План по самообразованию «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»
материал (подготовительная группа)

Нелаева Анна Вартановна

Цель: Продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность по теме. Создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития. Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей. Привлекать родителей к развитию познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx32.06 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию

Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего

дошкольного возраста

Цель: Продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность по теме. Создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития. Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей. Привлекать родителей к развитию познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.

Задачи:

1. Изучить научно-методическую литературу по данной теме.

2. Разработать перспективный план работы с детьми по познавательно-исследовательской деятельности.

3. Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;

4. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

5. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.

Содержание деятельности по самообразованию

Сроки

Форма представления самообразования

Изучение литературы по проблеме

 1

Дмитриева Е. А. Зайцева О. Ю. Детское экспериментирование. Карты – схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками.

Дыбина О.В.

Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста

Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников

Е.В. Марудова

Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование

Короткова Н.А.

Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников

Тургушева Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста

Сентябрь

2022

Сентябрь- Ноябрь

2022

Изучение  методической литературы

Изучение методик в Интернете (в течении года)

Составление картотеки экспериментов. 

  Изучение состояний избранной проблемы в практике работы с детьми   

1.

2.

3.

В работе с воспитателями:

а) Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка».

 б) Презентация по теме

«Познавательно-исследовательская деятельность в условиях ФГОС в ДОУ».

В работе с детьми:

а) Исследование свойств песка, почвы и глины во время игровой деятельности на прогулке.

б) Знакомство с лупой.        

в) Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения. Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).

 

г) Наблюдение, исследование свойств воды во время режимных моментов, в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности.

д) Защитные свойства снега. Выявление механизма образования инея. Лед легче воды.

е) Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности.

ж) Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности.

В работе с родителями:

а) Привлечение родителей к созданию уголка «Юные исследователи»: собрать природный материал.

б) Консультации для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

        

Ноябрь 2022

 Май

    2023

Сентябрь - Апрель

  2022-     2023

Консультации

Презентация

Опыты с песком и глиной, почвой.

 

Познакомить с прибором-помощником — лупой и ее назначением.

 

Опыт «свет и тень»

Свет повсюду

 

 

Опыты с водой.

 

Опыты со снегом и льдом

Опыты с воздухом

Опыты с магнитом

Создание и оборудование уголка «Юные исследователи».

Информационный лист

Рефлексия: разработка методических рекомендаций, графическое представление результатов

1.

2.

Разработка методических рекомендаций по данной теме.

Диагностика знаний детей по данной теме.

Апрель- май

2022

 

Выставка на педсовете пособий, наглядного материала, дидактических игр, конспектов занятий для педагогов. Методические рекомендации для воспитателей.

 Анализ работы за учебный год на основе диагностики знаний детей по данной теме.

Перспективы на следующий год:

1. продолжать использовать полученные знания  для развития познавательно-исследовательских способностей детей;
2. активизировать творческую активность детей, опираясь на их познавательные  интересы;

3.  Разрабатывать новые проекты по данной теме;

3. Изучать новинки методической литературы;

4. В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы, консультации.

Список используемой литературы

1.Баранова Е.В. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома. Ярославль: Академия развития, 2009. – 112с.: ил. (Детский сад: днем за днем. В помощь воспитателям и родителям).

2. Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста/Под ред. О.В. Дыбиной.- М.:ТЦ Сфера, 2005.-64 с.-(программа развития).

3.Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред. О.В. Дыбиной.- М.:ТЦ Сфера, 2004.-64с.

4.Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников //Ж.Ребенок в детском саду.2003.№3,4,5.2002.№1.

5. Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПБ.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020.- 128с.

6. Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2006.-64с.

7. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Под общ. ред. Л.Н.Прохоровой.- М.:АРКТИ, 2003.- 64с.

8. Поддьяков Н.Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников//Ж.Вопросы психологии.1985.№2

9. Соловьева Е.Как организовать поисковую деятельность детей // Дошкольное воспитание.2005.№1

10. Тургушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.-128с.

11. Дмитриева Е. А. Зайцева О. Ю. Детское экспериментирование. Карты – схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками. Метод. Пособие.- М.:ТЦ Сфера, 2021. -128с. (Библиотека воспитателя).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию. Тема: Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях через игровую деятельность.

В данном материале представлено планирование педагогической деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессиями....

План по самообразованию "Опытно-экспериментальная деятельность в старшем дошкольном возрасте"

Документ содержит план работы с детьми и родителями, а также отчет о проделанной работе...

План по самообразованию «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность»

Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и ...

План по самообразованию. Тема: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях посредством игровой деятельности»

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Систематизировать  работу по формированию у дошкольников представлений ...

План по самообразованию педагога «Развитие воображения детей старшего дошкольного возраста через конструктивную деятельность»

Целью работы стало создание условий для развития воображения детей старшего дошкольного возраста посредством активного использования разных видов конструирования....

План по самообразованию «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности»

Цель: способствовать развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, используя метод проекта. Развивать творческие способности личности ребёнка, которые определяются задачами р...