«Подготовка руки к письму как этап формирования готовности ребёнка к школе»
статья по логопедии (подготовительная группа) по теме

В данной статье раскрываются основные причины неудач детей при обучении письму.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПАЛЬЦЫ ПОМОГАЮТ ГОВОРИТЬ

Первая буква, первое слово… Как много усилий порой затрачивает ребёнок, а в тетрадке появляются лишь каракули. «В чём же дело?» – беспокоятся родители. Ведь ребёнок так старается. Попробуем разобраться в причине неудач детей при обучении письму.

        А причина кроется в недостаточно развитой, как говорят специалисты, ручной ловкости. Это значительно затрудняет овладение навыком письма, а в последующем и его совершенствовании.

Ребёнок с плохой координацией движения рук хуже рисует, испытывает трудности на занятиях физкультуры и технологии. Поэтому очень важно начать развивать это качество своевременно – ещё до поступления в первый класс, и продолжать его в течение всего периода обучения ребёнка в начальных классах.

        Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности движения пальцев рук. Если развитие мелкой моторики (движения пальцев рук) соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы, если же развитие мелкой моторики отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Влияние специализированных окончаний чувствительных нервных волокон мышц руки так значительно только в дошкольном возрасте: пока идёт формирование речевой моторной области. Поэтому рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук.

        В семье работу по тренировке пальцев рук можно и нужно начинать с детьми в возрасте 5-7 месяцев. В этот период полезно делать массаж кисти рук в направлении от кончиков пальцев к запястью. А так же упражнение: брать каждый пальчик ребёнка по отдельности в свои пальцы, сгибая и разгибая их. Так нужно делать по 2-3 минуты ежедневно. С 10 месячного возраста ребёнку следует давать перебирать сначала крупные ярко окрашенные предметы, а затем более мелкие. Для этих целей хороши деревянные раскрашенные бусы, нанизанные на резинку, кольца от пирамидок.

        Для детей старше 2-х лет для развития мелкой моторики рук можно предложить народные игры с пальчиками, которые обеспечивают хорошую тренировку пальцев, создают благоприятный эмоциональный фон, а так же способствуют развития умения слушать и понимать содержание потешек, улавливать их ритм, повышают речевую активность ребёнка. Народные потешки являются прекрасным материалом для обучения разговорной речи, так как большинство из них построено на диалогах. Например: «Сорока-белобока», «Мальчик-пальчик, где ты был?», «Сидит белка на тележке» и мн.др. наряду с описанными играми, для тренировки движений пальцев рук можно использовать разнообразные упражнения без речевого сопровождения. Например: «Пальчики ходят по столу,  пальчики прыгают на одной ножке, на двух ножках и др.» пальчиковые игры как бы отражают объективную реальность окружающего мира – предметов, животных, людей, их деятельность, а также процессы, происходящие в природе. В ходе этих игр ребёнок, повторяя движения взрослых, активизирует моторику рук, тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. При хорошей фантазии взрослого можно придумывать и рассказывать сказки, которые тоже можно сопровождать изображением различных фигурок из пальцев. При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой. Необходимо добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребёнком легко, без труда и принуждения, чтобы занятия приносили ему радость.

        Одной из самых увлекательных, но в тоже время и самой сложной является игра «Волшебные тени», позволяющая устроить дома теневой театр, для каждого понадобятся всего-навсего фонарик или настольная лампа, собственные руки и немного фантазии.

        Благоприятное воздействие на развитие мелкой моторики оказывает самомассаж и такие занятия как:

  1. Изготовление бус;
  2. Собирание пирамидок;
  3. Застёгивание молний;
  4. Лепка;
  5. Аппликация;
  6. Конструирование;
  7. Обведение лекал с последующей их штриховкой или раскрашиванием;
  8. Игра с наборами мелких фигурок для развития активного восприятия;
  9. Работа с прописями для дошкольников.

Тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством для повышения работоспособности коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.  Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное воздействие на развитие речи, но и подготавливает ребёнка к рисованию и письму.  Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование готовности ребёнка к школе – основная задача предшкольного обучения

Формирование готовности ребёнка к школе – основная задача предшкольного обучения...

Консультация для родителей Тема: Готовность руки к письму, важный этап подготовки детей к школе.

Эта тема очень актуальна, потому что, когда ребенок идет в школу и его рук не подготовленна, он встречается с первыми неудачами. Из-за этого он может отказываться идти в школу,потому что у всех получа...

Подготовка руки к письму как важный фактор успешности ребенка в школе. Быкова Л.А, учитель-дефектолог, логопед, I квалификационной категории

Психомоторное развитие ребенка является базовым уровнем для дальнейшего психического развития как основы для полноценного обучения в школе и формирования учебных навыков....

Консультация для родителей Готовность руки к письму, важный этап подготовки детей к школе.

Привлечь внимание родителей к одному из этапов обучения, через показ целенаправленных методов и приемов на развитие мелкой моторики....

Мастер-класс "Этапы подготовки руки к письму"

Перечень упражнений и советов педагогам и родителям, как вести в правильной последовательности и разнообразить работу в данном направлении....

Достань рукой до уха! 8 способов определить готовность ребёнка к школе

 Одни родители считают своих детей вундеркиндами, которым уже интегралы по плечу, другие думают, что перед ними – малыши, которые ещё не набегались. Есть и реальное опасение – ...

Ребёнок на пороге к школе: подготовка руки к письму.

Ребенок на пороге к школе. Подготовка руки к письму предполагает развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций. Чем больше и разнообразнее работа кисти, тем лучше и быстрее с...