Индивидуальный маршрут развития на ребенка с нарушением слуха
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Воронова Татьяна Викторована

Цель:

Формирование в детском саду факторов, которые будут направлены на позитивную социальную и социально-личностное развитие воспитанника, которое включает в себе основные процессы интеллектуального, эмоционального, физического, эстетического развития.

Задачи:

  1. Создание благоприятных условий развития ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями;
  2. Формирование общей культуры личности ребенка, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития его социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности;
  3. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования;
  4. Развитие общей и мелкой моторики ребенка через двигательные виды деятельности, дидактические игры;
  5. Стимуляция речевого развития, в частности наращивания умения понимать обращенную речь;
  6. Развитие элементарных предметных ЗУН и интеллектуальных умения;
  7. Развитие творческого мышления, внимательности, воображения, сенсорной интеграции, зрительного внимания, памяти, через дидактические игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Согласовано:                                                                                                                                              Утверждаю:

Ф.И.О. родителя_________ _______________.  

                                                                                                                     Заведующий МБДОУ

__________________.

___________________

Согласовано:

зам.зав.по ВМР ______________________

Согласовано:

ст.воспитатель__________ ____________

Индивидуальный маршрут развития

_____________________

 (подготовительная группа)

                                                                                                                                   

Особенности ребенка

Ф.И.О. _________________

Дата рождения – ______________

Заключение РПМПК – Тяжелое нарушение речи. Недоразвитие фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны и связной речи, моторная алалия. Уровень познавательного развития ниже возрастной нормы. Нарушение слуха.

В речи преобладают простые нераспространенные предложения с аграмматизмами. Уровень развития познавательной деятельности ниже возрастной нормы.

Общие представления ребенка о себе и окружающем не достаточно развиты;

Наглядно-действенное мышление недостаточно развито;

Мелкая моторика недостаточно развита;

В структуре регулятивной сферы отмечается недостаточный уровень развития внимания и памяти;

Образовательные области освоены ребенком не в полном объёме относительно возрастной нормы и образовательной программы ДОУ.

Обращенную речь понимает.

Навыки самостоятельности недостаточны – необходима организующая, направляющая, обучающая помощь.

Работоспособность нестабильная, признаки истощения. Концентрация и устойчивость внимания недостаточные. Быстро утомляется, расторможен.

Саморегуляция развита, поддается организации.

Обучаемость лучше в ситуации, когда заинтересован, организован на работу.

Ребенок посещает ДОУ с 26.08.2014г.

Контакт со взрослыми и детьми устанавливает легко.

Познавательный интерес – неустойчивый, требует дополнительных приемов привлечения внимания, смены видов деятельности.

Крупная моторика развита недостаточно.

Мелкая моторика развита слабо – в художественно-эстетическом развитии требуется помощь взрослого, наклеивает на лист мелкие детали, рисует, но при помощи образца или объяснения воспитателя. Может играть на музыкальном инструменте, если сказать как. Столовыми приборами пользуется в достаточной мере.  

Интеллектуальные умения  -  элементарные математические представления не соответствуют возрастным нормативам.

Ориентировка в пространстве и времени сформирована на низком уровне.

Навыки самостоятельности развиты достаточно – ________ ухаживает за одеждой, устраняет порядок, в своем внешнем виде, следит за чистотой рук, сам одевается.

Звукопроизношение нарушено, голос тихий, глухой.

Обращенную речь понимает не всегда, из-за нарушения слуха. Требуется короткая, четкая инструкция.

ЗУН не соответствуют возрасту.

Обучаемость затруднена. Необходимы все виды помощи. Обучаемость лучше в ситуации, когда заинтересован, организован на работу.

Семья занимается ребенком  активно и целенаправленно.

Особенности группы

В группе 20 человек. Дети очень дружелюбно относятся к _________, с удовольствием общаются с ним, рады встрече с ним, вовлекают в совместную деятельность, предлагают помощь.

Цель:

Формирование в детском саду факторов, которые будут направлены на позитивную социальную и социально-личностное развитие воспитанника, которое включает в себе основные процессы интеллектуального, эмоционального, физического, эстетического развития.

Задачи:

  1. Создание благоприятных условий развития ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями;
  2. Формирование общей культуры личности ребенка, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития его социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности;
  3. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования;
  4. Развитие общей и мелкой моторики ребенка через двигательные виды деятельности, дидактические игры;
  5. Стимуляция речевого развития, в частности наращивания умения понимать обращенную речь;
  6. Развитие элементарных предметных ЗУН и интеллектуальных умения;
  7. Развитие творческого мышления, внимательности, воображения, сенсорной интеграции, зрительного внимания, памяти, через дидактические игры.

     Содержание индивидуального маршрута развития ___________ обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Область

Задача

Ожидаемые результаты

Форма оценивания

«Социально - коммуникативное развитие»

Воспитывать моральные и нравственные качества ребенка.

Формировать позитивные установки к различным видам

Формировать первичные представления о безопасном поведении в быту, социуме, природе.

Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов

Развиты навыки самообслуживания

Сформированы знания о безопасном поведении в быту, социуме, природе.

Использование сюрпризных моментов.

Игры, нововлечения с другими детьми (пара, микрогруппа).

Система поощрений (конфета, смайлики, жетоны

Чередование произвольной деятельности с деятельностью по интересам ребенка (договариваться).

Введение ритуала начала и окончания всех видов

Познавательное развитие

Формировать элементарные математические представления, Развивать познавательные интересы ребенка, расширять опыт ориентировки в окружающем, сенсорном развитии, развитии любознательности и познавательной мотивации;

Формировать познавательные действия, становление сознания;

Развивать воображение и творческую активность;

Развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать,

Знакомить с окружающим социальным миром, расширять кругозор ребенка, формировать целостную картину мира.

Формировать первичные представления представления о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Формировать элементарные представления о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира

сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умение устанавливать простейшие связи между ними.

Формировать умения работать за столом не менее чем 25 минут, удерживать контакт с педагогом и со сверстниками.

Развиты познавательные интересы __________, ориентируется в пространстве. Знает свой город, адрес проживания, города – герои, столицу Москва.

Работает за столом не менее 25 минут, удерживает контакт.

Индивидуальные и подгрупповые формы взаимодействия с ребенком.

Динамические паузы.

Чередование произвольной деятельности с деятельностью по интересам ребенка (договариваться).

Введение ритуала начала и окончания всех видов деятельности.

Использование сюрпризных моментов.

Постоянная поддержка взрослого, вовлечение Кирилла в совместную деятельность.

Речевое развитие

Развитие всех компонентов устной речи.

Свободно общается с педагогом, родителями и сверстниками. Употребляет в речи синонимы, антонимы. Умеет пользоваться сложными предложениями

Умеет работать по правилу и по образу, слушать взрослого и выполнять его инструкции не менее 15 мин.

Свободно общается с педагогом, родителями и сверстниками. Употребляет в речи синонимы, антонимы. Пользуется сложными предложениями

Заполнение протокола обследования

Физическое воспитание:

Расширить умение ходьбе  разными способами (обычная, на носках, на пятках, с высоким подниманием колена, ходьбе в полуприсяде, перекатом с пятки на носок приставным шагом.)

бег по дорожке с заданием и без задания, по ограниченной поверхности (скамейке),строевых упражнений,

держать в руках большой и     маленький мяч, прыжкам на двух ногах, ползанье на четвереньках.

Научить подбрасывать мяч и ловить его двумя руками ,отбивать мяч об пол, одной рукой, двумя руками, подбрасывание мяча вверх, передача мяча партнеру разными способами.

На предложенные задания реагирует хорошо, делает все самостоятельно. Двигается  легко –ходьба и бег нормальные. - по дорожке и по ограниченной поверхности; спрыгивает со скамейки сам. Хорошо владеет мячом. Строевые упражнения выполняет с ошибками, исправляется самостоятельно. 

Деятельностные пробы.

Художественно-эстетическое

Развитие продуктивной деятельности

(рисование, лепка, аппликация, худ труд) Развитие детского творчества, приобщение к изобразительному искусству.

Развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству

Формирование умения работать за столом не менее чем 25 минут, коммуницировать с педагогом, удерживать контакт с педагогом и со сверстниками.

Создает индивидуальные рисунки. Использует разные материалы и способы создания изображений. Лепит различные предметы, передавая форму и пропорции  с организационной помощью.

Умеет выполнять танцевальные движения.

Пробы, участие в итоговом событии, наблюдения на занятиях продуктивной деятельностью

Система работа узких специалистов

узкие специалисты

области

проблема

пути решения

Ожидаемые результаты

Форма оценивания

педагог-психолог

I.Развитие психических функций

1.Восприятие недостаточно развито

2.Внимание недостаточно развито

3.Память недостаточно развита

4.Мышление недостаточно развито

5. Саморегуляция недостаточно развита

6.Мелкая моторика недостаточно развита

-Развивать умение выделять наложенные и зашумленные изображения;

-развивать умение воспринимать изображение целостно и отдельные его части;

-развивать умение понимать и выполнять

 двухступенчатые инструкции педагога.

- Развивать произвольность внимания, умения сосредотачиваться на одном задании в течении 5-7 минут;

- формировать умение работать за столом в течении 30 минут;

- развитие умения находить такую же картинку (одинаковую);

-развитие умения находить отличия  (до 10 отличий).

- Построение звукового ряда за педагогом.

-Развивать умение запоминать зрительно 10 несвязанных друг с другом предметов (изображений) с опорой на картинку/ без опоры на наглядность;

- выделять из короткого текста (5-7 предложений), с опорой на наглядность, главную мысль.

- Развивать умение обобщать предметный материал по категориям: дикие животные, домашние животные, овощи, фрукты, посуда, транспорт, школьные принадлежности;

- развивать умение из предложенных ребенку изображений выделять лишнее и объяснять причину выбора;

- развитие умения оперировать категориями: высокий-низкий; узкий-широкий; длиный-короткий.

-Развивать умение выполнять самостоятельно многократно отработанное действие;

- развитие умения осуществлять перенос действия на аналогичную деятельность.

-Развивать умение раскрашивать изображение не заходя за его границы;

-развивать умение обводить контур предмета;

- развивать умение ориентироваться в пространстве листа и клетки.

-Выделяет и называет зашумленные и наложенные изображения;

- понимает и выполняет двухступенчатые инструкции.

-Сосредотачивает внимание на одном задании в течении 5-7 минут;

- ребенок работает за столом в течении 30 минут;

- находит такую же картинку (одинаковую);

- находит отличия  (до 10 отличий).

- Повторяет за педагогом определенный звуковой ряд.

-Зрительно запоминает 10 несвязанных друг с другом предметов (изображений) с опорой на картинку/ без опоры на наглядность ;

- выделяет из короткого текста (5-7

 предложений) главную мысль с опорой на наглядность.

-Умеет обобщать и исключать изображения по категориям: игрушки, овощи, фрукты, посуда, транспорт, школьные принадлежности, объясняя свой выбор;

развитие умения оперировать категориями: высокий-низкий; узкий-широкий; длиный-короткий.

-Выполняет

 самостоятельно многократно отработанное действие;

- развитие умения осуществлять перенос действия на аналогичную деятельность.

-Раскрашивает изображение не заходя за его границы;

- обводит контур предмета.

- развивать умение ориентироваться в пространстве листа и клетки.

Промежуточный мониторинг по блоку.

Наблюдение.

Промежуточный мониторинг по блоку.

Промежуточный мониторинг по блоку.

Промежуточный мониторинг.

Наблюдение.

Промежуточный мониторинг.

Учитель-дефектолог

Позна

ние

Элементарные математические представления сформированы не в полном объёме.

Ориентировка в пространстве  сформирована не достаточно.

Ручная умелость, графические навыки требуют совершенства.

Мыслительные процессы требуют совершенства.

Развитие  математических представлений (состав числа, сравнение цифр, решение примеров и элементарных задач).

Развитие ориентировки в пространстве и времени.

Совершенствование графических навыков и ручной умелости.

Совершать мыслительные операции (находить сходство и различие,обобщение и исключение, группировать предметы.)

Освоил состав числа и способы образования чисел. Сравнивает числа, решает примеры и элементарные задачи. Различает и обозначает  пространственные направления относительно себя.

Графические навыки улучшились.

Владеет  анализом изображений, устанавливает причинно - следственные связи, проводит обобщения и исключения, группирует предметы по задан. призн.

Заполнение диагностического  протокола, анализ продуктов деятельности.

музыкальный руководитель

Музыкальная деятельность

Ориентируется в пространстве с помощью взрослого; не  выражает желание выступать самостоятельно; затрудняется правильно и ритмично прохлопывать простые ритмические формулы; неэмоционально воспринимает музыку , не выражает свое отношение словами; не умеет самостоятельно придумать небольшой сюжет к музыкальному произведению; не проявляет стремление передать в движении характер музыкального произведения; затрудняется самостоятельно до конца исполнять песню,   не может узнать  ее по любому фрагменту.

Продолжать учить ходить в колонне по одному и  парами. Четко останавливаться с концом музыки.

Совершенствовать движения рук.

Выполнять несколько движений под одно музыкальное сопровождение.

Развивать умение  наблюдать за движущимися детьми и ориентироваться в пространстве.

Выполнять четко муз.- ритм. движения: боковой галоп, прямой галоп, приставные шаги, маховые и круговые движения руками, легкие прыжки на двух ногах, разнообразные поскоки.

Придумывать свои движения под музыку.

Развивать ритмическую четкость и ловкость движений.

Учить выполнять разнообразные движения в соответствии со звучанием различных музыкальных инструментов.

Определять музыкальный жанр произведения;

различать части произведения

определять настроение, характер музыкального произведения;

слышать в музыке изобразительные моменты

воспроизводить

и чисто петь несложные песни в удобном диапазоне

сохранять правильное положение корпуса при пении (певческая посадка)

выразительно двигаться в соответствии с характером музыки, образа

передавать несложный ритмический рисунок

выполнять танцевальные движения

инсценировать игровые песни

исполнять сольно и в оркестре простые песни и мелодии.

Участие в итоговых событиях.

Наблюдение в течение года

инструктор по физической культуре

Физическое развитие

Иногда требуется индивидуальный показ.

Создание ситуаций в которых нужно выполнять поручения педагога с неоднократным повторение инструкции

Такой способ способствует развитию механизмов саморегуляции умения выполнять задания  по устной инструкции, и устранению причин возникших трудностей.

Целевые ориентиры

 не подлежат

непосредственной

оценке, в том числе

в виде педагогической диагностики

(мониторинга).

учитель-логопед

Звукопроизношение

Артикуляционная и мелкая моторика

Слоговая структура слова.

Фонематическое восприятие.

Звуковой анализ и синтез

Словарный запас

Грамматический строй речи

Связная речь

Нестабильное произношение всех поставленных звуков.  

 Артикуляционная и мелкая моторика не развита.

Ошибки в словах сложной слоговой структуры, пропуск и замена слогов.

Недоразвитие фонематического слуха: допускает ошибки при  выделении  звука на фоне других звуков, слогов, в составе слова.

Ошибки при дифференциации сходных по звучанию звуков.  Навыки  звукового анализа и синтеза в стадии формирования.

Знает и называет предметы, части предметов.  В речи недостаточно обобщающих понятий. Затрудняется в подборе антонимов. Не использует в речи приставочные глаголы, относительные и притяжательные прилагательные и местоимения.

Пассивный словарь значительно превосходит активный.

Допускает много ошибок при  образовании слов суффиксальным способом. Навыки словообразования и словоизменения  в стадии формирования.

В речи использует 4-5 простых предлогов.

Допускает ошибки в  согласовании частей речи. В речи наблюдаются аграмматизмы.

Составляет простое предложение (часто с ошибками в согласовании, употреблении предлогов и аграмматизмами).

Автоматизация всех поставленных звуков.

Развитие просодической стороны речи.

Развитие мелкой и артикуляционной моторики.

Отработка произношения слов сложной слоговой структуры.

Развивать умение: выделять звук на фоне других звуков, слогов, в составе слова; дифференцировать звуки; выполнять звуковой анализ и  синтез слогов, слов.

Продолжать расширять, активизировать предметный, глагольный словарь по лексическим темам.

Употреблять притяжательные и относительные прилагательные.

Продолжать вводить в речь обобщающие слова, учить классификации предметов по лексическим темам.

Закреплять навыки: словообразования и словоизменения.

Согласование частей речи в роде, числе, падеже.

 

Составление простых и сложных предложений (по образцу, по картине, по демонстрации действий (по вопросам)  

Стабильное произношение всех звуков. У ребенка сформировано чувство артикуляционных поз.

Сможет произносить слова сложной слоговой структуры со стечениями согласных.

Допускает единичные ошибки в  выделении звука на фоне других звуков, слогов, в составе слова. Допускает единичные ошибки в  дифференциации звуков. Выполняет звуковой анализ коротких слов.

Словарный запас близок к возрастной норме

Умеет словообразовывать и словоизменять.

Составляет рассказы с организационной помощью и с опорой на наглядность

Протокол обследования

Протокол обследования

Протокол обследования

Протокол обследования

Протокол обследования, наблюдение

Виды деятельности, через которые идет реализация:

•        непосредственно образовательная деятельность групповая, подгрупповая, индивидуальная

•        игровая (сюжетно-ролевые, двигательные, настольные и др. игры)

•        предметно-манипулятивная деятельность

•        музыкальная

•        изобразительная

Условия реализации индивидуального маршрута

1.Режим посещения – полный день

2. Сопровождение узких специалистов осуществляется в индивидуальной форме

Специалист

График

дефектолог

Пятница 16.30-17.00 (подгрупповое занятие)

психолог

логопед

Понедельник, среда, четверг  

Специальные формы и методы обучения:

1.Чередование умственной нагрузки и отдыха, проведение динамических пауз.

2. Объяснения, предъявление заданий, инструкций в равномерном темпе речи, проговаривая их четко, кратко, конкретно.

3. Позитивная поддержка взрослого, вовлечение в совместную деятельность.

4. Учет цикличного характера продуктивного взаимодействия ребенка, при пресыщении умственной деятельностью возможного применение исключения из ситуации взаимодействия на некоторое время (отдых,перерыв под контролем взрослого на 3-5 мин) Организация динамических пауз, чередование произвольной деятельности с деятельностью по интересам ребенка( договариваться об этом предварительно –« сейчас сделаешь то, что задает взрослый, потом ты играешь с игрушкой»..)

5. Использование сюрпризных моментов и игровых приемов для развития.

6. Введение ритуала начала и окончания определенных видов деятельности.

7.Введение единой системы поощрений ребенка за образовательные успехи и позитивное поведение(смайлики, жетоны, чеки, билеты и прочее)между воспитателями группы, другим персоналом ДОУ, родителями.

Срок реализации программы -6 месяцев. Пересмотр программы – май 2018г.

Методы изучения семьи:

  • анкетирование;
  • наблюдение за ребенком;
  • обследование семьи с помощью проективных методик;
  • беседа с ребенком;
  • беседа с родителями  проективные методики (рисунок семьи)

Работа  с родителями

Реальное участие родителей в жизни ДОУ

Формы участия

В проведении мониторинговых исследований

Участие в консилиумах, предоставление анамнестических данных

В создании условий

Участие в образовательной деятельности, создании и обогащение ППС;

Участие в организации информационно – просветительской деятельности группы и сада по различным вопросам.

В управлении ДОУ

Участие в родительских собраниях

В просветительской деятельности, направленной на  повышение педагогической культуры, расширение информационного поля родителей

Участие в образовательной деятельности, создании и обогащение ППС;

Участие в организации информационно – просветительской деятельности группы и сада по различным вопросам.

Участие в круглых столах, родительских гостиных, родительских конференциях.

В воспитательно – образовательном процессе ДОУ, направленном на установление сотрудничества и партнерских отношений с целью вовлечения родителей в единое образовательное пространство

Дни открытых дверей.

Дни здоровья.

Недели творчества.

Совместные праздники, развлечения.

Встречи с интересными людьми.

Клубы по интересам для родителей;

Участие в творческих выставках, смотрах-конкурсах.

Мероприятия с родителями в рамках проектной деятельности.

Творческие отчеты кружков

                                     

Организация оценки индивидуального развития ребенка:

Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за ребенком в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ним, а так же в рамках диагностики специалистов. Диагностика проводится через:

  • Наблюдение;
  • Беседа;
  • Анализ продуктов деятельности;
  • Анализ карт развития;
  • Использование специализированных  диагностических комплексов;
  • Деятельностных пробы.

Оценка становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка, осуществляется с помощью заполнения педагогами карт оценки индивидуального развития (карта развития).

   Уважение, сопереживание и искренность являются важными позициями, педагогов ДОО способствующими позитивному проведению диалога. Педагоги, делятся информацией с родителями (законными представителями) о своей работе и о поведении ребенка во время пребывания в Организации. Педагоги ДОО предлагают родителям (законным представителям) активно участвовать в образовательной работе с их ребенком.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи ребенка с нарушениями слуха в семье. Речевые игры.

Представлены рекомендации  и речевые игры по  развитию речи ребенка дошкольного возраста с нарушениями слуха  в семье....

Примерный вариант индивидуального маршрута развития для ребенка с нарушением зрения

Документ представляет собой применый вариант написания  индивидуального маршрута развития для ребенка с нарушением зрения...

Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка

Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка...

Индивидуальный маршрут развития для ребенка с РАС

Раскрывается содержание работы учителя- логопеда  с ребенком с РАС на учебный год....

Индивидуальный маршрут развития обучающегося с тяжелыми нарушениями речи.

В индивидуальном маршруте развития описны основные направления коррекционной работы по преодолению тяжелого нарушения речи  у обучающегоя с ОВЗ дошкольного возраста....