Особенности мониторинга социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях группы компенсирующей направленности дошкольного образовательного учреждения
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Бесперстова Светлана Викторовна

В современных условиях развития общества к системе коррекционного образования и воспитания предъявляются высокие требования. В связи с этим недостаточно лишь умения анализировать создавшуюся ситуацию, реагировать на ее изменения. Не менее важным является умение составлять прогноз, который выстраивается в программу развития, программу социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon besperstova_s.v_sergeeva_o.p.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности мониторинга социализации детей с ограниченными возможностями  здоровья в условиях группы компенсирующей направленности дошкольного образовательного учреждения

Бесперстова С.В., Сергеева О.П.

МБДОУ «Детский сад № 68 «Яблонька», г. Тамбов, svetlana.besperstova@yandex.ru, olg.sergeew@yandex.ru

В современных условиях развития общества к системе коррекционного образования и воспитания предъявляются высокие требования. В связи с этим недостаточно лишь умения анализировать создавшуюся ситуацию, реагировать на ее изменения. Не менее важным является умение составлять прогноз, который выстраивается в программу развития, программу социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ).

В группе компенсирующей направленности дошкольного образовательного учреждения коррекционно-развивающее сопровождение ребенка реализуется в его индивидуальном образовательном маршруте. Планирование и выполнение этой работы осуществляется по определенному алгоритму, позволяющему структурировать и эффективно организовывать обучение и воспитание.

Особенности дефекта, многообразие клинических проявлений, индивидуальный характер развития ребенка с ОВЗ требуют многоступенчатого дифференцированного обследования и наблюдения, то есть мониторинга. В группе компенсирующей направленности особое место занимает  социально-педагогический мониторинг, который организуется учителем-дефектологом и проводится совместно с воспитателями данной группы.

Социально-педагогический мониторинг предполагает планомерную организацию сбора и анализа информации о проблемах конкретного ребенка или группы детей с целью изучения возможностей и способов социально-педагогического воздействия на их поведение, с целью облегчения их адаптации и интеграции в социальной среде. Данный мониторинг позволяет выделить и оценить факторы риска, затрудняющие адаптацию детей; выявить проблемы, определить возможности и средства их преодоления, среди которых важная роль принадлежит мерам социально-педагогического воздействия.

Опираясь на научные исследования в области эффективности социальной работы, социализации детей с ОВЗ, был выделен ряд критериев и показателей, которые выступают в роли инструментария для получения базовой информации, объективно отражающей состояние уровня социализации воспитанников и способствующей коррекционно-развивающему сопровождению дошкольника.

Целью социально-педагогического мониторинга является изучение личности ребенка; определение уровня его воспитанности и социализации; получение объективной и достоверной информации о состоянии качества образования, социализации воспитанников образовательного учреждения.

 Задачи:

- создание в дошкольном образовательном учреждении благоприятных условий для повышения качества обучения, воспитания, социализации воспитанников;

- коррекция личностного развития воспитанников;

- систематизация работы по обеспечению социально-педагогического сопровождения образовательного процесса;

- непрерывное наблюдение за состоянием обучения, воспитания и получение оперативной информации о нем;

- своевременное выявление изменений, факторов, вызывающих эти изменения;

- оценка эффективности и полноты  реализации методического обеспечения обучения, воспитания.

Выделены три направления мониторинга:

- личность воспитанника, являющаяся, главным показателем эффективности процесса воспитания, обучения, социализации;

- профессиональная позиция педагога;

- организационные условия, обеспечивающие эффективность процесса обучения, воспитания, социализации.

Предлагаемая система критериев предназначена для детей в возрасте от трех до семи лет. Такой достаточно широкий диапазон обусловлен тем, что при диагностике состояния ребенка с патологией развития часто выявляется несоответствие между его психическим развитием и биологическим возрастом. Перечислим некоторые из показателей: самооценка, осознание своего "Я", отношение к себе, характер поведения с другими людьми (общение, взаимодействие), характер поведения в группе (общение, поведение), сотрудничество со сверстниками, сформированность отдельных навыков (самообслуживания, личной гигиены, бытового труда), коммуникативные навыки, игровая деятельность, социально-бытовая ориентировка, формирование представлений, самоконтроль, саморегуляция поведения, развитие эмоциональной сферы, познавательное развитие, усвоение программы обучения и др.

На первой ступени индивидуальной диагностики детей с ОВЗ организуется совместное обследование специалистами психолого-педагогического сопровождения, основными задачами которого являются:

- качественный анализ физического развития ребенка, выявление нарушений деятельности в соответствии с состоянием моторных функций, возможными проявлениями неврологической симптоматики;

- установление взаимосвязи между нарушениями сенсорной сферы и состоянием гностико-праксической функции (всеми видами гнозиса, зрительно-моторной координации и др.)

В процессе работы с документацией организуется сбор и анализ анамнестических данных для получения:

- общей картины этиопатогенеза;

- объективных данных об индивидуальных особенностях ребенка (сведения о раннем психомоторном развитии, наличии сенсорных расстройств - нарушений слуха, зрения и др.);

- сведений о наличии ранней коррекционной работы, если таковая проводилась до поступления ребенка в образовательную организацию.

На второй ступени:

- организуется комплексное обследование, целью которого является составление целостного представления о структуре дефекта, личностных особенностях, актуальном состоянии ребенка;

- определяются способы реализации индивидуального образовательного маршрута.

В начале и конце учебного года специалисты психолого-педагогического консилиума представляют результат динамической диагностики и психолого-педагогической деятельности с воспитанником. Каждый специалист указывает причины выявленных у ребенка проблем, выделяет уровень сформированности и особенности формируемых функций, дает описание поведения, самочувствия, характеристику выраженных индивидуальных особенностей. Промежуточная диагностика позволяет определить также фазу социально-адаптивного процесса у ребенка (острая, подострая, компенсации), степень тяжести адаптационного процесса. Итоговая диагностика выявляет эффективность адаптации по коммуникативной включенности, эмоциональному самочувствию, усвоению нормативных моментов коллектива.

Дети с разными стартовыми возможностями, с нарушениями развития и без них, должны научиться жить и взаимодействовать в едином социуме. Это одинаково важно для всех детей, так как позволит каждому максимально раздвинуть границы мира, в котором ребенок может реализовать свой интеллектуальный и социальный потенциал.

Проведение социально-педагогического мониторинга  позволяет зафиксировать полученные данные в виде обобщенного системного представления о деятельности образовательного учреждения по достижению поставленной цели в направлении социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Литература

1. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. пособие с прил. альбома «Наглядный материал для обследования детей» - М.: Просвещение, 2019.

2. Худенко Е.Д. Мониторинг качества социально-образовательных услуг в детском доме-интернате, реабилитационном центре: / Е.Д. Худенко, И.В. Кальянов, И.И. Поташова. - М.: АНО «Центр коррекционных технологий», 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АПО "Формирование связной монологической речи у детей с ОНР группы компенсирующей направленности дошкольного образовательного учреждения средствами мнемотехники"

Опыт раскрывает использование методов и приемов мнемотехники учителем-логопедом для формирования связной монологической речи у детей с ОНР....

Обучение и воспитание детей с кохлеарной имплантацией в условиях группы компенсирующей направленности.

Дети с КИ проходят длительную реабилитацию. Им необходима речевая среда не только дома, но и в учебном заведении. Они нуждаются в особых условиях и индивидуальном подходе. Как обеспечить все это в дош...

Специфика обеспечения взаимодействия в работе музыкального руководителя и воспитателя группы комбинированной направленности дошкольного образовательного учреждения

В настоящее время увеличивается процент детей с ограниченными возможностями здоровья - это дети имеющие проблемы в физическом или психологическом развитии. Основная проблема развит...

Особенности работы учителя-логопеда с ребёнком, имеющим синдром Ландау-Клефнера в условиях группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

Синдром Ландау-Клефнера - это редкое неврологическое заболевание детей, которое характеризуется поражением коры головного мозга в височной области (приобретённая эпилептическая афазия у детей).Для нег...

Семинар для воспитателей «Особенности развития детей с тяжёлыми нарушениями речи и пути коррекции в условиях группы компенсирующей направленности».

Семинар для воспитателей "Особенности развития детей с тяжелыми нарушениями речи и пути коррекции в условиях группы компенсирующей направленности"....

АПО «Использование игр с песком для коррекции общего недоразвития речи у воспитанников группы компенсирующей направленности дошкольного образовательного учреждения».

Проблема  коррекции общего недоразвития речи является одной из самых актуальных проблем в современной логопедии. Отклонения в развитии речи отрицательно влияют на психическое развитие ребенка, за...