

рожки, мнемотабли

цы предложенной воспитателем.

Консультация «Использование мнемотехники в работе с детьми

дошкольного возраста»

Консультация «Развитие речи у детей 5-6  лет. Метод мнемотехники».

Изготовление мнемодорожек, мнемотаблиц по теме «Моё любимое животное»

Декабрь

«Зима». «Зимующие птицы» - упражнять детей в умении составлять связный рассказ по схеме-модели. Побуждать к составлению небольшого описательного рассказа по картине с помощью мнемотаблицы.

Заучивание стихотворения «Дед Мороз» с использова

нием мнемотаблицы

Консультация «Стихотворения. Учим стихи с помощью мнемотехни

ки».

Изготовление мнемодорожек и мнемотаблиц по темам «Зима», к стихотворениям «Снегири», «Дед Мороз».

Январь

Стих-е «Снегири» - помочь детям запомнить стихотворение

с помощью мнемотехники, выразительно читать.

Сказка «Снегурочка» - учить соотносить символы с образом.

Консультация «Составление

мнемодорожек и мнемотаблиц для работы с детьми»

Создание альбома «Наши любимые сказки».

Выставка «Любимые сказки глазами детей»

Изготовление мнемодорожек и мнемотаблиц по темам «Снегири», р.н.сказка «Снегурочка»

Февраль

«Мой главный защитник» - обогащение словаря, составление короткого рассказа с опорой на мнемотаблицу.

Игра «Найди пару» - развитие внимания и памяти.

Заучивание

«Февраль»

С.Я. Маршак.

Консультация для родителей «Отгадываем и загадываем загадки с помощью мнемотаблиц».

Папка-передвиж

ка с образцами мнемодорожек и мнемотаблиц составленных по загадкам.

Образцы мнемодорожек и мнемотаблиц составленных по загадкам.

Изготовление мнемотаблиц «Мой главный защитник»,  по стих-ю «Февраль»

Март

Работа с мнемотабли

цей на тему «Мамина весна»: активизация словаря существит. и прилагат. по теме «Семья».

Заучивание

стих-ия «Весна –

красна» - помочь запомнить стих-е с опорой на мнемотаблицы.

Памятка в уголке для родителей

«Однокоренные слова в речи ребенка».

Составление мнемотаблицы по теме «Семья», «Весна-красна».

Апрель

Работа с мнемотабли

цей по теме «Бережем здоровье»: активизация и обогащение словаря существит. и прилагат. по теме «Бережем здоровье». Составление рассказа с опорой на мнемотаблицу.

Заучивание стих-ия

А.Плещеева «Весна»

Совместное занятие с детьми и родителями «В стране Мнемотехника»

Составление мнемотаблиц «Бережем здоровье», «Весна».

Май

Мониторинг.

Представление

презентации        

«Наши успехи»

Выступление на родительском собрании (итоговое).

Представление «Лучший родите

льский опыт по мнемотехнике».

Самоанализ проведенных мероприятий.

Подготовка выступления «Из опыта работы за учебный год».


Приложение 2

Диагностика  развития связной речи детей дошкольного возраста

(автор О.С. Ушакова)

Младший дошкольный возраст (четвертый год жизни)

Ход обследования:

Картина «Кошка с котятами».

1.Кто это? (кошка). Какая она?

  1. Самостоятельно называет («Это кошка, у нее котята. Кошка черная»).
  2. Отвечает по вопросам педагога.
  3. Описывает своего кота. (из опыта). («У меня есть кот Васька. Он очень толстый»).

2.Как назвать детеныша кошки?

  1. Правильное выполнение (единственное число –котенок, котик).
  2. Вместо единственного называет множественное число (котенки, котята).
  3. Не выполнил задания.

3.Сравни кошку и котят, педагог называет:

-кошка большая, а котята…(маленькие).

-у кошки хвост длинный, а у котенка…(короткий).

-кошка бегает быстро, а котята…(медленно).

Кошка-мама мяукает громко, а котята…(тихо).

  1. Ответил на все задания.
  2. Выполнил 2-3 задания.
  3. Ответил на одно.

4.Совместное рассказывание.

Это…(кошка).         Она…(большая).         У         кошки         есть…(котята).         Кошка любит…(своих котят, играть, лакать молоко).

  1. Ребенок заканчивает все предложения.
  2. Заканчивает 2-3 предложения.
  3. Называет одно слово.

5.Расскажи, какие игрушки есть у тебя дома, как ты с ними играешь, с кем.

  1. Дает рассказ из личного опыта («У меня есть дома машинки. Их много, все машинки разные. Я ставлю их в гараж»).
  2. Перечисляет игрушки.
  3. Называет одну игрушку.

5. Взрослый предлагает ребенку рассказать сказку. («Ты знаешь сказку про курочку-рябу? Расскажи ее.»).

  1. Ребенок пересказывает сказку самостоятельно.
  2. Рассказывает по вопросам самостоятельно.
  3. Называет отдельные слова.

Оценку выполнения всех заданий дает воспитатель, подсчитав общее количество баллов  

13- 18 баллов - высокий уровень; 7- 12 баллов -  средний уровень; от 3 до 6 -  ниже среднего.

Ф.И.

возраст

Задания

Всего баллов

уровень

1

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Средний дошкольный возраст

  1. Определить умение детей пересказывать короткие сказки и рассказы с незнакомым ранее содержанием.
  2. Составлять рассказ по картинке или об игрушке совместно с взрослым.
  3. Выявить умение описывать предмет, изображенный на картинке, называя признаки, качества, действия, выражая свою оценку.
  4. Выявлять         умение         пользоваться         разнообразными         вежливыми формами речи.

Детям среднего дошкольного возраста даются такие же задания, что и детям четвертого года жизни, однако они усложняются тем, что ребенку, помимо называния игрушек и домашних животных, выделения признаков и качеств предметов,         предлагается         определить         значение         слова, обозначающего предмет.

Ход обследования:

3адания  на развитие связной речи

Выявляется умение описывать предмет (картину, игрушку), составить описание без наглядности.  Ребенку предлагают куклу и дают задание: опиши куклу. Расскажи,  какая она, что с ней можно делать, как с ней играют.

  1. Ребенок самостоятельно описывает куклу (Это Катя, она красивая. С куклой Катей можно играть).
  2. Рассказывает по вопросам педагога.
  3. Называет отдельные слова, не связывая их в предложение.
  1. Составь описание мяча: какой он, для чего нужен, что с ним можно делать?
  1. Ребенок описывает: «Это мяч, он круглый, красный, резиновый. Его можно бросать, ловить. С мячом играют».
  2. Ребенок перечисляет признаки (красный, резиновый).
  3. Называет отдельные слова.
  1. Опиши мне собаку, какая она. Придумай про нее рассказ.
  1. Ребенок составляет описание (рассказ).
  2. Перечисляет качества и действия.
  3. Называет 2-3 действия.
  1. Составить рассказ из личного опыта. Ребенку предлагают рассказать на любую из предложенных тем: «Как я играю», «Моя семья», «Мои друзья».  
  1. Составляет рассказ самостоятельно.
  2. Рассказывает с помощью взрослого.
  3. Отвечает на вопросы односложно.
  1. Взрослый читает ребенку текст рассказа или сказки (см. книгу «Занятия по развитию речи в детском саду») и предлагает пересказать.
  1. Пересказывает самостоятельно.
  2. Взрослый подсказывает слова.
  3. Говорит отдельные слова.

Оценивание: 11- 15 баллов - высокий уровень; 6- 10 баллов -  средний уровень;

3 -5 баллов -  ниже среднего.

 

Ф.И.

Возраст

Задание

Всего  баллов

 

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Старший дошкольный возраст

  1. В пересказывании литературных произведений интонационно передавать диалог действующих лиц, характеристику персонажей;
  2. составлять описание, повествование или рассуждение;
  3. развивать сюжетную линию в серии картин, соединяя части высказывания разными типами связей.

Ход обследования:

  1. Воспитатель предлагает ребенку описать ежа (по картинке). 1. Ребенок составляет описание, в котором присутствуют три структуры части: начало, середина, конец. «Это ежик. Он коричневый, колючий. На спине у ежа острые иголки. Они нужны ежу, чтобы накалывать грибы и ягоды. Ежик заботится о своих ежатах».
  2. Рассказывает, опуская начало.
  3. Перечисляет отдельные качества.
  1. Воспитатель предлагает ребенку серию картинок (3-4), объединенных сюжетом, предлагает ребенку разложить их в последовательности и составить рассказ.  
  1. Раскладывает в правильной последовательности, составляет связный рассказ.
  2. Рассказывает с помощью взрослого.
  3. Перечисляет нарисованное на картинках.
  1. Воспитатель предлагает ребенку составить рассказ (сказку) на самостоятельно выбранную тему.
  1. Ребенок придумывает рассказ (сказку), дает свое название.
  2. Составляет рассказ с помощью взрослого.

Развитие связной речи оценивается, помимо указанных выше общих показателей, по специальным критериям, которые характеризуют основные качества связного высказывания (описания, рассказа по серии сюжетных картин  или на самостоятельно выбранную тему).

Напомним эти показатели:

  1. Содержательность (в повествовании – умение придумать интересный сюжет, развернуть его в логической  последовательности; в описании – раскрытие микротем:  признаков и действий).
  • ребенок придумывает интересный сюжет - 3 балла;
  • если сюжет заимствован – 2 балла,
  • если идет перечисление признаков – 1 балл.
  1. Композиция высказывания:
  • наличие трех структурных частей (начало, середины, конца), выстраивание сюжета в логической последовательности – 3 балла,
  • наличие 2-ух структурных частей (начало и середины, середины и конца), частичное нарушение логики изложения – 2 балла,
  • отсутствие начала и конца – 1 балл.
  1. Грамматическая правильность построения предложений, простых и сложных:
  • правильное согласование слов в словосочетаниях и предложениях -3 балла,
  • использование только простых предложений – 2 балла,
  • однотипные конструкции (назывные предложения) – 1 балл.
  1. Разнообразные способы связей между предложениями – 3 балла;
  • использованиие способов формально – сочинительной связи (через союзы «а», «и», наречие «потом») – 2 балла,
  • неумение связывать между собой предложения – 1 балл.
  1. Разнообразие лексических средств (использование разных частей речи, образных слов – определений, сравнений, синонимов, антонимов) – 3 балла;
  • некоторое нарушение точности словоупотребления – 2 балла;  
  • однообразие лексики, повторение одних и тех же слов – 1 балл.
  1. Звуковое оформление высказывания (плавность, интонационная выразительность, изложение в умеренном темпе) – 3 балла;
  • прерывистое изложение, незначительные заминки и паузы – 2 балла,
  • монотонное, невыразительное изложение – 1 балл.

Оценку выполнения всех заданий воспитатель дает, подсчитав общее количество баллов.  

Связная речь (количество баллов по заданиям)

Ф.И.

возраст

Описание

Рассказ по картинкам

Самостоят. рассказ

Всего

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итак, максимальное количество баллов, которое может получить ребенок в первой серии – 48; во второй – 18; в третьей – 54, всего 120 баллов (если за все задания каждой серии ребенок получает по три балла).  

На основе полученных ребенком баллов выводится уровень развития связной речи ребёнка.

Высокий уровень – 120-81 баллов

Средний уровень – 80-41 баллов

Ниже среднего – 40 - 18 баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы" Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста".

Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.      Не секрет, что из года в год растет число детей с различными речевыми  п...

Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

Применение мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста...

Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

Мнемотехника – это система методов и приемов, позволяющая ребенку систематизировать свой непосредственный опыт. К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет...

Сценарий мастер-класса для педагогов с использованием мультимедийной презентации по теме: "Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста"

Метод мнемотехники, как способ развития речи памяти и мышления дошкольников, обеспечивающий эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации....

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ  «Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста» ...

Представление опыта работы «Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста»

Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы:·         односложная, состоящая лишь из простых предложений...