Графика и логопедия.
консультация по логопедии (подготовительная группа)

кобзева ирина сергеевна

         В настоящее время в общеобразовательных школах обучаются дети, в анамнезе которых присутствует термин - ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) и как правило у таких деток есть различные речевые расстройства, от фонематических недоразвития (ФН) до общего недоразвития речи (ОНР) разной степени выраженности. Естественно эти обучающиеся сталкиваются с рядом трудностей при обучении письму и чтению в школе. Речевая патология отрицательно влияет на развитие познавательной деятельности, на само формирование деятельности ребёнка. Важнейшим условием школьной адаптации является успешное овладение школьной программой. Овладение орфографическими навыками и умениями предполагает высокий уровень сформированности языковых (фонематических, синтексических, морфологических) обобщений и психологическую готовность к учебной деятельности.

        Решение данной проблемы начинается с дошкольного возраста. Стойкий положительный результат получается от использования графических приёмов работы на логопедических занятиях. Главная цель — развитие памяти, внимания и правильного звукопроизношения. Это помогает детям легче и быстрее усваивать программный материал по подготовке к школе, учить стихотворения, пересказывать тексты, закреплять предлоги, действия или признаки предметов, активно и интересно работать почти со всеми видами предложений, над словообразованием новых слов.

        Виды деятельности с использованием графики можно перечислять и дальше, но самое главное это то, что графическую деятельность можно использовать на всех этапах занятий по обучению грамоте и развитию речи. Опора на зрительное восприятие помогает быстрее, легче и эффективнее справиться с заданиями. У детей появляется уверенность в своих силах, а осознание своего успеха побуждает к новым достижениям.

        Используя зрительную опору, ребёнок запоминает материал легко и быстро, так как в работу включаются все виды памяти, задействуются слуховой и зрительный анализаторы. Хорошо, если ребёнок вас видит, ещё лучше, если он слышит вас, но если при этом он ещё и рисует, то успех обеспечен!

        Для наглядного примера попробуйте прямо сейчас выучить стихотворение, которое состоит из набора не связанных друг с другом частей и подходит, скорее, к разряду «частушек-нескладушек». А после того, как вы справитесь с этим заданием, перефразируйте его, правильно переставив слова в предложениях.

Солнце светит мышке в норку,
Лягушонок пьёт касторку,
Бедный Саша ловит мух,
Зайка прыгнул под лопух,
Утка спит в пустом стакане,
А корова на диване,
Ест Алёша камыши,
Ложка крякает в тиши.


        Это стихотворение хорошо подойдёт для индивидуального занятия с ребёнком на этапе дифференциации свистящих и шипящих звуков и для закрепления предлогов — (В), (НА), (ПОД). Но как предложить ребёнку повторить его самостоятельно?
Давайте попробуем выполнить это задание с помощью пиктограмм (Схема № 1).
Теперь справиться с заданием оказалось значительно проще. А вот второй, переработанный, вариант того же стихотворения:

Солнце светит мышке в норку,
Бедный Саша пьёт касторку

Лягушонок ловит мух,
Заяц прыгнул под лопух.
Муха спит в пустом стакане,
А Алеша — на диване,
Ест корова камыши,
Утка крякает в тиши. (Схема № 2)

        С опорой на зрительное восприятие оба этих стихотворения ребёнок сможет вспомнить и повторить сразу же самостоятельно, при этом стараясь правильно проговорить все свистящие и шипящие звуки. Сможет найти и повторить предложения с предлогами, назвать те предлоги, которые в них использовались, а само стихотворение вспомнит и перескажет даже через несколько лет.

        Так же интересно можно работать над рассказом или диалогом, что помогает активизировать речь, автоматизировать поставленные звуки, наработать словарь по определённой лексической теме или поработать над лексико-грамматическими категориями. А сколько интересных динамических пауз и организационных моментов можно проводить с использованием графической деятельности!

        Разработав картотеку динамических пауз, стараюсь применять их на каждом занятии — брать новое небольшое стихотворение для «моментального» заучивания и сопровождения речи движением. Дети с удовольствием подхватывают такие игры и каждое занятие просят проводить с новой «считалкой», как мы их называем. Темы динамических пауз должны соответствовать теме занятия или изучаемому звуку. Предлагаю некоторые из них вашему вниманию.

Четверостишие и пиктограмма к занятию по лексической теме «Обувь»:

Подарили ножкам новые сапожки.
Вы ходите, топайте, по лужам не шлёпайте,
В грязь не заходите,
Сапожки не рвите! (Схема № 3)

Пиктограмма к занятию по автоматизации звука (Л ).

Веник пол подметал,
Веник очень устал,
Он забрался под стул,
Он зевнул и уснул! (Схема №4)

Много интересных графических приёмов можно использовать и в работе с предложением. Дети дорисовывают конец предложения, зарисовывают сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, любят работать с предложениями, из которых «убежали» предлоги, или в которых «все слова перепутались». Мы рисуем предложения со словами на заданный звук, предложения со сложными прилагательными, с местоимениями. Такие виды работы замечательны тем, что оказываются занятыми все дети, нет пассивных зрителей или слушателей, работают все!

Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод графики, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shema.docx128.24 КБ

Предварительный просмотр:

Схема 1Схема 2Графика и логопедия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

График работы логопеда

график работы логопеда...

График работы логопедического пункта МКДОУ детский сад №12 "Солнышко" р.п.Юрты учитель-логопед О.Л. Щербелева

Часы занятий с детьми,проведение консультация для педагогов и родителей....

График работы логопеда

График работы логопеда...

График работы и циклограмма деятельности учителя - логопеда МБДОУ детского сада № 7 «Жемчужинка» Бурдейной Е.В. на 2018-2019 учебный год.

График работы и циклограмма деятельности учителя - логопедаМБДОУ детского сада № 7 «Жемчужинка» Бурдейной Е.В. на 2018-2019 учебный год....

График учителя - логопеда в ДОУ

График в соответствии с требованиями современного законодательства, 2023 г....