Организация музыкальной развивающей предметно-пространственной среды в ДОО для детей с ОВЗ
методическая разработка по коррекционной педагогике

Григорьева Светлана Васильевна

Организация музыкальной развивающей предметно-пространственной среды в ДОО для детей с ОВЗ

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

В последнее время требования к созданию предметно-пространственной среды претерпели некоторые изменения. Это связано с необходимостью сформировать благоприятную атмосферу для детей с особенностями развития, т.к. в ДОО обучаются воспитанники с нарушениями интеллекта, слуха, зрения, речи, с множественными расстройствами, с эмоциональными расстройствами, с нарушением поведения (РАС), с нарушением опорно-двигательного аппарата, с ЗПР. Разумеется, эти дети требуют большего внимания к себе и к тем условиям обучения, в которых они находятся. И тогда мы говорим о создании интегрированной коррекционно-образовательной среды. Поскольку разные категории требуют разных условий, то необходимо вырабатывать индивидуальный подход к каждому такому ребёнку.

Грамотно организованная музыкальная развивающая предметно-пространственная среда в музыкальном зале и в групповом музыкальном центре является залогом личностного, познавательного и музыкального развития дошкольника, уровнем его комфортного эмоционального состояния.

В нашем дошкольном учреждении уделяется важное значение созданию и наполнению музыкальной развивающей предметно - пространственной среды с использованием современных инновационных подходов и принципов построения музыкально-игрового пространства. Это обеспечивает психологический комфорт и безопасность, учитывает возрастных особенностей детей; а также особенности детей с особыми потребностями в обучении.

Помещение музыкального зала позволяет заниматься разными видами музыкальной деятельности: пением, музыкально-ритмическими упражнениями, танцами, игрой на инструментах. Материалы и оборудование музыкального зала создают оптимально насыщенную, целостную, многофункциональную, трансформирующуюся, полифункциональную среду - пробуждают воображение детей, и дети каждый раз по-новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя переносные ширмы, занавеси, стулья, домики и др. Такое гибкое зонирование позволяет детям различного возраста выбирать интересные для себя занятия, а музыкальному руководителю организовать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Огромное внимание при выборе или изготовлению оборудования, декорациям, атрибутам, материалам, костюмам уделяется эстетическому виду, функциональности, вариативности, яркой расцветке. Так как у детей с особыми образовательными потребностями мелкая моторика недостаточно развита, атрибуты изготовлены таким образом, чтобы было удобно удерживать предметы в руках. Большинство костюмов, декораций и атрибутов изготавливается музыкальным руководителем самостоятельно.

Полноценное психическое здоровье каждого ребенка невозможно представить себе без игрушек и разнообразных развлечений, и очень важно предоставить детям широкий выбор инструментов, чтобы они имели возможность выбрать тот, который соответствует их возможностям и интересам.

Оборудование музыкального зала разнообразными музыкальными инструментами и материалами: металлофоны, ксилофоны, перкуссионные инструменты малого размера и легкие для игры, платочки, цветы, разноцветные ленты и т. д.

Музыкальные игрушки - это прежде всего фонематический слух. Умение прислушиваться, чувствовать разницу между тембром, высотой звука, его звуковым наполнением: гармонией, ладовым чувством, тональностью. Используем игрушки как: массажер для рук, или предмет для ритмической игры; предмет для игровой распевки, или речевой игры. Используем инструменты оркестра, чтобы варьировать работу. Это дает тембровое разнообразие, формирует ладовое чувство, чувство гармонии. Все музыкально-дидактические игры и материалы в музыкальном зале расположены таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним.

Методическое наполнение для работы с детьми ОВЗ включает в себя музыкальные картотеки и ноты разнообразных упражнений и дидактических игр на музыкальное восприятие; вокальных распевок, артикуляционных и нотных упражнений; пальчиковых, речевых, ритмических игр; массажа и самомассажа, предметы для упражнений на дыхание, предметы для театра рук (это очень актуальный способ снимать психологическое напряжение, избегать депрессивных состояний, страхов и фобий, успокаиваться, гармонизировать внутренний мир, поднимать настроение).

Помогают создать эмоциональный комфорт и конечно, вносят элементы народной культурной традиции в жизнь детей потешки, песни и танцы, основанные на фольклорном материале, народные музыкальные инструменты и предметы быта (платки, ленты, ведерки, веночки и т. д.).

Любимой деятельностью детей на музыкальных занятиях стала деятельность экспериментирования со звуками. В музыкальном зале проводились эксперименты («песни дождя» - веселого, грозного, листопадного, с водой и различными материалами (песок, крупы, бумага, колокольчики, клавесы и др.) со звуками окружающего мира, природы. Такие эксперименты помогают детям научиться различать звуки музыкальные, шумовые; находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков, подбирать к звукам словесные определения, способствуют развитию фантазии в сочинительстве танцевальных композиций. Продуктом музыкально - экспериментальной деятельности стало создание самодельных шумовых музыкальных инструментов из бросового материала - «шумелки», «звенелки», «шуршалки», и т. п. Эта творческая деятельность детей не обошлась без участия родителей. Дети используют изготовленные музыкальные шумелки в самостоятельной игровой деятельности (озвучивание сказок, рассказов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Организации экологической развивающей предметно - пространственной среды группы как компонента познавательного развития дошкольников

Одним из условий познавательного развития детей в ДОУ является правильная организация и экологической развивающей предметно - пространственной среды, которая должна способствовать не только познавател...

ОРГАНИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОО

Обобщение опыта по организации музыкальной развивающей предметно-пространственной среды в ДОО.Музыкальные центры в группах детского сада, их наполнение и функционал....

Оценка организации построения развивающей предметно –пространственной среды в учреждении в соответствии с ФГОС ДО

Методические рекомендации по оценке предметно-пространственной развивающей среды при реализации основной образовательной программы будут способствовать повышению результативности профессиональных каче...

Организация родителями развивающей предметно-пространственной среды для детей 2-3 лет в домашних условиях

Материал на тему как можно организовать развивающую предметно-пространственную среду для детей раннего возраста в домашних условиях...

Организация музыкальной развивающей предметно-пространственной среды в процессе восприятия музыки

Выступление из опыта работы «Организация музыкальной развивающейпредметно-пространственной среды в процессе восприятия музыки» (в рамках ММО музыкальных руководителей)...

Организация игровой развивающей предметно-пространственной среды для детей дошкольного возраста

В статье кратко раскрыта Актуальность проблемы организации развивающей предметно-пространственной среды для детей дошкольного возраста....