Игры на развитие памяти
картотека по коррекционной педагогике

Нехаева Татьяна Динариковна

Чтобы сформировать у ребенка произвольную память, учитывайте, что для запоминания чего-либо ребенку необходимо опираться на свой чувственный опыт – он должен прожить, прочувствовать ситуацию. Ему будет трудно запомнить то, что неинтересно. А интерес у него возникает в игре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_razvitie_pamyati.docx18.98 КБ

Предварительный просмотр:

Игры на развитие памяти

Кто спрятался?

Расставьте перед ребенком четыре игрушки. Скажите, что вы сейчас будете играть в прятки. Пусть малыш закроет глаза, а вы пока спрячете одну из игрушек. Когда малыш откроет глаза, пусть угадает, кто из зверей спрятался. В следующий раз уже можно будет спрятать две игрушки, а малыш должен будет их назвать и т.д.

 

Повтори действия

Положите перед малышом 2- 3 игрушки и проделайте с каждой из них разные действия: мишку «положите» на стол, зайчика подбросьте вверх и поймайте, машинку крутаните. Предложите малышу повторить ваши действия с теми же самыми игрушками.

  

Кто где спрятался

Возьмите две-три коробочки. При ребенке спрячьте в одну коробочку мячик, в другую – кубик, в третью - матрешку. Скажите ребенку: «Покажите, в какой коробке матрешка, а в какой мячик?». В дальнейшем можно изменить задание и спросить: «Скажи, а что спрятано в этой коробке?». Ребенку нужно назвать предмет, а потом заглянуть в коробку и проверить правильность своего ответа.

Кто где живет

Вырежьте из картона три домика (домики должны отличаться по цвету и размерам). В первом домике будет жить медведь, во втором – зайчик, в третьем – кошка. Расселите игрушки по домам. Обратите внимание малыша, кто в каком домике живет. Далее игрушки выходят из домиков и отправляются на «прогулку». После «прогулки» надо вернуть игрушки в свои домики. Домики могут быть плоскими, в таком случае из картона нужно вырезать и фигурки животных. Вместо домиков можно использовать игрушечные машинки – кто на какой машинке приехал.

 

У кого что было?

Посадите перед ребенком трех игрушечных животных и «раздайте» каждой игрушке разные предметы: например, зайчику - мячик, мишке – баночку, обезьянке – зубную щетку. Потом предложите малышу закрыть глаза и вспомнить, что держит в лапах зайчик, а что мишка и обезьянка.

Игры на развитие внимания

Полезные прятки

 Предложите ребенку поиграть в прятки со сказкой. Придумайте короткий рассказ и попросите малыша показывать то, о чем вы будете говорить.

 Например: «Жила-была девочка. Однажды они с мамой играли в прятки. Думала девочка, думала и решила спрятаться под стол. Смотрит мама — нет ее дочки. Где же она? Может, под диваном? Посмотрела — нет ее там. А может быть под стулом? И там нет. А, вот где она — под столом».

 Далее вы рассказываете, как девочка спряталась в шкаф, залезла на стул и притаилась.

Где звенит

Игра способствует разбитию внимания, логического мышления, помогает изучить цвет и форму предметов

Необходимый инвентарь: разноцветные коробочки, колокольчик.

 Положите в одну из коробок колокольчик, в другую — немного крупы, а третью оставьте пустой.

 Трясите их и слушайте, какие звуки при этом получаются.

 Обязательно называйте цвет коробок: «Интересно, что это звенит в желтой коробке?» и т. д. После того, как малыш начнет разбираться в цветах имеющихся коробок, Их можно оклеить бумагой другого цвета, или добавить коробки с новыми наполнителями.

Найди игрушку

Игра развивает внимание, умение слушать, ориентироваться в пространстве

 Попросите ребенка найти игрушку, находящуюся в комнате, но не называйте ее, а опишите.

 Сначала можно упростить игру: предложить ребенку показать, где в комнате находится конкретная, хорошо знакомая ему игрушка.

 Когда малыш ее найдет, порассуждайте вместе с ним о том, что игрушка, оказывается, была на диване, под подушкой и т. д.

 Другой вариант игры: одновременно с описанием игрушки можно указать ее местоположение (например, справа от ребенка).

Чего не хватает

Игра развивает внимание, наблюдательность

Необходимый инвентарь: несколько предметов, оказавшихся у вас под рукой.

 Игра крайне полезная в любом возрасте.

 Для малышей в возрасте двух лет подойдет простой вариант. Положите на стол несколько предметов. Пускай ребенок посмотрит на них какое-то время.

 Попросите малыша отвернуться и уберите один из предметов. Предложите указать, чего не хватает.

 Теперь дайте ребенку проверить вашу наблюдательность.

 Начинать лучше с небольшого количества вещей: двух-трех игрушек будет вполне достаточно.

 Можно разнообразить игру, не убирая предметы со стола, а меняя их положение.

ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ РЕБЕНОК 2-3 ЛЕТ

(памятка родителям)

1. ПАМЯТЬ, ВНИМАНИЕ, МЫШЛЕНИЕ

• Правильно складывать пирамидку.

• Узнавать предметы по их частям (например, колесо от машинки).

• Складывать картинки из 2-4 частей.

• Узнавать и называть основные цвета.

• Находить ошибки на картинках (что лишнее, чего не хватает, неправильно выбран цвет

предмета и т. д.), обосновывать свой ответ.

• Называть недостающие части у предметов.

• По описанию выбирать из трёх предметов нужный.

• Рассказывать по памяти о содержании картинок по наводящим вопросам.

• Помнить, что делал утром, днём и вечером.

2. МАТЕМАТИКА

• Узнавать и называть круг, квадрат, треугольник; находить похожие на них предметы в

окружающей обстановке.

• Считать предметы в пределах пяти; отвечать на вопрос: «сколько всего?».

• Знать, сколько лап у кошки, ушей у зайца, пальцев на руке и т. д.

• Сравнивать 2-3 предмета разной длины, ширины и высоты.

• Находить предмет, ориентируясь на его местоположение: «вверху» - «внизу», «на

нижней полке»; понимать задание: «подними руки вверх» - «опусти руки вниз»,

посмотри вверх» - «посмотри вниз».

3.РАЗВИТИЕ РЕЧИ

• Называть предметы окружающей обстановки и знать об их назначении.

• Понимать, какие предметы относятся к группе «мебель», «игрушки», «транспорт», «продукты», «овощи», «фрукты», «одежда» и т. д.

• Рассказать, из каких частей состоят предметы (например,: у дома есть крыша, окно, дверь, труба, крыльцо и т. д.).

• Называть действия людей и животных (бежит, прыгает, лежит, рисует и т. д.). • Находить предмет по описанию (мяч - круглый, резиновый, красный); самостоятельно

составлять описание предмета.

• Запоминать несложные потешки, стихи.

4.ГРАФИЧЕСКИЕ НАВЫКИ

Малыш начинает пользоваться различными изобразительными средствами: мелками, красками, карандашами, фломастерами; учится проводить различные линии, рисовать окружности, раскрашивать картинки.

КАК ПРАВИЛЬНО ВЫСТРАИВАТЬ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКОЙ?

Достаточно регулярно в игровом формате заниматься дома.
Упражнения включают подручные материалы, которые есть в каждом доме.

1Массажные мячики-ёжики и книжки со стишками для пальчиковой гимнастики помогут в занятиях и послужат разминкой. Подборку книг по пальчиковой гимнастике с готовыми упражнениями, помогающими в развитии мелкой моторики, и массажеров ищите в подборке товаров внизу статьи.

2) Далее переходим к самим упражнениям и играм для развития мелкой моторики.
 
«Сухой бассейн».
Возьмите емкость (тазик, контейнер) диаметром примерно 25-35 см и глубиной не менее 13 см, затем насыпьте туда смесь круп – гречку, горох, фасоль, макароны-рожки и спрячьте туда маленькие игрушки или ракушки. Задача ребёнка – искать фигурки-игрушки на ощупь, используя две руки или правую и левую по очереди. Далее можно с закрытыми глазами сортировать крупы на ощупь – горстка макарон, горстка фасоли и т.д.

Подобные игры улучшают чувствительность пальчиков и кистей, а также снижают стресс и спазм ручек за счёт массажного эффекта. Главное — руки должны быть в крупе по запястье. Наиболее полезна гречка, так как эта крупа имеет четко выраженные грани, которые необходимы для активизации нервных окончаний на подушечках пальцев.

Игра «Волшебный мешочек»
В мешочек складываются предметы разной формы, величины и текстуры. Важно предварительно показать их ребёнку, дать пощупать каждый из них и обсудить текстуру и особенности каждого предмета. Потом малыш с закрытыми глазами ощупывает предметы одной рукой и угадывает их. Помните, что ребенок должен поочередно использовать правую и левую руки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игры по развитию памяти

материал представлен в виде карточек для картотеки игр...

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

Игры будут полезны детям, страдающим церебрастеническим синдромом, апатической формой психоорганического синдрома, церебральным параличом и другими заболеваниями, одним из ярких симптомов ...

Игры на развитие памяти

1. Игра "Фотоаппараты" - на развитие памяти и внимания. 1-ый вариант: детям на секунду показывается карточка с любым изображением, должны как можно подробнее описать его. 2-ой вариант:...

Игры на развитие памяти и внимания

Игры на развитие памяти и внимания...

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ. ПРИЕМЫ, ПОМОГАЮЩИЕ ЗАПОМИНАНИЮ

Память может быть зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной. Для дошкольного возраста наиболее развитой является непроизвольная память. К началу обучения и в начале ш...

Влияние подвижной игры на развитие памяти дошкольника

В дошкольном возрасте интенсивно формируется различные формы познания. Среди них память занимает центральное место, обеспечивая взаимосвязь позновательных процессов, видов деятельности ребёнка. Подвиж...