Методические рекомедации для родителей по развитию монологической и диалогической речи у детей 5 — 7 лет
консультация (подготовительная группа)

Методические рекомедации для родителей по развитию монологической и диалогической речи у детей 5 — 7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekom_endatsii_dlya_roditeley_2.odt21.97 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Методические рекомендации для родителей

по развитию монологической и

диалогической речи у детей

5 — 7 лет

      Родители часто делают ошибки в общении (как с логопедической, так и с психологической точки зрения.).

      Эти советы будут полезны  родителям  детей-дошкольников  

 старшей возрастной категории. Развитие речи ребенка тесно связано с его общим психическим развитием. В большинстве случаев по тому, как ребенок говорит, можно судить, насколько он развит в целом. Занимаясь развитием речи, мы способствуем интеллектуальному развитию.

      Чтобы речь ребенка полноценно развивалась, необходимы соответствующие условия. Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок и, прежде всего нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Однако речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для ее развития одних биологических предпосылок недостаточно. Потребность в общении формируется в жизненной практике взаимодействия ребенка с окружающими людьми.

Хорошо, если родители занимаются с ребёнком, в частности развитием его речи. Если в раннем детстве коммуникативно-эмоционального воздействия взрослых с ребенком было мало, это влечет за собой нарушение интеллектуально-речевого развития.

В семье для ребёнка нужно создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, чётко произносить звуки, интересно рассказывать.

           Расширяя круг представлений ребёнка об окружающих предметах   и явлениях, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию, родители будут тем самым не только расширять его кругозор, но и способствовать овладению правильной речью.

 

       Чтобы у ребенка формировались полноценные образы о предметах нужно получать стимулы извне различных модальностей (зрительные, слуховые, тактильные и т.д.). Делая что-либо по дому брать ребенка с собой, чтобы он видел действия взрослого, одновременно проговаривать названия этих действий.

Петь колыбельные. Они очень важны в раннем возрасте, в  процессе овладения ребенком речью. От того, какие песни пела ребенку мама, и пела ли она их вообще, зависит характер маленького человека, его физическое здоровье, степень его психологической устойчивости. Чтение и пение колыбельных развивают память, обогащают словарный запас, развлекают и одновременно успокаивают ребенка.Давно замечено, что ребенок, которому поют колыбельные песни, раньше начинает “гукать”, стало быть, раньше развивает гортань - один из главных “инструментов” нашей речевой деятельности.

           В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и

 движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

     Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста.  В старшем дошкольном возрасте нужно выполнять упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

Очень важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, чётко произносили все звуки и слова. Нечёткая торопливая речь взрослых отрицательно скажется на речи ребёнка. Он будет пропускать звуки, “проглатывать” окончания слов.

      Важен эмоциональный контакт с ребенком и эмоционально выразительный разговор, интонированное чтение сказок, потешек. Почему это важно? Потому что  ребенок, в первую очередь воспринимает интонацию, а уж затем смысл слов. Эмоционально окрашенную речь ему легче воспринимать, так проще запоминаются новые слова.Не сюсюкайте с ребенком. Это будет тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем. Лучше говорите с ласковой интонацией.

     Если ребёнок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует смеяться или передразнивать его. Нельзя ругать его за плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и правильно повторил трудное для него слово. Это приведёт к тому, что ребёнок будет стараться вообще не употреблять какие-то слова или заменять их другими. Не подражайте ребенку, повторяя неправильно произносимые им слова. И не надо стараться указать ребенку, что это неправильно. Лучше повторить слово за ним, но произнести его корректно, даже утрированно, так четко, чтобы были слышны все звуки.

       Важно, чтобы у ребёнка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения с близкими людьми и сверстниками. Когда ребенок начинает говорить, важно вызвать мотивацию к речи или просить, чтобы он произнес слово, повторив за вами название предмета в эмоционально значимой для него ситуации.

      Договаривайте слова, не обрывайте речь на полуслове. Пусть у ребенка будет образец чистой речи. Замечено, что чаще слышит ребенок, то потом он и будет воспроизводить в первую очередь, начав говорить. Не заменяйте слова на неправильное значение слова (перчатки – “рукавички”, коробка из-под торта – “торт”).

Называйте вещи своими именами (особенно актуально для детей, которые уже начали говорить и накапливать активный словарный запас). Если вам не нравится, что ребенок употребляет свои искаженные выдуманные квазислова  (речь идет о словах, которые он впервые использует), особенно упрямым детям не стоит запрещать их говорить. Тем самым вы только закрепите их в речи ребенка. Лучше сделать вид, что вы это слово не заметили и перевести разговор на интересную тему для ребенка.

    Проговаривайте четко окончания слов, так лучше развивается “чувство языка”, а значит, чёткое понимание смысла слов русской речи и владение разными её нюансами. И в дальнейшем ваш ребенок легче будет усваивать грамматическую сторону языка. А, следовательно, легче будет даваться русский язык в школе.Не старайтесь говорить все слова только лишь в уменьшительно-ласкательной форме. Проговаривайте их как в полной (например: курица), так и в уменьшительно-ласкательной форме (курочка). И не забывайте про синонимы, чтобы обогащать словарь (наседка, клушка, несушка и т.д.). Употребляйте уменьшительно-ласкательные формы адекватно ситуации.

    Старайтесь не вставлять в каждую свою фразу бессмысленных восклицаний: ой, какой!, ой, какая! Заменяйте эти слова на информативные: желтый, большой, твердый и т.д.

    Прежде чем спрашивать у ребенка, что нарисовано на картинке или что за предмет он наблюдает, сначала расскажите о нем сами. И чем понятнее и нагляднее будет ваше объяснение, тем лучше.    

       Называйте вещи своими именами, а не заменяйте их на звукоподражания. (Например, вместо слова "кошка" - "мяу".).

      Известно, что первые временные связи между предметами и их словесными обозначениями, то есть первичное понимание речи, образуется у детей благодаря совпадению во времени звучания слова, произносимого взрослым, с предъявлением предмета, действия, явления, которые они обозначают.,                        

         Диалогическая речь - это «основная форма речевого общения, в ней зарождается связная речь и монологическая речь».  Диалогическая речь у старших дошкольников формируется постепенно в процессе общения с окружающими людьми и в игровой деятельности, вне обучения диалогические навыки развиваются неравномерно. В младшем и среднем возрасте происходит формирование отдельных диалогических умений, которые затем определяют уровень развития диалогической речи ребёнка в старшем дошкольном возрасте.

     Диалогическая речь – наиболее простая, естественная форма общения, которая к семи годам должна быть практически сформирована. Определение диалога дал известный лингвист Л.П. Якубинский: «Диалог - не только форма речи, он еще «разновидность человеческого поведения».                          

     Родителям следует помнить, что для ребенка первостепенное значение имеет овладение диалогической речью - необходимым условием полноценного социального развития ребенка. Развитая диалогическая речь позволяет ребенку легко входить в контакт как со взрослыми, так и с ровесниками. Дети достигают больших успехов в развитии диалогической речи в условиях социального благополучия, которое подразумевает, что окружающие их взрослые (в первую очередь семья) относится к ним с чувством любви и уважения, а также когда взрослые считаются с ребенком, чутко прислушиваясь к его мнению, интересам, потребностям и т.д., когда взрослые не только говорят сами, но и умеют слушать своего ребенка, занимая позицию тактичного собеседника.                                                                                              

       Диалогическую речь можно определить по краткости высказываний , большому количеству простых предложений, сопровождаемых мимикой и жестами, интонацией.  Особенность диалоговой речи – чередование говорения одного с прослушиванием и дальнейшим говорением другого. Основной целью развития диалогической речи у старших дошкольников является необходимость научить их пользоваться диалогом как формой общения. Формирование и закрепление навыков диалогической речи служат специально организованные речевые ситуации. Они помогают: сформировать умение договариваться во время общения со сверстниками ;расспрашивать собеседника; вступать в чей-то разговор; соблюдать правило речевого этикета; высказывать сочувствие; доказывать свою точку зрения; развивают невербальные умения (жесты, мимика, уместные позы) .

    Основным методом развития диалогической речи является разговор детей с родителями и со сверстниками (неподготовленный диалог). Это наиболее распространенная, общедоступная и универсальная форма речевого общения в повседневной жизни. Умения соблюдать элементарные правила поведения в разговоре:  соблюдать очередность;  выслушивать собеседника, не перебивая поддерживать общую тему разговора, не отвлекаться от нее;  не говорить с полным ртом;  говорить спокойно, доброжелательным тоном . Кроме того, во время диалога  у детей развивается устойчивое внимание, умение слушать и понимать речь других, сдерживать непосредственное желание сразу отвечать на вопрос, не подождав вызова, привычка говорить достаточно громко и отчетливо, чтобы все слышали.                                                          

       Развитие диалогической речи у старших дошкольников решается не только на занятиях в детском саду, но и в домашних  режимных моментах. Домашние режимные моменты благоприятны для организации правильного речевого общения, так как по поводу некоторых  из них можно организовывать разговор с детьми.Взрослые должны говорить спокойно, без раздражения, комментируя действия детей, четко формулируя вопросы, выдерживать паузы между своими вопросами и ответом ребенка.  

     Осуществить развитие диалогической речи старших дошкольников в домашних условиях можно следующим образом:  во время утреннего подьема ото сна можно поговорить с ребенком о его настроении,  о семье, о любимой игрушке, потренировать в произношении ласковых форм слова. Во время умывания можно говорить о том, что дети моют – лицо, руки, уши, чем моют, какая вода, какое мыло и чем мы вытираемся.  В ходе совместной с родителями утренней гимнастики дети закрепляют понятие вверх, вниз, далеко, близко, быстро, медленно, учатся ориентироваться в пространстве. Как часть утренней гимнастики полезно проводить движения в танцевальном ритме с припевом..  Во время одевания или раздевания с детьми  нужно разговаривать о том, что дети надевают или снимают, какого цвета одежда, из какого материала она сшита, детали одежды.  Подготовка к прогулке и сама прогулка родителей с детьми, дает возможность закрепить лексику, связанную с сезоном, предметными и обобщающими понятиями одежды и обуви, умение вежливо обращаться с вопросами ко  взрослым.  Прогулка – это не только важный  момент общения родителей с детьми, но и хороший способ развития диалогической речи ребёнка. На прогулках дети отмечают все, что они видят вокруг себя и стараются выразить свое впечатление словами. Во время прогулки дети наблюдают за окружающим, родители могут спрашивать о том, какое  небо, какой снег, какие листья лежат на земле и т. п.  Во время работы по дому по просьбе взрослых, дети могут оказывать посильную помощь (например на кухне), в это время отрабатываются порядок накрывания на стол,  называется форма, цвет, материал, из которого сделана посуда, ее качество. Непосредственно, когда ребенок садится за стол, можно спросить: - Суп какой? (гороховый)- Каша из гречки? – гречневая и т. д.- Каша вкусная, аппетитная, сладкая. Такие диалоги способствуют расширению у детей словарного запаса, упражняют их в произношении уже знакомых слов и знакомятся с новыми словами. Во время подготовки ко сну родители могут привлекать внимание детей к одежде для сна -показывать, пуговицы, манжеты, воротник; отрабатывается последовательность выполняемых действий: положить на кровать подушку, расправить одеяло. Такое комментирование действий позволяет многократно повторить речевой материал, совершенствовать понимание речи.                      

       В  свое свободное время родители могут организовать игру детей со сверстниками так, чтобы они могли непроизвольно использовать приобретенные речевые навыки в самостоятельной деятельности. Сюжетно-ролевая игра, как свободный вид совместной деятельности детей, объединяет их между собой по собственной инициативе, где они сами определяют сюжет игры, берут на себя соответствующие роли, распределяют игровой материал, намечают и развивают содержание игры, выполняя игровые действия, а значит, учит и развивает их диалогическую речь.                                                    

       Чтение  родителями литературных  произведений помогает детям формировать образцы диалогического взаимодействия. Во время чтения необходимо привлекать внимание к диалогам героев и выделять диалогические реплики: «О чем хотел узнать цыпленок? Как он об этом спросил?» и к ответным высказываниям «Что ответил утенок». Дети используют в речи готовые диалогические реплики запоминая диалоги литературных героев.  Передача их в инсценировках это заимствование инициативных и ответных реплик. Чтение литературных произведений по ролям позволяет детям усвоить различные по форме и содержанию вопросы и ответы, вопросительную и повествовательную интонацию. Эффективным методом развития диалогической речи является дидактическая игра.  

        Основная цель развития диалогической речи у дошкольников – научить их пользоваться диалогом как формой общения. Дети должны овладеть целым рядом умений, к которым относятся умения активно вступать в контакт с собеседником, быстро реагировать на реплики, беседовать на различные темы, поддерживать разговор на предложенную тему, выражать свое отношение к предмету разговора; умение говорить спокойно, с умеренной громкостью, доброжелательным тоном.                                                                                                        

         Диалогическая речь является основной формой общения, посредством которой возникает связная речь.Следовательно, методика развития диалогической речи старших дошкольников в различных видах деятельности – одна из наиболее значимых аспектов  воспитания.                                                                                                                                            

          Овладение монологической речью — необходимая ступень развития речи дошкольников, поскольку именно при построении монолога в наибольшей степени проявляются их речевые умения.  

         Развивая монологическую речь детей, нужно знать характерные черты этой формы речи. Монологическая речь как речь одного лица требует развёрнутости, полноты, четкости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования. Монолог, рассказ, объяснение требуют умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в тоже время говорить эмоционально, живо, образно. Форма протекания диалогической речи побуждает к неполным, односложным ответам. Неполное предложение, восклицание, междометие, яркая интонационная выразительность, жест, мимика и т.п. – основные черты диалогической речи.            

        Монологическая речь характерна для детей старшего дошкольного возраста. Ее развитие происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. К 5-6 годам речь переходит из ситуативной в контекстную (исчезает необходимость осмысления речи в ситуации, речь понятна исходя из контекста). Дети активно вступают в разговор, могут пересказывать сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают по игрушкам и картинкам. Тем не менее, речь детей имеет недостатки: дети не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и поправлять ответы товарищей; рассказы в большинстве случаев копируют образец взрослого, содержат нарушения логики; предложения внутри рассказа часто связаны лишь формально; возникают затруднения в отборе фактов, в логической последовательности.                                              

        Новым является освоение разных типов связных высказываний: описание, повествование, отчасти рассуждение; усложнение синтаксической структуры рассказов, увеличение количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.                                            

       Все типы речи требуют от говорящего владения общими умениями связной речи. Любое высказывание (монолог) требует развития следующих умений: 1) понимать тему; 2) собирать материал к высказыванию; 3) систематизировать материал; 4) совершенствовать высказывание;  5) строить высказывание в определенной композиционной форме; 6) выражать свои мысли правильно .                                                                

       В зависимости от функции (назначения) выделяют четыре типа монологов: описание, повествование, рассуждение и контаминацию (смешанные тексты). Контаминированные (смешанные) высказывания чаще  всего наблюдаются в старшем дошкольном возрасте. В таких текстах могут использоваться элементы всех типов с преобладанием одного из них.

       Описание – это характеристика предметов в статике. В описании выделяется общий тезис, называющий объект. Для описания характерна перечислительная интонация.      

       Повествование – это сообщение, рассказ об определенном событии в его временной последовательности. Особенной чертой повествования является то, что в нем говорится о действиях, следующих друг за другом. Для повествовательных текстов характерно наличие завязки (начало события), развития события, развязки (конец события). Повествование может идти  от первого – рассказчик обозначается личным местоимением я.  

      Рассуждение является наиболее сложным типом монологической речи и характеризуется использованием достаточно сложных языковых средств. Основой рассуждения является логическое мышление, отражающее многообразные связи и отношения реального мира.                        

      В домашних условиях  формирование монологической речи также может происходить в режимные моменты: во время  культурно-гигиенических процедур (описание процесса мытья рук, средств гигиены и т.д.), гимнастики, приема пищи(описание кухонных предметов, впечатления от еды), на прогулке (наблюдение за объектами природы, людьми, явлениями и их описание, рассказ о происходящих событиях, рассуждение о причинах происходящих явлений и событий), в ходе самостоятельной деятельности Лепки, рисования) и игры.                                                                  

         В процессе повседневного общения дети часто делятся своими впечатлениями с родителями: рассказывают о произошедших с ними событиях, описывают новую игрушку и т.д. При этом роль родителей не должна сводиться только к выслушиванию их рассказов, нужно ненавязчиво, при помощи подсказок, наводящих вопросов, отраженной речи корректировать возникающие недостатки детских рассказов или трудности в их построении.                                                                                      

         Понятие "связная речь" относится как к диалогической, так и к монологической формам речи. Каждая из них имеет свои особенности. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребёнок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.                                                                                  

      Результат обучения детей старшего дошкольного возраста монологической речи зависит от многих факторов. Прежде всего, от социальной среды, которая обеспечивает ребёнку речевое общение. Большую роль в развитии речи ребёнка играет семья, где ребенок приобщается к культуре речевого общения. Из-за того что у родителей сегодня меньше времени, ребёнок остаётся один на один с собой, много времени проводит перед телевизором и за компьютером, получая зрительную информацию. Ребёнок не нуждается в том, чтобы задействовать механизмы активности речи – он только слушает и в результате испытывает трудности в общении со сверстниками.                  

      Таким образом,  определены   умения монологической речи. Если данные умения сформированы у детей старшего дошкольного возраста, то и сформирована монологическая речь в целом.                           

          Каждый ребёнок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.                

           Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод что речь – это важнейшая форма выражения сознания детей старшего дошкольного возраста, существования мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие монологической и диалогической речи с помощью сказки В.Бианки "Хвосты"

Знакомство со сказкой В.Бианки "Хвосты", драматизация сказки, развитие у детей навыков речевого общения....

Конспект интегрированного занятия "Разноцветный мир, Народные сказки - предания. Развитие монологической и диалогической речи детей старшего возраста в ДОУ для детей с нарушением зрения.

Интегрированное логопедическое занятие с детьми старшего возраста. Развитие монологической и диалогической речи в процессе знакомства с народными преданиями и сказками в рамках фестиваля "Разноцветный...

"Развитие монологической и диалогической речи у детей 5-7 лет"

Цель: разъяснить значение монологической и диалогической речи в жизни ребёнка, какие условия необходимы для успешного формирования правильной речи....

Развитие монологической и диалогической речи детей 5-6 лет

Проблема связной речи и ее развития посредством художественной литературы является актуальной в современном мире и в образовании в целом. На основе теоретического анализа психолого-педагогической лите...

Проект «Развитие монологической и диалогической речи детей второй младшей группы посредством театрализованной деятельности»

Тип проекта: речевойПродолжительность: среднесрочный (2 месяца)Участники проекта:дети второй младшей группы (3 - 4) лет, воспитатели, родители воспитанников....