План по самообразованию педагога «Развитие воображения детей старшего дошкольного возраста через конструктивную деятельность»
материал (старшая группа)

Целью работы стало создание условий для развития воображения детей старшего дошкольного возраста посредством активного использования разных видов конструирования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_chesnokova.docx30.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

  школа № 57 г.о. Самара

 

План по самообразованию педагога

«Развитие воображения детей старшего дошкольного возраста через конструктивную деятельность»

Выполнил: Чеснокова Н.К

воспитатель

2020-2021год


Актуальность

Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природные задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании из разных материалов: конструкторов, бумаги, природного и бросового материала.

Благодаря разнообразию материалов ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки и поделки, проявляя при этом любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.

Детей, увлекающихся конструированием, отличает богатые фантазии и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развита память, что является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребёнка к школе.

В настоящие время специалисты в области педагогики и психологии уделяют особое внимание детскому конструированию. Не случайно в современных программах по дошкольному воспитанию эта деятельность рассматривается как одна из ведущих.

Актуальность активного внедрения разных видов конструирования в образовательный процесс дошкольных образовательных организаций обусловлена требованиями ФГОС ДО к созданию развивающей предметно-пространственной среды, ориентированной на овладение детьми способами усвоения знаний на основе системно-деятельностного подхода. Это означает, что для развития детей необходимо организовать содержательную деятельность в структурированной развивающей предметно-пространственной среде детского сада.

Изучение влияния конструктивной деятельности на развитие воображения детей старшего возраста нашло свое отражение в объемном модуле по самообразованию.

Целью работы стало создание условий для развития воображения детей старшего дошкольного возраста посредством активного использования разных видов конструирования.

Для осуществления указанной цели были поставлены следующие задачи:

Образовательные:

  • Познакомить с многообразием материалов для конструирования (природный, бросовый, строительный и бумага), их свойствами и выразительными возможностями.
  • Познакомить с объёмными геометрическими телами и архитектурными формами (купола, крыши, арки, колонны, мосты, двери, лестницы, окна), входящими в состав строительных наборов или конструкторов.
  • Учить размещать в пространстве различные геометрически тела, создавая определённую конструкцию.
  • Знакомить с приёмами и техниками, используемыми в конструктивной деятельности.
  • Учить создавать конструктивные образы в процессе экспериментирования с различными материалами и преобразования разнообразных заготовок.
  • Учить соединять детали с помощью дополнительных материалов (пластилина, глины, двустороннего скотча, клея, спичек).
  • Способствовать овладению конструктивными умениями: располагать детали в различных направлениях на разных плоскостях, соединять детали, соотносить постройки со схемами, подбирать адекватные приёмы соединения.
  • Учить создавать сюжетные композиции в процессе конструирования.

Развивающие:

  • Развивать чувство формы при создании построек и поделок.
  • Развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение, внимание, память.
  • Расширять словарь ребёнка специальными понятиями: конструкция, архитектура, схема.
  • Развивать самостоятельность при работе со схемами.
  • Стимулировать детское научно-техническое творчество.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение руководствоваться словесным инструкциям педагога в процессе упражнений.
  • Воспитывать умение видеть красоту в конструкциях и поделках.
  • Воспитывать аккуратность при работе с различными материалами и инструментами.
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения, уважение своего и чужого труда.

Ожидаемые результаты:

  1. Дети познакомятся с разными видами художественного и технического конструирования;
  2. научатся следовать устным инструкциям и работать с технологическими картами;
  3. будут создавать композиции из разных материалов;
  4. проявят стойкий интерес и желание экспериментировать, сочетая разные виды материалов в работе;
  5. разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
  6. овладеют навыками культуры труда;
  7. улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Этапы работы над темой

Для решения поставленных задач были определены следующие этапы:

1. Диагностический

1. Изучение психолого – педагогической и методической литературы по теме самообразования;

2. Анализ и систематизация опыта коллег по теме.

2. Прогностический:

- Постановка цели и задач работы.

- Разработка перспективного плана на учебный год.

3. Организационный.

Создание условий для проведения работы:

  • Создание центра «В гостях у Феи Фантазии» в группе.
  • Пополнение ассортимента конструкторов.
  • Подготовка бросового и природного материал для творчества.

4. Практический.

Работа с детьми по плану.

Содержание работы

Сроки

Планирование работы с детьми:

НОД «Наша детская площадка» (конструирование из строительного материала)

СОД: изготовление поделок из желудей: «Футболист», «Индеец», «Собачка», «Балалаечник».

Самостоятельная деятельность: изготовление поделок в технике оригами, конструирование из строительных материалов.

Сентябрь

НОД «Кораблик» (оригами)

СОД: изготовление поделок из шишек: «Сова на ветке», «Журавленок», «Попугай», «Пингвин».

Самостоятельная деятельность: изготовление поделок в технике оригами, конструирование из строительных материалов.

Октябрь

НОД «Железнодорожная станция» (конструирование из ЛЕГО)

СОД: изготовление поделок из скорлупы яиц и орехов: «Журавлик», «Баба Яга».

Самостоятельная деятельность: изготовление поделок в технике оригами, конструирование из строительных материалов.

Ноябрь

НОД «Кружечка гжель» (конструирование из бумаги)

СОД: изготовление поделок из семян и косточек: «Ёжик», «Дракончик», «Панно».

Самостоятельная деятельность: изготовление поделок в технике оригами, конструирование из строительных материалов.

Декабрь

НОД «Наши любимые зимние забавы»

СОД: аппликация из срезов веток: «Уточка», «Рыбка».

Самостоятельная деятельность: изготовление поделок в технике оригами, конструирование из строительных материалов.

Январь

НОД «Морячок» (конструирование из бросового материала)

СОД: изготовление поделок из винной пробки: «Кораблик», «Грибочек», «Собачка», «Зайчонок».

Самостоятельная деятельность: изготовление поделок в технике оригами, конструирование из строительных материалов.

Февраль

НОД «Транспорт» (конструирование из ЛЕГО)

СОД: изготовление поделок из картонных коробок: «На улицах города», «Веселые карандашницы».

Самостоятельная деятельность: изготовление поделок в технике оригами, конструирование из строительных материалов.

Март

НОД «Ракета» (конструирование из ЛЕГО)

СОД: изготовление поделок из картонных коробок: «Кукольный театр своими руками».

Самостоятельная деятельность: изготовление поделок в технике оригами, конструирование из строительных материалов.

Апрель

НОД «Забавные насекомые» (конструирование из бросового материала)

СОД: изготовление поделок из втулок «Веселые зверята».

Самостоятельная деятельность: изготовление поделок в технике оригами, конструирование из строительных материалов.

Май

Планирование работы с родителями воспитанников:

  • Консультация «Роль конструирования в развитии детей дошкольного возраста»
  • Папка – передвижка «Бумажные затеи»
  • Конкурс на лучшую поделку из бросового материала «Игрушки из мусорной корзины»
  • Папка – передвижка «Ожившая сказка: креативные идеи из ЛЕГО и бумаги»
  • Практикум «Lego-конструирование – как средство разностороннего развития детей дошкольного возраста»

Сентябрь

Ноябрь

Январь  

Март  

Май

Планирование работы с педагогическим коллективом:

  • Консультация «Конструирование, как средство развития творческого воображения у дошкольников».

Май

5. Обобщающий.

 Отчет педагога на итоговом педсовете.

Список используемой литературы

  1. Бедфорд «Большая книга Лего». Издательство Манн, Иванов и Фербер,2014 год.
  2. Комарова Л.Г. «Строим из Лего» Издательство Линка - Пресс, Москва, 2001год.
  3. Корнева Г.М. Поделки из бумаги.- Изд. дом «Кристалл»-2002.
  4. Корнева Г.М. Бумага: Играем, вырезаем, клеим.- СПб.: Издательский Дом «Кристалл», 2001.
  5. Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала: Средняя группа. – М.МОСКВА-СИНТЕЗ, 2014
  6. Соколова С.В. «Сказки из бумаги», СПб, ЗАО ВАЛЕРИ, 1998 г.
  7. Лыкова И.А. «Художественный труд в детском саду» Издательский дом «Карапуз», Москва 2008г.

  8. Переветртень И.А. Сказка из листьев и лепестков–АСТ: Полиграфиздат, 2010
  9. Немешаева Е. Фантазии из природных материалов. – Издательство «Айрис – Пресс», М., 2011.
  10. Фешина Е. В. «Лего-конструирование в детском саду». Издательство  Сфера,2012 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА развития воображения детей старшего дошкольного возраста через креативные психотерапевтические техники

Данная программа, представляющая собой авторскую методику основанную на развитии воображения, поможет ребёнку не потерять способность к творчеству даст возможность детям творить самоутверждаться, само...

План по самообразованию педагога Тема: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования» 2017-2018 уч.год Подготовительная группа

План по самообразованию педагога  Тема: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования»2017-2018 уч.годПодготовительная группа...

Мастер-класс по теме: «Развитие воображения детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Познакомить коллег с некоторыми особенностями, методами и приемами по развитию воображения детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность с использованием социо-игровой технол...

Мастер - класс "Развитие воображения детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность"

Воображение (фантазия) – универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов деятельности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллект...

Перспективный план работы для развития речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность

В детском саду серьезное внимание уделяется речевому развитию детей, как одному из важнейших условий полноценного усвоения знаний, формирования различных сторон психической деятельности дошкольника и ...