Конспект организованной образовательной деятельности «Русская матрешка»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа)

Бычкова Евгения Петровна

Конспект организованной образовательной деятельности: «Русская матрешка» (в рамках реализации ООП ДО «От рождения до школы»)

Цель: продолжить знакомить детей с предметом народно – прикладного искусства - матрешкой.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие физическое развитие, речевое развитие.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_russkaya_matreshka_srednyaya_gruppa.docx29.57 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель: Бычкова Евгения Петровна

Конспект организованной образовательной деятельности: «Русская матрешка» (в рамках реализации ООП ДО «От рождения до школы»)

Цель: продолжить знакомить детей с предметом народно – прикладного искусства - матрешкой.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие физическое развитие, речевое развитие.

Задачи:

  • Познакомить детей со строением матрешки;
  • Познакомить детей с историей названия матрешки;
  • Продолжить формировать умения создавать декоративную композицию по мотивам дымковской росписи
  • Продолжить упражнять детей в срезании углов у квадрата, для получения круга;
  • Учить детей преобразовывать готовые формы, разрезая их на две части;
  • Продолжить формировать умения правильно держать ножницы и пользоваться ими;
  • Продолжить учить располагать узор из вырезанных форм;
  • Продолжить закреплять пространственные направления – сверху, снизу;
  • Закрепить навыки аккуратного наклеивания предметов, состоящих из нескольких частей;
  • Развивать эстетическое восприятие, самостоятельность;
  • Воспитывать любовь к народной игрушки.

Предварительная работа: рассматривание предметов декоративно – прикладного искусства. Игры с матрешками, разучивание хороводов. Дидактические игры «Собери узор». Работа с книжками – раскрасками «Русская матрешка». Составление на полоске бумаги простой узор из элементов народного орнамента.

Материалы и оборудование: игрушки - машина, кукла, блюдце, кот, матрешки, мольберт, силуэты матрешек из картона для детей, грустная и веселая матрешка из картона для  воспитателя, квадраты, овал, клей, кисть, клеенка, салфетка, поднос, ножницы, каранда.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Организационный момент

Дети сидят полукругом.

Здравствуйте, ладошки - хлоп-хлоп-хлоп (хлопают в ладоши)

Здравствуйте, ножки - топ-топ-топ (топают)

Здравствуйте, щёчки – шлёп-шлёп-шлёп (шлёпают ладонями по щёчкам)

Здравствуйте, губки – чмок-чмок-чмок (изображают поцелуй губками)

Здравствуйте, зубки – стук-стук-стук

(стучат зубами)

Здравствуйте, мой носик - пик-пик-пик (указательным пальцем по носу)

Здравствуйте, гости, милости просим (разводят руки в стороны).

Ответы детей:

машина, кукла, блюдце, кот, матрешка…

Ответ детей: матрешка.

Ответы детей:

Она сделана из дерева.

Очень красиво расписана

Когда ее разберешь, то получится несколько кукол матрешек.

Дети, давайте с вами поздороваемся.

Ребята, назовите игрушки, которые вы видите у меня на столе.

Отгадайте загадку про одну из этих игрушек:

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

И всего одна игрушка.

Правильно, ребята. Это кукла матрешка.

Посмотрите, какая она яркая, красивая.

Ребята матрешку тоже называют куклой, но кукла она не обычная. Как вы думаете почему?

Вы правильно подметили. Матрешка сделана из дерева, очень красиво расписана и в одной матрешке живет целая семья кукол матрешек. Посмотрите.

Приветствие

На столе у воспитателя стоят разные игрушки.

Воспитатель показывает детям игрушку

Показать детям, как разбирается матрешка

Основная часть

Ответы детей:

Да…

Ответы детей.

Ответы детей:

На матрешке красный сарафан.

На фартуке изображены цветочки, листочки, точки.

Цветочки на фартуке расположены вверху и внизу.

Точка

Ответы детей: фартук матрешки украшен элементами дымковской росписи

Ответы детей: круги, клетка, прямые и волнистые линии

Ответы детей: красный, желтый, зеленый, синий

Ответы детей: да, сможем

Ответы детей: нет. Нам нужны кружочки, листочки

Ответ детей: Из квадрата. Нужно аккуратно и плавно срезать углы у квадрата, чтобы они отпали. Получится круг.

Ответы детей:

Ножницы смотрят вперед, а не вверх или в сторону, потому, что можно пораниться.

Дети выполняют движения совместно с воспитателем.

Дети берут себе по одной матрешки и проходят на свои рабочие места.

Дети выполняют практическую часть.

Ответы детей:

Вырезаем детали:

из квадрата – круг, из овала – листья.

Выкладываем детали на сарафан.

Наклеивать узор.

Когда то давным-давно все игрушки делали из дерева. Однажды мастера придумали занятную деревянную куклу – Матрешку, в которой прятались другие куклы меньших размеров.

Число вложенных кукол обычно от трех и более. Почти всегда Матрешка имеет «яйцеподобную» форму (похожее на яичко) с плоским донцем и состоят из двух частей - верхней и нижней.

Один мастер выточил из дерева матрешку, а другой, красиво ее разрисовал. Матрешка может быть расписана по разному, одета в сарафан с ярким платком на голове.

А хотите узнать, почему куклу назвали матрешкой?

Деревянная кукла, которую выточили мастера, была похожа на простую девочку.

А девочек в далекие времена часто называли именем Матрёна. Вот и куклу стали называть ласково – Матрешка.

Ребята, к нам в детский сад тоже пришли матрешки.

Но почему, то одна из них не веселая.

Как вы думаете, что случилось?

Я думаю, что Матрешка грустная, потому что, у её подружек не такие красивые сарафаны как у неё, а ей так хочется, чтобы все её подружки были нарядные, красивые и веселые.

Мы же с вами детки добрые, знаем, что нельзя оставлять друзей в беде. Поможем нашим матрешкам и тоже нарядим их.

Давайте, с вами внимательно рассмотрим наряд нашей матрешки:

Какого цвета сарафан у матрешки?

Какой узор на фартуке?

Как расположены цветочки на фартуке?

Что стоит в середине цветочка?

Кто вспомнит и скажет мне, элементами, какой росписи украшен фартук нашей матрешки?

Правильно ребята.

Давайте еще раз с вами вспомним элементы дымковской росписи.

Влад, какие ты знаешь элементы дымковской росписи?

А Ксения, какие может назвать элементы?

А вы обратили внимание, какими цветами расписан фартук матрешки?

Вот мы с вами и рассмотрели узор на фартуке.

Теперь мы сами сможем украсить фартук подружек?

Посмотрите, у вас на столах лежат фигуры из цветной бумаги.

Они подойдут для украшения фартука?

Полина, напомни, из какой геометрической фигуры можно сделать круг для узора нашего сарафана?

Я вам сейчас покажу, как можно сделать из овала зеленого цвета листья.

Возьму овал, сложу его по ширине  пополам, равняя все стороны, пальцами проглаживаю линию сгиба.

Раскладываю деталь, беру в правую руку ножницы и разрезаю по линии сгиба.

У нас получилось две детали, два листка. Берем следующий овал, сгибаем, разглаживаем и разрезаем его таким же способом.

Ребята, давайте вспомним, куда  ножницы смотрят, когда мы режем.

Давайте, прежде чем мы начнем нарядно одевать, наших матрешек немного отдохнем.

Мы, матрешки, вот такие крошки

Посмотрите, вот у нас красные сапожки.

Мы матрешки, вот такие крошки

Посмотрите, вот у нас розовые щечки

Мы, матрешки, вот такие крошки

Посмотрите, вот у нас яркие платочки

Ребята, а теперь, я предлагаю, каждому взять матрешку и пройти на свои места, чтобы начать работать.

Ребята, с чего начинаем работать?

Что будем делать потом?

Что потом?

Когда все детали приклеили. Нарисуйте в середине кружка точку.

Приступаем к работе.

Рассказ воспитателя

Открывается мольберт, где были спрятаны заранее сделанные готовые шаблоны с матрешками. Одна из этих матрёшек в яркой, красивой одежде, но грустная.

Воспитатель демонстрирует детям элементы дымковской росписи

Физкультминутка «Мы веселые матрешки».

Руки на поясе, приседания с поворотами вправо, влево.

Руки на поясе, выставляется по - очереди левая и правая нога, показывая каблучок.

Руки на поясе, приседания с поворотами вправо, влево.

Растирание руками щек.

Руки на поясе, приседания с поворотами вправо, влево.

Повороты головы вправо – влево, взявшись за «кончики платочков».

Практическая часть.

Заключительная часть

Дети с готовыми работами подходят к воспитателю.

Дети остаются около мольберта.

Дети выбирают себе смайлик.

Дети прикрепляют выбранный ими смайлик около своей матрешки.

Ребята кто закончил свой узор, подходите к нам с матрешкой.

Ребята, посмотрите, как только вы нарядили своих матрешек, они стали нарядными, красивыми, веселыми.

Посмотрите, даже у меня матрешка изменила свое лицо. Стала веселая, довольная, радостная.

Ребята, посмотрите, у меня в коробочке лежат разные смайлики – веселые и грустные.

Я вам предлагаю выбрать один смайлик.

Если вы считаете, что вашей матрешке понравился сарафанчик и она очень довольна им, то возьмите улыбающийся смайлик.

А если вы считаете, что матрешка не довольна своим нарядом и ей грустно, то возьмите грустный смайлик.

Выбрали?

Прикрепите смайлик  около своей матрешки.

Посмотрите, всем нашим матрешками нравятся свои сарафаны (если дети выберут только веселые смайлики, если кто-то выберет грустный смайлик, спросить, почему и чем не нравится наряд матрешке).

Матрешки радуются и благодарят вас за помощь.

Молодцы ребята, вы очень хорошо справились с этой работой.

Готовые работы воспитатель располагает на мольберт.

В конце практической работы, незаметно для детей воспитатель меняет грустную матрешку ни веселую.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Русская матрешка"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Русская матрешка" для среднего дошкольного возраста....

Непосредственно-образовательная деятельность "Русская матрешка"

Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культурыэПедагогическая цель:Ознакомить дошкольников с игрушкой – Матрёшкой путём восприятия её через народный фольклор, ознакомление с исто...

Конспект интегрированной образовательной деятельности "Русские матрешки"

Конспект по ознакомлению с окружающим миром с элементами рисования в первой младшей группе "Русские матрешки"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Русская матрешка"

Конспект по развитию речи во второй младшей группе...

Непосредственно образовательная деятельность «Русская матрешка»

Непосредственно образовательная деятельность  «Русская матрешка»...