Сообщение из опыта работы " Развитие элементарных математических представлений у дошкольников посредством развивающих игр» "
статья по математике

Ермакова Анна Уразовна

Игра -  это  не только удовольствие, но и радость для ребёнка, с её помощью можно развивать память, мышление малыша, качество которое необходимо для дальнейшей жизни. Играя, ребенок приобретает новые знания и развивает свои способности, подчас не  догадываясь об этом. Обучая маленьких детей в процессе игры можно незаметно учить считать, складывать, решать логические задачи, которые формируют определённые логические операции, именно поэтому, обучая детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игровой деятельности, постепенно перешла в радость учения. Для формирования элементарных математических представлений предусматриваю не только непрерывную образовательную деятельность, но и другие формы обучения - дидактические игры и дидактические упражнения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное   дошкольное образовательное  учреждение

«Детский сад  п. Пробуждение»

Энгельсского  муниципального  района Саратовской области

Сообщение из опыта работы на тему: « Развитие элементарных математических представлений у дошкольников посредством развивающих игр»

воспитатель высшей категории

Ермакова Анна Уразовна

Игра -  это  не только удовольствие, но и радость для ребёнка, с её помощью можно развивать память, мышление малыша, качество которое необходимо для дальнейшей жизни. Играя, ребенок приобретает новые знания и развивает свои способности, подчас не  догадываясь об этом. Обучая маленьких детей в процессе игры можно незаметно учить считать, складывать, решать логические задачи, которые формируют определённые логические операции, именно поэтому, обучая детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игровой деятельности, постепенно перешла в радость учения. Для формирования элементарных математических представлений предусматриваю не только непрерывную образовательную деятельность, но и другие формы обучения - дидактические игры и дидактические упражнения. Можно развивать  и применять знания детей в разных видах деятельности,  обращаю внимание детей особенно   дидактическим играм способствующие развитию ориентировки в пространстве и во времени, например: «Когда это бывает?»- где стоит задача раскрыть круговорот времени в течение суток. Игры можно проводить как в помещении, так на участке во время прогулок  такие как: «Что справа»,

«Где чей домик»,  «Что,  где расположено? »в этих играх дети овладевают умениями определять движение от себя. Дидактические игры развивают самостоятельную игровую деятельность. В процессе таких игр дети учатся решать познавательные задачи. Для того, чтобы дети умели сравнивать, обобщать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения, можно  использовать  словесную игру « Что у вас?» - закрепление знаний о форме.

Участие детей в игре - это интерес к деятельности, право выбора, предоставляю добровольное участие, но руководящую роль сохраняю за педагогом. Определяю дидактические  задачи игр, подбираю соответствующие детям содержание деятельности,  предусматриваю ожидаемые результаты обучения.

Каждый ребенок - неповторимая индивидуальность, проявляющая себя  в творчестве, в отношении к людям и явлениям, поэтому организуя процесс обучения ориентируясь не только возрастные, т.е общие возможности и особенности детей, но  и на индивидуальные черты качества.

Дети  вследствие своего ограниченного жизненного опыта иначе, чем взрослые воспринимают и оценивают окружающий мир. У каждого ребёнка свой жизненный опыт. Младшие дошкольники особенно нуждаются в поощрении малейших проявлений успеха, испытывают потребность в постоянном подбадривании и похвале, поэтому обращаю внимание на то, чтобы не сравнивать результаты одного ребенка с более успешной деятельностью других, получали удовольствие от процесса познания, свободно делились своими радостями и огорчениями, понимали, что они всегда получат поддержку и внимание.

Прежде чем начать игру, нужно вызвать интерес к ней, желание играть. Можно  использовать различные приемы: загадки, считалки, стихотворение, сюрприз, весёлые картинки математической направленности, интригующего вопроса, сговора на игру, напоминание об игре. Обогатить словарь детей математическими терминами, постоянно использовать  в речи слова, обозначающие цвет, размер, форму предметов, их пространственное расположение и количество, а также повседневные бытовые ситуации: например во время приема детей, если ребенок пришел в новом платье или с новой прической, обязательно обратить внимание на цвет, детали, форму, длину одежды и т.д. Предложить  рассказать, о чем был мультфильм в вечерней передаче «Спокойной ночи, малыши!» Что он делал вчера вечером дома, во что играл. Во время завтрака, обеда или ужина, сравнить у каждого есть ложка или кому не хватило: отметить вместе с детьми, чего больше

 –детей или ложек, чашек  с компотами. Обратить внимание на то, что перед ними одна ложка, одна тарелка, одна котлета на тарелке. Попросить кого-нибудь из детей, не положили кому-то две вместо одной, а также развивать математические представления   во время других режимных процессов: одевание на прогулку, на прогулке, умывание, подготовка ко сну.

Мышление ребенка 4-5лет носит наглядно-действенный характер, большое значение  уделять дидактической игре, где дети способны выполнять довольно сложные действия в определенной последовательности прикладывать предметы под изображение на образце, такие как: «Подбери окошки», «Сколько», «Подбери лист» - дети учатся выделять отдельные элементы из отдельных групп и составлять группу из отдельных предметов, в которых игровое действие является в тоже время элементарным математическим действием.

Дидактическая игра «Подбери варежку» упражнять детей различать правую и левую руку.

Материал: вырезанные из цветного картона  силуэты варежек; красного, синего, желтого, зеленого цвета. Варежки с элементами орнамента (несколько геометрических фигур небольшого размера)

Ход игры:

Покажите ребенку картонные варежки, объясните, где правая, где левая, приложите руки к варежкам, обратите внимание на то, куда направлены ваши большие пальцы. Предложите ребенку сделать то же самое. Спросите, где правая и где левая варежка. Для того чтобы ребенок научился определять, где правая, а где левая варежка, можно потренироваться на настоящих варежках

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\фото из телефона 2020г\IMG_20201027_073747.jpg

В старшем дошкольном возрасте проводятся игры познавательного характера, которые мобилизируют внимание и включают их в активную игру: « Кто знает, пусть дальше считает» - отложение множеств по названному числу, « Под какую елочку прыгнул зайчик»- упражнять детей в порядковом счете», «Цифры заблудились», «Куда пойдёшь и что найдёшь», развивать логическое мышление, повышение устойчивого внимания, развитию операций умственной деятельности ( анализ, синтез, сравнение и обобщения) необходимые для подготовки в школе

Список  использованных источников

  1. Математика от трёх до семи/ Учебное – методическое пособие для воспитателей детских садов.- М,2001
  2. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду,- М,2003.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт  (зарегистрированный  в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г.,  утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление из опыта работы: Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений...

Методический семинар «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством развивающих игр с применением кейс-технологии»

Современная жизнь любого человека протекает в русле научно-технического прогресса. Гаджеты, компьютеры сегодня часть жизни, без которой современный человек уже не может обходиться. В связи с этим повы...

Проект «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством развивающих игр с применением кейс - технологии»

laquo;Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством развивающих игр с применением кейс - технологии»Разработчик: воспитатель  Тип проекта: обучающи...

Методический семинар «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством развивающих игр с применением кейс-технологии»

   «Формирование элементарных   математических представлений у дошкольников   посредством развивающих игр с применением кейс-технологии»...

консультация для педагогов «РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР С ЭКОНОМИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ»

В сюжетно-ролевой игре дети учатся планировать свою деятельность, действовать сообща, договариваться. Что особенно важно, у них появляется интерес к новым современным профессиям....