Развитие коммуникативной компетенции дошкольников через театрализованную деятельность
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Проценко Юлия Владимировна

Статья  из опыта работы педагога  "Значение театрализованной деятельности в развитии  коммуникативных качеств дошкольника"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативной компетенции дошкольников через театрализованную деятельность.

Театральная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, связана игрой. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это - конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемое событие. Таким образом, театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

В своей работе в рамках кружковой деятельности уделяю особое внимание социально-коммуникативному развитию, которое направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме и природе. Для реализации цели ФГОС ДО социально-коммуникативное развитие рассматриваю c помощью сквозных механизмов таких как игра, общение, познавательно-исследовательская деятельность.

В развивающую среду группы помещаю разные виды театров: Би-ба-бо, театр пяти пальцев, магнитные, настольные, конусные, театр на ложках, театр игрушек, театр Матрёшки, театр на фланелеграфе и плоскостной.  А также: атрибуты для разных сюжетно – ролевых игр, костюмы, маски, музыкальные инструменты, дидактические игры: «Театр настроений», «Чувства и эмоции», «Расскажи сказку» и др

Для развития социально-коммуникативных навыков у детей использую  простые элементы театрализованной деятельности. Ребята с радостью изображают в небольших сценках повадки животных, имитируя их движения, голоса. Со временем содержание деятельности усложняются, вместе с детьми инсценируем небольшие сказки, простые поэтические произведения различного социально - значимого содержания: «Огонь, друг или враг», «Колобок на новый лад», «Кошкин дом», «Сорок сороков» и др.

Большое внимание уделяю развитию таких важных коммуникационных характеристик как интонация, темп, мимика. Для этого использую различные приемы: анализирую характер движения, интонацию: летит большая и маленькая птица, веселые и грустные зайцы, снежинки кружатся, падают на землю. В комплексном подходе социализации личности использую такие приёмы как: этюды, сочинение историй, моделирование и анализ заданных творческих ситуаций, творческие задания для детей, мини-конкурсы, импровизация и т. п. Провожу с детьми игры: «Король», «День рождения», «Баба – Яга» и др., этюды: «Страшный зверь», «Цветок», «Бабочка». В этих играх дети обучаются действиям и способам реализации роли, так как роль может существовать только благодаря наличию ролевых действий, которые придают ей значимость, и являются центром игры.

 В процессе игровой деятельности включаю: музыкально-ритмические разминки, это музыкально-практические игры и упражнения, которые развивают подвижность, пластическую выразительность, музыкальность и ритмичность; дыхательную и речевую гимнастику, с помощью которой у детей формируется правильная, чёткая артикуляция и произношение.

Используя в своей работе метод сказкотерапии. Этим развиваю у детей творческую инициативу, умение преодолевать детские страхи, чувство тревожности. Рассказываю сказки, в которых показаны способы разрешения конфликтных ситуаций, считаю, что они формируют у детей позицию здравого смысла и здравого чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о семейных хитростях. Примером таких сказок могут быть «Гадкий утёнок», «Три поросёнка».

Театральные этюды -  основа актёрского мастерства. Репетиции над этюдами не менее важны, чем постановка самого спектакля: идёт последовательное знакомство, артистические навыки дошкольников. В игре «Превращение» дети учатся наблюдать, развивают логическое мышление, обыгрывая этюд, передают выразительные движения, выражение радости. После драматизации сказок провожу обсуждение, задаю вопросы: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чьё поведение, чьи поступки тебе понравились? И т.д. Отражение эмоционального отношения к произошедшим событиям дети передают через рисование, лепку, составление рассказов.

Таким образом, театрализованная деятельность способствует развитию коммуникативной компетенции дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие коммуникативных способностей дошкольников через театрализованную деятельность»

Коммуникация – способность общения со сверстниками, взрослыми, целью которой является передача какой-либо информации для того, чтобы собеседник понял её смысл. Общение является одним из важных показат...

"Развитие коммуникативных способностей дошкольников через театрализованную деятельность"

В настоящее время коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу, поэтому возникает необходимость оптимизации педагогических условий для более эффективного формирования коммуникат...

Развитие творческих и коммуникативных способностей дошкольников через театрализованную деятельность

Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в ДОУ, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором ярко проявляе...

Развитие коммуникативных способностей дошкольников через театрализованную деятельность

Сообщение из опыта работы "Развитие коммуникативыных способностей дошкольников через театрализованную деятельность"...

«Развитие коммуникативных навыков дошкольников через театрализованную деятельность» (выступление из опыта по теме самообразования)

В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, ...