"Музыкальная терапия, как средство коррекции гиперактивного поведения дошкольников"
консультация по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Турдиева Ольга Николаевна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykoterapiya_2023_konsultatsiya.docx47.95 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ТУЛУНА «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА – ДЕТСКИЙ САД «ЖЕМЧУЖИНКА»

Консультация для педагогов:

«Музыкальная терапия, как средство коррекции гиперактивного поведения дошкольников»

Подготовили:

Бусов Л.А., музыкальный руководитель

Турдиева О.Н., музыкальный руководитель

18.01.2023 год

Проблема гиперактивности в настоящее время приобретает особую актуальность, т.к. число гиперактивных детей с каждым годом увеличивается. Актуальность проблемы в том, что гиперактивность представляет собой расстройство, имеющее множество разнообразных аспектов: неврологические, психиатрические, двигательные, языковые, воспитательные, социальные, психологические и т.д.

Наиболее полное определение гиперактивности даёт Монина Г.Н. – это комплекс отклонений в развитии ребёнка: невнимательность, отвлекаемость, импульсивность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности, повышенная активность при нормальном уровне интеллектуального развития. Первые признаки гиперактивности могут наблюдаться в возрасте до 7 лет. Причинами возникновения гиперактивности могут быть органические поражения центральной нервной системы (нейроинфекции, интоксикации, черепно-мозговые травмы), генетические факторы, приводящие к дисфункции нейромедиаторных систем мозга и нарушениям регуляции активного внимания и тормозящего контроля.

Ранние диагностика и коррекция должны быть ориентированы на дошкольный возраст.

В коррекции гиперактивности могут применяться различные методы:

  • Медикаментозная терапия;
  • Поведенческая терапия (изменение окружения ребёнка с целью создания благоприятных условий для преодоления отставаний в развитии психических функций);
  • Специальное обучение (обучение в особых условиях, соответствующих его способностям);
  • Двигательная активность (восстановление поведенческих реакций, выработку координированных движений с произвольным расслаблением скелетной и дыхательной мускулатуры);
  • Психотерапия (визуализация, медитация, аутогенная тренировка, гипноз самогипноз как метод управляемого воображения, арт-терапия, музыкотерапия и др)

Одним из эффективных методов считается музыкотерапия.

Музыкальная терапия – обширное поле для использования различных методов и технологий, использующих музыку, пение, отдельные звуки и звукосочетания с лечебной и восстановительной целью. Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают.

Виды деятельности в музыкальной терапии:

Растяжки (нормализуют гипертонус и гипотонус мышц). Ребёнку необходимо дать почувствовать собственный тонус и показать варианты работы с ним на самых наглядных и простых примерах. Регуляция силы мышечного тонуса должна проходить в соответствии с законами развития движений: от головы и шеи к нижним конечностям, от шеи и плеч к кистям и отдельным пальцам, от колен к пальцам ног.

Дыхательные упражнения (улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль и произвольность). Отработку дыхательных упражнений лучше всего начинать со стадии выдоха, после чего, выждав естественную в цикле дыхания паузу и дождавшись момента, когда появится желание вдохнуть, сделать глубокий вдох ртом или носом так, чтобы было приятное, лёгкое, без напряжения ощущение вдоха.

Восприятие музыки. Для того чтобы музыка действовала на детей, их необходимо для этого специально настроить и подготовить. Детям предлагается сесть в удобной позе, расслабиться и сосредоточиться на звуках музыки. Восприятие музыки заключается в обучении распознавать эмоции. Классические произведения отражают настроение, повышают концентрацию внимания, уменьшают раздражительность, импульсивность, улучшают самочувствие. Дети учатся понимать чувства, различать оттенки настроения, учатся сопереживать, радоваться, заряжаться положительными эмоциями.

Ритмические движения. Рекомендуется использовать музыкально-ритмические композиции из программы Е.В.Бурениной по ритмической пластике. Дети учатся владеть собственным телом, тонкости восприятия, нестандартному мышлению, психологической свободе.

Пение (наиболее близко и доступно детям). Пение способствует развитию речи. Слова проговариваются протяжно, нараспев, что помогает чёткому произношению отдельных звуков и слогов. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.

Музыкальная игра (оптимальное, психолого-педагогическое средство, которое позволяет всесторонне влиять на развитие детей). В музыкальной игре, как в пении и ритмических движениях, дети осваивают средства художественной выразительности, характерные для музыки и речи – ритм, динамику, темп, высоту. Это даёт педагогу возможность дифференцированно воздействовать на детей с разным темпом развития.

Музыкальная релаксация (форма пассивного восприятия музыки). Релаксационные упражнения  следует проводить под расслабляющую, спокойную музыку не больше 3-4 минут. Во время релаксации важно находиться в таком удобном положении, для сохранения которого не нужно двигаться. Можно лечь на ковер или диван и закрыть глаза.

Результатами коррекции поведения детей дошкольного возраста средствами музыкальной терапии должны быть:

  • Развитие устойчивости слухового внимания и памяти;
  • Развитие коммуникативных навыков (преодоление эмоционального дискомфорта, повышение контактности, дружелюбия, доброжелательности;
  • Возможность самовыражения и возможность быть услышанным через зрительную, тактильную и двигательную передачу образа;
  • Развитие координации движений, мелкой моторики, пространственной ориентации и чувства ритма.

Использование музыкотерапии в режимных моментах

Режимные моменты.

Для чего используется.

Результат воздействия.

Возрастн ая группа.

Предлагаемый музыкальный

репертуар.

Утро.

Приём детей.

Утренняя гимнастика.

Используется для создания эмоционального фона.

Используется для поднятия эмоциональной активности, бодрости.

Доставляет ребенку радость, благотворно влияет на его организм.

Положительно воздействует не только на детей, но и на их родителей – вселяет уверенность, легче устанавливаетс я контакт между людьми.

Музыка является

активным действенным средством эмоционально й коррекции, помогает войти в нужное эмоцио- нальное

состояние.

Младшая группа.

Средняя группа.

Старшая группа.

Подготови т. группа.

Средняя гр

Старшая гр.

Подготов. гр.

П.И.Чайковский

«Вальс цветов» из балета «Щелкунчик», М.Мусоргский

«Рассвет на Москве- реке». В.Моцарт

«Маленькая ночная серенада», М.И.Глинка «Вальс фантазия».

П.И.Чайковский

«Апрель», Г.В.Свиридов

«Музыкальный

ящик». Н.А.Римский- Корсаков.

Вступление «Три чуда», И.Штраус.

«На прекрасном голубом Дунае». Музыкальное сопровождение музык — ым руководителем. Аудио кассеты ритмической музыки.

Прогулка.

(в теплое время года).

Наблюдения, в процессе тру- довой деятель- ности, после

Задает определенный жизненный ритм, оказывает мобилизирующее воздействие, выраженное в игровой форме.

Вызывает

Положительно влияет на развитие нервной системы ребенка.

Все возрастны е группы.

Наблюдения:

С.В.Рахманинов

«Итальянская полька», В.Агафонников.

«Сани с колокольчиками». Труд детей : Р.н.п.

«Ах вы, сени…»,

игр большой подвижности

эмоциональный отклик при наблюдениях за объектами живой природы. Для снятия повышенной мышечной

нагрузки.

И.Штраус. Полька

«Трик – трак». Расслабление : Н.А.Римский- Корсаков. Опера

«Снегу-рочка», песни, пляски птиц.

Сон.

(засыпание и пробуждение)

Используется для эмоционального расслабления нервной системы и мышц ребенка. Спокойная, нежная музыка помогает детям заснуть.

Нормализуется артериальное давление, стимулируется дыхание.

Ясельная гр.

Младшие группы.

Старшие группы.

Колыбельные:

«Тише. Тише»

«Спи- засыпай, маленькая принцесса», «Приход весны»,

«Засыпающий малыш», «Крепко спи», «Спи, малыш мой, засыпай».

Г.В.Свиридов

«Грустная песенка», Ф.Шуберт. «Аве Мария», «Серенада», Ц.А.Кюи.

«Колыбельная».

В.А.Моцарт.

«Музыкальная шкатулка», Н.А.Римский – Корсаков. «Три чуда. Белка»,П.И.Чайковск ий. «Танец

маленьких лебедей».

Индивидуальн ая музыкотерапи я.

Для оптимизации эмоционального состояния ребенка; для преодоления гиперактивности ребенка; для стимуляции творческих

(креативных)

Нормализация эмоциональног о состояния, снятие физического и эмоциональног о напряжения, повышение творческой

работоспособн

Все возрастны е группы.

Средняя гр.

Старшая гр.

А.Т.Гречанинов.

«Бабушкин вальс», А.Т.Гречанинов.

«Материнские ласки».

П.И.Чайковский. Вальс фа- диез- минор, Л.В.Бетховен.

«Сурок»,

способностей при индивидуальной деятельности.

ости, проявление инициативы. Повышается коммуникатив ность.

Подготов. гр.

Н.А.Римский- Корсаков. Опера

«Снегурока», сцена таяния Снегурочки.

Н.А.Римский – Корсаков. «Море» (финал 1-го действия оперы «Сказка о царе Салтане»), К.В.Глюк. Опера «Орфей и Эвридика»,

«Мелодия», Р.Щедрин.

Юмореска.

Использование музыкотерапии в различных видах детской деятельности.

Виды

деятельности

Для чего используется.

Результат воздействия.

Возрастна я группа.

Используемый музыкальный репертуар.

Музыкальные занятия.

Восприятие музыки способствует общему интеллектуально му и эмоциональному развитию.

Воспитание интереса к музыке, состояние наслаждения, восхищения.

Младшая группа.

Средняя группа.

Старшая группа.

Подготовит

. группа.

А.К.Лядов.

«Дождик- дождик», Ц.А.Кюи.

«Колыбельная».

М.И.Глинка

«Детская полька», рус. нар. песня «Ах вы, сени…»

М.И.Глинка «Вальс фантазия», П.И.Чайковский

«Мазурка».

П.И.Чайковский

«Времена года», С.В.Рахманинов

«Итальянская

полька»

Физкультурны е занятия.

Метод релаксации – используется для расслабления

детей и

Снятие мышечной нагрузки, нормализация

общего

Все возрастные группы.

И.Штраус. «Сказки Венского леса», П.И.Чайковский.

«Апрель»,А.Вивальд

и. «Зима»,

восстановления дыхания.

физического состояния.

И.Штраус. «На прекрасном голубом

Дунае».

ИЗО.

Развивает творческое воображение и фантазию, для создания определенного психологического и эмоционального настроя, ассоциативных связей.

Формирует эстетические чувства детей, вызывает эмоциональны й отклик, повышение продуктивност и творчества.

Все возрастные группы.

Русские народные мелодии,

Э.Григ. «Утро», М.Мусоргский.

«Рассвет на Москве- реке», К.Дебюсси.

«Лунный свет», П.И.Чайковский. Вальс цветов из балета

«Щелкунчик».

Художественна я литература (ознакомление с поэтическими текстами, описательными рассказами.)

Для создания определенного эмоционального настроя, для более полного восприятия литературного образа.

Повышение интереса к литературным произведениям

,

формирование эстетических чувств.

Средняя группа.

Старший дошкольны й возраст.

Шопен. Ноктюрн

№1,2.,П.И.Чайковск ий «Времена года», К.Дебюсси «Лунный свет», Р.Шуман

«Грезы», Д.Ласт

«Одинокий пастух», К.Синдинг «Шелест весны», К.Сен- Санс

«Лебедь» из сюиты

«Карнавал животных», П.И.Чайковский

«Танец маленьких

лебедей».

Примеры музыкотерапевтичних упражнений:

Упражнение «Сыграй свое настроение» является коллективной формой активного музицирования на шумовых инструментах. Во время нее дети учатся озвучивать стихи, играть в ансамбле, а еще - импровизировать собственные небольшие пьесы, воплощая в них свое настроение и звуковые представления.

Упражнение «Шарф с волшебными историями» предназначено, прежде всего, для детей с выраженной гиперактивностью, синдромом дефицита внимания. Такие дети требуют индивидуальной работы, во время которой учатся успокаиваться и сосредотачиваться.

Для проведения упражнения музыкальный руководитель включает музыку, двигает над ребенком большой яркий шарф, одновременно рассказывая фантазийную историю (например, про самого ребенка, с которым проводит упражнение). При этом музыкальный руководитель предлагает ребенку

произвольно двигаться, когда шарф «взлетает» вверх или колыхаются из стороны в сторону, и останавливаться, когда шарф опускается.

Во время упражнения педагогу необходимо синхронизировать подвижные и спокойные эпизоды в движениях шарфа, в музыке и в истории.

Правильно подобранная по интенсивности звучания и ритмом музыка поможет ребенку упорядочить движения, усиливая впечатление от движений шарфа и слов музыкального руководителя.

Упражнение для расслабления «Морское дно» предназначено, прежде всего, для детей старшей группы. Музыкальный материал для упражнения - аудиозапись пьесы «Лунный свет» Клода Дебюсси (Claude Debussy).

Дети произвольно размещаются в музыкальном зале. Педагог проговаривает текст, согласуя его с движением музыки: «Дети, сейчас мы окунемся в морскую глубину.

Сначала проверим, работает ли наше снаряжение для дыхания под водой: спокойно, без напряжения вдохните, теперь выдохните. Со снаряжением все в порядке, поэтому погружаемся!

Сделайте спокойный глубокий вдох, а с выдохом опуститесь на самое дно. Вокруг вас - лишь чистая голубая вода. А теперь ощутите, что вы - морские волны, которые легко качаются вместе с музыкой. Вокруг вас плавают разноцветные жители моря - почувствуйте их присутствие, рассмотрите внимательно.

Вдруг течение изменилось! Все волны зашевелились, начали перемещаться, путешествовать по морской глубине, встречать новых морских жителей…

 А теперь наступила ночь. В полной темноте морская вода засияла - это светящиеся микроскопические водоросли, рачки, удивительные медузы. Волны постепенно успокаиваются и ложатся на дно».

После упражнения следует предложить детям под ту самую музыку нарисовать образы, возникшие в их воображении. После этого музыкальному руководителю следует проанализировать детские рисунки - цвета, насыщенность, силу нажима карандаша и тому подобное.

Таким образом, можно выявить у детей скрытое эмоциональное напряжение, недовольство, агрессию и направить усилия для их устранения во время сеансов музыкотерапии.

Целью упражнения является релаксация и развитие певческого дыхания. Музыкальный материал для упражнения - Прелюдия до-мажор из «Хорошо темперированного клавира» Иоганна Себастьяна Баха (Johann Sebastian Bach).

Музыкальный руководитель предлагает детям посадить мнимое зернышко на ладошку. Дети выполняют задание, сопровождая «посадку», произнося слова

«динь!», затем заботятся, чтобы зернышко проросло:

  • поливают дождиком - имитируют голосом звуки капелек;
  • согревают солнышком - высоко поют звук «а».

Музыкальный руководитель продолжает руководить действиями детей, поэтапно продолжая рассказ:

  • зернышко начало расти - дети поют звук «а» на крещендо;
  • вырос большой, красивый цветок и открыл прекрасные лепестки - дети, представляя цветок на своих ладонях, улыбаются, любуются им;
  • цветок имеет великолепный аромат - дети медленно, глубоко вдыхают носом, а выдыхают ртом со звуком «ха».

Ценность этого упражнения в том, что оно выравнивает эмоциональное состояние всех детей группы, помогает воспитанникам со слабой нервной системой избавиться от эмоционального дисбаланса от того, что их психофизические реакции отстают от общего ритма жизни группы.

Упражнение «Цветная музыка» целесообразно проводить, когда есть необходимость вызвать у детей определенное настроение.

Упражнение содержит элементы цветотерапии, а именно предусматривает использование различных предметов определенного цвета.

Музыкальное сопровождение упражнения и цвет предметов будет зависеть от настроения, которое нужно создать. Так, чтобы успокоить детей, музыкальный руководитель может предложить им создать танцевальную импровизацию под музыку вальса, используя при этом шелковые шарфы синего, голубого или зеленого цветов. Вместо того, чтобы подбодрить детей, следует включить ритмичную музыку в оживленном темпе, а как реквизит предложить детям ленты или платочки желтого или красного цветов.

Целью этого упражнения является:

  • нормализовать дыхание;
  • расслабить мышцы горла.

Как музыкальный материал для упражнения можно использовать аудио- запись «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Эдварда Грига (Edvard Grieg) или другую спокойную музыку (темп - не более 60-65-ти ударов в минуту), шум леса, пение птиц и тому подобное.

Это упражнение лучше выполнять с детьми после физической нагрузки. Музыкальный руководитель включает музыку и предлагает детям удобно расположиться на полу, закрыть глаза, представить солнечный день и зеленый лес. Главный элемент упражнения - «лесной» воздух, при котором дети должны спокойно, с удовольствием вдыхать и выдыхать воздух, представляя, что находятся в лесу и наслаждаются лесным чистым воздухом.

Список литературы:

  1. С.Шушарджан/По материалам моих научных исследований 2005 г. - FANCY_men./ www.liveinternet.ru/users/fancy_men/profile/
  2. В.И.Петрушин «Музыкальная психотерапия: Теория и практика» (Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2000г.)
  3. Н.Коршунова «Интеллект ребенка можно развить ещё в материнской утробе» («Иркутская газета», № 6, 2006г.)
  4. «МУЗЫКАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОТЕРАПИЯ» № 1 / 2007
  5. Т.Абрамова «Скрипичный ключ к здоровью» (Журнал «Иркутская культура», № 15, 1997г.)
  6. «За тайной музыки – энергия здоровья» («Библиотечная газета», № 20, 2003г.)
  7. О.Жавина «Музыкальное воспитание: поиски и находки» («Просвещение», Москва, 1985г.)
  8. Л.Маркус, О.Никологородская «Излечивает гнев и заполняет время» (Яндекс.ru)

9.Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.: Педагогика, 1985г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Игра как средство коррекции гиперактивного поведения ребенка"

В данной статье описаны симптомы поведения гиперактивных детей, способы коррекции посредством игр и рекомендации для родителей....

Презентация на тему: Использование песочной терапии как средство коррекции тревожности у дошкольников"

Материал содержит информацию о понятии "песочная терапия", роли песочной терапии в развитии дошкольника, организации пространственной среды для игр с песком, опыт работы педагога-психолога Д...

Эбру арт – терапия как средство коррекции эмоциональной сферы дошкольников.

Эбру арт – терапия как средство коррекции эмоциональной сферы дошкольников....

Коррекция гиперактивного поведения дошкольников средствами сенсорной комнаты

Статья в помощь дифектологам, учителям-логопедам, психологам....