Буклет: Формирование лексико-грамматических категорий и навыков словообразования в речи детей с системным недоразвитием речи 3- 4 года обучения
методическая разработка по логопедии на тему

Формирование лексико-грамматических категорий и навыков словобразования в речи детей с системным недоразвитием речи 3-4 года обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon buklet_na_master-klass.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

5

  • "Разрезные картинки" (фрукты, овощи, ягоды, грибы). Цель – формирование целостного восприятия предмета, умение рассказывать о картинке, которую собрал.
  • "Какого цвета фрукты?". Цель – практическое овладение навыком использования в речи сложных прилагательных. Раздать детям карточки разных цветов: 1) красного и желтого, 2) желтого и зеленого. Дети поднимают карточку, если фрукт может быть окрашен в те цвета, которые изображены на их карточках (красно-желтое яблоко, желто-зеленый виноград...)

Тема: "Одежда, обувь, головные уборы"

  • "Магазин". Цель – учить детей составлению описательного рассказа. Ребенок описывает вещь, которую хочет купить, не называя её. "Продавец" отгадывает о чем идет речь и отдает "покупателю" нужную картинку.
  • "Оденем куклу по сезону?". Цель – активизация словаря по теме, практическое овладение навыком построения предложений с союзом а. На  Маше надета зеленая кофта, а на Тане белая в черную клеточку. У Маши  кофта с карманами, а у Тани – без карманов.
  • "Я иду гулять". Цель – активизация словаря по теме, практическое овладение навыком построения предложений с однородными членами. Ребенок должен подобрать одежду, необходимую ему для занятий спортом, похода за грибами, утренника в детском саду…, и рассказать, что он наденет.
  • "Собери картинку" (картинки-фотографии разрезаны на 3 части – голова, туловище, ноги). Цель – закрепить знания детей о различных видах одежды – по сезону, форменная для людей различных профессий.
  • "Чего не хватает?" Цель – развитие целостного восприятия предмета, умение дорисовывать недостающие детали (воротник, рукав, брючину, манжет, пуговицы…)

6

Тема: "Посуда" (выборочно)

  • "Скажи правильно". Цель – практическое использование в речевых оборотах согласований числительных с существительными .Одна  тарелка, три тарелки, пять тарелок. Одна ложка, три ложки, пять ложек.
  • "Для чего это нужно? ". Цель – активизировать в речи предикативные формы, развитие умения отвечать на вопросы полным ответом. Кастрюля нужна для того, чтобы в ней варить суп.

Тема: "Животные" (выборочно)

  • "Польза от домашних животных". Цель – практическое использование существительных в винит. падеже. Фермер спрашивает у "домашних животных", какую пользу они приносят человеку. Я собака – охраняю жилище. Я корова – даю молоко,сметану,масло.
  • "Детеныши домашних животных". Цель – формирование навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. У собаки -щенята; у лошади-жеребята…
  • "Один много". Цель – формировать умение образовывать множественное число у существительных.  Один заяц- много зайцев;  один ёж -много ежей…
  • "Чей хвост? Чья голова?". Образование притяжа-тельных прилагательных (картинки с изображением голов и хвостов животных). Ответы детей: это лисья морда, у лисы лисий хвост.

Тема: "Зима. Зимние забавы" (выборочно)

  • "Скажи какой". Цель – активизация словаря прилагательных. Ответы: снеговик (какой?) белый, снежный, холодный, смешной; зима (какая?) серебристая, холодная, морозная, снежная;
  • "Зимние забавы". Цель – практическое овладение умением использовать предлоги в, на, за, из, с. Ответы: Катаюсь на лыжах. Ехать  с горы.

МБДОУ детский сад

 компенсирующего вида № 81

                          Формирование

лексико-грамматических

категорий и навыков словообразования в речи детей

с системным недоразвитием

3, 4 года обучения

                                 

                               

                              Подготовила

Учитель- дефектолог

Новосёлова Е.Л.

   Литература:

  1. А.К.Бондаренко "Дидактические игры в детском саду", М., 2005г.
  2. В.И.Селиверстов "Речевые игры с детьми", М., 1994
  3. Т.А.Ткаченко "Формирование лексико-граммати-ческих представлений (логопедическая тетрадь), Детство-Пресс, 1999г.
  4. Н.В.Новоторцева "Развитие речи детей". Серия "Вместе учимся, играем", Гринго, 1995г.
  5. Г.С.Швайко "Игры и игровые упражнения для развития речи", М., 1983г.

г. Ангарск, 2012

2

«Многие детские игры - подражание серьезной деятельности взрослых»

Януш Корчак

Особое значение игра приобретает в коррекционно-педагогическом процессе в воспитании и обучении детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями поскольку наряду с предметной деятельностью, она используется в качестве основы формирования правильной речи детей и для их полноценного развития. В игре дети отображают свои представления и знания об окружающем мире.

Работа по накоплению словаря и формированию грамматических средств языка и навыков словообразования проводится в тесном единстве, поэтому предложенные игры имеют сразу несколько целей.

Логопедическая коррекция будет более эффективной при использовании различного наглядного материала: натуральных фруктов и овощей, игрушек, картинок, специально изготовленных пособий, настольно-печатных игр.

Для того, чтобы вызвать интерес у детей к обучению, участниками игры становятся кошечка, кукла Маша, которых дети одевают, кормят, водят в зоопарк. Дети участвуют в сюжетно-ролевых играх: приходят в магазин покупать, становятся водителями различного транспорта.

Тема: "Транспорт" (выборочно)

  • "Кто управляет этим транспортом?". Цель – накопление словаря по теме. (мотоцикл – мотоциклист, теплоход – капитан, самолет – пилот)
  • "Какой это транспорт?" Цель – расширение словарного запаса, уточнение представлений о назначении различных видов транспорта.(Водный, воздушный ит.д.)

3

Тема: "Овощи"

  • "Вершки и корешки". Цель – расширение знаний об особенностях различных овощей, что у одних овощей мы едим вершки (капуста, помидор...), а у других корешки (картофель, морковь…)
  • "Огород". Цель – формирование умений составлять предложения по образцу с включением в его состав формы родительного падежа существительного с предлогом. У Пети тыква. У папы большая тыква.
  • "Собрали урожай." Цель – упражнять в образовании уменьшительно- ласкательных форм существительных, суффиксальным способом. В нашем огороде росла большая морковка и маленькая морковочка.
  • "Мы считаем". Цель – формирование грам-матической категории множественного числа существительных. Дети в кругу рассказывают стихи: "Раз, два, три, четыре, пять – все умеем мы считать. Принесли из магазина мы огромную корзину. В ней много разных овощей, посчитать-ка их сумей" (ребенок передает овощ стоящему рядом со словами: один огурец, …, пять огурцов) 
  • "Считалка "Овощи". Цель – обогащение словаря, развитие памяти. Раз, два, три, четыре. Дети овощи учили. Лук, редиска, кабачок. Хрен, морковка, чесночок (название овоща подлить на слоги).
  • "Писатель". Цель – научить составлению описа-тельного рассказа по вопросам или плану (овощ, фрукт, ягода или гриб). 1) Что это? 2) Где растет? 3) Какой на вкус? 4)Какого цвета? 5) Какой формы? 6) Какой на ощупь? 7) Что из него готовят?
  • "Повар". Цель – активизация словаря по теме. Каждая команда должна приготовить для логопеда угощение : суп, салат… Дети: "У нас есть картофель, лук, морковь, горох, мясо. Мы приготовили суп"…

4

Тема: "Фрукты"

  • "Магазин". Цель – расширение словаря прилагательных по теме, формирование навыка отыменных прилагательных и согласование прилагательных и существительных (Я хочу купить компот из вишен – вишневый компот).
  • "Машин сад". Цель – активизация словаря по теме, формирование грамматической категории существительного род. падежа мн. числа. (У Маши на дереве росли лимоны. Маша собрала с дерева много лимонов. Что можно приготовить из этих фруктов? – компот, желе, варенье, сок, начинку для пирога)
  • "Волшебное дерево". Цель – расширение словаря по теме. Как мы назовем наше дерево, если на нем растут яблоки? (яблоня). А может ли на нашем дереве вырасти банан? (нет, бананы растут на пальме).
  • "Письмо с ошибками". Цель – практическое овладение навыками использования в речи отыменных прилагательных и согласование их с существительными. Письмо от Чебурашки: "Здравствуйте, дети! Приезжайте ко мне в гости. Я сварю к вашему приезду из яблок яблочный компот. Я испеку из слив яблочный пирог. Я отожму из апельсинов я блочный сок и т.д." (Какие ошибки в письме нужно исправить?)
  • "Самый главный фрукт". Цель – расширение словаря по теме, формирование навыка практического употребления в речи однородных членов предложения. У девочки в саду росли фрукты. Какие? Дети перечисляют (картинки разных фруктов). Однажды фрукты заспорили "Кто самый главный". Что сказала им Маша? (почему все они главные?)

бучении и развитии школьников", Санкт-Петербург, Речь, 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивной доски в работе по формированию навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи

  Комплекс игр адресован для логопедов и воспитателей. Предназначен для проведения работы по развитию навыков словообразования, словоизменения и связной речи у детей с общим недоразвитием ...

"Особенности овладения навыками словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня"

Данная статья поможет ознакомиться с характерными особенностями овладения словообразовательными навыками у детей с ОНР III уровня...

Формирование навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Процесс словообразования у дошкольников с ОНР сформирован недостаточно. Применение специально разработанных методов развития словообразования у детей дает возможность углубить работу по коррекции рече...

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

При формировании навыков словообразования, главная задача заключается в уточнении значения наиболее продуктивных форм словообразования, дифференциации их по значению и звуковому оформлению, проводится...

Формирование навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи

Словообразование это не только система особых операций, но и неотъемлемый компонент в становлении всей языковой способности в целом. Словообразование является мощнейшим стимулом развития речи в цело...

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ (РАЗВИТИЯ) НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В статье рассматриваются общие аспекты проблемы нарушений словообразования у детей, представлены подходы к понятию «словообразование», представлены основные направления логопедической рабо...

Коррекционно-педагогические условия формирования навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи

В статье рассматриваются проблемы формирования навыков словообразования у дошкольниклв с общим недоразвитием речи....