«Экран достижений, как средство мотивации достижения успеха ребёнком дошкольного возраста»
проект (подготовительная группа)

Никифорова Светлана Владимировна

«Методическая разработка наглядного пособия по созданию успеха для каждого ребенка в условиях предметно-пространственной среды»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopilka_dostizheniy.docx673.28 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Полянский детский сад «Сказка» муниципального образования

Рязанский муниципальный район Рязанской области

«Методическая разработка наглядного пособия по созданию успеха для каждого ребенка в условиях предметно-пространственной среды»

Воспитатели: Никифорова С.В.

Смирнова Е.С.

Цель: поддержка и развитие детской инициативы через демонстрацию успеха ребенка в разных видах деятельности.

Задачи:

  1. Создать специальные условия и ситуации, побуждающие ребенка к активной деятельности.
  2. Отмечать успехи и достижения ребенка, даже самые маленькие.
  3. Поддерживать у ребенка чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и способностей.
  4.  укреплять взаимодействие с семьей воспитанника, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности с ДОУ.

Актуальность:

Главный смысл деятельности образовательной организации в условиях ФГОС - создание каждому ребенку таких условий, при которых у него появляется возможность пережить радость своего личного успеха, осознания своих способностей, веры в себя. И, как итог, получить свою «порцию аплодисментов». Всё это приводит к появлению у ребенка чувства радости и гордости, удовлетворения достигнутыми результатами своей активности, т.е. состояния успеха. Оно в свою очередь, является катализатором новых потребностей в позитивном успехе, увеличивая стремление самореализовать себя в коллективе и окружающей социальной среде.

С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

Дошкольный период является базовым в формировании детского самосознания, в восприятии себя как успешного члена общества или неудачника. Как обнаружили учёные, успешность не присуща человеку с рождения, а приобретается в процессе жизни, причём уже с детского возраста, и становится относительно устойчивой в 5–6 лет. Для ребёнка этого возраста настолько значим успех, что его отсутствие приводит к снижению важнейших образований личности — уровня притязаний и связанной с ним самооценки, к искажению детского самосознания. Приобретённая потребность в достижении успеха в последующей жизни почти не меняется. Она оказывает весьма значительное влияние на социальное поведение человека, на его психическое развитие и жизнь в целом. Дети с развитой потребностью достижения успеха чаще имеют нормальную самооценку, нормальный уровень притязаний и показывают низкий уровень тревожности. Такие дети развиваются быстрее по сравнению с детьми с низкой потребностью достижения успеха.

В дошкольном возрасте ребенок очень чувствителен к оценке его деятельности со стороны значимых для него взрослых - родителей, воспитателей. На разных этапах психического развития дошкольник по-разному реагирует на оценку своей деятельности. Установлено, что в возрасте от 3-х до 5-и лет у ребёнка наблюдаются неспецифические реагирования, в 6-7 лет – специфические (переживание ситуации успеха способствует повышению самооценки личности дошкольника, а неуспеха - ее понижению).

Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мотивации достижения успеха, то есть, уверенности ребенка в том, что успех возможен, что он способен достичь желаемого результата. Человек с мотивацией достижения успеха будет проявлять настойчивость даже после нескольких неудач.

Работая в дошкольном образовательном учреждении, мы ежедневно сталкивается с рефлексией: закончилась образовательная деятельность, коллективно-творческое дело, тематический день или неделя. Как он прошел? Что узнал нового? Что получилось? Но не всегда удается услышать мнение каждого ребенка и даже если дети в группе включаются в обсуждение итогов информация об их достижениях не всегда доходит до родителей. И на вопрос родителей«Что вы делали в детском саду?»они отвечают«Играли». Как помочь детям увидеть свои успехи и достижения и рассказать о них?

Исходя из этого, мы решили создать «Копилку достижений»

Прежде чем приступить к созданию «Копилки достижений», мы с детьми установили, критерии поощрения и подобрали к каждой деятельности соответствующие картинки.

  1. Дружеские отношения https://vospitatel-sada.ru/kartinki/2021/07/39.png
  2. Активное участие на занятиях           https://starwars-galaxy.ru/800/600/https/pbs.twimg.com/media/D5RYQKtXsAA_9eg.jpg:large
  3. Трудовая деятельность в группе и на участке    https://coolsen.ru/wp-content/uploads/2021/12/127-20211223_190713-900x587.png
  4. Заучивание стихотворений, пересказ сказок и т.д дома.

В конце каждого дня на общем сборе ребята озвучивают каких успехов и в какой деятельности они добились в течении дня и ставяткартинку  за эту деятельность под своей фотографией .А  в конце недели у кого больше картинок получает звездочку.

Мы не сравниваем успехи детей, но всегда обращаем внимание даже на незначительную динамику детей, испытывающих в чем-то затруднение, учим детей радоваться не только своим успехам, но и успехам товарищей.

Ценность «Копилки достижений»мы видим в том, что в нем все достижения видны самому воспитаннику, они становятся предметом его гордости, служат средством, повышающим мотивацию познавательной и творческой деятельности

Родители интересуются успехами детей, расспрашивая их, за что они получили ту или иную картинку, тем самым контролируя развитие своего ребенка и стимулируя его активность. С помощью «Копилки достижений» мы можем обратить внимание родителей, на трудности, которые возникают у ребенка и вмести найти возможности для помощи ему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство воспитания и обучения ребёнка дошкольного возраста.

Дидактическая игра как средство воспитания и обучения ребёнка дошкольного возраста.Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является игровым методом для...

Приёмы, методы и средства воздействия на агрессивность ребёнка дошкольного возраста.

Воздействие на агрессивного поведения, как и особых других нарушений начинается с первых дней жизни ребенка, поэтому мы предлагаем организовывать профилактическую деятельность через психологическое пр...

Индивидуализация педагогического взаимодействия как средство формирования психологической защищенности ребёнка дошкольного возраста

В статье затрагиваются вопросы индивидуализации педагогического взаимодействия педагогов ДОУ с детьми....

Целевые ориентиры дошкольного образования, как социально- нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка дошкольного возраста.

Цель работы: рассмотреть целевые ориентиры дошкольного образования,как социально – нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка дошкольного возраста....

Статья "Детская лаборатория как средство формирования познавательных действий ребёнка дошкольного возраста"

Данная статья рекомендована для печатания в сборник материалов XXI Всероссийской научно-практической конференции "Психология и педагогика детства: дети третьего тысячелетия" (г.Красноярск)...

ИКТ как средство достижения эффективных результатов в физическом развитии детей дошкольного возраста.

В последнее время в России происходит бурное развитие современных информационных технологий и внедрение их в образовательный процесс, что накладывает определенный отпечаток на развитие личности соврем...

Живые мнемотаблицы как средство мотивации речевой активности детей дошкольного возраста с нарушением речи

 В данном материале раскрыты сложности запоминания стихоторений детьми и предложены "живые" мнемотаблицы, которые делают процесс разучивания стихотворений интересным и эмоциональ...