Развитие творческих способностей у дошкольников с использованием игровой техники "МОЗАРТИКА"
консультация

Ложкина Виктория Сергеевна

Развитие творческих способностей у дошкольников с использованием игровой техники "МОЗАРТИКА"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mozartika.docx78.02 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 87

КОНСУЛЬТАЦИЯ

 ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ

«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ «МОЗАРТИКА»»

                                                                                                               Составила:

                                                                                                   педагог-психолог

                                                                                                          Ложкина В.С.

г. Калининград

2024 г.

         Мозартика – современная оригинальная технология, возникшая как симбиоз трех глобальных психологических направлений – игротерапии, арт-терапии и психоанализа – и обладающая значительным развивающим и реабилитационным потенциалом.

          Методика развивает когнитивные процессы – ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, а также внимание и эстетический вкус. В то же время «Мозартика» помогает ребенку узнать и освоить цвет, форму, счет, анализ, синтез, моделирование. Есть задания на произношение трудных звуков, развитие речи, развития воображения, умение фантазировать, сочинять.

          Методика может быть применима как для детей от 3 лет, так и для подростков и даже взрослых, причем как индивидуальным способом, так и групповым.                                                                                            

Технология «Мозартика» может быть полезна:

  • педагогам – в развитии личности;
  • психологам – в реабилитационной и коррекционной работе с детьми и для коррекции семейных отношений;
  • родителям – для повышения внутренней ресурсности семьи.

          Авторами этой игровой технологии являются математик, художник-дизайнер Полина Руссавская и искусствовед, кандидат педагогических наук Елена Бондаренко.

Мозартикотерапия выполняет следующие функции:

- коммуникативную - установление эмоционального контакта, объединение учащихся в коллектив,

- релаксационную - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему, повышает адаптационные способности,

- развивающую - развитие психических процессов и функций (памяти, внимания, мышления, восприятия) и мелкой моторики,

-терапевтическую - игра может быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в поведении, в общении с окружающими, в учений;

- развлекательную - влечение к разному, разнообразному. Развлекательная функция игры связана с созданием определенного комфорта благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов;

-функцию самореализации человека.

          Именно в этом плане ребенку важен сам процесс игры, а не ее результат, конкурентность или достижение какой-либо цели. Процесс игры - это естественное пространство самовыражения;

Что представляет собой «Мозартика»

          Название «Мозартика» произошло от слов мозаика, игра и арт (искусство). Не случайно «арт» вставлено в середину слова «мозаика»: именно искусство является здесь главным. Внешне «Мозартика» представляет собой наборы настольных печатных игр. Каждый игровой комплект состоит из игрового поля, размеры которого могут варьироваться от большого альбомного листа до огромного стола, настенного панно или напольного ковра, а также набора из довольно большого количества так называемых фантазийных фигурок. Фигурки, входящие в игровой комплект, насыщены специально разработанными образными ассоциациями, которые берут свое начало в мировом изобразительном искусстве и адаптированы с учетом законов восприятия для использования в играх. В этих играх нет правил, нет выигравших и проигравших – это свободный нетравматичный (всё можно исправить!) процесс творчества педагога в работе с дошкольниками. Главная цель занятий с использованием игр мозартики – это работа с внутренним миром ребенка, с его переживаниями, эмоциями, житейским интересами, интеллектуальными проявлениями,с его отношением к себе, к другим людям, к миру.                      

         Мозартика представлена в ряде красочных игровых наборов «Витражи», «Усадьба», «Туманы», «Городок», «Русское чудо», «Дорога в космос». Как работает Мозартика?  

          Правила очень просты: нужно выкладывать из фантазийных фигурок на игровом поле то, что хочется и как хочется. Игровое поле не просто очень красивый фон: оно задает ориентиры, подталкивает к выбору наиболее интересных вариантов самовыражения, мотивирует раскрытие творческого потенциала личности. Итак, игра. Точнее, целое семейство из десятка красивейших игр, каждая из которых работает со своим ассоциативно-тематическим подпространством внутреннего мира. К примеру, игра под названием «Витражи». В ней из разноцветных геометрических фигурок, как из ярких цветных стеклышек, ребенок создает картину-композицию, которая, по сути, является динамичной моделью его эмоционального состояния. Или игра «Усадьба», выполненная в технике Ван Гога. В ней предлагаются четыре игровых поля с разными ландшафтными акцентами (река, дорога и так далее) и двумя сотнями тематических фигурок: садиков, прудиков, болотцев, разнообразных домиков, мостиков... Здесь открывается масса возможностей для моделирования взаимоотношений с ближним кругом – семьей, друзьями, определения своего места в этих взаимоотношениях. А есть еще «Городок», в котором играющий по своему представлению организует пространство, отражающее связь с социумом. Есть «Дорога в космос» – в этой игре ребенок строит свой образ Вселенной (мира), ассоциативно связывая с ней самые разные «сюжеты»: отношения с родными, окружающими людьми, поиск своего «уголка» в фантазийном космическом пространстве… Словом, выбор разнообразен.

Структура занятий

          Главная цель занятий с использованием игр «Мозартики» – это работа с внутренним миром ребенка, его переживаниями, эмоциями, житейскими интересами, интеллектуальными проявлениями, его отношением к себе, другим людям и к миру.

         Структура занятий с применением методики включает четыре этапа:

  • подготовительный (ознакомление ребенка с игровым материалом);                    
  • игровой (создание ребенком сюжета из фигурок на игровом поле);
  • этап обсуждения (рассказ ребенка о созданном им игровом сюжете после завершения игры);
  • этап осмысления (в игровом сюжете ребенок видит проявившуюся проблему).

Развивающие занятия

          Задания на развивающих занятиях для выполнения ребенком могут быть даны как самостоятельные, отдельные, не связанные друг с другом, так и выполняться последовательно, задание за заданием из занятия в занятие.

Сначала ребенок выкладывает что-то из фигурок «Мозартики», как из фигурок обычной мозаики. Но постепенно выложенные фигурки рождают у него на подсознательном уровне собственные образные ассоциации, он начинает реализовывать их в игре новыми построениями. В процессе построения образная композиция вызывает все новые образные ассоциации и, соответственно, новые построения, пока ребенок не устанет. Таким способом во время игры ребенок активно, самостоятельно и при этом резко, как не смог бы сделать в любой другой игре или области творчества, расширяет свой образный мир. Причем богатство и направленность образов, используемых в фигурках, обеспечивают исключительно позитивные изменения ментальной сферы.

Мнение экспертов о методике

          Эксперты отмечают, что ни одна другая игра или область творчества не задействует столь глубинные личностные структуры. При этом обращает на себя внимание тот факт, что «Мозартика» никоим образом не форсирует развитие ребенка, а создает исключительно благоприятные условия для того, чтобы ребенок активно развивал себя сам, по собственному желанию, увлеченно и в комфортной для себя форме. «Мозартика» нравится детям тем, что она проста и удобна в применении, вызывает приятное впечатление и ощущение детства, сказки. Она снимает напряжение, негативное эмоциональное состояние, у ребенка появляется желание рассказать о придуманном сюжете и о себе. К тому же у каждой из игр «Мозартики» свой особый язык, особое вдохновение, свой неповторимый образный ряд. На сегодняшний день аналогов этой игры в мире нет. От игры к игре ребенок старается разобраться в себе и в мире, решить свои проблемы в настоящем и выстроить свою модель будущего.

http://tmndetsady.ru/upload/news/2019/07/orig_0bba149f2d0bf674f00e84fde6e9d2a6.jpg 

Литература:

  1. Игра как в высшей степени достойное занятие. Новинки российских игр.
    /Под ред. В.В. Берендта. – Москва, 2004.
  2. Захарова Ж.А. «Методика и технология работы с замещающей семьей». Костромской государственный университет им. Н.А Некрасова, Институт педагогики и психологии, кафедра социальной педагогики, Кострома,2009.
  3. Сборник материалов Всероссийской конференции «Реализация федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и перспективы». /Под общей редакцией Е.Л. Ворошиловой. Москва, 2017.

Интернет-источники:

  1. http://xn----7sbabkslebfandbl1auodu8adkn5a.xn--p1ai/images/arx_5_16/metody.pdf

Современные методы и технологии профилактики правонарушений несовершеннолетних. Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГБНУ «ЦПВиСППДМ». Автор-составитель А.Г.Болелова. Электронный справочник. Кейсы 4,5.

  1. http://mozartika.ru/

Официальный сайт АНО «Развивающие и реабилитационные игровые программы Мозартика».

  1. https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=akf-N3jeEa4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Совершенствование физических качеств, развитие творческих способностей старших дошкольников посредством использования нетрадиционного физкультурного оборудования"

В опыте работы предложены возможности использования нетрадиционного физкультурного оборудования для совершенствования физических качеств и развития творческих способностей старших дошкольников. Матери...

Опыт работы "Совершенствование физических качеств, развитие творческих способностей старших дошкольников посредством использования нетрадиционного физкультурного оборудования"

Данный опыт посвящен повышению интереса старших дошкольников к непосредственно образовательной деятельности, сохранению и укреплению здоровья детей, развитию их физических качеств и выработки у них ус...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ НА СТЕКЛЕ

В соответствии с ФГОС дошкольного образования: • Сегодня на первом месте стоит задача развития ребенка, которая позволяет сделать более эффективным процесс обучения и воспитания. • В процессе воспитан...

Проблема развития творческих способностей старших дошкольников средствами музыкально-игровой деятельности

В данной статье рассматривается проблема развития творческих способностей старших дошкольников средствами музыкально-игровой деятельности...

"Развитие творческих способностей у дошкольников через использование нетрадиционных техник в рисовании"

Рисование – одно из трех взаимосвязанных направлений в эстетическом воспитании детей наряду с приобщением к прекрасному в жизни, искусстве и развитием детей в сфере художественного труда.  ...

Развитие творческих способностей старших дошкольников через использование пластилинографии

Развитие творческих способностей старших дошкольников через использование пластилинографии...

Семинар - практикум для педагогов "Развитие познавательных способностей у дошкольников через использование игрового набора "Дары Фрёбеля"

Конспект разработан с целью представления опыта работы по использованию игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста....