Конспект НОД для детей старшего возраста. Лексическая тема:"Дикие животные наших лесов"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Копейкина Светлана Александровна

Конспект занятия с использованием презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsp.zhivotnye.docx25.12 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в группе старшего возраста для детей с ОВЗ.

Лексическая тема: «Дикие животные нашего леса».

Коррекционно-образовательные цели: Актуализация и активизация словаря по теме «Дикие животные». Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных суффиксальным способом), совершенствование навыков звукового анализа слов.

Коррекционно-развивающие цели: развитие связной речи, зрительно-слухового внимания и восприятия, тонкой и общей моторики.

Воспитательные цели: воспитание навыков сотрудничества, взаимодействия, инициативности, активности, самостоятельности, бережного отношения к природе.

Оборудование: презентация, зашумленные изображения диких животных, компьютер, проектор.

Ход НОД.

№ кадра

Деятельность логопеда

Деятельность детей

1.

Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами пойдем в лес.

2.

К нам пришел Самый Маленький Гном.

- Здравствуйте.

3.

-Ребята, я приехал на каникулы к бабушке и дедушке.

4.

Они живут в лесу.

5.

-Дедушка строго настрого запретил мне гулять в лесу. Говорит, там много диких зверей. А я не знаю кого мне опасаться.

Помогите мне , пожалуйста!

              - Ребята, поможем Гномику?

Да, поможем.

6.

-Я выглядываю в окно и никого не вижу.

7.

Вот каких зверей гномик может встретить в лесу.

                - Назовите их.

Это заяц, серый волк, рыжая белка, хитрая лиса, серый волк.

8.

Ах, я теперь всех зверей знаю (говорит гномик высоким голоском) , и гулять в лес могу идти.

Если увижу серые уши за кочкой- то это заяц, рыжий хвост- то это белка. Рога -лось.

                - Ребята, прав ли наш гномик?

Давайте исправим ошибки гнома.

НЕТ!

9.

                  -Серые уши только у зайца?

                  -Но как нам отличить заячьи уши от волчьих?

                      -Рыжий хвост только у белки?

                      -Кто носит рога в лесу?  Только лось?

 Да, у оленя тонкие рога, ветвистые, как ветви на деревьях.

У лося, посмотрите, рога широкие разлапистые.

                      Повторите для гномика, как различить рога оленя и лося?

        

Самые большие следы в лесу оставляет бурый медведь. Что, значит – бурый?

Если у медведя следы большие, то у других зверей следы какие?

                 -Ой спасибо за помощь, теперь я точно на перепутаю зверей в лесу (говорит гном).

Не торопись, мы сейчас поиграем, и ты еще лучше запомнишь зверей.

Нет, серые уши еще у волка.

У зайца уши длинные, а у волка короткие.

Нет, у лисы тоже рыжий хвост.

Хвост лисы опущен вниз,  а у белки поднят к верху.

Рога есть у оленя.

У оленя тонкие, ветвистые рога, а у лося широкие разлапистые.

Коричневый мех у медведя.

Меньше медвежьих.

10.

Вы хорошо знаете животных, а сможете ли отгадать загадки о них?

Он хозяин леса строгий,

А поспать любит в берлоге.

Страшно может зареветь,

А зовут его?...

Медведь.

11-12.

Сейчас проверим ваш ответ. (появляется картинка). Да, вы правы это, медведь. Но медведя гномик не сможет встретить сейчас в лесу. Почему?

        Вспомните, как медведь голос подает?

Медведь, спит вся зиму в берлоге.

Медведь ревет.

13.

Быстрый маленький зверек

По деревьям скок да скок.

Белка

14

(появляется картинка) Правильно, белка.

15

По снегу бежит – петляет
К лету шубу меняет.
На снегу его не видно
Волку и лисе обидно!

                 Кто это?

Заяц.

16

Верно заяц.

17

Рыжая с пушистым хвостом
Живет в норе под кустом.

Это лиса.

18

(Появляется картинка) Вы правы.

19

Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной.

Это ёжик.

20

Молодцы, как вы догадались? (Появляется картинка)

Ёж колючий, у него есть иголки.

21

          --Ой, как трудно. (говорит гномик тонким голоском), как же я узнаю кто и где живет?

 А мы тебе дружок все покажем и расскажем.

22

Посмотрите, это два домика берлога и нора.

                                       Кто в них живет?

На верхней картинке – берлога. В ней зимует медведь.

В норе живут лисы.

23

(Появляются рядом с жилищем их обитатели)

24

Здесь появилась белка и волк.

                                  Как называют их дом?              

У волка логово, а у белки дупло на дереве.

25,26,

27

А это бобр. Его домик называется хатка. Строит он ее посередине водоема –запруды. Построена хатка очень интересно,  чтобы в нее войти нужно глубоко нырнуть под водой, а выныривает бобр уже в хатке. Внутри хатки сухо. Зимой водоем замерзает и никакой голодный хищник не сможет напасть на бобра и бобрят. И сам бобр не сможет до весны выбраться. Дом спасает его от хищников, холода и голода, грызут ветки которые заготовили летом и осенью.

                                       Как называется домик бобра?

Хатка.

28

                        ---Так кого же не встречу я в зимнем лесу? (гномик, тоненьким голосом)

29

Спит медведь в своей берлоге,

спит барсук и черный крот.

Только волка кормят ноги,

А не то живот сведет.

Ты не встретишь в лесу- МЕДВЕДЯ, ЕЖА, БОБРА.

30

Развитие мелкой моторики.

Что в лесу опять стряслось? (рога )

Удивился старый лось.          (над головой)

-Это дерево упало-               (движ. «пила» )

Дров бобру на зиму мало!

Головой качает рысь:             (ушки рыси)

Ну-ка звери, берегись!            (погрозить)

                     

                            ---О, а с другими зверями я буду дружить.(тонким голоском)

31

              Ой, гномик ты не прав. Все звери боятся людей! А некоторые опасны – ХИЩНИКИ.

32, 33,

34

                Каких хищников гном может увидеть в лесу? Они охотятся на других животных, а зимой пищи мало, холодно и они становятся особенно опасны. (появляются картинки)

 Лесу живут волки, лисы, рыси.

35

Так же в лесу есть всеядные животные.

Это медведь, кабан и еж.

Они могут питаться и растительной и животной пищей.

Что значит растительной пищей, приведите примеры…

Медведь любит малину, мед, может поймать рыбу.

Ёж любит яблоки, молоко, мышей ловит.

36

Есть в лесу травоядные животные.

Кто это? Чем питается?

Это олени, лоси,зайцы, белки.

37

Зимой крупным животным тяжело приходится, листья опали, травы нет. Но люди-лесники заготавливают им вот такие кормушки с сеном, соль, веники. Таким образом они заботятся о животных.

38,39

---Какое угощение мне приготовить для животных в лесу?

Веники с сухими листочками, овощи и фрукты, сено.

40

ПОИГРАЕМ!

41

Найди маму детенышу!

Кто это?

Как называют его маму?

Это бельчонок.

У бельчонка мама белка.

42

Вот, как белка переносит бельчонка из одного дупла в другое, спасая от хищников

43

 Кто это?

Как называют их маму?

Это медвежата. Их мама медведица.

44

Вот какая нежная медведица мама.

45

 Кто это?

Как называют его маму?

Это лосенок. Мама у него лосиха.

46

Вот заботливая лосиха.

47,48

 Кто это?

Как называют его маму?

Это волчонок. Мама у него волчиха.

49

 Кто это?

Это ежиха с ежонком.

50

Гномик говорил нам, что очень трудно отыскать зверей в лесу. Он их не видит.

В лесу очень много деревьев и кустов, за которыми прячутся животные. Я хочу проверить насколько у вас внимательные глазки, сможете увидеть на   фотографиях диких животных? На фотографиях животные прячутся, а вы рассмотрите фото внимательно и будете закрашивать их цветными карандашами.

(подходим к столу, дети выбирают зашумленный рисунок и начинают раскрашивать его)

Кого ты увидел?

Каким цветом будешь раскрашивать?

Сколько слогов в слове лось- волк?

(прохлопаем слова), Значит сколько гласных в слове?

Молодцы! У вас очень внимательные глазки и ушки.

Сейчас мы сделаем прощальный подарок гномику. Составим схему рассказа о диком животном.

Лося. Буду раскрашивать коричневым. В слове «лось» один слог, один гласный[о]

Кабана - буду раскрашивать черным. В слове «кабан» два гласных звука[а][а]   Рысь -

буду раскрашивать серым. Один гласный звук [ы]

Белку - буду раскрашивать серым.

Медведя- коричневым.

Волка – серым.

Один слог. Один гласный звук [О]

51

Вот она.

Давайте. Расскажем гномику о животном,

 которого раскрашивал … .

Название.

Цвет меха. Как голос подает.

Название частей тела.

Чем питается.

Семья. Какой дом.

Как себя вести в лесу.

Чем можно угостить. Помочь.

Молодец!

Волк. У него серая шубка. У волка серые короткие уши, голова, пасть, лапы, туловище крупное. Волк хищник. Детеныш волчонок, мама его- волчиха. Зимой особенно опасен из-за голода.

52

(Звучат аплодисменты, гномик тоненьким голоском)  

Спасибо, вам ребята, познакомили меня с дикими животными, рассказали кто и где живет, каких бояться-хищников, с кем дружить. Большое спасибо за подарок!

Теперь я никогда не забуду и не перепутаю зверей, буду внимательным, как вы.

ДО СВИДАНИЯ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности. Интеграция областей «Познание» и «Развитие речи». Для детей старшего дошкольного возраста по теме «Дикие животные наших лесов»

Предлагаемый материал  посвящен практическом усвоению детьми лексических и грамматических средств языка на примере лексической темы «Дикие животные наших лесов».Началось занятие с организационног...

Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи по лексической теме: "Дикие животные наших лесов" с презентацией для детей старших групп.

Конспект  НОД  по формированию лексико-грамматического строя речипо лексической теме: "Дикие животные наших лесов"с презентацией для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект ОД для детей старшего возраста по теме "Дикие животные наших лесов"

Цель:Закрепить знания детей о диких животных.Развивать воображение и творческую активность. Способствовать расширению и активизации  словаря детей (названиями диких животных наших лесов и их...

Конспект подгрупповой организованной образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми с ОНР, 3 уровнем речевого развития в подготовительной группе детского сада. Лексическая тема: Дикие животные наших лесов. «Чудеса в волшебном лесу».

Конспект подгрупповой организованной образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми с ОНР в подготовительной группе детского сада. Лексическая тема: Дикие животнвые наших лесов....

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной группе для детей с ОНР на тему «Образование притяжательных прилагательных на примере лексической темы «Дикие животные наших лесов»

Данное занятие направлено на практическое усвоение детьми лексических и грамматических средств языка на примере темы "Дикие животные наших лесов"....

Конспект ООД для детей старшего возраста на тему: «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ ВЕСНОЙ».

Цель: обобщение знаний воспитанников об изменении жизни диких животных с наступлением весны.Задачи:закрепить названия диких животных,актуализировать знания детей о переменах, происходящих в их жизни с...