Рабочая программа Умелые ручки
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Сапожникова Надежда Ильинична

материал по изо

Скачать:


Предварительный просмотр:

СП Детский сад «Колокольчик» ГБОУ СОШ пос. Восточный

муниципального района Большечерниговский Самарская область

C:\Users\Антон\Desktop\титул 001.jpg

Рабочая программа кружка «Умелые ручки»

для детей 5-6 лет

(художественно – эстетическое направление)

Автор: Сапожникова Н. И.

2014 -2015 уч. год

Пояснительная записка

«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. 
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В. А. Сухомлинский

       Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественно  - эстетическое развитие», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.  

         Уже с раннего возраста у ребенка должно развиваться чувство прекрасного, эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Это способствует формированию духовно богатой, гармонически развитой личности. Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование нетрадиционной формы обучения в педагогической работе с детьми. 

Актуальность программы «Умелые ручки»

 Для того чтобы формировать и развивать у детей интерес к изодеятельности необходимо внедрять в творческий процесс нетрадиционные техники, которые дают возможность использовать хорошо знакомые предметы в качестве художественных материалов, и это удивляет своей непредсказуемостью. Работа с необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, проявить фантазию, творчество. По работам детей можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, подвергает в уныние, волнует ребёнка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность, какие эмоции испытывает ребенок. Ведь эмоции, как известно – это и процесс, и результат практической деятельности.  Во время работы в кружке «Умелые ручки» дети приобретают навыки и умения в работе с различными материалами, у них воспитывается способность творчески использовать эти умения в процессе изготовления предметов и явлений действительности, кроме того дети получают огромную радость и испытывают чувство гордости и удовлетворения результатами своего труда. А главное то, что нетрадиционная изодеятельность играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.

Новизна и педагогическая целесообразность использования программы в работе с дошкольниками является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему. Для выполнения творческих заданий детям предлагается использовать различные изобразительные средства, не требует художественных навыков или способностей к изобразительному искусству, поэтому каждый ребенок может участвовать в этой работе. Поделки отражают мысли и настроение детей и позволяют  им самовыражаться, проявлять творчество, фантазию. Использование в ходе совместной деятельности разнообразного материала (природного, бросового и т.д.) развивает мелкую моторику рук у дошкольников, способствует повышению их познавательной активности.

Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы от уже существующих является:

-это новое направление в современной российской педагогике;

-она имеет мощный развивающий потенциал;

-повышает мотивацию к деятельности у дошкольников;

-дает детям практические умения;

-способствует оптимизации развития ребенка;

-развивает фантазию, воображение в ходе создания работ;

-дает возможность дошкольнику реализовать творческие способности.

Необходимость в создании данного направления существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, внимания, логического мышления и усидчивости.

Цель программы: 

совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Задачи:

-создание развивающей среды, позволяющей осуществлять на практике различные идеи;

-побуждение детей к художественному творчеству путем постановки разнообразных творческих заданий, предлагающих выход на самостоятельное решение;

-учет индивидуальных интересов, склонностей и способностей детей;

-установление правильных взаимоотношений между педагогом и ребенком, позволяющих создать атмосферу увлеченности, эмоционального воздействия, совместного творчества взрослого и ребенка;

-вариативность творческих способностей.

Методическое обеспечение программы:

Методы работы:

-метод стимулирования интереса  и мотивации  деятельности;

-проблемно – поисковый метод.

Принципы работы:

- Принцип развивающего взаимодействия педагога  и ребёнка, как содействия развитию другого и тем самым саморазвитию.

- Принцип воспитывающего обучения. Основной  задачей   воспитания   и обучения     в изобразительной     деятельности     выделяют    развитие      творческих способностей    детей.

-Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства предполагает уважительное отношение к мнению ребенка, поддержку его инициативы, видение в ребенке целенаправленного партнера.

-Принцип  индивидуальности. Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения изобразительной деятельности с  учетом возраста, пола ребенка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.

-Принцип природосообразности, то есть адекватность методики возрастным особенностям детей с преобладанием игровых, воображаемых ситуаций;

-Принцип вариативности в выборе задания и способа его выполнения;

- Принцип сотворчества, сотрудничества воспитателя и детей, обеспечение условий, при которых ребенок не боится высказывать свои мысли, чувства; 

-Принцип стимулирования активности, самостоятельности, творчества. 

Основными формами организации образовательного процесса является кружковая деятельность. Кружковые занятия можно построить так, чтобы было интересно и детям, и педагогу. Они не ограничены временем, педагог может осуществлять индивидуальный подход, отмечать творческие проявления дошкольников.

Но, следует заметить, что во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

- игра, которая является основным видом деятельности детей;

- сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие, попросить помощи.

Формы контроля:

В начале каждого занятия обсуждается объём работы, который нужно выполнить.

Для каждого ребёнка конкретным  показателем его успехов является:

- возрастающий уровень его авторских работ, легко оцениваемый визуально;

- скорость выполнения заданий и чёткость ориентировки  при выборе их способов успешного выполнения

- участие в коллективных работах и мероприятиях;

- оригинальность предлагаемых художественных решений;

- окрепшая моторика рук.

Важным итоговым этапом занятий является просмотр. Однодневные выставки проводятся после окончания каждого занятия с целью обсуждения. 

Развивая творческие способности детей  в процессе кружковой работы, должны  соблюдаться следующие правила:

1. Ребенок должен иметь максимальную свободу для проявления инициативы и необходимые для этого физическое и психическое пространство;

2. У ребенка не должно быть недостатка в  материале для творческой деятельности;

3. Содержание  работы  не должно  подвергаться критике;

4. Работы, отобранные самим ребенком, нужно поместить где-нибудь в удобном месте в группе и попросить ребенка объяснить их.

Педагогические  условия, способствующие  развитию творческих способностей  детей:

1. Организация целенаправленной досуговой деятельности старших дошкольников в дошкольном учреждении, обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения.

2.    Поэтапность организации и проведения творческих работ.

3. Учет индивидуальных возможностей ребенка.

4. Комплексное и системное использование методов и приемов. Мотивация задания – не просто мотивация, а предложение действенных мотивов и поведения детей, если не к самостоятельной постановке, то принятию задачи, поставленной взрослыми. (Любимова Т.Г. Развивает творческую активность).

5. Формирование для каждого ребенка индивидуальной зоны – ситуации творческого развития.

6. Обеспечение наличия разнообразных материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними.

Этапы организации деятельности:

При проведении различных работ с детьми воспитатель должен знать об основных этапах творческой деятельности детей, в которой выделяют три основных этапа, последовательно взаимосвязанных между собою:

1 этап – возникновение замысла;

2 этап – процесс создания продукта творческой деятельности;

3 этап – анализ результатов.

Первый этап – возникновение, развитие, осознание и оформление замысла.

Второй этап – процесс создания изображения детьми. Изображение по теме, названной воспитателем, не лишает ребенка возможности проявить творчество, помогая направить его воображение, разумеется, если при этом воспитатель не регламентирует решение изображения. Значительно большие возможности возникают тогда, когда создается лишь направление выбора темы, содержания изображения. Деятельность ребенка на этом этапе требует от него овладения способами изображения, выразительными средствами.

Третий этап – анализ результатов. Он тесно связан с двумя предшествующими этапами, является логическим их продолжением и завершением, просмотр и анализ созданного детьми должен осуществляться при максимальной их активности.

Основные правила по технике безопасности.

- все ручные инструменты находятся в правом верхнем углу стола;

- ножницы передавать в закрытом виде, кольцами вперед;

- при работе с инструментами соблюдать правила ТБ;

- не отвлекаться во время работы;

- клей наносить кисточкой;

- по окончании работы убрать рабочее место.

Условия реализации программы

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), на 1 год обучения: 34 часа в год, 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 25 минут.

Результатом реализации данной  образовательной программы являются выставки детских работ. Использование поделок-сувениров в качестве подарков; оформление зала для проведения праздничных утренников.

Требования к результатам обучения:

Воспитанники  должны знать:

-приёмы безопасной работы с инструментами и приспособлениями;

-название и назначение материалов  - бумага, пластилин, природный и бросовый материалы;

-последовательность изготовления несложных изделий: разметка, разрезывание, сборка и оформление;

-правила организации рабочего места.

Воспитанники должны уметь:

-под руководством воспитателя проводить анализ изделия, планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата;

-работать индивидуально и парами;

-осуществлять контроль качества работы;

-эстетично оформлять изделие;

-проявлять элементы творчества;

-подбирать детали для работы;

-соблюдать правила безопасности и личной гигиены.

Учебные универсальные действия:

-научные знания и представления о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах;

-умения учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности;

-обобщенные способы деятельности;

-коммуникативные и информационные умения;

-умение оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций;

-способность к контролю и самоконтролю;

-способность к творческому решению учебных и практических задач.

Взаимодействие с родителями

В семье и коллективе ребенок впервые познает себя и мир вокруг. Важным моментом художественного развития детей является условия, при которых задается общее направление, согласованность в действиях воспитателя и родителей. Проводя индивидуальную работу с родителями, педагог побуждает их быть более активными в создании дома атмосферы творчества, в организации совместных с детьми занятий по рукоделию, по изготовлению поделок из самых разных по качеству и фактуре материалов.

Очень важно познакомить родителей с планом работы дополнительного образования. Они помогут заранее приобрести нужные материалы к работе. Тесная связь семьи и детского сада будет способствовать воспитанию дошкольников.  

В системе повышения педагогической культуры родителей могут быть использованы следующие формы работы: родительское собрание, родительская конференция, организационно - деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и др. 

Ожидаемые результаты работы:

-самостоятельно выполнять весь технологический процесс;

-овладеют знаниями, умениями, навыками  по работе с различными материалами;

-овладеют способностью целостного эстетического восприятия выполняемых работ;

-научатся проявлять  свои творческие способности, фантазию, художественный вкус;

-создавать индивидуальные и групповые проекты;

-оценивать свою работу и работы других детей;

-уважительно относиться к труду других людей, понимать значимость своего труда;

-плодотворно общаться  друг с другом и с педагогом;

-лучшие работы ребят выставлять  на   выставках прикладного творчества

Учебно – тематический план

№ п/п

Название раздела

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Введение

1

1

-

2

Работа с природным материалом

8

1

7

3

Работа с бумагой и картоном

8

1

7

4

Работа с пластилином и соленым тестом

8

1

7

5

Работа с бросовым материалом

8

1

7

6

Итоговое занятие с родителями

1

-

1

Итого:

34ч.

5ч.

29ч.

Содержание образовательной программы

1 Введение (1 ч.) 

Ознакомить  с видами занятий, материалами которые предполагаются использовать на занятиях, инструментами. Провести инструктаж по охране труда. Рассказать о соблюдении ТБ во время работы, соблюдении порядка на рабочем месте.  Объяснить, зачем нужны человеку во время работы помощники. Ножницы, стеки, клей и др.

  1. Работа с природным материалом (8ч.)

Дать понятие о природном материале на основе дидактического материала-сбора природного материала, экскурсий на природу, практических опытов, художественной литературы. Научить изготовлять элементарные игрушки- самоделки из природного материала и дополнительных материалов- пластилин, глина, тесто. Коллективно выполнять работу с природным материалом.

Темы:

Теория – 1 час

  • Знакомство с природным материалом.

Практика – 7 часов

  • «Золотая рыбка» из засушенных листьев (1 час);
  • «Олень» из шишек (1 час);
  • Мозаика «Веселые узоры» (с использованием семян, камешек, листьев) (1час);
  • «Аист» (с использованием желудей) (1 час);
  • Композиция «На птичьем дворе» (1 час);
  • «Совушка –сова» из веток и шишек (1 час);
  • «Лошадка» (из кукурузы) (1 час).

  1. Работа с бумагой и картоном (8 ч.)

Научить детей технике работы с ножницами и бумагой. Разрезать бумагу в различных направлениях: прямо по диагонали, срезая углы у квадратов и прямоугольников, отрезать длинные и короткие полоски. Научить вырезать различные геометрические формы. Круги из квадратов, овалов, прямоугольников, треугольников. Дать понятие об элементах художественного труда, изготовления поделок типа: открытки, альбомы, сувениры и подарки из картона, украшая их по замыслу узорами из различных геометрических фигур. Научить элементам силуэтного вырезывания по заранее предложенному контуру и оформлению работ по замыслу. Учить делать элементарные игрушки - самоделки из согнутого картона. Учить элементам складывания бумаги по технике «Оригами».

Делать простейшие украшения к праздникам (подвески, флажки, гирлянды).

Темы:

Теория – 1 час

  • Виды бумаги и картона.

Практика – 7 часов

  • Аппликация «Тюльпаны» (1 час);
  • Поделка «Мухомор» (1 час);
  • Открытка «Насыпушка» (1 час);
  • Салфетка из геометрических фигур (1 час);
  • «Снежинка» (1час);
  • Поделка «Снеговик» (1 час);
  • «Журавлик» (техника оригами) (1 час).

  1. Работа с пластилином и соленым тестом (8 ч.)

Научить оттягивать детали из целого куска, соединять части, прижимая и примазывая их. Научить детей изображать в лепке типичные, индивидуальные, характерные признаки предметов. Действовать в лепке различными способами комбинированным и конструктивным. Научить использовать в работе с пластилином стеку, украшать изделия с помощью стеки и налепов.

Темы:

Теория – 1 час

  • Знакомство с техникой «лепка»

Практика – 7 часов

  • Транспорт (1 час);
  • Военная техника (1 час);
  • «Русские матрешки» (1 час);
  • Посуда (1 час);
  • «Лебеди» (1 час);
  • Лепка животных по образцу (1 час);
  • Пластилиновая аппликация на картоне «Ваза с цветами» (1час).

  1. Работа с бросовым материалом (8ч.)

При работе с бросовым материалом дети применяют различные виды упаковок – пластиковые и картонные коробки, стаканчики, спичечные коробки, различные бутылки и др. Для создания образов животных и сказочных персонажей используются картонные коробки, различных форм. Дети учатся комбинировать их, сопоставляя размеры, обклеивать бумагой и добавлять необходимые детали.

Темы:

Теория – 1 час

  • «Что такое бросовый материал?»

Практика – 7 часов

  • «Ромашка» (из пластиковой бутылки) (1 час);
  • «Ваза» (бутылка, обклеенная тканью) (1 час);
  • «Зеркало» (одноразовая тарелка, компакт-диск) (1 час);
  • «Летающая тарелка» (одноразовая тарелка) (1 час);
  • «Бусы» (из фантиков) (1 час);
  • «Подставка для карандашей» (из прищепок) (1 час);
  • «Тюльпан» (из одноразовых ложек) (1 час).

  1. Итоговое занятие с родителями (1ч.)

Выставка творческих работ.

Рекомендации по проведению занятий  и методическое

обеспечение программы.

Инструктаж по  технике безопасности при проведении работ проводится на каждом занятии.

Быстрая, интересная вступительная часть занятия, включающая анализ конструкции изделия и разработку технологического плана должна являться базой для самостоятельной практической работы без помощи воспитателя.

Выбирая изделие для изготовления, желательно спланировать объем работы на одно занятие, если  времени требуется больше, дети заранее должны знать, какая часть работы останется на второе занятие. Трудные операции, требующие значительного умственного напряжения и мышечной ловкости, обязательно должны быть осознаны детьми как необходимые.

Воспитателю необходимо как можно меньше объяснять самому,  стараться вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать, торопить детей и сразу стремиться на помощь. Ребенок должен попробовать преодолеть себя, в этом он учится быть взрослым, мастером.

На занятии кружка  должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие; причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем  на практические действия.  

 В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Воспитатель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность воспитанников и условия работы в данной группе.

Во время занятий дети могут сидеть за столами, расставленными рядами, ленточно или буквой П.

Главное, чтобы дети не мешали друг другу, а педагог мог свободно подойти к каждому ребенку. Стол и стул должны соответствовать росту ребенка, а рабочее место должно быть хорошо освещено.

Для индивидуальной работы и самостоятельной деятельности детей необходим уголок ручного труда, в котором выделяют три зоны: рабочее место, шкаф для хранения материалов и незаконченных работ.  Рабочие инструменты хранятся также в шкафу в индивидуальных папках.

Таким образом, для работы необходимы:

Хорошо освещенный кабинет, столы, стулья, шкаф.

Набор рабочих инструментов: ножницы, карандаш, кисти, стеки.

Материал: ткань, пуговицы, цветная бумага и картон, акварель, цветные карандаши, клей ПВА, цветная фольга, бросовый материал (пластиковые бутылки, бумажные коробочки, открытки и др.), бисер, пластилин, природный материал (шишки, желуди, семена, листья, веточки, камешки, песок и др.), разделочные доски.

Наглядные пособия по темам, шаблоны для воспитанников.

Список литературы

  1. Казакова, Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество/ Т. Г. Казакова.- Москва: Просвещение, 1985. - 192 с.
  2. Соломенникова, О.А. Радость творчества/ О. А. Соломенникова.- Москва: Мозаика-Синтез, 2008. - 176 с.
  3. Колдина, Д.Н. Лепка с детьми 5-6 лет/ Д. Н. Колдина. – Москва: Мозаика-Синтез, 2010.
  4. Колдина, Д.Н. Аппликация с детьми 5-6 лет/ Д. Н. Колдина. – Москва: Мозаика-Синтез, 2010.
  5. Малик, О.А. Занятия по аппликации с дошкольниками/ О. А. Малик. – Издательство Сфера, 2010. – 96 с.
  6. Доронова, Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей: метод, рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3—6 лет по программе «Радуга» / Т. Н. Доронова.— Москва: Просвещение, 2004. — 160 с.
  7. Майорова Ю. А. Чудеса из бумаги/ Ю. А. Майорова. – Издательство Газетный мир, 2012. – 130 с.
  8. Журнал Я сам №1-12. – Издательство Газетный мир, 2012.
  9. Майорова Ю. А. Поделки из солёного теста и пластилина/ Ю. А. Майорова. – Издательство Газетный мир, 2014. – 128 с.
  10. Журнал Радость творчества №1-12. – Издательство Газетный мир, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Умелые ручки".

Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребенка ,выявить и развить творческие способности.Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке робочег...

Рабочая программа "Умелые ручки"

Рабочая программа "Умелые ручки " поможет педагогам младших групп составлять планы НОД по аппликации....

Рабочая программа "Умелые ручки"

Программа была реализована в 2012-2013уч. г. во второй младшей группе....

Рабочая программа "Умелые ручки" (младшая группа)

Программа художественно-эстетической направленности для младшей группы....

Рабочая программа "Умелые ручки" (средняя группа)

программа кружка художественно-эстетической направленности...

Рабочая программа «Умелые ручки» для детей 3-4 лет на 2019-2020 учебный год

Рабочая программа «Умелые ручки» для детей 3-4 лет на 2019-2020 учебный год...

Рабочая программа «Умелые ручки» для детей 6-7 лет на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа «Умелые ручки» для детей 6-7 лет на 2018-2019 учебный год...