АПО «Использование игр с песком для коррекции общего недоразвития речи у воспитанников группы компенсирующей направленности дошкольного образовательного учреждения».
материал по логопедии (старшая группа)

Пахомова Наталья Ивановна

Проблема  коррекции общего недоразвития речи является одной из самых актуальных проблем в современной логопедии. Отклонения в развитии речи отрицательно влияют на психическое развитие ребенка, затрудняют общение с окружающими, задерживают формирование познавательных процессов и, следовательно, препятствуют становлению полноценной личности. Полноценная речь ребенка является непременным условием его успешного обучения в школе.  Поэтому очень важно устранить все недостатки общего недоразвития речи еще в дошкольном возрасте, до того как они превратятся в стойкий, сложный дефект и могут повлечь за собой вторичные нарушения: дисграфию и дислексию. Кроме того, важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное — она наиболее гибка и податлива. Поэтому все уровни общего недоразвития речи преодолеваются легче и быстрее. В АПО представлена  авторская технология проведения логопедических занятий с использованием игр с песком игр  и разработке  методических рекомендаций по работе учителя-логопеда, нацеленных  на преодоление  общего недоразвития речи у воспитанников  дошкольного образовательного учреждения.  Материалы АПО могут быть использованы учителями-логопедами и воспитателями групп компенсирующей направленности в дошкольной образовательной  организации любого типа,  реализующей адаптированные образовательные программы для  детей с тяжелыми нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл apo.docx50.08 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Белгородский институт развития образования»

«Использование игр с песком для коррекции общего недоразвития речи у воспитанников группы компенсирующей направленности дошкольного образовательного учреждения»

Автор опыта: Пахомова Наталья Ивановна,  учитель-логопед

Муниципального дошкольного образовательного учреждения  «Центр развития ребенка –

детски сад  №8  «Золотая рыбка»

г. Валуйки   Белгородской области

г. Белгород

Содержание

Раздел I. Информация об опыте…………………………………..........

3

Раздел II.Технология опыта………………………………....................

9

Раздел III. Результативность  опыта …………………………………...

14

Библиографический  список…………………………………………….

16

Приложения к опыту…………………………………………………….

18

Раздел I.

Информация  об опыте

Условия возникновения и становления опыта

Свою педагогическую деятельность автор опыта осуществляет в должности учителя-логопеда муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребёнка – детский сад № 8 «Золотая рыбка» г. Валуйки Белгородской области (далее МДОУ «ЦРР-д/с №8 «Золотая рыбка» г. Валуйки).

Образовательный процесс в дошкольном  образовательном  учреждении способствует формированию у детей основ базовой культуры личности, всестороннему развитию психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. В учреждении функционируют 12 групп, 2 из которых  группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.                        

В современном обществе увеличивается количество детей с нарушениями речи. Согласно статистике, ежегодно, в нашей стране рождается около 30 тысяч детей с отклонениями в развитии, в том числе с нарушениями речи. Наличие у ребенка сложного речевого дефекта, как общее недоразвитие речи, создает почву для возникновения препятствий в развитии его общения с окружающими, в установлении широких социальных связей, что является неблагоприятным фактором, прежде всего личностного развития.                                                                                        Реализация опыта работы началась с констатирующей диагностики (май 2013 г.) определении  уровня речевого развития  у детей средней группы. Диагностика осуществлялась по методике О.Б. Иншаковой  обследования всех компонентов речи «Альбом для логопеда» (приложение №1) и   методике  Л.С. Соломахи,  Н.В. Серебряковой обследования мелкой и артикуляционной моторики «Диагностика нарушений речи детей» (приложение №2).                

В ходе комплексного логопедического обследования, выяснилось, что у 90% детей имеются различные нарушения речи, из которых 47 % общее недоразвитие речи. Анализ проведенной диагностики свидетельствовал о недостаточном  уровне развития у  младших дошкольников всех компонентов речи. Артикуляционная моторика - на низком уровне, мышечный тонус органов артикуляционного аппарата снижен или повышен, движения выполнялись детьми не в полном объеме, в медленном темпе, переключаемость несколько затруднена. Звукопроизношение не соответствует возрастной норме детей, нарушено звукопроизношение трех-четырех  групп звуков, объем дыхания недостаточный, значительно нарушена слоговая структура слов со стечением согласных звуков.  Фонематическое восприятие у  детей на низком уровне, дошкольники плохо дифференцируют как оппозиционные звуки как не смешиваемые в произношении, так и смешиваемые в произношении. Объем активного словаря не соответствует возрастной норме.  У детей вызывают затруднения в назывании предметов по определенным лексическим темам их обобщения, недостаточный объем глагольного словаря и словаря прилагательных. Грамматически  строй  речи не соответствует возрастной норме. Дети допускают множественные ошибки при словообразовании, при согласовании существительных и прилагательных, при употреблении предложно-падежных конструкций. Связная речь дошкольников не развита, дети без помощи взрослого не могут составить рассказ по сюжетной картинке или серии картинок.

Таким образом, анализ проведенной диагностики  свидетельствовал о необходимости активизации коррекционной работы учителя-логопеда в средней группе и раннего включения детей  в коррекционно-образовательную деятельность.

Актуальность опыта

Проблема  коррекции общего недоразвития речи является одной из самых актуальных проблем в современной логопедии. Отклонения в развитии речи отрицательно влияют на психическое развитие ребенка, затрудняют общение с окружающими, задерживают формирование познавательных процессов и, следовательно, препятствуют становлению полноценной личности. Полноценная речь ребенка является непременным условием его успешного обучения в школе.  Поэтому очень важно устранить все недостатки общего недоразвития речи еще в дошкольном возрасте, до того как они превратятся в стойкий, сложный дефект и могут повлечь за собой вторичные нарушения: дисграфию и дислексию. Кроме того, важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное — она наиболее гибка и податлива. Поэтому все уровни общего недоразвития речи преодолеваются легче и быстрее.                             Коррекционно-развивающая работа по преодолению общего недоразвития речи – очень длительный и трудоемкий процесс, который должен начинаться, как можно раньше.  Анализ многолетней  работы показал необходимость использования нетрадиционных методов, в том числе и  игры  с песком,  для коррекции  общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.

Многие ученые и педагоги - практики  считают, что игры с песком  для развития речи  ребенка можно использовать с младшего дошкольного возраста. Наряду с этим, в педагогической практике является очевидным противоречие между потребностями детей дошкольного возраста в комплексной  коррекционно-развивающей деятельности по преодолению  общего недоразвития речи и несовершенной методологической основой решения этой задачи с использованием игр с песком для коррекции общего недоразвития речи у воспитанников группы компенсирующей направленности дошкольного образовательного учреждения.

Ведущая педагогическая идея  опыта

Ведущая педагогическая идея  опыта заключается в определении возможностей использования учителем-логопедом игр с песком для коррекции общего недоразвития речи у воспитанников дошкольного образовательного учреждения.

Длительность работы над опытом

Длительность работы над опытом составляет 3 года.

I этап - начальный (констатирующий) - май - август

Началом работы по теме опыта  послужило выявление уровня речевого развития у детей средней группы. Первый этап был направлен на сбор и систематизацию известных в специальной педагогической литературе теоретических и практических материалов по данному разделу, подбор диагностического материала.

II этап – основной (формирующий) - сентябрь - март

На этом этапе проводилась  непосредственная работа по коррекции общего недоразвития речи с широким применением игр с песком.

III этап – (заключительный) -   апрель - май

На этом этапе были подведены итоги работы по теме опыта, сделан анализ итоговой диагностики.

Диапазон опыта

В опыте представлена система работы учителя-логопеда  по использованию игр с песком для коррекции общего недоразвития речи  у воспитанников дошкольного образовательного учреждения на  подгрупповых, индивидуальных  логопедических занятиях.

Теоретическая база опыта

На протяжении нескольких десятилетий проблема изучения общего недоразвития речи является объектом внимания многих исследователей. Этой проблемой занимались ведущие ученые в области логопедии: Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Г.И. Жаренкова, Л.Н. Ефименкова, С.Ф. Спирова, Н.С. Жукова, С.Ф. Иваненко, С.А. Миронова, Т.Б. Филичева и другие исследователи.                                                                                        В исследованиях по теории и практике современной логопедии традиционно используется определение общего недоразвития речи, сформулированное ещё в 50-60  годах  XXвека работах исследователей, изучавших данную проблему в НИИ дефектологии под руководством Р.Е. Левиной [III.5].                                                                                         Под общим недоразвитием речи - понимают такую форму речевого нарушения у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, “при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи”[1, с. 614].        

В своих работах Р.Е. Левина выделяет четыре уровня недоразвития речи дошкольников [III.5].

Воспитанники   коррекционной группы дошкольного образовательного учреждения в основном имеют  III уровень  речевого развития ОНР. Он характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Лексика ребенка включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования, в которых отмечаются множественные аграмматизмы. Ребенок может неправильно употреблять предлоги, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или смешении звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Понимание речи приближается к норме.                                                                 Четвертый уровень речевого развития характеризуется незначительными нарушениями компонентов языковой системы ребенка. К нему были отнесены дети с остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы. Речь таких детей, на первый взгляд, производит вполне благополучное впечатление. Лишь детальное и углубленное обследование, выполнение специально подобранных заданий позволяет выявить остаточные проявления общего недоразвития речи. Затруднения в воспроизведении слов сложного слогового состава и их звуконаполняемости является диагностическим критерием при обследовании речи дошкольников с IV уровнем развития речи. Для детей данного уровня типичным является несколько вялая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи и нечеткая дикция. Все это оставляет впечатление общей «смазанности» речи. Незавершенность формирования звуко-слоговой структуры, смешение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным показателем того, что процесс фонемообразования у этих детей еще не завершен. Недостаточность лексического строя языка проявляется и в специфических словообразовательных ошибках. Дети с общим недоразвитием речи имеют (по сравнению с возрастной нормой) особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности [III.5].                                                                        Основы коррекционного обучения разработаны в исследованиях ряда авторов (Р.Е. Левина, Б.М. Гриншпун, Л.Ф. Спирова, Н.А Никашина, Г.В. Чиркина Н.С. Жукова, А.В. Ястребова и др).                                                 Дети с общим недоразвитием речи не могут спонтанно стать на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормальным детям (Л.Ф. Спирова). Коррекция речи для них длительный процесс, направленный на формирование речевых средств, достаточных для  самостоятельного развития речи в процессе общения и обучения [12, с.45].                                Эта задача реализуется различно в зависимости от возраста детей, условий их обучения и воспитания, уровня развития речи.              В настоящее время  дети третьего уровня речевого развития составляют основной контингент компенсирующих групп дошкольных образовательных учреждений. В возрасте 5 лет они зачисляются для воспитания и обучения в старшую группу компенсирующей для детей с тяжелыми нарушениями речи. Основными задачами коррекционного  обучения  данной категории детей являются:                                                                                                        -  практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;        - формирование полноценной звуковой стороны речи (воспитание артикуляционных навыков, правильного звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия);                                                        - подготовка к грамоте, овладение элементами грамоты;                                - дальнейшее развитие связной речи.                                                        Выполнение этих задач тесно связано с развитием познавательной деятельности детей, с выработкой у них  умения наблюдать, сравнивать и обобщать явления окружающей жизни. Успешная коррекция речевого недоразвития осуществляется в результате многоаспектного воздействия, направленного на речевые и внеречевые процессы, на активизацию познавательной деятельности дошкольников (И.Т. Власенко) [2, с.80].        «Терапия песком” была предложена еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Последователь К. Юнга  Дора Калф изобрела «песочную игротерапию». Игра с песком, как консультативная методика, была описана английским педиатром Маргарет Ловенфельд в 1939 году. Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. К. Д.Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» Ею забавлялись все поколения рода человеческого, потому что нет на свете ничего проще и доступнее, удобнее и многообразнее, живее и объемнее, чем песочная игра. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице: в песочнице малыши начинают дружить со сверстниками, там происходят первые драки из – за совочков и ведерок, там непоседа чувствует себя спокойно и комфортно. Песочница является маленькой моделью окружающего мира, местом, где во внешнем мире могут разыграться внутренние баталии и конфликты маленького человека. А выразив их вовне и посмотрев на свой внутренний мир со стороны, ребенок, играючи, находит решения для вполне реальных жизненных задач. Происходит это за счет того, что на каждом занятии наш ребенок неоднократно создает свой мир из песка – разрушает его – создает новый – и снова, и снова… Благодаря чему уходит страх ошибок, неуверенность в своих силах, сомнения – это дает ребенку осознание того, что все может пройти, закончиться, и на месте старого, ушедшего начнется новое. Важнейшее  свойство песка - возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности.        [3, с.4]                                                                                

Большой вклад в развитие «песочной терапии» внесли отечественные педагоги - Санкт – Петербургского Института специальной педагогики и психологии Грабенко Т.М. и  Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., М.А. Поваляева, М.И. Чистякова, Е.А. Пожиленко. Они являются авторами ряда книг по данной теме – Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия», Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. «Игры в сказкотерапии», Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. «Как помочь "особому" ребенку», Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии». Е.Е. Клопотова и О.Э. Паппе разработали развивающую программу «Игры на песке» для дошкольников. Эта программа включает в себя развивающие игры, в которых ребёнок приобретает новые знания, развивает необходимые для школьника умения и навыки.        

Новизна опыта

Новизна опыта состоит в создании авторской технологии проведения логопедических занятий с использованием игр с песком игр  и разработке  методических рекомендаций по работе учителя-логопеда, нацеленных  на преодоление  общего недоразвития речи у воспитанников  дошкольного образовательного учреждения.

Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта

Материалы опыта могут быть использованы учителями-логопедами и воспитателями групп компенсирующей направленности в дошкольной образовательной  организации любого типа,  реализующей адаптированные образовательные программы для  детей с тяжелыми нарушениями речи.  

Раздел II.

Технология  описания опыта

Целью педагогической деятельности является использование игр с песком для коррекции общего недоразвития речи у воспитанников группы компенсирующей направленности дошкольного образовательного учреждения.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:                                                                                              - разработка  авторской технологии проведения логопедических занятий   с применением  игр с песком для преодоления общего недоразвития речи у воспитанников группы компенсирующей направленности;        

- определение требований к использованию игр с песком на подгрупповых, индивидуальных   логопедических занятиях;                        

- организация предметно-пространственной развивающей среды создание «Центра песка и воды»;

- создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно, проявляя речевую и творческую активность.        

        В процессе основного этапа работы  (май 2013- май 2016)  проводилась непосредственная работа по коррекции общего недоразвития речи с широким применением игр с песком на  коррекционно-развивающих занятиях.

В начале работы над опытом, автор, внимательно изучив требования рабочей  программы учителя-логопеда по реализации адаптированной образовательной программы для детей  с тяжелыми нарушениями речи муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №8 «Золотая рыбка»  г. Валуйки Белгородской области и рассмотрел возможность использования на логопедических занятиях игр с песком в условиях детского сада.

Автор опыта определил требования к использованию игр с песком.

При использовании игр с песком необходимо учитывать:

- здоровье детей так, как существуют противопоказания к использованию игр с песком: детям имеющим аллергию на пыль и мелкие частицы, диагноз – астма, кожные заболевания и порезы на руках;

- игры с песком проводятся с подгруппой или индивидуально;

- соблюдение дидактического принципа на коррекционно-развивающих занятиях с использованием игр с песком - от простого к сложному;

- развивать и поощрять проявление детской инициативы и творчества;

- соблюдение требований к организации развивающей среды «Центра песка и воды».

Дети должны соблюдать правила игры с песком: 

  • играя в песочнице, песок не должен высыпаться за ее бортики;
  • при выполнении дыхательных упражнений нужно контролировать силу выдыхаемой воздушной струи, чтобы песок не попал в глаза;
  • нельзя обсыпать себя и друг друга песком т.к. песок может попасть в глаза, нос, рот и т.д;
  • нельзя пробовать песок на вкус;
  • отряхивать руки только над песочницей;
  • после игры с песком ребенок должен убрать свое рабочее место: игрушки сложить в специальный таз для мытья игрушек, песочную поверхность разгладить, руки вытереть влажной салфеткой, а затем вымыть с мылом.

Требования к  организации развивающей среды «Центра песка и воды»

- песочница, которая  представляет собой деревянный или пластиковый  ящик, борта и дно окрашены голубым (символа неба и воды);

- песок для занятий должен быть крупный, приятного желтоватого оттенка, он  может быть строительный или морской, его обязательно нужно промыть и прокалить в духовом шкафу или песок должен быть сертифицирован;

- коллекция миниатюрных фигурок: «Люди», «Животный мир», «Транспорт» «Растительный мир», природный материал, трубочки для коктейля» и т.д.;

- таз для мытья игрушек;

- детские влажные салфетки для рук;

- урны для использованных влажных салфеток                  

        Организация коррекционно-образовательного процесса осуществляется учителем - логопедом на логопедических занятиях, которые автор опыта подразделяет на два типа: первый по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи. Она включает в себя: формирование словарного запаса; грамматической правильности речи  и развитие связной речи. Второй по формированию звуковой стороны речи включает в себя: формирование фонематического восприятия, правильного звукопроизношения и обучение элементам грамоты. В тоже время уделяется внимание закрепление навыка свободного использования в речи поставленных звуков, а так же их дифференциации, как и на слух, так и в произношении. На протяжении всего коррекционного обучения эта работа сочетается с развитием четкости речи и устранением затруднений в воспроизведении слов, сложных по слоговому составу и звуконаполняемости. На логопедических занятиях с использованием игр с песком дошкольники  выполняют следующие виды деятельности: коммуникативная, игровая, познавательная, продуктивная (создание сюжетной ситуации на песке, рисование на песке). Целью песочных игр  является стимулирование речевой и познавательной активности воспитанников и коррекция ОНР.  Автором опыта разработаны алгоритмы проведения организованной коррекционно-образовательной деятельности (приложение №3), методические рекомендации по проведению организованной коррекционно-развивающей деятельности с использованием игр с песком (приложение №4), систематизирована  картотека дидактических игр с песком для индивидуальной и подгрупповой  работы (приложение №5).

           Для развития лексико-грамматических категорий и связной речи автор опыта использует лексические темы и комбинирует дидактический материал с играми с песком. Например:  создай сюжет в песочнице и расскажи на тему: «Зима в лесу».  Ребенок создает сюжет зимнего леса: выставляет в песочницу деревья с инеем, выкладывает на песочную поверхность снежинки, распределяет диких животных в соответствии с их повадками и поведением в это время года. Затем ребенок рассказывает свой сюжет, который создал в песочнице, используя простые и сложносочиненные предложения. На тему: «Подготовка насекомых к зиме» ребенок закрепляет полученные знания о насекомых, создавая сюжет в песочнице осеннего леса: в песке строит муравейник,  выставляет осенние деревца, песочную поверхность  покрывает осенними листьями и кусочками коры деревьев, затем располагаются фигурки насекомых (муравьи, жуки, божьи коровки и т.д.). Далее ребенок рассказывает,  что у него происходит в осеннем лесу, где находятся насекомые и что они делают. На тему: «Правила Дорожного Движения» ребенок создает макет знакомой улицы, на которой находятся магазины, детский сад. Затем ребенок выбирает персонажа и совершает прогулку по созданной  улице. Ребенок совместно с выбранным персонажем закрепляет ПДД, совершает покупки в  магазинах (в зависимости от изучаемого или повторяемого лексического материала «Продукты питания», «Игрушки», «Аквариумные  рыбки», «Домашние питомцы», «Комнатные растения» и т.д.) В играх с песком у дошкольника активизируется словарный запас, формируется лексико-грамматический строй речи, развивается связная речь.  

На подгрупповых занятиях дети так же создают сюжет русской народной сказки  «Заюшкина избушка», «Три медведя», «Гуси лебеди» и т. д., затем распределяют роли, проигрывают сказку в песочнице, активно развивая мелкую моторику, связную речь и творческие способности.

        Для формирования звуковой стороны речи на подготовительном этапе автор опыта использует игры с песком для развития артикуляционной моторики, речевого дыхания, мелкой моторики (см. приложение №5).

 На этапе автоматизации звуков используются игры с песком:         

 «Ветерок» ребенок набирает в ладонь песок  и произносит звук [С], пересыпая песок в другое место.

«Не разбудите Катю» - Цыпленок попросит друзей не шуметь, пока его хозяйка Катя спит.  Пройди пальчиками по песочной дорожке между друзьями Цыпленка зайца, цапли, гусеницы, курицы, овцы, четко проговаривая звук [Ц].      

«Песенка Комара» - помоги комару преодолеть все препятствия и добраться до своего домика произнося звук [З], веди пальчиком по песочной дорожке к его домику.

 «Змейка» - произноси звук [ш], помогай змейке добраться до своего домика  по песку.

 «Пчелка жужжит» - помоги пчелке собрать с цветов вкусный нектар и отнести его в улей. Проведи пальчиком по песочной дорожке, произнеся отчетливо звук [Ж].

«Моторчик»- произносить звук [р], катить синюю машинку по песку.

II вариант: проводить  указательным пальцем кривую дорожку по песку и произносить звук [р].

 «Песенка Парохода» - разгреби песок на два берега и проплыви на пароходике по реке, произнося четко звук [Л].

«Песенка Паровозика»- паровозик  мчится по рельсам. Проводи пальчиком по песочной дорожке, произнося четко звук [Ч].

«Прометём дорожку». Нужно промести дорожку.  Проведи пальчиками по песочной дорожке, произнося четко звук [Щ].

«Каракумы» - «перешагивая» по пустынной дорожке пальчиками, произноси  слоги с заданным звуком или легко отхлопывай их  по песочной поверхности ладошками.

 «Волшебный песок».  В песочницу неглубоко прячутся игрушки на определенный звук. Необходимо обнаружить спрятанные предметы и четко назвать их.  Повтори название предметов цепочкой по памяти.

        Для успешной коррекционно-развивающей работы по преодолению общего недоразвития речи  целесообразно использовать логопедические игры с песком следующих  видов.                

              Игры на развитие фонематического восприятия                                  «Прятки» - спрячь ладошки в песочную гладь, услышав заданный звук.         «Слоговые дорожки» - шагать по песочной поверхности, проговаривая слоговые ряды.                                                                             «Раскопки» - на дне песочницы спрятаны игрушки на дифференциацию звуков, ребенок достает, называет и раскладывает игрушки  и  предметы на 2 группы с дифференцируемыми звуками.

                     Игры на формирование слоговой структуры слова                            «Полоски» - ребенку предлагается картинка, затем он должен проговорить слово, и начертить нужное количество слогов пальчиком на песке.            «Подбери слово»- ребенок рисует в песочнице  несколько  полосок (от 1 до 4) - это слоги, а затем нужно придумать соответствующее слово по количеству нарисованных полосок.                

«Разделим слова на слоги» - педагог  показывает ребенку   картинки  с изображением предмета. Ребенок делит слово на слоги  и  рисует на песочной поверхности соответствующее количество кругов или соответствующую цифру.                                                                                                                Игры на развитие лексико-грамматического строя речи        

«Подбери слово» Ребенок находит  предметы, спрятанные в песочнице,    и  подбирает к этим предметам слова-признаки, например:

мячик (какой?) - легкий, блюдце (какое?) – пластмассовое, фарфоровое и т.д.

«Подбери действие» Ребенок находит предметы, спрятанные в песочнице, и подбирает к этим предметам  слова-действия.        

«Прогулка» Из квартиры Катя (что сделала?) ... (вышла), по лестнице (что сделала?) ...   (сошла) на крылечко  (что сделала?) ...   (вышла) и по улице (что сделала?) ...   (пошла). Катя  проезжую часть дороги  ... (перешела) и дальше ... (пошла). Катя  к  остановке ... (подошла), и автобус подождала. Автобус к остановке (что сделал?) ..подъехал. Катя в автобус (что сделала?) ... зашла, билет купила и на пассажирское место села. Автобус  по дороге   ехал, на гору... (заехал),  с горы ... (съехал), кочку… (объехал) и к детскому парку... (приехал). Катя из автобуса (вышла) и пошла в парк. В детском  парке Катя  (что делала?) ...гуляла, играла, отдыхала.....

                                    Игры на обучение грамоте        

«Букваешкины проделки» Букваешка напроказничал и спрятал от нас в песочнице буквы. Найди эти буквы. Скажи, какие звуки дают эти буквы. Дай характеристику звукам (гласные, согласные: твердые, мягкие, звонкие, глухие звуки). Придумай слова на эти звуки.

«Букваешкины проделки» II вариант: в песочную гладь вставляются пластмассовые буквы так, чтобы один элемент буквы был спрятан в песке. Букваешка хочет запутать нас. Постарайтесь  узнать буквы по этим фрагментам.

«Напиши букву»  – ребенок пишет произнесенные логопедом  буквы  деревянной палочкой или пальчиком на песочной поверхности. Придумай слово с данным звуком в определенном месте (этот звук в начале слова, в конце слова, в середине слова).

Раздел III. Результативность опыта                                

Критериями результативности опыта являются:

  • повышение мотивации у воспитанников  к логопедическим занятиям;
  • повышение   уровня речевого развития  детей, имеющих общее недоразвитие речи.

На протяжении всего периода работы над опытом проводилась диагностика с целью выявления динамики преодоления общего недоразвития речи у воспитанников дошкольного образовательного учреждения.                     Диагностика осуществлялась по методике О.Б. Иншаковой  обследования всех компонентов речи «Альбом для логопеда» и   методике Л. С. Соломахи, Н. В. Серебрякова обследования мелкой и артикуляционной моторики «Диагностика нарушений речи детей, её результаты за период 2013-2016 гг. представлены в таблице 1.

Таблица 1. Мониторинг коррекции общего недоразвития речи ( 2013-2016 гг.).        

Компоненты речи

2013-2014

Средняя группа

2014-2015

Старшая группа

Начало уч.года

2015-2016

Подготовительная  группа нач.уч.года

2016

Подготовительная группа итог

Уровни

выс

ср

низ

Выс

ср

Низ

выс

Ср

низ

Выс

Ср

Низ

Мелкая моторика

0

53

47

0

42

58

33

54

16

100

-

-

Артикуляционная моторика

26,5

26,5

47

0

25

75

8,3

83,4

8,3

100

-

-

Звукопроизношение

26,5

26,5

47

0

66,7

33,3

8,3

83,4

8,3

91,7

8,3

-

Фонематическое восприятие

0

26,5

73,5

0

0

100

16

60

24

91,7

8,3

-

Слоговая структура

0

53

47

0

41

58,3

41,6

34,4

24

100

-

-

Словарь

0

53

47

0

66,7

33,3

50

42

8

100

-

-

Грамматический строй речи

0

53

47

0

41

58,3

50

42

8

100

-

-

Связная речь

-

53

47

0

66,7

33,3

49,4

34

16,6

100

-

-

Таким образом, анализ полученных результатов  контрольного этапа (май 2016) доказывают, что игры с песком являются эффективным средством в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Дети с большим интересом посещали логопедические занятия потому, что играя в песочнице, они учились развивать свои пальчики и язычок, правильно произносить поставленные  звуки, правильно строить предложения и развивать связную речь. Использование в логопедической работе  игр с песком дают положительные результаты коррекционной работы: у детей наблюдается повышенный интерес к логопедическим занятиям, повышается мотивация речевого общения, формируется звукопроизношение, пополняется и активизируется словарь, совершенствуется грамматический строй речи и связная речь, развивается мелкая моторика, зрительное восприятие;  формируются навыки чтения и письма.

Таким образом, можно утверждать, что работа по теме опыта имеет положительный результат,  игры с песком являются эффективным средством коррекционной деятельности для преодоления общего недоразвития речи.

Библиографический список

I. Полное описание издания

1. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия: Учеб.для студ. дефектол. фак. педвузов. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, М.: 1999. - 680 с.                                  2.Власенко  И.Т. Особенности словесного мышления у взрослых и детей  с нарушениями речи-М: Изд. Педагогика,1990. -184 с.

3.Грабенко Т., Зинкевич-Евстигнеева Т. Чудеса на песке. Методический практикум по песочной игротерапии. - СПб.: «Златоуст», 1999. — 80 с.

4.Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. - СПб.: Детство-Пресс, 2002.

5.Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по креативной терапии. - М.: Речь, 2003.

6.Иншакова  О.Б. Альбом для логопеда.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.- 280 с.: ил.

7.Косинова Е.М. Уроки логопеда. Учеб.изд. М.: Издательство ООО «Библиотека Ильи Резника «Эскимо», 2003 174 с., ил

8.Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи 5-6 лет (старшая группа). –СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.- 704с.

9.Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005

10.Пожиленко  Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М.: Владос, 2001, с. 213

11.Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми.: кн. для логопеда. М.: Просвещение, 1987.

12.Спирова Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи  - М. : Педагогика, 1980. - 192 с.

13.Флерова Ж.М. Логопедия Ростов н/ Д: Феникс, 2000 – 320 с

14. Филичева Т.Б. Туманова Т.В. Развиваем речь дошкольника-М, 2012, 157 с

15.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Практическое пособие, 5-е изданиеИзд. АЙРИС ПРЕСС Москва 2008

16.Шалаева Г.П. Логопедические игры – М.: Фило-во СЛОВО, Эскимо, 2008. -176с: ил.

17. Диагностика нарушений речи и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций.-240 с. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2000 (РГПУ им. Герцена).

II.Аналитическое описание документа                                     

1.Статья из журнала

Кондратьева С.Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития//Дошкольная педагогика.-2006.-№        1

III.Полное описание электронного ресурса.

  1. http://nsportal.ru
  2. http://planetadetstva.net
  3. http://nashideto4ki.ru
  4. http://maam.ru
  5. http://www.studmed.ru 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи у старших дошкольников

В настоящее время в связи с введением ФГОС рядом исследователей наглядное моделирование рассматривается как одно из универсальных учебных действий. Использование наглядных моделей в коррекционном проц...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗНАКОВ ПРИ ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Затруднения в общении с  окружающими препятствуют правильному  формированию  познавательных процесс...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В КОРРЕКЦИИ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Практика логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные...

АПО "Формирование связной монологической речи у детей с ОНР группы компенсирующей направленности дошкольного образовательного учреждения средствами мнемотехники"

Опыт раскрывает использование методов и приемов мнемотехники учителем-логопедом для формирования связной монологической речи у детей с ОНР....

«Развитие звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи в подготовительной группе компенсирующей направленности».

      Одним из условий развития письменной речи является наличие навыка сознательного анализа и синтеза составляющих её звуков, без чего процессы письма и чтения оказываются нево...

Особенности мониторинга социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях группы компенсирующей направленности дошкольного образовательного учреждения

В современных условиях развития общества к системе коррекционного образования и воспитания предъявляются высокие требования. В связи с этим недостаточно лишь умения анализировать создавшуюся ситуацию,...

Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников

Практика логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные...