Статья по теме "Использование лексико-грамматических игровых упражнений в формировании речи детей".
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему

Киреева Наталья Владимировна

Использование лексико-грамматических игровых упражнений помогает в коррекции и воспитании речевого развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya1.docx13.55 КБ

Предварительный просмотр:

   Использование лексико-грамматических игровых упражнений в формировании речи детей.

  У детей с общим недоразвитием речи кроме нарушений фонетико-фонематического восприятия страдает и лексико-грамматический строй речи.

  Так как игра является основным видом деятельности детей дошкольноговозраста, то её нужно обязательно включать в педагогический и коррекционный процесс образовательной системы. В ходе игры происходит всестороннее развитие ребёнка: улучшается память, внимание, мыслительные способности.

  Изучением и методикой проведения дидактических игр занимались А. П. Усупова, В. Н. Аванесова и другие специалисты. Один из выдающихся русских психологов Л. С. Выготский подчёркивал неповторимую специфику детской игры.

  Практика логопедической работы показывает, что для формирования лексико-грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи лучше использовать игры и игровые упражнения, которые позволяют развить связную речь, пополнить и активизировать словарный запас, совершенствовать грамматический строй речи.

  Игры, которые предлагаются вашему вниманию , могут быть использованы как на занятиях, так и в повседневной работе с детьми, воспитателями и родителями.

  Игра "Прятки".

  Цель: учить детей правильно употреблять предлоги: за, в, под.

  Ход игры.

  Взрослый предлагает детям посмотреть на картинку с изображением дерева и разных зверюшек, которые захотели поиграть с детьми в прятки. Они спрячутся, а дети их будут искать и называть, кто где спрятался. (Дети произносят: "Зайка спрятался за кустиком и т. д.")

  Игра " На поляне".

  Цель: учить детей внимательно вслушиваться в стихотворный текст и находить в нём предлоги.

  Ход игры.

  логопед размещает на фланелеграфе картинки с изображением дуба, ёлки, сосны, берёз, речки, солнышка и животных: птиц, зайчика, лисы и ежа.

  Логопед читает стихотворение по частям( по 2 строчки). Дети слушают и называют предлоги, которые встречаются в стихотворении.

              На поляне

      На поляне, средь берёз

      Старый дуб у речки рос.

      Солнце лучиками грело,

      Ласковую песню пело.

      Птички стайкой прилетели

      И на ветках посидели.

      Зайка мимо пробегал,

      От лисы он убегал.

      И зайчишка наш косой

      Спрятался за той сосной.

      Ёж тихонько подошёл,

      Он под ёлкой гриб нашёл.

      Положил его в лукошко

      И понёс к себе в сторожку.

      Ну-ка, дети, подскажите

      И предлоги назовите!

  Игра "Кто кем становится"

  Перед игрой следует провести беседу о домашних животных и их детёнышах.

  Цель: накапливать и активизировать словарь по теме "домашние животные"; учить детей вслушиваться в стихотворный текст и продолжать предложения.

  Ход игр.

  Логопед демонстрирует изображения детёнышей животных. при этом читает стихотворный текст. Дети должны правильно подобрать рифму и картинку с изображением взрослого животного или детёныша.

       Жил один щенок-

       Он рос и рос,

       А теперь он не щенок,

       А взрослый ...(пёс).

       Котёнок всё играл,

       Незаметно подрастал.

       Стал красивым он...(котом).

       Жеребёнок с каждым днём

       Становился кем?(Конём).

       Этот взрослый сильный бык

       В детстве был ...(телёнком).

       С этой курочкой дружил,

       А она была...(цыплёнком).

         

  Н. В. Киреева, учитель-логопед, г.Санкт-Петербург        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Тема «Игры и игровые упражнения для развития речи детей».

Упражнения артикуляционной гимнастики ,игры для развития лексико0грамматических представлений....

Буклет: Формирование лексико-грамматических категорий и навыков словообразования в речи детей с системным недоразвитием речи 3- 4 года обучения

Формирование лексико-грамматических категорий и навыков словобразования в речи детей с системным недоразвитием речи 3-4 года обучения...

Роль семьи в воспитании правильной речи детей. Игры и игровые упражнения для развития речи детей дома

Данный материал содержит рекомендации для родителей по формированию правильной речи у младших дошкольников. Приведены примерные игровые упражнения для занятий с детьми в домашних условиях....