Консультация учителя - логопеда для педагогов ДОУ. Тема: "Формирование коммуникативной компетенции дошкольников через развитие диалогической речи"
консультация по логопедии (старшая группа)

Биктимирова Светлана Васильевна

Развитие диалогической речи  играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_dialogicheskoy_rechi.docx45.13 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативной компетенции дошкольников через развитие диалогической речи

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования направлены, прежде всего, на улучшение его качества. В ФГОС указано, что одно из требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования является владение речью, как средством общения и культуры; обогащение активного словаря, развитие связной грамматически правильной диалогической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи… (ст.п. ФГОС).

Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нем может быть неполной, сокращенной, иногда фрагментарной. Для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология; краткость, недоговоренность, обрывистость; простые и сложные бессоюзные предложения; кратковременное предварительное обдумывание. Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками. Диалогическая речь отличается непроизвольностью, реактивностью. Очень важно отметить, что для диалога типично использование шаблонов и клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения, привычных, часто употребляемых и как бы прикрепленных к определенным бытовым положениям и темам разговора   (Л. П. Якубинский). Речевые клише облегчают ведение диалога. Диалогическая речь симулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуация, в которой происходит диалог, реплики собеседника).

Поставив перед собой задачу изучения особенностей развития форм связной речи, А. М. Леушина собрала значительный материал относительно детских высказываний при различных задачах и в различных условиях общения. На основании своих материалов А. М. Леушина приходит к заключению, что  диалогическая речь является первичной формой речи ребенка.

Можно выделить несколько групп диалогических умений:

1. Собственно речевые умения:

— вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими);

— поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать; доказывать свою точку зрения; выражать отношение к предмету разговора — сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать; высказываться логично, связно;

— говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.

2. Умения речевого этикета. В речевой этикет включаются: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба,

согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др.

3. Умение общаться в паре, группе из 3 — 5 человек, в коллективе.

4. Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.

5. Неречевые (невербальные) умения — уместное использование мимики, жестов.

Развитие диалогической речи  играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение диалогу  можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития диалогической речи, и в то же время развитие диалогической речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.

 Воспитатель должен добиться того, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в диалог со взрослыми и детьми. Нужно приучать детей выражать словами свои просьбы, отвечать словами на вопросы взрослых. Смелее и охотнее вступают в общение с окружающими те дети, которые с раннего возраста воспитывались в детском учреждении (ясли, сад). Этому способствуют встречи и разговоры воспитателя с детьми до перевода их во вторую младшую группу. Однако и в этом случае воспитателю следует продолжать развивать и упорядочивать речевую активность детей.

В работе с детьми среднего дошкольного возраста воспитатель уже больше внимания уделяет качеству ответов детей; он приучает их отвечать как в краткой, так и в распространенной форме, не отклоняясь от содержания вопроса. Необходимо приучить детей организованно участвовать в беседе на занятии: отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать высказывания своих товарищей.

В старших группах следует учить более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе реплики товарищей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно. Закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться. Особое внимание необходимо уделять умениям формулировать и задавать вопросы, в соответствии с услышанным строить ответ, дополнять, исправлять собеседника, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других людей. Следует поощрять разговоры по поводу вещей, не находящихся в поле зрения ребенка, содержательное речевое общение детей по поводу игр, прочитанных книг, просмотренных кинофильмов.

 Обучение детей умению вести диалог, участвовать в беседе всегда сочетается с воспитанием навыков культурного поведения: внимательно слушать того, кто говорит, не отвлекаться, не перебивать собеседника.

Однако взрослым (воспитателям и родителям) следует помнить, что для ребенка дошкольного возраста первостепенное значение имеет овладение диалогической речью — необходимым условием полноценного социального развития ребенка. Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками. Дети достигают больших успехов в развитии диалогической речи в условиях социального благополучия, которое подразумевает, что окружающие их взрослые (в первую очередь семья) относятся к ним с чувством любви и уважения, а также когда взрослые считаются с ребенком, чутко прислушиваясь к его мнению, интересам, потребностям и т.д., когда взрослые не только говорят сами, но и умеют слушать своего ребенка, занимая позицию тактичного собеседника.

   Диалог — сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи. Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать определенный эмоциональный тон; следить за правильностью языковой формы, в которую облекаются мысли; слушать свою речь, чтобы контролировать ее нормативность и; если нужно; вносить соответствующие изменения и поправки.

    Диалогическая речь является наиболее социально значимая для дошкольника. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различному рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми.

Можно сделать вывод что:

•        Для   развития   диалогической речи   детей   необходимо   обогатить содержание   речевого    воспитания   и совершенствовать   формы   и   методы    речевой работы.

•        Новое   содержание   предполагает    стимуляцию   высказываний   детей   из    личного опыта; организацию словесного   коллективного   творчества   (сотворчество);  обучение  диалогу:  умению   слушать   и   слышать   партнера, поддерживать речевое и игровое взаимодействие,   отвечать   на   высказывания партнера, рассуждать, аргументировать высказывания.

•        К новым формам организации диалога детей со сверстниками относятся: работа с подгруппами; организация пространства общения; недисциплинарные формы привлечения и удержания внимания; игровая и коммуникативная мотивация занятий.

•        Методами и приемами развития диалога являются групповые беседы; деятельность кооперативного типа (совместное рисование, аппликация, конструирование, художественный труд); театрализованные игры (игры-драматизации, инсценировки); дидактические игры.

•        Целесообразно чаще организовывать дидактические игры парами с соблюдением следующих игровых правил: соблюдать очередность игровых и речевых действий; слушать партнера; сказанного не повторять; дополнять высказывания партнера: задавать вопросы, вежливо высказывать предположения, пожелания, несогласие; рассуждать, обосновывать свои суждения.

                                                                ПРИЛОЖЕНИЕ

"Кто говорит?”

Цель: развивать внимание к партнёру, слуховое восприятие.

Дети стоят в полукруге. Один ребёнок — в центре, спиной к остальным. Дети задают ему вопросы, на которые он должен ответить, обращаясь по имени к задавшему вопрос. Он должен узнать, кто обращался к нему. Тот, кого ребёнок узнал, занимает его место.

"Угадай, кто это”

Цель:  развивать внимание, наблюдательность.

Упражнение выполняется в парах. Один ребёнок (по договорённости) закрывает глаза, второй — меняется местом с ребёнком из другой пары. Первый на ощупь определяет, кто к нему подошёл, и называет его имя. Выигрывает тот, кто сможет с закрытыми глазами определить нового партнёра.

"Пожелание”

Цель:  воспитывать интерес к партнёру по общению.

Дети садятся в круг и, передавая мяч ("волшебную палочку” или др.), высказывают друг другу пожелания. Например: "Желаю тебе хорошего настроения”, "Всегда будь таким же смелым (добрым, красивым…), как сейчас” и т.д.

"Комплименты”

Цель:  развивать умение оказывать положительные знаки внимания сверстникам.

Дети становятся в круг. Педагог, отдавая мяч одному из детей, говорит ему комплимент. Ребёнок должен сказать "спасибо” и передать мяч соседу, произнося при этом ласковые слова в его адрес. Тот, кто принял мяч, говорит "спасибо” и передает его следующему ребёнку. Дети, говоря комплименты и слова благодарности, передают мяч сначала в одну, потом в другую сторону.

"Закончи  предложение”

Цель:  учить детей осознавать свои привязанности, симпатии, интересы, увлечения и рассказывать о них.

Дети стоят в кругу. В качестве ведущего — педагог. У него в руках мяч. Он начинает предложение и бросает мяч — ребёнок заканчивает предложение и возвращает мяч взрослому:

·          Моя любимая игрушка…

           Мой лучший друг….

           Моё любимое занятие….

           Мой любимый праздник….

           Мой любимый мультфильм….

           Моя любимая сказка…

           Моя любимая песня….

"Ласковое  имя”

Цель:  развивать умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам.

Дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету (цветок, "волшебную палочку”). При этом называют друг друга ласковым именем (например, Танюша, Алёнушка, Димуля  и т.д.) Воспитатель обращает внимание детей на ласковую интонацию.

"Разговор  по  телефону”

Цель:  развитие умения вести диалог по телефону на соответствующую тему.

Тему задает воспитатель (например, поздравить с днем рождения, пригласить в гости, договориться о чем-то и т. д.).

"О  чем  спросить  при  встрече”

Цель:  учить детей вступать в контакт.

Дети сидят в кругу. У ведущего — эстафета (красивая палочка, мяч и т.п.). Эстафета переходит из рук в руки. Задача игроков — сформулировать вопрос, который можно задать знакомому при встрече после приветствия, и ответить на него. Один ребёнок задает вопрос, другой отвечает ("Как живёте?” — "Хорошо”. "Как идут дела?” — "Нормально”. "Что нового?” — "Все по-старому” и т.д.). Дважды повторять вопрос нельзя.

"Вопрос  —  ответ”

Цель:  развивать у детей умение отвечать на вопросы партнёра.

Дети стоят в кругу. У одного из них в руках мяч. Произнеся реплику-вопрос, игрок бросает мяч партнёру. Партнёр, поймав мяч, отвечает на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом задаёт собственный вопрос и т.д. ("Какое у тебя настроение?” — "Радостное”. "Где ты был в воскресенье?” — "Ходил с папой в гости”. "Какую игру ты любишь?” — "Ловишки” и т.д.).

"Прощай”

Цель:  учить детей выходить из контакта, используя доброжелательные слова и интонации.

Дети сидят в кругу и, предавая эстафету друг другу, называют слова, которые говорят при прощании (до свидания, до встречи, всего хорошего, ещё увидимся, счастливого пути, спокойной ночи, до скорой встречи, счастливо т.д.). Педагог обращает внимание на то, что, прощаясь, необходимо посмотреть партнёру в глаза.

ТЕКСТЫ ДЛЯ ИНСЦЕНИРОВКИ

СОРОКА И ЗАЯЦ

  • Вот тебе бы, Заяц, да лисьи зубы!
  • Э-э, Сорока, всё равно плохо...
  • Вот бы тебе, серый, да волчьи ноги!
  • Э-Э, Сорока, невелико счастье!
  • Вот тебе бы, косой, да рысьи когти!
  • Э-э, Сорока! Что мне клыки да когти!

Душа-то у меня всё равно заячья...

Н. Сладков

СОРОКА И МЕДВЕДЬ

  • Ау, Медведь! Ты по ночам что делаешь?
  • Я-то? Да ем.
  • А днём?
  • И днём ем.
  • А утром?
  • И утром.
  • А вечером?
  • И вечером.
  • А когда же ты не ешь?
  • Когда сыт бываю.
  • А когда ты сытым бываешь?
  • А никогда. 

ЯМА

-Яму копал?

-Копал.

  • В яму упал?
  • Упал.
  • В яме сидишь?
  • Сижу.
  • Лестницу ждёшь?

-  Жду.

  • Яма сыра?
  • Сыра.
  • Как голова?
  • Цела.
  • Значит, живой?
  • Живой.
  • Ну, я пошёл домой.

КОЗЁЛ МЕФОДИЙ

  • Кто там ходит в огороде?
  • Это я, козёл Мефодий.
  • По каким таким делам?
  • Помогаю сторожам.

Я капусту охраняю

Каждый лист оберегаю.

  • Почему капусту вдруг,

А не редьку и не лук?

Ты забыл о них, выходит?

-        Ничего я не забыл,

Но на всех не хватит сил.

Лук стеречь я не умею,

А от редьки я худею.

А капуста - хороша,

И нужны ей сторожа,

Потому что самый вкусный,

Самый вкусный лист капустный.

В ТИХОЙ РЕЧКЕ

В тихой речке у причала

Рыбка рыбку повстречала.

  • Здравствуй!
  • Здравствуй!
  • Как дела?
  • На рыбалке я была.

Я удила рыбака, дядю Петю-чудака.

  • Где же твой рыбак? Попался?
  • Нет, ушел хитрец, Сорвался!

Е. Череповецкий

КТО КОГО

  • Кто кого обидел первый?
  • Он меня!
  • Нет, он меня!
  • Кто кого ударил первый?
  • Он меня!
  • Нет, он меня.
  • Вы же раньше так дружили!
  • Я дружил.
  • И я дружил.
  • Что же вы не поделили?
  • Я забыл.
  • И я забыл.

ЕЖИК

-        Ёжик, ёжик,

Почему такой колючий?

-Это я на всякий случай!

Знаешь, кто мои соседи?

Лисы, волки и медведи!

Б. Заходер

ВСТРЕЧА

Волк ежу сказал: «Ты колкий!

Убери, дружок, иголки!»

«Уберу, - ответил ёж, -

если зубы уберешь».

ЛИСА И ВОЛК

Серый волк в глухом лесу

Встретил рыжую лису.

  • Лизавета, здравствуй!
  • Как дела, зубастый?
  • Ничего, идут дела, голова ещё цела.
  • Где ты был?
  • На рынке.
  • Что купил?
  • Свининки.
  • Шерсти клок, ободрали правый бок. Хвост отгрызли в драке.
  • Кто отгрыз?
  • Собаки.

-  Жив ли, милый куманёк?

  • Еле ноги уволок. Как, лиса, твои дела?
  • На базаре я была.
  • Что ты так устала?
  • Уток я считала.
  • Сколько было?
  • Семь с восьмой.
  • Сколько стало?
  • Ни одной!
  • Где же эти утки?
  • У меня в желудке.

СТУК-СТУК

  • Стук-стук!
  • Кто там?
  • Мяу-мяу, мяу!
  • Кошка ты?
  • Мяу-мяу, мяу - Я!
  • Кошка, хочешь молока?
  • Стук-стук!
  • Кто там?
  • Ав-ав-ав! Это - Я!
  • Я за косточкой пришла!

  • Где ты, брат Иван?
  • В горнице.
  • А что делаешь?
  • Помогаю Петру.
  • А Петр что делает?
  • Да на печи лежит.

  • Что ты тащишь, мышка?
  • Сыр несу детишкам!
  • Где взяла?
  • Купила, крону заплатила!
  • Что ты сдачу не взяла?
  • А хозяйка ведь спала!

С. Маршак

  • Филя, есть хочешь?
  • Да нет, батюшка, я перекусил.
  • А чем перекусил?
  • Да съел кусок пирога,

горшок сметаны и решето калачей.

        

Формирование коммуникативной компетенции дошкольников

 через развитие

 диалогической речи

                                                   Подготовила: учитель – логопед

                                                                          Биктимирова С.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД из опыта работы по теме: «Формирование коммуникативной компетенции дошкольников посредством развития диалога через игры и игровые упражнения»

ДОКЛАДиз опыта работыпо теме:«Формирование коммуникативной компетенции дошкольников посредством развития диалога через игры и игровые упражнения»...

Развитие коммуникативной компетенции дошкольников через театрализованную деятельность

Статья  из опыта работы педагога  "Значение театрализованной деятельности в развитии  коммуникативных качеств дошкольника"...

статья Развитие социально – коммуникативных компетенций дошкольников через организацию проектной деятельности

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности...

Консультация для педагогов на тему: «Формирование предпринимательских навыков у дошкольников через игровую деятельность»

Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке - веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятель...

Консультация для педагогов на тему «Формирование гражданской позиции у дошкольников через организацию предметно-развивающей среды в соответствии ФГОС»

Одним из условий реализации системы патриотического воспитания в ДОУ является правильная организация развивающей предметной среды, которая должна способствовать развитию ребенка в целом. Необходимо со...

Консультация для педагогов на тему «Формирование гражданской позиции у дошкольников через организацию предметно-развивающей среды в соответствии ФГОС»

Одним из условий реализации системы патриотического воспитания в ДОО является правильная организация развивающей предметной среды, которая должна способствовать развитию ребенка в целом. О том, как ее...