Заседания детско - родительского клуба «Мы вместе», гостиной «У школьного порога». Тема: «Задачи семьи при подготовке ребенка к школе»
консультация (подготовительная группа)

Пензина Ирина Валерьевна

Заседание детско - родительского клуба "Мы вместе" гостиной "Ушкольного порога" тема заседания "Задачи семьи при подготовке ребенка к школе"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Заседание гостиной

«У школьного порога»

по теме:

«Задачи семьи при подготовке ребенка к школе»

Выполнили: Рук. клуба Пензина И.В.

Педагог-психолог Виталева Я.В..

г.Лесосибирск

2023 г.

План заседания

Гостиной «У школьного порога»

на тему: «Задачи семьи при подготовке ребенка к школе»

Цель: Обогатить воспитательный опыт родителей и повысить эффект семейной социализации дошкольников в преддверии школы.

Задачи:

  1. Познакомить родителей с эмоционально-волевой готовностью  ребенка к школе и как ее развивать.
  2.  Развивать умение слушать друг друга, воспитывать дружеские отношения между родителями.
  3. Дать практические советы по организации игровых занятий в домашних условиях. Предоставить родителям практический опыт игрового партнерства с детьми.

Вступительное слово:

Здравствуйте уважаемые родители и коллеги и дети! Приветствуем вас на втором заседание родительского клуба «У  школьного порога». А темой нашего сегодняшнего заседания будет «Задачи семьи при подготовке ребенка к школе»

План нашей встречи:

1 Вступительное слово: «Как подготовить ребенка к школе?»

Обзор литературы для подготовки детей к школе

Докладчик: Пензина  И.В.

2 Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе и как ее развивать»

Результаты теста проведенного с дошкольниками « Хочу ли я в школу?»

Докладчик: Педагог-психолог Виталева  Яна Витальевна

3 «Речевая готовность к школе, критерии речевой готовности к школе»

Памятка критерий речевой готовности

Докладчик: Хорохова Оксана Валерьевна.

4 «Развитие интеллектуальных способностей у дошкольника». 

Памятка «Обучающие игры по математике».

Докладчик: Малыш Ирина Геннадьевна.

6. Рефлексия

Докладчик: Пензина И.В.

Слово предоставляется  педагогу – психологу Виталевой  Я.В.

Тема: Эмоционально-волевая готовность ребёнка к школе и как её развивать

(+ Результаты теста, проведённого с дошкольниками «Хочу ли я в школу»)

Для эффективной работы я предлагаю Вам, чтобы каждый из родителей назвал свое имя, имена и возраст своих детей. Каждый участник должен закончить одно из следующих предложений.

1. Два слова, которыми можно описать моего ребенка – ...

2. Если бы мой ребенок был звуком, он звучал бы, как -...

3. Больше всего мне в моем ребенке нравится – ...

4. Мой ребенок заставляет меня смеяться, когда – ...

Поступление в школу требует всесторонней готовности. Психическое развитие ребенка должно выйти на определенный уровень в отношении познавательных процессов, личностных качеств, мотивационных предпочтений. Формируется интеллектуальная готовность ребенка к школе, социально-коммуникативная, личностная готовность.

Но этой подготовки будет недостаточно для успешного освоения в школе, если дошкольник не научится управлять своим вниманием и поведением.

Необходима воля, чтобы удерживать внимание и дольше трудиться над заданием, которое не вызывает интереса, но должно быть выполненным. Не обойтись без волевых усилий, чтобы уменьшить импульсивные реакции, когда рука устает выводить непослушные каракули.

Учебная деятельность строго регламентирована и в организационном плане. Ежедневно ребенок должен придерживаться режима «урок-перемена». Он уже не может поступать под влиянием своих интересов, а обязан подчинять свои действия правилам большую часть времени, которое он находится в школе. Это серьезная нагрузка для вчерашнего дошкольника.

Погружение в систематическую учебную деятельность опирается на сформированность у ребенка волевых функций:

    произвольности познавательных процессов;

    умения управлять своими действиями, обеспечивающими обучение;

    способности сдерживать импульсивные и чрезмерно эмоциональные всплески.

Все это необходимые условия для того, чтобы первоклассник смог осваивать учебный материал, преодолевать трудности, проявлять организованность и настойчивость в новой для него деятельности.

    Волевая готовность к школе – это настрой ребенка на произвольное поведение, его готовность направлять внимание на то, что говорит учитель, выполнять задания в соответствии с инструкциями и прикладывать усилия для достижения результата, готовность следовать принятым правилам.

Напрашивается вывод, что взрослые должны находить способы заинтересовывать ребенка, поощрять самостоятельную деятельность, чтобы помочь ему тренировать произвольность познавательных процессов и пробуждать желание и волю. Когда детям интересен конечный результат, они осознают смысл собственных действий и прикладывают волевые усилия.

К моменту поступления в первый класс не менее важна и эмоциональная готовность к школе. Начнем с того, что нормой является, когда ребенок испытывает положительные эмоции в отношении предстоящего этапа своей жизни. Если же вместо радостного нетерпения дошкольник высказывает опасения и недовольство по поводу школы, имеет место страх.

    Нежелание говорить о школе или негативное фантазирование на школьную тематику является очень серьезным сигналом, что ребенок может оказаться в стрессовой ситуации, как только подойдет время обучения.

В любом случае, когда отношение к поступлению в школу окрашено отрицательными эмоциями, ребенка нужно вовлекать в тематические сюжетные игры, связанные с обучением в школе. Проигрывайте «лесную школу», «инопланетный класс» и пр., предоставляя возможность дошкольнику исполнять различные роли, насыщайте игру радостными, приятными, восторженными моментами. Чтобы ребенок связал со школой позитивные эмоции и испытал удовольствие в роли ученика.

Условия формирования волевого поведения в дошкольном возрасте

Как мы уже подчеркнули, эмоционально волевая готовность ребенка к школе базируется на волевом управлении действиями и формируется, в лучшем случае, в преддверии школьного обучения или уже в первом классе. Проявлению волевых качеств у дошкольника способствуют кризисы возрастного развития, и, в частности, кризис 7-ми лет.

Однако условия для развития силы воли есть и в дошкольном возрасте. Практически все виды деятельности, доступные дошкольнику, опираются не только на интерес, но и требуют в определенный момент особого старания или внимания.

Заложены ресурсы для развития волевого поведения в трудовой и продуктивной деятельности. Они направлены на достижение конкретного результата, предполагают приложение усилий, и тем самым способствуют развитию произвольности поведения и волевых качеств. Очевидно, что, если ребенок занят конструированием, и его изделие разваливается, то без волевых усилий довести дело до конца невозможно.

Психологические особенности дошкольного возраста таковы, что до определенного рубежа ребенку сложно вписаться в систему школьного образования. Маленькому школьнику нужно слушать и следовать инструкциям учителя, выполнять задания по образцу, а для этого необходимы волевые усилия. Соответственно, для успешной адаптации в новой социальной роли у дошкольника должна сформироваться эмоционально волевая готовность к школе.

Взявшись помогать  маме  приводить в порядок комнату, ребенок сможет преодолеть свое «не хочу», опираясь на мамину похвалу и поддержку. А это существенный вклад в формирование волевых качеств.

Признаки волевого поведения ситуативно проявляются в старшем дошкольном возрасте, когда дети вовлечены в ролевую игру.

Сюжетно-ролевые игры дают возможность ребенку удовлетворить те потребности, для реализации которых еще нет условий в обыденной жизни. Например, в соответствующей роли дошкольник может вести себя назидательно, поучать партнеров по игре. В реальной жизни подобных полномочий малышу никто не предоставит. И ради возможности реализовать свои назревшие желания дошкольник готов придерживаться правил игры, следить за соответствием своего поведения доставшейся ему роли. Этим еще раз подчеркивается значение ролевых игр для развития ребенка.

Давайте возможность дошкольнику проявлять выдумку и инициативу в играх и самостоятельной деятельности, будь то творческие или познавательные занятия, и тогда у него появится уверенность в себе, появится стремление ставить цели и добиваться результата. А это как раз и есть элементы эмоционально волевой готовности к обучению в школе.

Результаты  теста, проведённого с дошкольниками «Хочу ли я в школу»

Опираясь на результаты теста, мы можем сказать, что в подготовительных группах отсутствует низкий уровень эмоционально-волевой готовности к школе. Всё же дети мечтают о новых играх и друзьях в школе, но и вполне представляют себе основное предназначение школы, и оно не вызывает пока негативных проявлений. Будем надеяться, что дети сохранят своё отношение к школе на последующие 11 лет.

Сейчас я хочу познакомить вас с некоторыми упражнениями, направленными на развитие познавательных процессов и готовности к школе. У вас на столах лежат бланки с заданиями. Первое из таких упражнений – «Штриховка». Учимся в заданном направлении штриховать фигуры. Ребята, приступайте! А родители проверяйте правильность выполнения задания!

Отлично! Второе задание «Графический диктант». У вас есть схема, по которой ребёнок должен рисовать. В конце будет ждать приятный сюрприз – должна получиться картинка! (На бланк я вынесла схему со стрелочками, для наглядности родителям как это выглядит и как найти в интернете, но наши дети уже взрослые и такую инструкцию они должны воспринимать на слух, поэтому мы говорим «1 клетку вправо» и так далее, без нарисованных стрелочек, указывающих направление. А сейчас рисуем по схеме, а родители в это время могут спрашивать куда направляет стрелка «На право или на лево?”.

И третье задание – «Заверши картинку». Это упражнение развивает наши полушария и мелкую моторику рук.

Мы со всеми заданиями справились! Бланки можете забрать домой, чтобы находить подобные задания с помощью интернета и выполнять их с ребёнком. Школа – это не страшно! Спасибо за работу!

Слово предоставляется  учителю – логопеду  Хороховой О.В.

Тема: «Речевая готовность к школе». Критерии речевой готовности.

Здравствуйте, уважаемые родители! Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития.  

Что же включает в себя «Речевая готовность ребенка  к школе»?

  1. Правильное произношение всех звуков.
  2. Умение различать звуки речи на слух  («Фонематический слух»). Ребенок должен на слух определить, есть данный звук в слове или нет (игра «Поймай звук»), различать на слух несколько звуков (например: на Ш хлопнуть над головой, а на С – присесть), придумать слова на любой звук, «Досказать словечко».  Кроме того, он может повторить вслед за педагогом заданную цепочку слогов или слов (например: СА – ша – СА, Ща – ча – ща, тон – дом – ком, уточка – удочка).
  3. Сформированность фонематического анализа и синтеза. Ребенок может выделить первый и последний звук,  назвать по – порядку все звуки в слове, определить место звука в слове (в начале, в середине, в конце слова), «Собрать слово» из заданных звуков, продолжить слово на слог. Дает характеристику звуков (гласный, согласный, твёрдый, мягкий, глухой, звонкий), составляет звуковую модель слова.
  4. У ребенка сформирован активный словарь. Ребенок классифицирует предметы (называет их обобщающим словом). Например: овощи, фрукты, грибы и т.д.  Он знает признаки времен года, понимает время суток,  назначение предметов, называет их части. У него сформирован словарь признаков (он использует в своей речи слова, отвечающие на вопросы «какой? чей» (веселый, красивый, мягкий; лисий, заячий, мамин);  и действий (лает, бегает, ест). Он умеет употреблять слова с противоположным значением (тяжелый – легкий, большой – маленький, высокий – низкий).
  5. Грамматический строй речи. Понимает и использует в речи предлоги. Изменяет существительные по числам  (ведро – это ведра, много ведер) и падежам (моя мама, нет мамы, подарю маме, пойду с мамой, вижу маму, думаю о маме), правильно использует род (моя игрушка, мой заяц, моё яблоко, мои игрушки). Использует в речи уменьшительно – ласкательные формы. Согласовывает существительные с прилагательными (красный мяч) и числительными (пять окон).
  6. Правильно произносит слова с разным количеством слогов.
  7. Связная речь.

 Работа с предложением.  Ребенок умеет придумывать предложения по картинкам из 5-6 слов, определяет место нахождения слова в предложении, составляет предложение из заданных слов. Умеет исправлять предложение (игра «Исправь предложение»). Составляет схему предложения.

Работа с текстом. Ребенок составляет рассказ по представлению (о каком – то событии или предмете из своего опыта), рассказ – описание (описывает предмет), рассказ по картине ( в том числе и с элементами фантазии), по серии картин, пересказывает рассказ близко к тексту. Рассказывает о семье (знает адрес, фамилию, имя, отчество близких родственников) и друзьях.

  1. Ориентируется в пространстве и на листе бумаги.

В какие игры полезно поиграть?

  1.  «Поймай звук», слог.
  2. «Назови 1й звук в слове, последний звук», «Место звука в слове», «Придумай слово на звук «С», «4й лишний» (по звукам).
  3. «Я задумала слово. Угадай, какое?»
  4. «Кто больше придумает слов на звук «Р»?
  5. Игра «Вагончики» - рассели слова по вагончикам (по количеству слогов).
  6. «Прошагай слово» (прохлопай), «Сколько раз опустится подбородок, сколько и слогов».
  7. «Придумай предложение со словом…». Какое первое слово? Второе? Третье? Предлог и союз – маленькое слово.
  8. «Исправь предложение». Мусор убирает Рому. Рыба поймала рыбака.
  9. «Собери предложение». Рома, топор, дрова, рубить. Рынок, на, продавать, фрукты.

Подготовка руки к письму. Как готовить?

Используем: трафареты, штриховки, обводим  контуры, учим соединять буквы по точкам, видеть клетку, ориентироваться на листе бумаги, конструировать буквы из отдельных элементов.

     А теперь предлагаю немножко поиграть. Давайте встанем в круг.

  1. Игра «Цепочка слов» - апельсин – нос – сад и т.д.
  2. Д.и «Ходим – ходим мы по кругу, говорим слова друг другу. Звук Ш.
  3. Д.и «Светофорик»

Слово предоставляется воспитателю высшей квалификационной категории Малыш И.Г.  

Мастер-класс «Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников, как необходимый аспект подготовки к школьному обучению»

  Теоретическая часть

       Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности, одна из важнейших задач воспитания.  Развитие интеллекта, формирование мыслительных умений и способностей позволяют легко осваивать новое, подготовиться к обучению в школе. Развитие интеллекта ребенка – многогранный и сложноорганизованный процесс.  В  нем «рука об руку» идут речь, восприятие,  внимание,  память,  мышление, воображение, зрительно-моторная координация. Какая из перечисленных составляющих интеллектуального развития является первоочередной и наиболее важной, определить практически невозможно. Все они идут рядом, опираясь друг на друга в развитии, время от времени уступая первенство друг другу.

Цель: развитие интеллектуальных способностей детей для подготовки к школьному обучению.

Задачи:

1. Создать условия для развития познавательных способностей и логического мышления;

2. Развить и совершенствовать работу мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификации, упорядоченности действий ориентировке в пространстве.

3. Развить у детей слуховую и зрительную память, восприятие, произвольное внимание, воображение.

4. Воспитать у детей коммуникативные навыки, стремление к преодолению трудностей, уверенности в себе, желание вовремя прийти на помощь сверстникам.

Для этого надо:

  • работу с детьми следует проводить в системе,
  • связывать мероприятия с работой в повседневной жизни,
  •  учитывать индивидуальные и физиологические особенности детей,
  • использовать разнообразные формы работы (игры, наблюдения, досуги и т. д.).

В работе я использую следующие методы:

Игровые методы:

• вхождение в воображаемую ситуацию;

• выполнение практических действий по получению необходимой информации;

• ситуации.

Диалогические методы:

• беседа;

• формулировка выводов;

• проблемные вопросы.

Методы обучения:

• показ способа действия;

• проблемная ситуация;

• упражнения.

     

     Средства развития интеллекта различны, но наиболее эффективными является игровая деятельность детей.

     Игра - основной вид деятельности ребёнка в дошкольном возрасте, играя, он познаёт мир людей, играя, ребёнок развивается. Особенно эффективны дидактические игры, упражнениям есть игры на развитие внимания, памяти, восприятия и мышления.

    Помощниками для контроля поведения детей во время игровой деятельности являются правила, обязывающие детей:

 -       Действовать по очереди,

 -        Отвечать, когда спрашивают,

 -        Слушать товарища,

 -        Не мешать другим в игре,

 -        Выполнять правила,

 -        Честно признаваться в ошибке.

Игры на развитие мышления: «Найди лишнюю картинку», «Назови одним словом», «Разложи по полочкам», «Нелепица» «Лишний предмет», «Раздели на группы» «Вербальные задачи»

Диагностика развития творческого воображения  детей осуществляется по методикам: «Расскажи по картинке»,  «Дорисовывание фигур», «Нарисуй что-нибудь».

Диагностика произвольной зрительной и слуховой памяти проводится по тестам «10 карточек», «Запомни фразы», «Назови слова», «Что изменилось».

 Диагностика внимания: «Корректурная проба», «S-тест», «Цифровая таблица».

 Диагностика зрительно-моторной координации по тестам: «Домик», графический диктант и лабиринт.

Также хочу отметить, что с помощью специально подобранных дидактических игр, включённых в воспитательно-образовательный процесс, развивается математическое мышление дошкольников, поэтому результат работы можно отследить и при проведении мониторинга по математике. Безусловно, систематическая работа по развитию интеллектуальных способностей будет отражена в положительной динамике уровня развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Сравнение результатов  первоначальной и итоговой диагностики, как правило, показывает, что при систематической работе показатели развития основных умственных процессов у детей улучшаются.

Углубленная и творческая работа по развитию интеллектуальных способностей  у дошкольников способствует:

  • Развитию логических приёмов умственных действий: сравнения, обобщения, анализа,   синтеза,  классификации, систематизации;
  • Умению выдвигать гипотезы и делать простые умозаключения;
  • Проявлению инициативы, любознательности, сообразительности;
  • Возникновению устойчивого интереса к развивающим играм;
  • Укреплению зрительной и слуховой памяти, произвольного внимания;
  • Формированию самостоятельности;
  • Умению работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
  • Формированию коммуникативных навыков.

 Кроме того, детям нравится заниматься логикой, они постоянно требуют всё новых и новых заковыристых заданий. Думаю, что полученные умения и навыки позволят им успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Практическая часть

Сейчас предлагаю поиграть всем вместе. В эти игры можно играть и дома

«Помоги Неумейке»

Приготовьте: игрушечного зайца, а также 2−3 пары предметов, которые можно сравнить (мяч и апельсин).
Скажите ребёнку: «Сегодня с нами поиграет Неумейка. Его так прозвали потому, что он почти ничего не умеет. Например, он неправильно сравнивает вещи. Попробуем ему помочь?» Приготовьте мяч и апельсин и попросите зайца их сравнить. Скажите за Неумейку: «Мяч красный, а апельсин — сладкий!» Спросите ребёнка, есть ли тут ошибка и в чём она? Как сравнить предметы правильно? (Ошибка в том, что зайка сравнивает предметы по разным признакам, а надо — по одному).

«Подружи предметы»

Приготовьте: пары предметов, имеющие общий признак (карандаш и деревянный кубик, кольца от пирамидки, яблоко и груша).
Скажите ребенку: «Ты заметил, что обычно дружат люди, у которых есть что-то общее — например, они любят одинаковые книжки, игрушки, мультики. Подружиться могут не только люди, но и предметы. А для этого нужно найти между ними что-то общее. Давай попробуем?»
Положите перед малышом карандаш и кубик, спросите, что между ними общего (оба сделаны из дерева). Затем предложите подружить новую пару (кисточка и краски), затем новую. Теперь поменяйтесь ролями — пусть ребёнок подберет вам два предмета, а вы скажете, что между ними общего.

«Разложи по чемоданам»

Приготовьте: катушку с нитками, пуговицу, ножницы, кусочек ткани, 4 предмета детской посуды и 2 коробки.
Скажите ребёнку: «Повар и портной столкнулись на вокзале, их вещи рассыпались и перемешались. Помоги разложить их вещи по чемоданам».

Дайте ему возможность самому находить признак и делить предметы на группы.

«Озорной ветерок»

Приготовьте: 4 предмета, один из которых лишний (например, кукольная чашка, ложка, сковородка, книжка).
Скажите ребёнку: «Жил-был на свете озорной ветерок. Он очень любил всё путать и устраивать беспорядок. Залетит в гости к художнику и кинет на стол, где лежат кисточки и краски, кухонный половник. А художник только пожимает плечами: „Откуда он тут взялся, он же лишний!“ А сейчас озорной ветерок прилетел к тебе в гости и хочет поиграть: он будет приносить на стол один лишний предмет, а тебе нужно определить какой».

                                                           Спасибо за внимание!

Рефлексия:

Вот и подошла к концу наша встреча, надеемся, что наши рекомендации будут для вас полезными. Большое значение имеет отношение взрослых к делам детей. Если ребёнок видит внимательное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение к результатам его деятельности, то он сам с ответственностью относится к ней.

С того момента, когда ваш ребенок впервые переступит порог школы, начнется новый этап его жизни. Постарайтесь, чтобы этот этап начался с радостью, и чтобы так продолжалось на протяжении всего его обучения в школе. Ребенок всегда должен чувствовать вашу поддержку, ваше крепкое плечо, на которое можно облокотиться в трудных ситуациях. Станьте ребенку другом, советчиком, мудрым наставником.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАСЕДАНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА «МЫ ВМЕСТЕ!» «Презентация исследовательских проектов «Красная книга Красноярского края» старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями

цель: формирование навыков оформления и презентации детско-родительских познавательно-исследовательских проектов.Задачи:Создать условия для презентации детско-родительских познавательно-исследовательс...

КОНСПЕКТ ЗАСЕДАНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА «МЫ ВМЕСТЕ!» «Новый год стучится в двери» (мастерская Деда Мороза) старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Цель: развитие креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности.Задачи:Создать условия для деятельного общения между детьми и родителями, проявления творчества в продуктивной деятел...

Заседания детско - родительского клуба «Мы вместе», гостиной «Почемучки». Тема: «Умники и умницы» или как развивать познавательные способности детей»

Заседание детско - родительского клуба"Мы вместе"гостиной "Почемучки" тема заседания "Умники и умницы" или как развивать познавательные способности днтетей"...

Заседания детско – родительского клуба «Мы вместе», гостиной «Мамина школа». Тема: «Весело играем, красиво говорим»

Заседание детско - родительского клуба "Мы вместе" гостиной "Мамина школа" тема заседания "Весело играем, красиво говорим"....

Заседания детско - родительского клуба «Мы вместе», гостиной «Почемучки». Тема: «Влияние творчества на развитие детей»

Заседание детско - родительского клуба "Мы вместе" гостиной "Почемучки" тема заседания "Влияние творчества на развитие детей"...

Заседания детско- родительского клуба «Мы вместе», гостиной «Мамина школа». Тема: «В детский сад с улыбкой»

Заседание детско - родительского клуба "Мы вместе" гостиной "Мамина школа" тема заседания "В детский сад с улыбкой"...

Заседания детско- родительского клуба «Мы вместе», гостиной «У школьного порога». Тема: «Что такое готовность ребенка к школе - из чего она складывается?»

Заседание детско - родительского клуба "Мы вместе" гостиной "У школьного порога" тема заседания "Что такое готовность ребенка к школе - из чего она складывается?"...