Проект "Богатыри земли русской"
проект по физкультуре (старшая, подготовительная группа) по теме

Сторожилова Светлана Николаевна
Сохранить свою духовность, разобраться во всем и выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, научить их любить не придуманную нами Родину, а такую, какая она есть. А любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь. Что может заинтересовать ребенка чистотой, искренностью, красотой, глубоким содержанием? Это наша многовековая история и культура. Лики Земли неповторимы. Каждая страна уникальна, и задача каждого поколения – сохранить это самобытность. Мы же в немалой степени растеряли свои национальные черты, предали забвению русскую народную культуру, отвергли то, что является сутью русского человека. Терпение, доброта, милосердие, стремление к духовности – вот что всегда лежало в основе быта и традиций русского человека.
Воспитывать патриота надо на конкретных героических примерах, исторических событиях, на народных традициях и правилах, по которым веками жила могучая Россия. Но при этом надо помнить и о сегодняшнем дне, вместе с детьми постоянно прослеживать связь между стариной и днем настоящим, дать понять ребенку, что он хозяин своей Родины
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Образовательный проект «БОГАТЫРИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ»

Автор проекта: Сторожилова Светлана Николаевна, инструктор по физической культуре, МБДОУ детский сад присмотра и оздоровления "Белочка" г. Тамбов

Актуальность проблемы:

Воспитание здорового поколения – одна из важнейших задач нашего общества. Здоровье-главная ценность детства. Отсюда перед педагогами встаёт задача – охрана и укрепление здоровья детей. Ведь недаром говорят  здоровый ребенок успех будущего

В процессе физкультурно-оздоровительной работы использование фольклора позволит не только повысить эффективность физкультурно-оздоровительного процесса, но и окажет положительное влияние на состояние здоровья, динамику физической подготовленности дошкольников, а также сформирует у них интерес к систематическим занятиям физической культуры. Именно знание традиций национальной культуры(русские народные танцы, устный народный фольклор, народные игры) - это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень

Цель проекта: 

Создание системы работы по развитию физических качеств старших дошкольников при организации спортивных развлечений на основе русского народного фольклора посредством активизации взаимодействия с родителями.

Использование элементов спорта в качестве средства и метода достижения эффекта здорового отдыха – развлечения, организации интересного эмоционально-настроенного досуга.

Задачи проекта: 

1. Содействовать  укреплению здоровья, физической подготовленности детей и профилактике заболеваний.

2. Формировать двигательные умения  и навыки в ходе проведения  развлечения с  использованием народного фольклора.

3. Приобщать  детей к истокам русской народной культуры через русские народные подвижные игры, художественный фольклор и народную музыку.

4. Привлекать родителей (социум) в воспитательно-образовательный процесс через участие в физкультурных мероприятиях.

5. Формировать чувства коллективизма, умений соблюдать правила  

поведения  в играх

Вид проекта:

 познавательно – игровой.

Количество участников проекта

- 25 воспитанников групп оздоровительной направленности 6-7 лет

Продолжительность:

-долгосрочный  

Участники проекта:

-инструктор по физической культуре;

-дети старшего дошкольного возраста;

-воспитатель;

-музыкальный руководитель;

-родители

Интеграция образовательных областей

Познавательное развитие:

  • Дать понятие, что такое былина. Вызвать интерес к устному народному творчеству (к сказкам, былинам о богатырях). Оживить представление о былине, былинных героях – Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче, Никите Кожемяке и т.д.
  • Вызвать интерес к языку былин, сказаний, преданий о русских богатырях.

Социально-коммуникативное развитие:

  • Осваивать навыки речевого этикета.
  • Обогащать словарь детей: былина, предки, сказитель, меч, щит, палица, шлем, кольчуга, Отчизна, Отчий край, Отечество.
  • Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.
  • Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
  • Побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию.
  • Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность.

Физическое развитие:

  • Воспитывать интерес к активной двигательной деятельности.
  • Развивать внимание и точность выполнения упражнений.
  • Укрепить двигательные навыки детей.
  • Воспитывать интерес и желание к общеразвивающей активной двигательной деятельности.
  • Научить навыкам правильного ориентирования в пространстве.
  • Приобщать к способам безопасного поведения.

Музыкальное развитие:

  • Развивать эстетические  чувства средствами музыки.
  •  Продолжать развивать музыкальную отзывчивость.

Предварительная работа. 

1. Использование игр:

Дидактические: «Собери богатыря в дорогу», «Герои русских былин», «Откуда хлеб пришел».

Подвижные игры: «Петушиные бои», «Сдвинь противника с места», состязание «Будь отважным, не теряйся, сзади всех не оставайся! »

 Слушание музыкального произведения А. Пахмутовой «Богатырская сила».

Работа с родителями:

  • Знакомить детей с семейными реликвиями.
  • Осуществить совместный проект детей – родителей – педагогов «Богатыри земли русской”.
  • Анкетирование родителей: изучить отношение родительской общественности к прилагаемой деятельности в рамках проекта и возможностей семей воспитанников по поддержке образовательного процесса.
  • Памятка для родителей «Прочитайте вместе с детьми»
  •  Тесное сотрудничество с родителями в целях сохранения и укрепления здоровья детей и обучения русскому народному фольклору.
  • Подготовить консультации для родителей «Играем всей семьёй в русские народные игры»;  «Как организовать выходной день с ребенком»; «Роль семьи в физическом воспитании дошкольника»;
  • Участие в проектной деятельности.

Работа с педагогами:

Подготовка и проведение подвижных игр, спортивных развлечений и досугов.

Анкетирование родителей.

Подготовка и проведение совместно с музыкальным руководителем спортивного праздника «День защитника Отечества»

Организация и проведение досуговых мероприятий и развлечений (день спорта,  день здоровья, день радости).

Обмен опытом

Участие в творческих гостиных, заседание

Эффективными можно считать следующие методы и приемы:

методы

Приемы

Игровой

 «Собери богатыря в дорогу», «Петушиные бои», «Сдвинь противника», «Водители, на старт!», «Гололедица», «Затейники»

Игра «Зелёный, желтый, красный», сюжетно-ролевые игры, физкультминутка «Конь меня в дорогу ждет» и т.д.

Практический

Спортивные развлечения, праздники

соревновательный

 игры-соревнования, эстафета

Предполагаемый результат проектной деятельности:

  •       формирует такие нравственные понятия как любовь к Родине, гордость за ее историческое прошлое;
  •       развивает представления воспитанников о наиболее важных событиях истории Руси, её героях, традициях, культуре;
  •       повышает заинтересованность родителей в формировании чувства патриотизма у детей;
  •       развивает творческие способности детей в разных видах деятельности.

План мероприятий по физической культуре «Богатыри земли русской»

 2014-2015гг

Месяц

Мероприятия

Возраст детей

Сентябрь

Осенний марафон

 Дети 5 – 7 лет

Октябрь

День здоровья «Сильные ребята – здоровые ребята»

Старшая, подготовит. Группы

Ноябрь

«Не перевелись еще богатыри на земле русской» - посвященный

Дню независимости России

Старшая, подготовит. Группы

Декабрь

Играем в сноубол – «Богатырские состязания»

Подготовит. Группа

Январь

Богатырские потехи – Взятие снежной крепости

Старшая группа

Февраль

«Зарничка»

Старшая, подготовит. Группы

Март

«Как богатыри принцессу спасли»

Старшая, подготовит. Группы

Апрель

«Богатырские игрища»

Подготовит. Группа

Май

Летняя Спартакиада

Старшая, подготовит. группа

 Литература

1. Л. А. Кондрыкинская «С чего начинается Родина? ».

2. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду: Подготовительная к школе группа».

3.http://www.maaam.ru/detskijsad/nod-razvitie-rechi-po-teme-den-zaschitnika-otechestva.html

5. http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/syuzhetno-rolevaya-igra-kak-sredstvo-patrioticheskogo-vospitaniya-detei

6. http://actualcomment.ru/theme/2219/

7. Н. В. Алёшина «Патриотическое воспитание дошкольников».

8. Е. Ступак «Подарки к празднику».

9. Аникин В. П. Мир былин и сказок

10. Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести. М., 1986

11. Пословицы русского народа, В. Даль, Москва, 1984

12. Русский эпос, Ф. М. Селиванов, Москва, «Высшая школа», 1988

13. Русское народное поэтическое творчество», Ю. Г. Круглов, М., «Высшая школа, 1986

 14. Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие – М.: Айрис – пресс, 2011;

15.  Г.Н.Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живем в России» гражданско-патриотическое воспитание дошкольников – М.: издательство «Скрипторий», 2003; 2010;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Защитники земли русской – русский полководец М.И. Кутузов»

Сценарий познавательного занятия в подготовительной группе детского сада...

В рамках проекта "Русские богатыри". Конспект занятия по рисованию «Богатыри земли русской»

                         Конспект занятия по рисованию «Богатыри земли русской»Программное содержание:  - учить рисовать ру...

Конспект НОД тема: «Богатыри земли русской», Приобщение детей к истокам русской народной культуры, интегрированное занятие в старшей группе. В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»

Цель занятия: Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Задачи.· Закрепить названия элементов костюма рус...

Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Русские богатыри». В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»

Цель:  Формировать представление о героических защитниках русской земли.Задачи: 1.Продолжить знакомство с одним из видов изобразительного искусства (портрет).2.Развивать умение передавать пропорц...

Конспект НОД по музейно – педагогической программе: «Здравствуй, музей!». Тема: «Богатыри земли Русской: сила русская, богатырская…»

Занятие было проведено по музейно педагогической программе "Мы входим в мир прекрасного"Дошкольное отделение-Здраствуй музей!. Занятие интегрированное.....

Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской национальной культуре и декоративно-прикладному искусству "Душу русскую сохрани, землю русскую сбереги"

Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к с...