Развитие монологической и диалогической речи детей 5-6 лет
консультация (старшая группа)

Анна Сергеевна Бисеровская

Проблема связной речи и ее развития посредством художественной литературы является актуальной в современном мире и в образовании в целом. На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы были выделены критерии подбора книг для развития  связной речи старших дошкольников. На основе разработанных критериев сформирован перечень детских литературных произведений. Была проведена образовательная работа по развитию  связной речи с использованием детской литературы, отобранной по критериям. Далее была проведена оценка эффективности использования подобранной литературы по критериям, тем самым показав, что эффективность образовательной работы по развитию диалогической и монологической речи может быть обеспечена за счет специфики формирования круга детского чтения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_formirovaniya_kruga_detskogo_chteniya.docx16.11 КБ

Предварительный просмотр:

Для целенаправленной и планомерной работы по формированию навыков связанного высказывания у детей старшей группы, мы подбирали художественную литературу по следующим критериям. Мы выделили следующие критерии под решение задач развитию связной речи.

  1. Интересное и увлекательное содержание, комические ситуации в рассказах, учитывая жизненный опыт детей. 
  2. Кумулятивный способ - способ построения сюжетной композиции фольклорных произведений, который заключается в присоединении однородных мотивов в определённом порядке до обозначенного предела; (например: «Теремок»)
  3. Наличие эмоционально-окрашенных диалогов («Телефон»)
  4. С учетом возрастных особенностей детей; списка перечня литературных произведений рекомендованного для работы с детьми по программе «От рождения до школы» Николая Евгеньевича Вераксы, и лексических тем комплексного и тематического планирования.
  5. Произведения содержат диалоги, которые по своему содержанию понятны и доступны дошкольникам («Федорино горе»)
  6. Жанровое разнообразие (проза, поэзия) (Л.Н. Толстой и его рассказы, басни Крылова И.А.)
  7. Краткие произведения. (небылицы в лицах)
  8. Повтор действий с разными персонажами (само содержание включает в себя повторы) например: «Лисичка со скалочкой», «Зимовье зверей»

На основе разработанных критериев был сформирован следующий перечень детской литературы:

  1. О. Григорьев "Кулёк конфет"
  2. В. Лунин "кошка"
  3. С. Я. Маршак "Волк и лиса" "Сказка о глупом мышонке"
  4. К. И. Чуковский "Фёдорино горе" "Телефон"
  5. К. Ушинский "Пчелки на разведках"
  6. Ю. Владимиров "Чудаки"
  7. К. Паустовский "Кот-ворюга"
  8. Н. Н. Носов "Живая шляпа"
  9. Г. Сапгир "Небылицы в лицах" "Как лягушку продавали"
  10. Л.Н. Толстой и его рассказы («Косточка», «Пожарные собаки», «Два товарища» и т.д.)
  11. Басни И.А. Крылова

Для заучивания

  1. И. Сурков "Вот моя деревня"
  2. Г. Виеру "Мамин день"
  3. С. Городецкий "Пять маленьких щенят"
  4. Е. Благинина "Посидим в тишине "
  5. В. Берестов "Как хорошо уметь читать"

В формирующем этапе мы ставили задачи:

  1. Систематичность (ежедневное чтение), выразительность и организация совместного чтения взрослых и детей.
  2. Оформление читательского уголка для самостоятельной речевой деятельности детей с учетом индивидуальных особенностей старших дошкольников.
  3. Выставки рисунков по произведениям, театрализованные представления.
  4. Подобранная нами литература использовалась в режимных моментах и во время проведения занятий (Чтение стихотворения И.А. Белоусов «Осень» в процессе рассматривания сюжетной картины «Осенний день», рассказ сказки «Заяц-хвастун», веселые рассказы Н.Н. Носова, пересказ сказки «Лиса и кувшин»). Все занятия по развитию связной речи строились с использованием художественной литературы.

В процессе чтения детям художественных произведений из сформированного списка использовать разные приемы: показ иллюстраций, элементы инсценировки, дидактические игры, пересказ, заучивание наизусть, чтение по ролям, разучивание этюдов по готовым текстам. Подобранная литература не только всем наиболее знакома, но и дает примеры и образцы построения содержательных диалогов. Дети подражают образцу литературной речи. Литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение связной речи ребенка. Благодаря использованию данной художественной литературы для развития связной речи, ребенок на примере диалога персонажей учится диалогической (ответы на вопросы, беседа) и монологической (словесное творчество, рассказывание) речи, пользоваться средствами художественной выразительности языка и его грамматических средств. Все это помогает детям освоить формы диалогических реплик, вопросительную, повествовательную и побудительную интонацию, приучает выполнять правила очередности, поддержание и развитие темы разговора.

С целью формирования круга детского чтения для развития связной речи дошкольников, было организовано взаимодействие с родителями воспитанников, чтобы повысить их знания о применении художественной литературы для развития связной речи детей. Итак, была организована следующая работа: организованы консультации «Что и как читать детям», «Роль художественной литературы в развитии связной речи дошкольников; совместный конкурс чтецов, где родители выступали в роли жюри, а дети читали стихи, а также в родительском уголке были помещены памятки по ознакомлению с художественными произведениями, которые предусмотрены программой, а также которые способствуют развитию диалогической и монологической речи детей данной возрастной группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие монологической и диалогической речи с помощью сказки В.Бианки "Хвосты"

Знакомство со сказкой В.Бианки "Хвосты", драматизация сказки, развитие у детей навыков речевого общения....

Конспект интегрированного занятия "Разноцветный мир, Народные сказки - предания. Развитие монологической и диалогической речи детей старшего возраста в ДОУ для детей с нарушением зрения.

Интегрированное логопедическое занятие с детьми старшего возраста. Развитие монологической и диалогической речи в процессе знакомства с народными преданиями и сказками в рамках фестиваля "Разноцветный...

«Карты Проппа, как инновационная техника развития монологической и диалогической речи у дошкольников»

          Одной из ведущих задач, которую  решает наше дошкольное  образовательное учреждение, является развитие речи детей. Чем богаче и правильнее у ребенка...

Методические рекомедации для родителей по развитию монологической и диалогической речи у детей 5 — 7 лет

Методические рекомедации для родителей по развитию монологической и диалогической речи у детей 5 — 7 лет....

"Развитие монологической и диалогической речи у детей 5-7 лет"

Цель: разъяснить значение монологической и диалогической речи в жизни ребёнка, какие условия необходимы для успешного формирования правильной речи....

Проект «Развитие монологической и диалогической речи детей второй младшей группы посредством театрализованной деятельности»

Тип проекта: речевойПродолжительность: среднесрочный (2 месяца)Участники проекта:дети второй младшей группы (3 - 4) лет, воспитатели, родители воспитанников....