Осуществление комплексного подхода к преодолению заиканию в условиях детского сада
консультация по логопедии на тему

Никифорова Наталья Петровна

Основная задача, которую должны решать работники специальных дошкольных учреждений, состоит в том, чтобы в результате коррекционно-воспитательной работы устранить полностью или частично речевой дефект и подготовить ребенка к успешному обучению в общеобразовательной школе или в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Осуществление комплексного подхода к преодолению заиканию в условиях детского сада

Подготовила: учитель-логопед высшей квалификационной категории Никифорова Н.П.

Основная задача, которую должны решать работники специальных дошкольных учреждений, состоит в том, чтобы в результате коррекционно-воспитательной работы устранить полностью или частично речевой дефект и подготовить ребенка к успешному обучению в общеобразовательной школе или в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

        Коррекционными задачами предусмотрено формирование общего и речевого поведения детей с учетом возрастных психофизиологических особенностей и формирование навыков пользования самостоятельной речью без заикания.

        Образовательными задачами, как в массовом детском саду, предусмотрено расширение и углубление знаний по соответствующим разделам программы. Все содержание работы по разделам программы составляет основу обучения заикающихся детей и наряду с образовательными задачами направлено на коррекцию общего и речевого поведения и перевоспитания их речи.

        Постепенное овладение самостоятельной, свободной от заикания речью осуществляется в ходе специального обучения. Учебный год делится на четыре периода:  в начале учебного года логопед проводит обследование речи и психофизиологических процессов каждого ребенка. Эта работа осуществляется в несколько этапов, к ней привлекаются родители, врач-психоневролог. На протяжении учебного года логопед проводит ежедневные занятия с детьми, разделенными на две подгруппы с учётом возраста и структуры дефекта. Оставшиеся от подгрупповых занятий время используется для индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения.

        Учитывая нарушения общей и речевой моторики логопед и воспитатель систематически включают в занятия и режимные моменты: игры, и упражнения по их развитию.

        У многих детей отмечается нарушение голоса и интонации. Поэтому в занятия и вне их включается работа по заучиванию стихов. Это прекрасное средство регулирования речевого дыхания, темпа и режима речи. Драматизация стихов способствует интонационной выразительности речи детей.

        Наряду с ежедневными логопедическими занятиями в детском саду используются дидактические игры, труд, все режимные моменты и занятия воспитателей. Воспитатели на своих занятиях закрепляют речевые навыки, полученные детьми на предыдущих этапах логопедических занятий. Воспитатель проводит занятия вечером со всей группой и индивидуально по заданию логопеда.

        Для осуществления взаимосвязи и преемственности в работе воспитателя и логопеда ведется тетрадь заданий воспитателю. В ней содержатся конкретные задания логопеда, направленные на подготовку к предстоящим логопедическим занятиям и на закрепление навыков правильной речи с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.  Перечень тем планируется сроком на месяц, а конкретные задания по лексической теме, по коррекции звукопроизношения- на неделю.

        В коррекционно-воспитательный процесс включается и музыкальный руководитель. Он осуществляет задачи массового детского сада. Однако реализует их в плане коррекции общего и речевого поведения, развития внимания, общей моторики.  Музыкальный руководитель вводит в свои занятия упражнения, воспитывающие внимание, наблюдательность, умение воспроизводить последовательно ряд заданных действий, способность переключиться с одного упражнения на другое, удерживать в памяти несколько движений. Важнейшее значение имеет логоритмика, которую логопед проводит совместно с музыкальный руководителем.

        В детском саду проводится коррекционно-воспитательная работа, направленная на регулирование речевого и общего поведения. Особое значение придается воспитанию навыков речевого поведения: умению внимательно слушать собеседника, вовремя включится в разговор, не перебивать взрослых и товарищей. Осуществляется единый речевой режим.

        Коррекционным задачам подчинена вся организация жизни и воспитания заикающихся дошкольников. Например, чтобы избежать перегрузок, постоянно чередуются игры, занятия, отдых.

        Проводится комплекс лечебно-оздоровительных мер. В течение всего года проводится медикаментозное лечение, фитолечение и физиотерапевтические процедуры и корригирующая гимнастика. Кроме обязательных физкультурных занятий в детском саду проводятся дни здоровья, лечебная физкультура и спортивные праздники.

        Большое значение для коррекции заикания имеет работа с родителями. Для этого проводятся регулярные индивидуальные консультации, открытые групповые и индивидуальные занятия. Логопед знакомит родителей с содержанием работы, с режимом дня в саду и дома.

        Таким образом, коррекционная работа осуществляется на протяжении всего времени пребывания ребёнка в детском саду. В ней участвуют логопед, воспитатели, музыкальный руководитель, психолог, инструктор по физкультуре и врачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная реабилитация детей с ОДА в условиях детского сада

Комплексная реабилитация детей с нарушением ОДА  В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДАЯ работаю в детском саду компенсирующего вида, который посещают дети с нарушением опорно-двигательного аппарата. Осн...

"Осуществление комплексного подхода к развитию музыкально-художественной деятельности дошкольников с использованием проектной технологии"

Сегодня обязательным условием организации образовательной деятельности в детском саду, выступает принцип интеграции образовательных областей. Об этом очень чётко сказано в Федеральных требованиях к ст...

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ КОМПЛЕКСНОМ ПОДХОДЕ К ПРЕОДОЛЕНИЮ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

В статье рассматривается современный комплексный подход к преодолению заикания, а также опыт инновационных технологий в коррекционной работе с детьми с заиканием....

«Проблема адаптации детей к условиям детского сада. Осуществление работы с детьми в адаптационный период в условиях ДОУ»

В презентации раскрывается сущность понятия "адаптация", а также описываются приемы работы с детьми в период адаптации к ДОУ....

Презентация «Гендерный подход в воспитании дошкольников в условиях детского сада».

Организация педагогического процесса на основе индивидуально-дифференцированного подхода в условиях совместного воспитания девочек и мальчиков в детском саду является современной и...

Презентация Комплексный подход к преодолению заикания

Современный подход к преодолению заикания - комплексное лечебно-педагогическое воздействие различными средствами и усилиями разных специалистов на разные компоненты речевой деятельности...