Консультация для воспитателей: "Учимся говорить красиво"
консультация по развитию речи на тему

Субботина Татьяна Васильевна

Данная статья посвященна развитию просодической стороны речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл subbotina.docx36.9 КБ

Предварительный просмотр:

                          Учимся говорить красиво.

Устная речь – это фундамент, на котором строится вся учебная деятельность в школе. В связи с переходом у обучению с шестилетнего возраста требования к речевой подготовке детей возрастают.

Чистый, звонкий, сильный, достаточно подвижный голос имеет для устной речи такое же значение, как и правильное произношение звуков в словах, грамматически верное построение предложений или точное использование лексических средств. Голос дает возможность передавать информацию на значительное расстояние, обеспечивая нормальную коммуникативную функцию. Хорошо владея и управляя им, говорящий способен донести до слушателей гораздо больше информации, полнее, точно выразить свою мысль, свое отношение к окружающим событиям.

Голос делает речь музыкальной, неповторимой, оказывает эмоциональное воздействие – с его помощью передаются различные чувства (грусть, радость и пр.). Следует отличать речевой голос от певческого и сценического. Речевой голос не фиксирован мелодией, и понижение речи зависит в основном от четкости и правильности произношения согласных звуков. При пении основная нагрузка голоса падает на гласные звуки, и используется он для передачи мелодии, музыкального такта. Певческий голос – это «омузыкаленная речь», диапазон его шире, чем у речевого. Сценический голос – это хорошо поставленный природный голос, при помощи которого актер стремится шире передать внутренний мир героя, его мысли и чувства. Для его развития необходима специальная подготовка.

Основные свойства голоса – высота, сила, тембр.

Высота голоса характеризуется повышением и понижением тона. Смена высоты тона в процессе говорения обеспечивает интонационную выразительность речи, делает ее певучей, мягкой, мелодичной.

Сила голоса обеспечивает произнесение звуков, слов, фраз с различной громкостью. Однако сила речевого голоса не только физическое свойство, но и важный элемент мелодико – интонационного оформления устной речи.

Тембр голоса, или качественная его окраска (звонкий, глухой, тусклый, гнусавый и пр.), обеспечивается за счет присоединения к основному тону издаваемого звука добавочных тонов (обертонов), что придает речи каждого человека индивидуальное звучание.

Развитие разных качеств речевого голоса следует рассматривать в координации с развитием речевого слуха, артикуляции, речевого дыхания, так как они обеспечивают возможность овладения чистым, звонким голосом, умение правильно пользоваться им в процессе высказывания.

Хорошо развитый физический слух является непременным условием для нормального развития голоса. Даже незначительное его снижение может отрицательно сказываться на чистоте голоса. У слабослышащих детей голос обычно глухой, монотонный, нередко имеет неприятный тембр, звуки недостаточно четки, страдает ударение. Снижение слуха ведет к искаженному восприятию голосовых проявлений окружающих, к неправильному восприятию интонационных средств.

Важная роль в овладении голосом принадлежит речевому слуху. Он обеспечивает нормальное усвоение устной речи. Дети, имеющие хорошо развитый речевой слух, не только правильно улавливают различные изменения голоса, но и точно воспроизводят все тонкости фонетического оформления звучащей речи. Овладение чистым произнесением звуков, умение правильно воспроизводить различные интонации достигаются постепенно. Развитие речевого слуха опережает произносительные возможности ребенка. Так, дети младшего дошкольного возраста уже способны дифференцировать на слух очень близкие по звучанию звуки, слова, улавливать различные интонации, но воспроизвести их в собственной речи часто еще не в состоянии.

Способность различать по голосу близких людей, на слух воспринимать изменения голоса по высоте и силе, чувствовать эмоциональную окраску речи развивается у детей очень рано. Младенцы, еще не умея говорить, узнают голос матери, по – разному реагируют на тон речи взрослых: на сердитый – хмурятся, на ласковый – улыбаются. Таким образом, звуковысотный слух как один из компонентов речевого слуха начинает развиваться с первого года жизни: на пятом месяце дети различают тон голоса, на восьмом – общий характер интонации (вопросительная, ласковая, требовательная). К двум годам у детей формируется другой компонент речевого слуха – фонематический. Они начинают правильно слышать и различать все звуки родного языка. В ранний период речевого развития основную семантическую нагрузку несут интонация, ритм, общий звуковой рисунок слова.

Устная речь невозможна без дыхания, которое служит энергией для образования голоса. Чистота и плавность звучания голоса зависят от того, как говорящий пользуется им. Так, плавность звучания зависит не от количества воздуха, взятого в момент вдоха, а от умения рационально расходовать его в процессе говорения. Достаточная продолжительность выдоха обеспечивает нормальную длительность звучания голоса. Поэтому очень важно в процессе высказывания рационально расходовать воздух, своевременно добирать его, чтобы сохранить плавность, легкость и длительность звучания голоса, т. е. правильно пользоваться речевым дыханием.

Речевое дыхание дошкольников отличается от речевого дыхания взрослых. Слабость дыхательной мускулатуры, малый объем легких, наличие у многих детей верхнегрудного дыхания затрудняют нормальное голосообразование. Голос образуется путем колебания голосовых связок, приводимых в движение напором воздушной струи, контроль которого осуществляется центральной нервной системой. Многие малыши совершают вдох с резким поднятием плеч, часто почти перед каждым словом добирают воздух.

Плавность и легкость звучания голоса зависят и от работы артикуляционного аппарата, от умения правильно и четко произносить все звуки родного языка. Нормальное строение артикуляционного аппарата, достаточная подвижность мышц, принимающих участие в формировании речевых звуков, делают голос чистым, без дополнительных примесей. Качество звучания голоса лучше, если ребенок чисто произносит звуки родного языка. При вялости артикуляционного аппарата, при чрезмерном его напряжении звуки получаются неотчетливые, приглушенные, а если воздух при произнесении ротовых звуков проникает в носовую полость, то голос приобретает неприятный носовой оттенок.

На чистоту и плавность звучания голоса влияния и скорость высказывания. Замедленная речь часто ведет к монотонности, а при ускоренной слова произносятся неотчетливо, проглатываются.

В процессе специальных упражнений, при правильном соблюдении и организации речевого режима можно улучшить и расширить голосовые возможности детей дошкольного возраста. Обучение детей умению управлять своим голосом, правильно им пользоваться в различных ситуациях общения следует проводить параллельно с решением других задач воспитания звуковой культуры речи: совершенствование речевого слуха и дыхания, развитие артикуляционного аппарата, устранение недочетов произношения, формирование умения менять скорость своего высказывания и пр.

Совершенствование речевого слуха заключается в том, чтобы учить детей слушать и слышать различные оттенки голоса при восприятии окружающих, добиваясь правильного воспроизведения различных его качеств в собственной речи.

Работа по развитию речевого дыхания направлена на выработку длительного и достаточной силы ротового выхода, на формирование умения беззвучно и своевременно добирать воздух в процессе высказывания.

Развитие артикуляционного аппарата в младшем и среднем дошкольном возрасте направлено на выработку правильного произношения звуков, в старшем дошкольном возрасте — на устранение причин, затрудняющих артикуляцию, на ликвидацию недостатков звукопроизношения.

Работа по развитию речевого слуха, дыхания, формированию правильного произношения и устранению затруднений в артикуляции осуществляется в разные режимные моменты: на речевых и неречевых занятиях, в отдельных случаях в утренние часы на речевой гимнастике, во время игр.

Непосредственная работа, направленная на развитие разных свойств голоса, заключается в формировании у дошкольников умения в процессе высказывания менять высоту и тембр голоса, длительность и силу его звучания, правильно пользоваться мелодико-интонационными средствами выразительности. Все это проводится в комплексе с решением других задач речевого развития, например в процессе обучения детей рассказыванию, при звучании стихотворений.

Важным условием развития речевого голоса у дошкольников является работа по формированию слухового внимания и речевого слуха. Дети не научатся правильно пользоваться различными свойствами голоса, если они не умеют слушать речь окружающих.

Работа по развитию слухового внимания сводится к тому, чтобы при помощи игр и упражнений научить детей вслушиваться в различные звучания, выделять среди разнообразных звуков только нужные, учить переключать внимание с одного звучащего предмета на другой, устанавливать местонахождение источника звука, определять какому предмету он принадлежит.

В младших группах используются подготовительные упражнения, направленные на формирование умения выделять различные свойства голоса. Детей учат вслушиваться в звучание слов, дифференцировать на слух громкость их произнесения, замечать движения голоса по высоте, изменение тембра. Например, педагог предлагает детям определить на слух громкость звучания разных часов (настенные, большие часы тикают        громко, будильнйк -  умеренно, наручные часы — тихо), а затем самостоятельно произнести тик-так» с различной громкостью, соответствующей каждому виду часов.

Для развития слухового внимания и речевого слуха, целесообразно давать следующие игры и упражнения: «Угадай, что я делаю», «Угадай, что делает кукла Маша», «Узнай предмет по звуку», «Покажи, что шумело», «Скажи, что звучит» и др. (определение звучащего предмета); «Угадай, где звонил», «Жмурки» (определение местонахождения звучащего предмета); «Угадай, что надо делать» (в зависимости от того, звучит предмет громко или тихо, дети выполняют различные действия: подпрыгивают или приседают); «Угадай, чей голос», «Угадай, кто кричит» (определение по звукоподражанию голоса животных); «Угадай, что стучит: молоток или молоточек», «Угадай, какие тикают часы (большие — маленькие) (определение предмета в зависимости от громкости произнесения звукоподражательных слов); «Угадай, какой идет дождь» (определение силы дождя по громкости и скорости произнесения звукосочетания «кап-кап»).

В средней группе, помимо игр и упражнений, направленных на развитие слухового внимания, необходимо шире использовать игры, способствующие формированию разных компонентов речевого слуха, непосредственно связанных с развитием голоса: «Что ты слышишь?», «Кто умеет слушать?» (внимательно слушать, о чем «говорит» комната, улица); «Эхо», «Докончи слово», «Кто внимательный?» (внимательно слушать речь товарищей); игры, развивающие звуковысотный слух: «На чем играет Петрушка?», «Какой инструмент?», «Кто на чем играет?» (определение звучащего музыкального предмета по тембру); игры на восприятие тембра, силы и высоты голоса: «Узнай по голосу», «Кто говорит?», «Кто позвал?» (определение по тембру голоса говорящего товарища); «Найди, где спрятана кукла», «Находка», «Найди игрушку», «Какие часы?» (по изменению громкости звучащего предмета найти или определить, что это за предмет); «Угадай, кто пришел», «Угадай, чей это голос» (по изменению высоты тона голоса определить, какое животное: большое или маленькое).

В старшем дошкольном возрасте работа по совершенствованию речевого слуха направлена на обучение детей умению определять и устанавливать различные изменения голоса (по силе, высоте, тембру). Эта работа является частью общеречевой подготовки.

Старшим дошкольникам, помимо игр и упражнений, которые предлагались детям младших и средних групп (в усложненном, варианте), полезно давать и такие задания, в которых дети должны самостоятельно определять правильность воспроизведения того или иного речевого материала, предложенного воспитателем. Например, отметить несоответствие содержания стихотворения громкости или скорости его чтения.

Развитию слухового внимания и речевого слуха способствует и анализ (оценка) рассказанных детьми художественных текстов с указанием того, как они переданы: громко или тихо, выразительно или нет.

На занятиях следует учить детей различать на слух разные виды интонации: просьбу или приказ, вопрос или повествование, предварительно объяснив, чем они отличаются. Определяя на слух виды интонации, дети лучше и точнее воспринимают содержание произведения, что помогает им в дальнейшем успешно менять тон, силу, тембр голоса при пересказе, драматизации, например сравнить, как говорит лиса в сказках «Колобок», «Теремок», «Лиса и козел», «Снегурушка и лиса», «Лисица и тетерев».

Развитию речевого слуха способствует и выразительное чтение художественных произведений воспитателем. «Играя» голосом, педагог читает отдельные эпизоды из сказок, передает диалог персонажей. Дети, слыша интонационно выразительную речь, сами стремятся при пересказе подражать голосам героев.

Развивает речевой слух прослушивание радиопередач, магнитофонных записей сказок, рассказов, стихотворений, прочитанных мастерами художественного слова.

Работа по формированию правильного речевого дыхания осуществляется в процессе общего речевого развития. Особое внимание обращается на тех детей, у которых дыхание в покое поверхностное, неровное, с привлечением мышц шеи. Необходимо добиваться, чтобы дошкольники вдох совершали бесшумно, быстро (одновременно через рот и нос), выдох — плавно, немного замедленно.

Воспитание правильного речевого дыхания начинается с выработки длительного ротового выдоха, с умения экономно расходовать воздух в процессе протяжного произнесения звуков с учетом своевременного его добора. Цель дыхательных упражнений — научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально, плавно расходовать воздух на выдохе. Работа по воспитанию у детей умения регулировать и правильно пользоваться дыханием начинается с первой младшей группы и осуществляется в определенной последовательности:

1) обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному, с достаточной силой выдоху (проводится на неречевом материале);

2) обучение рациональному, экономному выдоху в процессе произнесения звуков (проводится при уточнении артикуляции звуков);

3) формирование правильного речевого дыхания в процессе речи (произнесение на одном выдохе фраз разной протяженности, содержащих от двух до пяти слов).

Подготовительная работа, направленная на развитие речевого дыхания, состоит в том, чтобы научить детей производить быстрый вдох через рот и нос и плавно, равномерно, медленно выдыхать воздух с различной силой через рот. Воспитатель дает образец. Упражнения, дидактические игры проводятся частично на речевой гимнастике (сразу же после утренней), но в основном на занятиях по развитию речи.

Детям младших групп предлагают в игровой форме такие упражнения: сдувать с руки «снежинки»   (ватку; дуть на «султанчик»   (тонкие полоски бумажек, приклеенные или привязанные к карандашу, палочке); погреть ладошки; дуть на подвешенные к нитке легкие бумажки с изображением бабочек, жуков, птичек; дуть на одуванчики, чтобы слетели пушинки.

Игры: «Чья снежинка улетит дальше», «Ветер» и др.

Дети среднего и старшего дошкольного возраста также выполняют задания, связанные с развитием протяжного и длительного выдоха на неречевом материале. В игровой форме они задувают в ворота легкие предметы (например, ватку, «лыжника»), соревнуются, у кого дальше улетит «снежинка», кто дольше сможет подуть на «листочки деревьев». Можно предложить им передвигать при помощи воздушной струи по гладкой поверхности стола легкие предметы: карандаши, пластмассовые шарики, приводить в движение вертушки, выдувать мыльные пузыри и т. д.

Проводить дыхательные упражнения и игры надо в хорошо проветренном помещении, не ранее чем за 1,5—2 часа после еды, одежда не должна стеснять шею, грудь и живот ребенка. Следует соблюдать дозировку упражнений, следить, чтобы дети производили вдох и выдох без напряжения, плавно (не поднимали плеч при вдохе, не втягивали живот при выдохе). Длительность упражнений не должна превышать 2—3 мин для детей младшего дошкольного возраста и 3—5 мин для среднего и старшего возраста. В процессе проведения дыхательных упражнений не следует добиваться полного выдоха.

Затем детей учат рационально расходовать воздух при фонации звуков. Для выработки ровного, удлиненного выдоха через рот детям предлагают в игровой форме произносить гласные и согласные звуки с различной громкостью («Комары и комарики», «Большие и маленькие жуки», «Кто дольше споет песенку?», «Чья песенка длиннее?»). Дети произносят протяжно звуки А, У, О, И, 3, Ж, С, Ш и др. Игры проводятся в процессе уточнения и закрепления произнесения звуков. Особое внимание обращается на правильность воспроизведения нескольких звуков на одном выдохе. Следует добиваться одинаковой длительности и громкости их произнесения, плавного перехода от одного звука к другому без добора воздуха между ними: А—У—, У— И—, 3— Ж—. Далее можно предлагать задания на протяжное произнесение звукоподражания: мяяу, гааав и др.

При проведении дидактических игр и упражнений необходимо постоянно фиксировать внимание детей на длительности выдоха, на равномерности и плавности произнесения звуков, подключая для этого слуховой контроль.

Далее детей учат правильно пользоваться голосом в процессе высказывания. Во время работы над дыханием воспитателю необходимо добиваться, чтобы дети младших групп при выдохе могли произнести фразу, состоящую минимум из 2—3 слов, а дети средней и старших групп — из 3—5 слов.

Для выработки речевого дыхания можно предлагать детям произносить на одном выдохе небольшие шутки - чистоговорки, отвечать на вопросы по содержанию картины: «Что делает Таня? — Таня поет»; «Где сидит сова? — Сова сидит на суку». При произнесении небольших фраз не следует допускать ненужных остановок между отдельными словами. Необходимо добиваться, чтобы дети произносили небольшую фразу на одном выдохе, а при произнесении фраз, состоящих из 6—7 и более слов, правильно распределяли паузы с учетом текста. Хорошим материалом для упражнений могут быть загадки, пословицы, поговорки, чистоговорки, короткие стихотворения, небольшие считалки.

Важное место в развитии дыхания должны занять музыкальные занятия. Во время пения необходимо следить за правильным вдохом, за осанкой детей.

Укрепление и развитие артикуляционного аппарата, формирование правильного произношения звуков непременно способствуют улучшению звучания детского голоса.

Методы и приемы развития артикуляционного аппарата, воспитания правильного звукопроизношения систематизированы и достаточно широко представлены в литературе. Поэтому нет необходимости освещать - данный раздел в нашей статье.

Работа над свойствами голоса: силой, высотой, тембром — проводится практически на всех занятиях.

Развитие силы голоса осуществляется по двум направлениям:

1) формирование умения пользоваться голосом в зависимости от ситуации общения: отвечать достаточно громко на занятиях; говорить умеренно громко с воспитателем, с товарищами в группе, на улице; говорить тихо и даже шепотом во время отхода ко сну, за столом;

2) формирование умения менять силу голоса с учетом смыслового содержания высказывания, когда смена силы голоса выступает как элемент интонации.

Таким образом, задача педагога в воспитании у детей силы голоса заключается не только в том, чтобы научить их отвечать на занятиях достаточно громко, но и в том, чтобы научить правильно пользоваться одним из элементов интонации: повышать и понижать громкость голоса в зависимости от содержания текста, уметь контролировать собственную речь.

Работа по этим двум направлениям ведется параллельно. В процессе уточнения и закрепления звуков (в старшем возрасте при дифференциации согласных 3—Ж, 3—ЗЬ) детям предлагают: произносить изолированные звуки с определенной громкостью  (громко, умеренно, тихо); произносить изолированные звуки с постепенным усилением и ослаблением голоса (А, У, 3, Ж); произносить звукоподражения и звукосочетания с различной громкостью (ау, ав-ав, тик-так, тук-тук-тук, дзинь-дзинь и пр.); произносить слова громко и тихо в дидактических играх и при договаривании в процессе чтения специально подобранных текстов; воспроизводить шутки-чистоговорки, пословицы, поговорки, небольшие загадки громко, умеренно и тихо; читать стихи, потешки, считалки с различной громкостью и сменой силы голоса.

В процессе чтения стихотворений, при пересказе сказок, при ответах на занятиях обращается внимание на правильность использования голоса, широко применяется образец, который дает воспитатель.

В формировании умения управлять своим голосовым аппаратом с учетом условий общения ведущее место занимают дидактические игры.

Для младшего дошкольного возраста рекомендуются следующие игры: «Паровоз и паровозик», «Позовем Аленку», «Большие и маленькие» (как лает собака и щенок; как квакает лягушка и лягушонок) «Песня ветра и ветерка», «Постучим молоточком», «Тикают часы», «Комар и комарики», «Позови голубей» (произнесение звуков и звукосочетаний с различной громкостью).

На этом возрастном этапе чаще всего проводится работа с отдельными звуками или звукосочетаниями.    

Для детей средней группы рекомендуются следующие игры: «Вьюга», «Ауканье», «Скажи, как я», «Эхо», «Кто позвал?», «Секрет», «Угадай, чей голос» (дети одной подгруппы произносят с различной громкостью звукоподражания, отдельные слова или фразы, а дети другой подгруппы определяют, кому они могут принадлежать).

Для упражнения в силе голоса используются шутки - чистоговорки,  небольшие фразы.

В старших группах даются упражнения, цель которых — научить детей пользоваться своим голосом в зависимости от ситуации общения: говорить тихо, когда беседуешь с товарищами, отвечать достаточно громко на занятиях.

Упражнения на формирование умения менять высоту тона являются наиболее трудными, особенно для детей младшего и среднего дошкольного возраста. Поэтому в процессе обучения очень важное значение имеет правильный образец речи взрослого.

Педагог читает рассказ или сказку, в содержании которых есть звукоподражания. Он произносит их то низким, то высоким голосом (за кошку и котенка, за собаку и щенка), а дети повторяют, подражая образцу.

В младшем дошкольном возрасте (первая младшая группа)  обучение умению модулировать голосом по высоте осуществляется при помощи игр с использованием звукоподражаний: «Кошка и котята», «Собака и щенята», «Курица и цыплята» (взрослые особи животных «говорят» низким голосом, детеныши — высоким). Формировать умение повышать и понижать тон голоса во фразовой речи можно с помощью игры «Кто дома?». Ребенок подходит к товарищу, стучит и спрашивает: «Андрей дома?» Тот отвечает: «Андрей дома». В дальнейшем задание можно варьировать: вводить в вопросы клички животных, а после ответа предложить отыскать соответствующую игрушку (которые предварительно спрятаны за ширмой). Во второй младшей группе можно предлагать детям задания, направленные на произнесение одних и тех же фраз (отрывки из знакомых сказок) с постепенным переходом от низкого тона к высокому и наоборот: «Как бы сказал медведь? медвежонок? лиса? лисенок?»

Упражнять в умении менять высоту голоса, различать на слух смену тона поможет сказка «Волк и семеро козлят» (обработка А. Н. Толстого). Сначала педагог обращает внимание детей на то, каким голосом пел волк, когда он пришел к дому козлят в первый раз (грубым), и что произошло, когда кузнец сковал ему тоненький голосок (как у мамы-козы). После чтения сказки целесообразно повторить песенку волка и козы, предложив детям определить, чей это голос.

При повторении сказки «Три медведя» (Л. Н. Толстого) можно поупражнять детей в произнесении отдельных фраз низким, средним и высоким голосом (за Михаила Иваныча, Настасью Петровну, Мишутку), с разной громкостью, с повышением тона  в конце фразы.

В средней группе даются упражнения, направленные на формирование у детей умения пользоваться вопросительной и утвердительной интонацией: «Мама мыла полы? Мама мыла полы». Можно предлагать одним детям самим придумывать вопросы, а другим отвечать на них. Для этой цели полезно использовать и специальный речевой материал: шутки-чистоговорки, чистоговорки, которые даются в качестве упражнений для развития артикуляции или для закрепления правильного произношения отдельных звуков: «Са-са-са — у кого лиса? — Са-са-са — у меня лиса»; «За-за-за — у кого коза? — За-за-за — у меня коза»; «Мама Милу мылом мыла? — Мама Милу мылом мыла» и пр.

Для старших дошкольников такие задания усложняются, подбираются, например, чистоговорки, насыщенные звуками, требующими четкой дифференциации. Ребенок сначала задает вопрос, а затем сам же отвечает на него: «Заржавел железный замок? — Заржавел железный замок»; «Сушила Саша сушки? — Сушила Саша сушки».

Для развития голоса полезно после заучивания детьми небольшого стихотворения ответить на вопросы по его содержанию. Один ребенок задает вопросы, другой читает выдержки из стихотворения. С целью выработки умения правильно пользоваться различными видами интонаций детям старшей группы можно предлагать чтение стихотворений по ролям, например польской народной песенки «Сапожок»:

Был сапожник?                           (1-й ребенок)

Был!                                              (2-й ребенок)

Шил сапожки?                           (1-й ребенок)

Шил!                                           (2-й ребенок)

Для кого сапожки?                 (1-й ребенок)

Для соседской кошки!           (2-й ребенок)

При чтении стихотворения А. Масленниковой «Рыбий жир» один ребенок спрашивает, произнося несколько фраз с интонацией вопроса: «Что случилось? Что такое? Что за крик на сто квартир?», а другой отвечает: «Это мой братишка Коля принимает рыбий жир».

Нахождению правильных естественных интонаций помогает чтение стихов, пересказ в лицах.

Как мы уже отмечали, движения голоса по высоте и силе, изменение тембра являются важными компонентами интонации. При проведении занятий, направленных на развитие интонационных средств выразительности, воспитатель расширяет голосовые возможности ребенка. Полезны упражнения, где требуется произнесение одних и тех же фраз с разными интонациями: просьба, вопрос, восклицание, утверждение, радость, удивление, обида, безразличие, испуг и пр. Например, детям предлагают произнести фразу «Я завтра пойду в кино» как утверждение факта, как вопрос, удивление, радость и пр. Можно предлагать произносить разные фразы: «Весна идет», «Наступила весна», «Зеленеет травка», «На деревьях появились листочки», «Прилетели птицы!» — сначала так, чтобы товарищам по группе было ясно: ребенок рад этому событию, затем с интонацией удивления, огорчения, страха.

Умение выделять голосом наиболее важные по смыслу слова отрабатывается при помощи специальных упражнений. Например, детям предлагают из фразы «Маше подарили красивую куклу» выделить голосом сначала слово «Маше» (сказать так, чтобы было ясно, что именно Маше подарили, а не другой девочке), затем слово «подарили» (а не купили), далее «красивую» (а не большую, например) и, наконец, слово «куклу» (а не другую игрушку).

Формированию спокойного, негромкого голоса способствуют игры «Диктор», «Комментатор», выработке уверенного, громкого голоса — «Командир», вежливого обращения с использованием соответствующей интонации — «Покупатель», «Продавец» и др. Многие игры и инсценировки воспитатель может подобрать сам.

 Дети лишь тогда будут правильно пользоваться голосом, употреблять соответствующие интонации, когда поймут и осознают то, о чем говорят.

Правильное восприятие и понимание художественных текстов с проведением соответствующей предварительной работы дают возможность детям при пересказе сказок, чтении стихотворений использовать нужные интонационные средства. Если в младшем и даже в среднем дошкольном возрасте образец чтения и рассказывания взрослого является ведущим методическим приемом, то в старшем дошкольном возрасте необходимо учить детей разбираться во взаимоотношениях героев, самостоятельно передавать свои чувства.

Точность использования интонационных средств выразительности при воспроизведении текстов во многом зависит от подготовительной работы по восприятию и пониманию содержания. Ребенку легче отразить характер героев, передать образы, если он хорошо их представляет. Например, дети правильно передадут речь медведя из сказки «Маша и медведь», если они предварительно знакомились с его повадками, представляют, какой он сильный.

Большое значение имеет правильный отбор художественных произведений, особенно поэтических. Они должны быть простыми и понятными по содержанию, несложными по форме. Такие произведения отобраны и рекомендованы «Программой воспитания и обучения в детском саду».

Значительную помощь в развитии голосового аппарата оказывают игры-инсценировки, подвижные игры с диалогом, народные шутки-диалоги. Перевоплощение в любимых героев вызывает у детей попытки передавать при помощи голоса их речь, тем самым расширяя возможность своего голоса.

Охрана речевого голоса и профилактика его нарушений

Недостатки в работе голосообразующей системы могут быть вызваны разными причинами: нарушением гигиенических требований (чрезмерный крик, пение и громкая речь на улице в холодное время года и пр.); некоторыми заболеваниями голосового аппарата; затруднениями, связанными с неправильным дыханием, например, при хронических ринитах; снижением слухового восприятия окружающей речи и др.

Громкая, крикливая речь наблюдается у тех дошкольников, которые вынуждены постоянно находиться в среде с повышенным шумом (громкая речь в группе, включенные на повышенную громкость дома телевизоры, радиоприемники, магнитофоны). Чрезмерно громкая речь ухудшает произношение звуков, делает их менее внятными.

Отклонения в плавности звучания голоса чаще всего связаны с нарушениями координации дыхания и голосообразования, с судорогами дыхательных мышц и мышц гортани. Причинами дискоординации нередко являются сильное волнение, чрезмерное заблуждение. При этом голос детей становится прерывистым, дрожащим. Нарушение плавности звучания голоса может наблюдаться после физических нагрузок, например после подвижных игр.

Снижение функции голосообразования отмечается и при нарушениях физиологического дыхания у детей, имеющих неправильную осанку, неудобно сидящих за столом, согнув спину и опираясь на него грудью. Затрудняет свободное голосообразование верхнереберный тип дыхания, когда вдох осуществляется с большим напряжением, нередко при участии мышц шеи.

При повышенном напряжении голосовых связок наблюдается формированный, резкий звук. Голос у таких детей на низких тонах звучит крикливо, на высоких — визгливо. При утечке воздуха через носоглотку, а также при ринитах голос приобретает носовой оттенок.

Снижение диапазона голоса по силе и высоте ведет к его монотонности, что отмечается у детей со сниженным слуховым восприятием, с недостаточно развитым речевым слухом.

При более серьезных отклонениях звучание голоса приобретает сиплый, хриплый, гнусавый, глухой, сдавленный характер. Например, глухой голос имеют дети со сниженным слухом; гнусавый — дети с расщеплением твердого и мягкого неба; тихий, хриплый, гнусавый, быстро иссякающий, слабый, прерывающийся, переходящий в конце фразы на шепотную речь имеют дети, страдающие дизартрией; прерывистый голос характерен для заикающихся. Дошкольники с такими нарушениями голоса нуждаются в помощи специалистов — врача, логопеда.

Охрана детского голоса включает не только соблюдение норм правильного его использования, но и предупреждение различных заболеваний. Даже незначительное снижение слуха, заболевание ушей, хронические насморки не должны оставаться без внимания.

Основные задачи охраны голоса, предупреждение его нарушений сводятся к следующему:

- соблюдение элементарных правил гигиены голоса и слуха;

- организация правильного речевого режима в группе и вне ее; поддержание тишины в группах,  организация  спокойных,  тихих  игр;

- подбор репертуара детских песен соответственно возрасту и физиологическим особенностям дошкольников;

— устранение причин, вызывающих нарушения нормального голосообразования: своевременное лечение ринитов, заболевания ушей, верхних дыхательных путей.

Основные задачи  развития   голоса:

- формирование    правильного    физиологического и речевого    дыхания, развитие речевого слуха, устранение недостатков произношения;

 - устранение причин, вызывающих страх детей перед речевым высказыванием, привлечение стеснительных ребят к ответам на занятиях, к выступлениям на детских утренниках;

- развитие всех компонентов голоса, совершенствование  интонационной  стороны.

Роль речи взрослых в развитии голоса детей

Чистый, звучный, подвижный голос, негромкая речь являются одним из показателей общей культуры воспитателя, служат хорошим примером для дошкольников.

Речь воспитателя должна быть эмоциональной, интонационно богатой, достаточно громкой, неторопливой. Очень важно, чтобы дошкольники слышали выразительную речь не только в детском саду, но и дома. Однако не всегда следует добиваться от детей, чтобы они точно копировали речь взрослых, нужно учить их осознанно передавать с помощью модуляции голоса свои чувства: радость, грусть, печаль, торжественность. Детям, говорящим тихо, надо постоянно напоминать о необходимости говорить погромче и наоборот.

Высокая квалификация музыкальных работников, умение показать детям, как надо правильно дышать, петь ту или иную песню, будут способствовать формированию у них чистого, звонкого, достаточно громкого голоса.

Голос является одним из показателей общей культуры речи человека. Начиная с дошкольного возраста следует учить детей говорить друг с другом вежливо, не допускать повышенного тона, раздражительного голоса.

Манера говорить на повышенных тонах, пискливым или крикливым голосом закрепляется быстро, дети привыкают к такой речи, и избавить их от этого недостатка бывает очень трудно.

Очень важно учить детей слушать и слышать речь окружающих, внимательно относиться к своему высказыванию, говорить приветливым, доброжелательным тоном, правильно пользоваться громкостью с учетом условий общения, употреблять «вежливые слова»: спасибо, извините, пожалуйста и др. Воспитатель должен поощрять доброжелательный тон детей в общении друг с другом. Спокойный голос, доброжелательный тон взрослых не только по отношению к детям, но и друг к другу должны стать нормой любого педагогического коллектива.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Учитесь слушать музыку"

Консультация предназначена помочь воспитателям интересно и творчески разнообразить свою работу. ...

Консультация для воспитателей "Учимся мыслить"

Чтобы подготовить ребенка к школе, необходимо научить ребенка научить мыслить. Роль мышления в развитии речи огромна. Усвоение  знаний об окружающем мире и о себе,овладение нормами поведения, при...

Консультация для воспитателей "Учите детей отгадывать загадки"

Перед современными педагогами ставится  главная задача - воспитание творческой личности, а творчество,  не приходит просто так,  творчеству надо учиться. В.А. Сухомлинский призывал не у...

Консультация для воспитателей: "Учимся говорить красиво"

Данная статья посвященна развитию просодической стороны речи....

Консультация для воспитателей "Учите детей говорить правильно"

Речь педагога должна быть образцовой с точки зрения не только норм русского литературного языка (правильная постановка ударений, точность словоупотребления, знание грамматических правил), но и ...

Консультация для воспитателей "Учим стихи к праздникам"

Консультация предназначена для воспитателей и педагогов образовательных учреждений....

Консультация для воспитателей «Учим детей отгадывать загадки»

Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т. е. совершить сложную мыслительную операцию. Обуч...