Индивидуальный маршрут развития обучающегося с тяжелыми нарушениями речи.
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа)

Пахомова Наталья Ивановна

В индивидуальном маршруте развития описны основные направления коррекционной работы по преодолению тяжелого нарушения речи  у обучающегоя с ОВЗ дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon individualnyy_marshrut_razvitiya.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный маршрут развития

___________________________________________

обучающегося в подготовительной группы компенсирующей направленности

Образовательная область «Речевое развитие»

Развитие артикуляционной моторики и мимической мускулатуры:

  • Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние передние зубы;
  • Вырабатывать движение губ вперёд, укреплять мышцы губ, их подвижность;
  • Учить спокойно, открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.
  • Укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путём переключения позиций губ.
  • Отрабатывать движение нижней губы вниз и обратно в исходное положение.
  • Отрабатывать движения языка вверх с одновременным выполнением более тонких движений.
  • Отрабатывать движение верхней губы вниз и обратно в исходное положение.
  • Развивать мышечную силу и подвижность губ.
  • Отрабатывать движения языка вниз, развивая его подвижность. Способствовать растяжке подъязычной связки.
  • Развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щёк.
  • Укреплять мускулатуру щёк, развивать координацию движений.
  • Расслаблять мышцы языка путём самомассажа  (пошлёпывания губами). Учить удерживать язык распластанным, широким.
  • Способствовать расслаблению мышц языка, усилению кровоснабжения мышц языка.
  • Формирование умения произвольно принимать мимические позы (удивление, радость, испуг, грусть, сердитое лицо).
  • Артикуляционная гимнастика языка, губ для свистящих звуков:

ЛЯГУШКИ

Описание упражнения: улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта «пять» (до счёта «десять»), затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 5  раз.

ФУТБОЛ

Описание упражнения: рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались «мячики».

ЧИСТИМ ЗУБКИ

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, кончиком языка сильно «почистить» за нижними зубами (влево-вправо)

КИСКА СЕРДИТСЯ

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть за нижние зубы, «спинку» выгнуть, а боковые края языка прижать к верхним коренным зубам.

Описание упражнения: язык в положении «сердитая киска»; прижать его верхними зубами и «почесать» в направлении от корня языка к кончику.

Коррекция звукопроизношения

  • Закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой и свободной речевой деятельности.
  • Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.
  • Сформировать правильные уклады шипящих, аффрикат, йотированных и сонорных звуков, автоматизировать поставленные звуки в свободной речевой и игровой деятельности.
  • Постановка звуков: [с], [с’],  [з], [з’], [ц].
  • Автоматизация:  [с], [с’],  [з], [з’]
  • Дифференциация  поставленных звуков на различном речевом материале: [с]-[з]-[ц], [с’]-[з’].

   Расширение активного словаря

  • Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем: «Осень. Осенние месяцы. Деревья осенью», «Овощи. Труд взрослых на полях и огородах», «Фрукты. Труд взрослых в садах», «Насекомые. Подготовка насекомых к зиме»,  «Перелетные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету», «Поздняя осень. Грибы, ягоды», «Домашние животные и их детеныши. Содержание домашних животных», «Дикие животные и их детеныши. Подготовка животных к зиме», «Осенние одежда, обувь, головные уборы», «Зима. Зимующие птицы. Дикие животные зимой»,  «Мебель. Назначение мебели. Части мебели.     Материалы, из которых сделана мебель», «Посуда, виды посуды. Материалы, из которых      сделана посуда», «Новый год», «Транспорт. Виды транспорта. Профессии на транспорте. Трудовые действия», «Профессии взрослых. Трудовые действия», «Труд на селе зимой», «Орудия труда. Инструменты», «Животные жарких стран, повадки, детеныши», «Комнатные растения, размножение, уход», «Животный мир морей и океанов. Пресноводные    и аквариумные рыбы», «Ранняя весна. Мамин праздник»,  «Наша Родина — Россия», «Москва — столица России», «Наш родной город», «Мы читаем. Знакомство с творчеством С. Маршака», «Мы читаем. Знакомство с творчеством К. Чуковского», «Мы читаем. Знакомство с творчеством С. Михалкова», «Мы читаем. Знакомство с творчеством А. Барто»,  «Поздняя весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы весной», «Мы читаем. Знакомство с творчеством А. Пушкина», «Скоро в школу. Школьные принадлежности».
  • Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными, увеличительными суффиксами, суффиксами единичности.
  • Обогащение экспрессивной речи сложными словами, неизменяемыми словами, словами-антонимами и словами-синонимами
  • Расширение представления о переносном значении и активизация в речи слов с переносным значением.
  • Обогащение экспрессивной речи прилагательными с уменьшительными суффиксами, относительными  и притяжательными  прилагательными, прилагательными с противоположным значением.
  • Дальнейшее овладение приставочными глаголами. Практическое овладение всеми простыми предлогами и сложными предлогами (из-за, из-под, между, через, около, возле).
  • Обогащение экспрессивной речи за счет имен числительных, местоименных форм, наречий, причастий.
  • Пополнение словаря однородными определениями.
  • Закрепить понятие «слово» и умение оперировать им.

Совершенствование грамматического строя речи

  • Совершенствование умения образовывать и употреблять существительные единственного и множественного числа в именительном падеже по всем изучаемым лексическим темам.
  •  Закрепление умения образовывать и употреблять существительные единственного и множественного числа в косвенных падежах, как в беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогами по всем изучаемым лексическим темам.
  • Совершенствование умения образовывать и использовать существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами по всем изучаемым лексическим темам.
  • Формирование умения образовывать и использовать существительные с увеличительными суффиксами  и суффиксами единичности.
  • Закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным.
  • Закрепление умения образовывать и использовать возвратные глаголы, глаголы в разных временных формах.
  • Совершенствование навыков составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными членами.
  • Совершенствование навыков составления и использования сложносочиненных предложений и сложноподчиненных предложений с придаточными времени.
  • Закрепление навыков анализа простых распространенных предложений без предлогов и с простыми предлогами (со зрительной опорой и без нее).
  • Формирование умения образовывать и использовать прилагательные в сравнительной степени.
  • Закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже, подбирать однородные определения к существительным.
  • Формирование умения образовывать и использовать глаголы в форме будущего простого и будущего сложного времени.
  • Дальнейшее совершенствование навыков составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными членами.
  • Совершенствование навыков составления сложносочиненных и сложноподчиненных предложений с придаточными, времени и причины.
  • Закрепление навыков анализа простых распространенных предложений без предлогов и с простыми предлогами.
  • Совершенствование навыков анализа простых распространенных предложений без предлогов и с простыми предлогами и навыка составления графических схем предложений.

Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза.

Развитие просодической стороны речи

  • Продолжение работы по развитию речевого дыхания, формированию правильной голосоподачи и плавности речи в игровых упражнениях и свободной речевой деятельности. Формирование умения соблюдать голосовой режим, не допускать форсирования голоса.
  • Формирование умения произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, умеренно громко, тихо, шепотом.
  • Развитие тембровой окраски голоса, совершенствование умения изменять высоту тона в игровых упражнениях и свободной речевой деятельности. Формирование умения говорить в спокойном темпе. Продолжение работы над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи.

Работа над слоговой структурой слова

  • Закрепление навыка произношения и использования в активной речи трехсложных слов со стечением согласных и одним-двумя закрытым слогами (листопад, апельсин).
  • Совершенствование умения правильно произносить и использовать в активной речи односложные слова со стечением согласных (сноп, лист).
  • Формирование умения правильно произносить четырехсложные слова из открытых слогов (снеговики) и использовать их в активной речи.
  • Формирование умения правильно произносить и использовать в активной речи двусложные слова с двумя стечениями согласных (грядка, брюшко).
  • Формирование умения правильно произносить четырехсложные и пятисложные слова сложной звуко-слоговой структуры (погремушка, колокольчик, велосипедист, регулировщик).
  • Совершенствование умения выполнять слоговой анализ и синтез слов из одного, двух, трех слогов; подбирать слова с заданным количеством слогов
  • Дальнейшее совершенствование умения выполнять слоговой анализ и синтез слов, состоящих из одного, двух, трех слогов; подбирать слова с заданным количеством слогов.
  • Совершенствование умения выполнять слоговой анализ и синтез слов из одного, двух, трех слогов; подбирать слова с заданным количеством слогов.
  • Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза
  • Закрепление знания признаков гласных и согласных звуков, умения различать гласные и согласные звуки, подбирать слова на заданный звук.
  • Закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных и умения дифференцировать согласные звуки по этим признакам, а также по акустическим признакам и месту образования.
  • Совершенствование умения выделять звук на фоне слова, совершать звуковой анализ и синтез слов типа мак, осы, лес.
  • Формирование умения производить звуковой анализ и синтез слов типа лужа, клык, бобер, липа, лист, клен.
  • Формирование представления о звуке [j], умения отличать этот звук от звуков [л’], [р’].
  • Дальнейшее совершенствование умения выделять звук на фоне слова, выполнять звуковой анализ и синтез слов, состоящих из пяти звуков (при условии, что написание слов не расходится с произношением): трава, слива, маска, миска, калина.
  • Ознакомление с новыми звуками [л], [л’], [р], [р’]. Формирование умения выделять эти звуки из слов, подбирать слова с этими звуками.
  • Формирование представления о том, что буквы «Ь» и «Ъ» не обозначают звуков.

Обучение грамоте

  • Совершенствование умения «печатать» буквы, слоги, слова, предложения с пройденными буквами.
  • Ознакомление с буквами «Б», «Д»,«Г», «Ф», «В», «Х», «Ы», «С», «З», «Ш», «Ж», «Э», «Й», «Е», «Ё», «Ю», «Я», «Ц», «Ч», «Щ», «Л», «Р», «Ъ», «Ь». Формирование умения осознанно читать слоги, слова, предложения, тексты с этими буквами.
  • Закрепление умения выкладывать буквы из палочек, кубиков, мозаики, шнурочка; лепить их из пластилина; узнавать буквы с недостающими элементами или «зашумленные» буквы; различать правильно и неправильно «напечатанные» буквы.
  • Закрепление знания известных детям правил правописания.
  • Формирование умения решать кроссворды, разгадывать ребусы, читать изографы.
  • Формирование умения правильно называть буквы русского алфавита.
  • Ознакомление с правилами правописания, написание ча—ща с буквой «А», чу—щу — с буквой «У».

Развитие связной речи и речевого общения

  • Формирование желания рассказывать о собственных переживаниях, впечатлениях. Развитие не только познавательного интереса, но и познавательного общения.
  • Совершенствование навыков ведения диалога, умения задавать вопросы, отвечать на них полно и кратко.
  • Закрепление умения составлять описательные рассказы и загадки-описания о деревьях, овощах, фруктах, ягодах, грибах, одежде, обуви, головных уборах, диких и домашних животных по заданному плану.
  • Совершенствование навыка пересказа сказок и небольших рассказов по заданному или коллективно составленному плану. Обучение пересказу с изменением времени действия и лица рассказчика.
  • Совершенствование навыка составления рассказов по серии картин и по картине по заданному или коллективно составленному плану.
  • Дальнейшее развитие коммуникативных навыков. Обучение использованию принятых норм вежливого речевого общения (внимательно слушать собеседника, задавать вопросы, строить высказывания кратко или распространенно).
  • Формирование умения составлять рассказы из личного опыта, рассказывать о переживаниях, связанных с увиденным, прочитанным.
  • Развитие индивидуальных способностей в творческой речевой деятельности. Развитие умения отбирать для творческих рассказов самые интересные и существенные события и эпизоды, включая в повествование описания природы, окружающей действительности, используя вербальные и невербальные средства.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Сенсорное развитие

  • Дальнейшее развитие всех органов чувств (слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса).
  • Совершенствование умения воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством всех органов чувств, выделять в процессе восприятия свойства и качества, существенные детали и на этой основе сравнивать предметы.
  • Дальнейшее развитие цветовосприятия. Закрепление знания основных цветов и оттенков, обогащение представлений об их разнообразии.
  • Совершенствование процессов сенсомоторной интеграции в игровой и трудовой деятельности.

Развитие психических функций

  • Дальнейшее развитие всех видов восприятия. Формирование умения учитывать при сравнении предметов признаки, воспринимаемые всеми органами чувств.
  • Совершенствование характера и содержания способов обследования предметов, способности обобщать.
  • Развитие всех видов внимания, памяти, творческого воображения, фантазии.

Формирование целостной картины мира. Познавательно-исследовательская деятельность

  • Расширение и обобщение представлений об окружающем предметном мире по всем изучаемым лексическим темам
  • Ознакомление с адресом детского сада, формирование умения находить детский сад и свой дом на простейшем плане (схеме) микрорайона. Закрепление навыков ориентировки в помещении детского сада и на участке.
  • Формирование представления о школе и школьной жизни. Формирование желания учиться в школе.
  • Расширение, углубление и систематизация представлений о родном городе Валуйки и его достопримечательностях. Воспитание чувства гордости за родной город.
  • Приобщение к истокам народной культуры. Воспитание чувства любви к Родине и интереса к событиям, происходящим в ней. Расширение представлений о государственных праздниках. Формирование умения находить Россию на глобусе и карте.
  • Систематизация знаний об осени, осенних явлениях природы.
  • Расширение представлений о многообразии растений осеннего леса, уточнение знаний о грибах и лесных ягодах. Закрепление умения узнавать деревья по листьям, плодам, характерным особенностям ветвей и стволов.
  • Уточнение понятий овощи, фрукты. Расширение представлений о труде взрослых в огородах, в садах, на полях осенью; о трудовых действиях овощеводов, садоводов, хлеборобов; о технике, которая используется для уборки урожая.
  • Систематизация представлений о многообразии насекомых, особенностях их внешнего строения, месте обитания, способах передвижения, питания; об изменениях, происходящих в жизни насекомых осенью.
  • Закрепление и расширение знаний о перелетных и водоплавающих птицах, их поведении осенью.
  • Систематизация представлений об образе жизни домашних животных и диких зверей осенью. Расширение и углубление представлений о подготовке их к зиме; о труде людей по уходу за домашними животными и о технике, которая используется на фермах.
  • Ознакомление с растениями и животными, занесенными в Красную книгу. Формирование основ экологических знаний, экологической культуры.
  • Дальнейшее расширение и систематизация знаний о предметном мире (посуда, мебель, материалы, из которых они сделаны).
  • Закрепление знания техники безопасности в быту и выработка навыка соблюдения правил безопасности.
  • Расширение знаний о семье, членах семьи, профессиях родителей, возрасте и днях рождения всех членов семьи. Воспитание желания поздравлять родственников с праздниками, принимать участие в подготовке домашних праздников.
  • Уточнение и расширение представлений о новогоднем празднике, его обычаях, атрибутах, о том, как встречают Новый год представители разных народов. Воспитание желания принимать участие в подготовке праздника в детском саду.
  • Закрепление и расширение представлений о содержании труда взрослых, о роли механизации труда, об инструментах и орудиях труда и трудовых действиях, выполняемых с их помощью.
  • Систематизация представлений о транспорте, видах транспорта, профессиях на транспорте. Закрепление представлений о Правилах дорожного движения и привычки соблюдать правила поведения на улице.
  • Формирование представлений о труде взрослых на селе зимой.
  • Воспитание уважения к людям труда, желания трудиться, быть полезными окружающим.
  • Расширение и систематизация знаний о защитниках Отечества. Воспитание уважения к российским воинам.
  • Систематизация представлений о зиме, зимних явлениях природы (мороз, снегопад, метель, вьюга, буран, поземка и т. п.).
  • Расширение представлений о поведении и повадках зимующих птиц (вороны, воробья, синицы, снегиря, свиристеля).
  • Уточнение и систематизация представлений о жизни диких животных наших лесов зимой.
  • Формирование представлений о животных жарких стран, их повадках, образе жизни, местах обитания.
  • Формирование представлений о жизни животных морей и океанов.
  • Систематизация представлений о комнатных растениях, уходе за ними, способах размножения.
  • Воспитание любви и бережного отношения к природе. Расширение и уточнение экологических знаний. Формирование представлений о некоторых экологических проблемах. Формирование экологического мышления.
  • Расширение и обобщение представлений о школе, учебе. Формирование интереса к учебе, желания учиться в школе и предпосылок учебной деятельности.
  • Углубление представлений о России. Формирование представлений о нашей стране как о многонациональном государстве. Расширение представлений о государственных праздниках. Формирование знаний о государственном флаге, гербе, гимне, президенте. Воспитание чувства гордости за Родину.
  • Углубление знаний о покорителях космоса — наших соотечественниках.
  • Расширение представлений о Москве — столице России, ее достопримечательностях.
  • Расширение представлений о русской национальной культуре, русском костюме, русском фольклоре. Воспитание уважения к народам разных стран, их языку и обычаям.
  • Углубление, расширение, систематизация представлений о родном городе, его достопримечательностях. Воспитание чувства гордости за родной город.
  • Закрепление знаний основ безопасности жизнедеятельности, Правил дорожного движения.
  • Обобщение представления детей о типичных весенних явлениях в живой и неживой природе, о жизни растений, животных и птиц весной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание индивидуального маршрута сопровождения ребенка с тяжелыми нарушениями речи (ТНР ОНР 2 уровня речевого развития, ТНР ОНР 3 уровня речевого развития)

Данный материал поможет специалистам (медицинскому работнику, учителю-логопеду, психологу, музыкальному руководителю, инструктору по физической культуре) образовательного учреждения логопедической гру...

Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с тяжелыми нарушениями речи (ТНР ОНР 2 уровня речевого развития)

Пример индивидуального образовательного маршрута (карты индивидуального развития) ребенка при сопровождении специалистами ДОУ....

АООП ДО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи МБДОУ № 254 г.Ростов-на-Дону на 2020/2021 уч.г.

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи от 5 до 7лет на 2020/2021 уч. год...

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи

Аннотация к адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи МКДОУ города Новосибирска «Детского сада №27 «Ро...

Положение о группе компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи

Положение регулирует основные направления правовой, образовательной и коррекционно-развивающей деятельности группы компенсирующей направленности для детей с тяжелым и нарушениями речи...

АООП ДО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи МБДОУ № 254 г. Ростова-на-Дону на 2023-2024 уч. год (в соответствии с Федеральной АООП ДО для обучающихся с ОВЗ)

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи МБДОУ № 254 г. Ростова-на-Дону на 2023-2024 уч. год разработана в соответствии с Федерально...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (обучающегося с тяжелыми нарушениями речи)

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (обучающегося с тяжелыми нарушениями речи) Карта составлена в соответствии с методикой, изложенной в пособии Иншаковой Ольги Борисовны, применяется для диагн...