Целевые ориентиры дошкольного образования, как социально- нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка дошкольного возраста.
учебно-методический материал по теме

Зимина Галина Анатольевна

Цель работы: рассмотреть целевые ориентиры дошкольного образования,как социально – нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tselevye_orientiry.docx26.23 КБ

Предварительный просмотр:

Целевые ориентиры дошкольного образования, как социально- нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка дошкольного возраста.

                                     

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3

  1. Целевые ориентиры дошкольного образования.

Значение целевых ориентиров дошкольного образования…………….4

  1. Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования…7

          Заключение………………………………………………………………..10

          Список литературы……………………………………………………….11

          Приложения……………………………………………………………….12

Темой работы мы выбрали: «Целевые ориентиры дошкольного образования как социально- нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка дошкольного возраста»

1 января 2014 года вступил в силу федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования.

В структуру ФГОС был включен, наряду с требованиями к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и условиям её реализации , наиболее значимый компонент- требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы. Это важный шаг в достижении одной из ключевых целей Стандарта- обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их усвоения.

Требования к результатам освоения ООП представлены в Стандарте в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

Целевые ориентиры определяются независимо от форм реализации Программы, а также от её характера, особенностей развития детей и организации, реализующей Программу – это условие,обеспечивающее единство требований к результатам освоения ООП, основа преемственности дошкольного и начального уровней образования.

Цель работы: рассмотреть целевые ориентиры дошкольного образования,как социально – нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка дошкольного возраста.

Задачи работы:

1.        Дать характеристику целевым ориентирам дошкольного образования: определение и значение целевых ориентиров дошкольного образования.

2.        Изучить целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте и целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.

Требования Стандарта к результатам   освоения     Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Что такое целевые ориентиры? Это социально-нормативные возрастные     характеристики возможных достижений ребёнка на этапе  завершения  уровня   дошкольного образования.

Существует множество вариантов развития ребенка, т.е. каждый ребенок  развивается индивидуально, пластично, гибко и на основании этой специфичности детства невозможно требовать от дошкольника  конкретные достижения в образовании в конкретном возрасте. Даже если дошкольник не освоил основную образовательную программу ДОО, никто не может вменить ему ответственность за данный результат. Кроме того,  не смотря на то, что дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования, оно не является обязательным. Родители или законные представители ребенка могут отказаться от услуг дошкольных образовательных организации. Поэтому ФГОС ДО предполагает целевые ориентиры дошкольного образования как уникальный вектор развития ребенка, как личностные результаты развития дошкольника по окончании дошкольного возраста. Если школьный стандарт предполагает три направления развития ребенка — личностное развитие, предметное развитие и метапредметное развитие, то в дошкольном стандарте оставили только одно — личностное.

Возникает закономерный вопрос - оправданно ли рассматривать желательные результаты дошкольного образования как результаты личностные – и при этом оптимальные, а не минимальные, заниженные? Но столь же очевидна невозможность добиться стопроцентного достижения единообразных показателей оптимального развития всех дошкольников по всей стране.

          К сожалению, некоторые педагоги и руководители ДОУ понимают формулировку «требования к результатам» как проведение тестов и контрольных работ. В 64-й статье Закона "Об образовании в РФ" говорится о том, что никаких промежуточных или итоговых аттестаций в дошкольном образовательном учреждении быть не должно.

        Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке,  в   том числе в виде педагогической диагностики  (мониторинга),  и  не   являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями   детей. Они не являются основой объективной  оценки  соответствия   установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.

"В этом стандарте вы не услышите ничего о том, что какой-то злоумышленник хочет сделать ЕГЭ для дошкольников, здесь подобных безумцев не существует. Здесь вы не услышите, что кто-то жаждет напустить на дошкольные образовательные учреждения целые орды контролеров, которые будут заниматься изучением, сколько в ребенке патриотизма", — сказал руководитель группы разработчиков Стандарта А.Асмолов.

         Для чего же нужны требования к результатам освоения ООП ДОО?     Необходимы  для:

а) построения образовательной политики на всех уровнях с учётом целей дошкольного образования, общих для  всего  образовательного пространства Российской Федерации;

 б) для построения ООП ДОО,   анализа профессиональной деятельности педагогов; взаимодействия с семьями воспитанников;

         в)   информирования   родителей   (законных        представителей) и общественности относительно целей  дошкольного  образования,  общих   для всего образовательного пространства Российской Федерации.

Важно также отметить, что в Стандарте наложено вето на требования к оценке образовательных результатов. Разработчики исходили из того посыла, что все дети разные и у каждого будет своя траектория развития. Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая: аттестацию педагогических кадров; оценку качества образования; оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития воспитанников, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей); оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания; распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников организации. Волосовец

«В Стандарте нет ничего о ЕГЭ для дошкольников, ничего о контроле и тестировании дошкольных учреждений; он не сводится к школьным формам жизни, — подчеркнул Александр Асмолов, руководитель рабочей группы по подготовке Стандарта. При разработке стандарта мы придерживались формулы Гиппократа с главным посылом “Не навреди”, — просчитывая многие социокультурные риски и учитывая ожидания общества».

В Стандарте прописаны социально-нормативные  возрастные  характеристики    возможных достижений ребёнка для детей младенческого и раннего возраста и для детей, завершающих дошкольное образование.

Таким образом: целевые ориентиры - это социально-нормативные  возрастные     характеристики возможных достижений ребёнка  на  этапе  завершения  уровня   дошкольного образования.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке,  в   том числе в виде педагогической диагностики  (мониторинга),  и  не   являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями   детей. Они не являются основой объективной  оценки  соответствия   установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.

Требования к результатам освоения ООП ДОО необходимы  для:

а) построения образовательной политики на всех уровнях с учётом целей дошкольного образования, общих для  всего  образовательного пространства Российской Федерации;

 б) для построения ООП ДОО,   анализа профессиональной деятельности педагогов; взаимодействия с семьями воспитанников;

         в)   информирования   родителей   (законных        представителей) и общественности относительно целей  дошкольного  образования,  общих   для всего образовательного пространства Российской Федерации.

Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:

  • ребенок интересуется окружающими предметами и активно  действует   сними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
  • использует  специфические,  культурно   фиксированные     предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и  пр.)  и  умеет  пользоваться  ими.  Владеет   простейшими   навыками самообслуживания; стремится  проявлять  самостоятельность  в    бытовом и игровом поведении;
  •  владеет активной речью, включённой в общение;  может  обращаться  с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
  • стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок  воспроизводит   действия взрослого;
  •  проявляет интерес к  сверстникам;  наблюдает  за  их    действиями и подражает им;
  • проявляет  интерес  к  стихам,  песням  и  сказкам,   рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку;  эмоционально  откликается   на различные произведения культуры и искусства;
  • у ребёнка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

Целевые ориентиры для детей младенческого и раннего возраста являются ориентирами развития ребенка не только для педагогов, осуществляющих образовательную деятельность, но и для родителей ребенка, не посещающего ДОО.  Если рассматривать целевые ориентиры как итоги целостного развития ребёнка, то ошибочно  приписывать их только усилиям педагогов по реализации образовательной программы. Очевидно, что нормальное развитие дошкольника не может зависеть только от детского сада, не  меньше оно зависит от семьи.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

  • ребёнок овладевает основными  культурными  способами   деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах  деятельности   - игре,    общении,    познавательно-исследовательской        деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребёнок обладает установкой  положительного  отношения  к    миру, к разным видам труда,  другим  людям  и  самому  себе,  обладает   чувством собственного достоинства;  активно  взаимодействует  со    сверстниками и взрослыми,  участвует  в  совместных  играх.  Способен    договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и   радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в  том  числе   чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде  всего  в  игре;  ребёнок  владеет   разными формами и видами игры, различает условную  и  реальную  ситуации,   умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь  для  выражения  своих   мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в  ситуации   общения, может выделять  звуки  в  словах,  у  ребёнка  складываются   предпосылки грамотности;
  • у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными  движениями,  может  контролировать  свои    движения и управлять ими;
  • ребёнок способен к  волевым  усилиям,  может  следовать   социальным нормам  поведения  и  правилам  в   разных   видах       деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и  сверстниками,  может  соблюдать   правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • ребёнок  проявляет  любознательность,  задаёт  вопросы    взрослым и сверстникам,  интересуется  причинно-следственными  связями,     пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает  начальными  знаниями  о себе, о природном и социальном  мире,  в  котором  он  живёт;    знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики,  истории  и   т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Целевые   ориентиры   Программы   выступают       основаниями преемственности  дошкольного  и  начального  общего      образования. При соблюдении требований к условиям реализации ООП ДОО    целевые ориентиры  предполагают  формирование  у  детей  дошкольного     возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения  ими   дошкольного образования. 

Согласно стандарту, верным будет скорее оценка того вектора развития, которым идет ребенок, а не какого-то конечного результата, которого необходимо добиться. Здесь в отличие от других стандартов, речь идет только о личностных результатах. В этой связи допускается мониторинг динамики развития ребенка, однако он нужен не для оценки самой по себе, а для выявления тех способов, с помощью которых педагог может дать ребенку развиться, открыть какие-то способности, преодолеть проблемы.      С помощью мониторинговых и иных исследований на разных этапах можно будет фиксировать уровень развития ребенка, чтобы педагоги дошкольных учреждений, родители понимали, как с ним работать дальше. Результаты этого мониторинга могут использоваться лишь для оптимизации работы с детьми либо для индивидуализации образования. В Стандарте также указано, что право на мониторинг развития ребенка имеет человек, обладающий соответствующими компетенциями. И только с разрешения родителей!  

По словам заместителя декана факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова Ольги Карабановой, риски есть, и главный – не опуститься до формальных оценок и буквального понимания этих показателей. Как она пояснила, ключевая цель нового стандарта – стать навигатором, ориентиром для педагогов ДОУ, чтобы они сумели вовремя распознать и скорректировать трудности в развитии детей на ранней стадии, направить их к специалистам, грамотно выполнить их рекомендации.

Заключение.

Таким образом: целевые ориентиры - это социально-нормативные  возрастные     характеристики возможных достижений ребёнка  на  этапе  завершения  уровня   дошкольного образования.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке,  в   том числе в виде педагогической диагностики  (мониторинга),  и  не   являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями   детей. Они не являются основой объективной  оценки  соответствия   установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.

Требования к результатам освоения ООП ДОО необходимы  для:

а) построения образовательной политики на всех уровнях с учётом целей дошкольного образования, общих для  всего  образовательного пространства Российской Федерации;

 б) для построения ООП ДОО,   анализа профессиональной деятельности педагогов; взаимодействия с семьями воспитанников;

         в)   информирования   родителей   (законных        представителей) и общественности относительно целей  дошкольного  образования,  общих   для всего образовательного пространства Российской Федерации.

Целевые ориентиры для детей младенческого и раннего возраста являются ориентирами развития ребенка не только для педагогов, осуществляющих образовательную деятельность, но и для родителей ребенка, не посещающего ДОО.  Если рассматривать целевые ориентиры как итоги целостного развития ребёнка, то ошибочно  приписывать их только усилиям педагогов по реализации образовательной программы. Очевидно, что нормальное развитие дошкольника не может зависеть только от детского сада, не  меньше оно зависит от семьи.

Целевые   ориентиры   Программы   выступают       основаниями преемственности  дошкольного  и  начального  общего      образования. При соблюдении требований к условиям реализации ООП ДОО    целевые ориентиры  предполагают  формирование  у  детей  дошкольного     возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения  ими   дошкольного образования. 

Список литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт(Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г.

2.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

3. http://www.maam.ru/

4. http://nsportal.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования - социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения дошкольного образования"

В настоящее время в нашей стране идет обновление системы образования. Отличительной чертой развития образовательной системы на современном этапе является активный процесс создания системы непрерывного...

Социально-нормативные возрастные характеристики дошкольника при завершении дошкольного образования

Социально-нормативные возрастные характеристики дошкольника при завершении дошкольного образования...

Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования, определённых ФГОС

Структура игры, виды игр , роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования....

Целевые ориентиры дошкольного образования как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка

Мониторинг в детском саду! За и против.Мониторинг нужно проводить не для оценки уровня освоения программы, а для оценки индивидуального развития каждог...

Роль игры в достижении целевых ориентиров дошкольного образования

Существует множество вариантов развития ребенка, т.е. каждый ребенок   развивается индивидуально, пластично, гибко и на основании этой специфичности детства невозможно требовать от дошкольни...