Вместе с мамой учимся говорить красиво
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

У  большинства дошкольников отмечаются нарушения звукопроизношения, некоторые из которых носят временнный, непостоянный характер. Это обусловлено тем, что у детей данного возраста недостаточно хорошо функционируют центральный слуховой и речевой аппараты. Связь между ними недостаочно выработана и прочна, мышцы речевого аппарата еще слабо натренированы. Именно поэтому в дошкольном возрастебольшую роль играет целенаправленное развитие речевого слуха, речевого дыхания, подвижности речевых органов и умение владеть ими. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_govorit_krasivo.docx15.31 КБ

Предварительный просмотр:

Вместе учимся говорить красиво

Практически у всех дошкольников встречаются недостатки произношения одного или нескольких звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. Они обусловлены тем, что у ребенка этого возраста еще недостаточно хорошо функционируют центральный слуховой и речевой аппараты. Связь между ними недостаточно выработана и прочна, мышцы речевого аппарата еще слабо натренированы. Все это приводит к  тому, что движения речевых органов ребенка еще недостаточно четки и согласованы, звуки недостаточно четко различаются на слух. Поэтому в дошкольном возрасте большую роль играет целенаправленное развитие речевого слуха, речевого дыхания, подвижности речевых органов и умения владеть ими.

Развитие речевого дыхания

Целью упражнений на развитие речевого дыхания является выработка длительной направленной воздушной струи, необходимой для правильного произношения многих звуков.

«Чей пароход лучше гудит?» Возьмите стеклянный пузырек высотой примерно 7 см, диаметром горлышка 1-1,5 см или любой другой подходящий предмет. Поднесите его к губам и подуйте. «Послушай, как гудит пузырек. Как настоящий пароход. А у тебя получится пароход? Интересно, чей пароход будет громче гудеть, твой или мой? А чей дольше?» Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной и выходить посередине. Только не дуйте слишком долго (больше 2-3 секунд), а то закружится голова.

«Капитаны» Опустите в таз с водой бумажные кораблики и предложите ребенку покататься на кораблике из одного города в другой. Чтобы кораблик двигался, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы трубочкой. Но вот налетает порывистый ветер – губы складываются, как для звука [п].

Также способствуют развитию речевого дыхания свистульки, игрушечные дудочки, губные гармошки, надувание шариков и резиновых игрушек.

Развитие слухового внимания

«Угадай, где звенит!» Для игры понадобится колокольчик, погремушка или просто связка ключей. «Ты сейчас зажмурься и слушай внимательно. Я отойду в угол комнаты и там позвоню в колокольчик, а  колокольчик спрячу в том месте, где звонила. Запомни, где звонил колокольчик и потом найди его». Неплох было бы меняться с ребенком – он звенит, а Вы ищите.

«Что звучит?» Познакомьте ребенка с тем, как звучат предметы из различных материалов (стекла, дерева, металла), постучав по ним. Пусть ребенок сам постучит и запомнит звуки. После этого завяжите ему глаза и повторите процедуру. Предложите угадать, что он услышал. А теперь поменяйтесь ролями с ребенком.

«Скажи, что ты слышишь» Познакомьте ребенка закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки он услышал (щебет птиц, сигнал машины, шорох падающих листьев, разговор прохожих и т.д.). Можно посоревноваться, кто больше услышал разных звуков. Игру хорошо проводить на прогулке.

Упражнения для укрепления мышц речевого аппарата

Каждое упражнение выполняется перед зеркалом 3-5 раз по 5-10 секунд, весь комплекс 3-5 раз в день по 6-7 минут.

«Лягушка» - удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук [и]. Передние верхние и нижние зубы обнажены.

Как веселые лягушки

Тянем губки прямо к ушкам.

Потянули – перестали.

И нисколько не устали.

«Слон» - вытягивание губ вперед трубочкой, как бы беззвучно произнося звук [у].

Подражаю я слону –

Губы хоботом тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

 «Лягушка – слон» - чередование положения губ: в улыбке – трубочке. Упражнение выполняется ритмично, под счет.

«Рыбка» - спокойное широкое открывание и закрывание рта. Упражнение выполняется ритмично, под счет.

«Качели» - рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично меняется положение языка: 1) кончик языка за верхними резцами; 2) кончик языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок!

«Часики» - рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке, кончик языка поочередно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под счет. Подбородок не двигается!

«Лопаточка» - рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке, широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5-10 секунд. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом «пя-пя-пя».

«Иголочка» - рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке, высунуть изо рта узкий напряженный язык. Удерживать 5-10 секунд.

«Лопаточка-иголочка» - чередование положений языка: широкий – узкий. Упражнение выполнять ритмично, под счет.

«Горка» - рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Удерживать 5-10 секунд. Затем верхние передние зубы с легким нажимом проводят по спинке языка от середины к кончику.

Спинка язычка сейчас

Станет горочкой у нас.

Скатываются зубки с горочки.

«Постучимся в дверку» - рот широко открыт, губы слегка в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Чередовать следующие движения: отодвигать язык в глубь рта и приближать к передним нижним зубам. Упражнение выполняется ритмично, под счет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учить говорить красиво

Как важно уметь выразить свои мысли и донести все оттенки эмоций собеседнику....

"Играя, учим говорить красиво"

Практические рекомендации для родителей по формированию правильной речи у детей старшего дошкольного возраста....

Статья "Учимся говорить красиво".

Рекомендации для родителей....

ПРЕЗЕНТАЦИИ К СЕМИНАРАМ - ПРАКТИКУМАМ С ПЕДАГОГАМИ ПО ТЕМЕ "УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ КРАСИВО"

ПРЕЗЕНТАЦИИ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ ИНТЕРЕСНО ПРОВЕСТИ СЕМИНАР С ПЕДАГОГАМИ ДЕТСКОГО САДА....

Консультация для воспитателей: "Учимся говорить красиво"

Данная статья посвященна развитию просодической стороны речи....

Консультация для воспитателей: "Учимся говорить красиво"

Данная статья посвященна развитию просодической стороны речи....

Учимся говорить красиво. Для чего надо красиво и правильно говорить

Речь не является врожденным качеством человека. Она формируется у ребенка после рождения в общении с родителями, другими взрослыми, детьми. Речь чрезвычайно тесно связана с мышлением, поведением, эмоц...