«Музыкальная терапия, как средство коррекции гиперактивного поведения дошкольников»
материал по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Турдиева Ольга Николаевна

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykoterapiya_2023_master-klass.docx29.5 КБ
Файл master-klass_turdieva.pptx2.03 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ТУЛУНА «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА – ДЕТСКИЙ САД «ЖЕМЧУЖИНКА»

Мастер-класс для педагогов дошкольных образовательных учреждений:

«Музыкальная терапия, как средство коррекции гиперактивного поведения дошкольников»

Подготовила:

Турдиева О.Н.,

музыкальный руководитель ВКК

2023 год

Цель: Показать роль музыкальной терапии в работе с гиперактивными детьми.

Проблема гиперактивности в настоящее время приобретает особую актуальность, т.к. число гиперактивных детей с каждым годом увеличивается. Актуальность проблемы в том, что гиперактивность представляет собой расстройство, имеющее множество разнообразных аспектов: неврологические, психиатрические, двигательные, языковые, воспитательные, социальные, психологические и т.д.

Наиболее полное определение гиперактивности даёт Монина Г.Н. – это комплекс отклонений в развитии ребёнка: невнимательность, отвлекаемость, импульсивность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности, повышенная активность при нормальном уровне интеллектуального развития. Первые признаки гиперактивности могут наблюдаться в возрасте до 7 лет. Причинами возникновения гиперактивности могут быть органические поражения центральной нервной системы (нейроинфекции, интоксикации, черепно-мозговые травмы), генетические факторы, приводящие к дисфункции нейромедиаторных систем мозга и нарушениям регуляции активного внимания и тормозящего контроля.

Одним из эффективных методов считается музыкотерапия.

Музыкальная терапия – обширное поле для использования различных методов и технологий, использующих музыку, пение, отдельные звуки и звукосочетания с лечебной и восстановительной целью. Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают.

Виды деятельности в музыкальной терапии с гиперактивными детьми:

1.Растяжки (нормализуют гипертонус и гипотонус мышц). Ребёнку необходимо дать почувствовать собственный тонус и показать варианты работы с ним на самых наглядных и простых примерах. Регуляция силы мышечного тонуса должна проходить в соответствии с законами развития движений: от головы и шеи к нижним конечностям, от шеи и плеч к кистям и отдельным пальцам, от колен к пальцам ног.

Пример:

“Снеговик

(Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу).

2.Дыхательные упражнения (улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль и произвольность). Отработку дыхательных упражнений лучше всего начинать со стадии выдоха, после чего, выждав естественную в цикле дыхания паузу и дождавшись момента, когда появится желание вдохнуть, сделать глубокий вдох ртом или носом так, чтобы было приятное, лёгкое, без напряжения ощущение вдоха.

Пример:

“Свеча”

Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

3.Восприятие музыки. Для того чтобы музыка действовала на детей, их необходимо для этого специально настроить и подготовить. Детям предлагается сесть в удобной позе, расслабиться и сосредоточиться на звуках музыки. Восприятие музыки заключается в обучении распознавать эмоции. Классические произведения отражают настроение, повышают концентрацию внимания, уменьшают раздражительность, импульсивность, улучшают самочувствие. Дети учатся понимать чувства, различать оттенки настроения, учатся сопереживать, радоваться, заряжаться положительными эмоциями.

Пример:

“Путешествие на облаке”

Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место, где мы только что находились. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

4.Ритмические движения. Рекомендуется использовать музыкально-ритмические композиции из программы Е.В.Бурениной по ритмической пластике. Дети учатся владеть собственным телом, тонкости восприятия, нестандартному мышлению, психологической свободе.

Пример:

«Зайка» (пример на нестандартное мышление)

- Стоит Зайка косой (одной рукой показ зайчика)

- Под высокой сосной (другой рукой показ сосны)

- Под другою сосной (меняется «зайчик» на «сосну»)

- Стоит Зайка второй (меняется «сосна» на «зайчика»)

5.Пение (наиболее близко и доступно детям). Пение способствует развитию речи. Слова проговариваются протяжно, нараспев, что помогает чёткому произношению отдельных звуков и слогов. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.

6.Музыкальная игра (оптимальное, психолого-педагогическое средство, которое позволяет всесторонне влиять на развитие детей). В музыкальной игре, как в пении и ритмических движениях, дети осваивают средства художественной выразительности, характерные для музыки и речи – ритм, динамику, темп, высоту. Это даёт педагогу возможность дифференцированно воздействовать на детей с разным темпом развития.

Пример:

«Слушаем, играем и танцуем»  Т.Э.Тютюнникова «Доноткино»

Музыкальный материал: «Мексиканский вальс»

Это игра-приветствие, цель которой – не только движение в трёхдольном размере, но и создание атмосферы игры и доверия.

Участники игры двигаются врассыпную по залу (можно предложить взять в руки бубен). На окончание каждой фразы (две акцентированные ноты), участники, встретившись с кем-либо лицом к лицу, говорят друг другу: «Привет!»  (соединяют ладони - хлопок) и продолжают движение.

7.Музыкальная релаксация (форма пассивного восприятия музыки).

Релаксационные упражнения  следует проводить под расслабляющую, спокойную музыку не больше 3-4 минут. Во время релаксации важно находиться в таком удобном положении, для сохранения которого не нужно двигаться. Можно лечь на ковер или диван и закрыть глаза.

Результатами коррекции поведения детей дошкольного возраста средствами музыкальной терапии должны быть:

  • Развитие устойчивости слухового внимания и памяти;
  • Развитие коммуникативных навыков (преодоление эмоционального дискомфорта, повышение контактности, дружелюбия, доброжелательности;
  • Возможность самовыражения и возможность быть услышанным через зрительную, тактильную и двигательную передачу образа;
  • Развитие координации движений, мелкой моторики, пространственной ориентации и чувства ритма.

Список литературы:

  1. С.Шушарджан/По материалам моих научных исследований 2005 г. - FANCY_men./ www.liveinternet.ru/users/fancy_men/profile/
  2. В.И.Петрушин «Музыкальная психотерапия: Теория и практика» (Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2000г.)
  3. Н.Коршунова «Интеллект ребенка можно развить ещё в материнской утробе» («Иркутская газета», № 6, 2006г.)
  4. «МУЗЫКАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОТЕРАПИЯ» № 1 / 2007
  5. Т.Абрамова «Скрипичный ключ к здоровью» (Журнал «Иркутская культура», № 15, 1997г.)
  6. «За тайной музыки – энергия здоровья» («Библиотечная газета», № 20, 2003г.)
  7. О.Жавина «Музыкальное воспитание: поиски и находки» («Просвещение», Москва, 1985г.)
  8. Л.Маркус, О.Никологородская «Излечивает гнев и заполняет время» (Яндекс.ru)

9.Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.: Педагогика, 1985г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Музыкальная терапия, как средство коррекции гиперактивного поведения дошкольников» Мастер-класс для педагогов дошкольных образовательных учреждений Подготовила: Музыкальный руководитель ВКК Турдиева О.Н.

Слайд 2

Цель: п оказать роль музыкальной терапии в работе с гиперактивными детьми.

Слайд 3

« Гиперактивность - это к омплекс отклонений в развитии ребёнка: невнимательность, отвлекаемость, импульсивность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности, повышенная активность при нормальном уровне интеллектуального развития» (Монина Г.Н.)

Слайд 4

Виды деятельности в музыкальной терапии с гиперактивными детьми

Слайд 5

Растяжки

Слайд 6

Дыхательные упражнения

Слайд 7

Восприятие музыки

Слайд 8

Ритмические движения

Слайд 9

Пение

Слайд 10

Музыкальная игра

Слайд 11

Музыкальная релаксация

Слайд 12

Результаты: у стойчивое слуховое внимание и память; к оммуникативные навыки; в озможность самовыражения и быть услышанным; к оординация движений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Игра как средство коррекции гиперактивного поведения ребенка"

В данной статье описаны симптомы поведения гиперактивных детей, способы коррекции посредством игр и рекомендации для родителей....

Презентация на тему: Использование песочной терапии как средство коррекции тревожности у дошкольников"

Материал содержит информацию о понятии "песочная терапия", роли песочной терапии в развитии дошкольника, организации пространственной среды для игр с песком, опыт работы педагога-психолога Д...

Эбру арт – терапия как средство коррекции эмоциональной сферы дошкольников.

Эбру арт – терапия как средство коррекции эмоциональной сферы дошкольников....

Коррекция гиперактивного поведения дошкольников средствами сенсорной комнаты

Статья в помощь дифектологам, учителям-логопедам, психологам....