"ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО"
статья

Мальцева Ольга Николаевна

ФОРМЫ РАБОТЫ МДОУ С РОДИТЕЛЬСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vystupleniya.docx693.92 КБ

Предварительный просмотр:

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0728/0001c85f-65e15b33/2/hello_html_m22c592d5.jpg

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЛИНСКОГО

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №2 «КАЛИНКА»

141612, Московская область, г. Клин, ул. К.Маркса, д.96 «А», тел.8(49624) 2-02-16

                                       

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ТЕМУ:

«ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО.

ФОРМЫ РАБОТЫ МДОУ

С РОДИТЕЛЬСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ»

                                                                         Подготовила:

                                                                                                Учитель-логопед

                                                                                                             Павлович О.Н.

                                                                                             

                                                           

                                                                 

             

                                                               

                                                                  2021 г.

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят  у  истоков нашего будущего, но зачастую им не хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители считают, что детский сад –  это место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И педагоги очень часто испытывают большие трудности в общении с родителями по этой причине.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является  «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи ,и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей». (ФГОС ДО п.3.2.5.п.п.5.). Он обязывает работников дошкольного образования развивать формы взаимодействия с семьями воспитанников. Педагоги и родители должны стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.

Основная цель совместной деятельности и сотрудничества дошкольного учреждения и семьи – установление доверительных отношений между детьми, родителями, воспитателями, объединение их в одну команду, способность делиться друг с другом своими потребностями и совместно их решать.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом сотрудничество с семьей в образовательном процессе является основным принципом дошкольного образования (раздел I, п. 1.4., пп. 5).

Таким образом, основными направлениями работы дошкольной образовательной организации с семьей, в соответствии с ФГОС  ДО, являются:

1. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи.

2. Повышение компетентности родителей.

3. Помощь семье в воспитании и образовании ребёнка.

4. Участие родителей в образовательной деятельности ДОО.

Ставя перед собой задачу обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей, педагогическому коллективу ДОУ следует пересмотреть формы организации совместной деятельности педагогов и родителей воспитанников с целью активизации педагогического потенциала семьи в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей и формирования ценностей здорового образа жизни.

Задачи психолого-педагогической поддержки семьи :

1. Психолого-педагогическое сопровождение процесса семейного воспитания дошкольников в соответствии с индивидуальными особенностями, потребностями, запросами.

2. Повышение компетентности родителей в вопросах развития и семейного воспитания ребёнка дошкольного возраста.

Основные принципы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьёй. Данный процесс имеет две стороны:  

1) функционально-ролевая: участники взаимодействия должны понимать и принимать функции друг друга. Педагог должен понимать приоритетную роль семьи в воспитании и развитии дошкольника, а родители должны чётко осознавать, какова роль дошкольной образовательной организации в образовании ребёнка;

2) личностная: педагоги и родители признают и принимают индивидуальные и личностные особенности друг друга. Педагог должен иметь чёткую установку на то, что каждая семья уникальна, имеет свои особенности, потребности, запросы; а родители должны принимать педагога как личность со своими интересами, особенностями.

Взаимодействие педагога с родителями воспитанников должно быть основано на равном сотрудничестве, которое, в свою очередь, характеризуется согласованностью и слаженностью действий и мнений.  

Каждая семья индивидуальна по своему виду, составу, социальному положению; каждый родитель имеет свои ожидания от педагога дошкольной организации, свои представления о содержании воспитания и обучения ребёнка дошкольного возраста. Поэтому для эффективного построения работы специалистам детского сада нужно максимально глубоко изучать семью с тем, чтобы понять её особенности, потребности, трудности и ожидания.

Формы и методы работы с родителями многообразны, зачастую интересны родителям, вовлеченным в данное взаимодействие. Однако, психолого-педагогическая поддержка родителей и повышение их компетентности в вопросах развития детей затрудняются низкой мотивацией родителей к совместной деятельности с педагогами. В работе с такой категорией родителей, педагоги, в первую очередь, должны замотивировать родителей на совместную работу, обосновать важность и необходимость совместных действий. Однако важно помнить, что изучение семьи должно проводиться деликатно, ненавязчиво, с согласия родителей (законных представителей) ребёнка.

                 

Формы работы МДОУ с родительской общественностью.

Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребёнка.

Сегодня перед большинством детских садов стоит сложная задача – привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком.

 Условно их можно разделить на следующие группы: индивидуальные, коллективные, наглядно-информационные.

Коллективные формы:

- родительские собрания (общие, групповые) - форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях ДОУ и семьи;

- конференции; семинары; дискуссии; круглые столы;

Индивидуальные формы:

- педагогические и индивидуальные беседы с родителями;

- тематические консультации (проводятся специалистами);

Наглядно-информационные формы:

- видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов и занятий;

- фотографии; выставки детских работ; стенды, ширмы, папки-передвижки.

Рассмотрим каждую из предложенных групп подробнее.

Индивидуальная форма - одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. К ним, прежде всего, относятся беседы с родителями, консультации, направленные на педагогическое просвещение. Цель педагогической беседы - обмен мнениями по тому или иному вопросу, активное участие и воспитателя и родителей .В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника.

Консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Они могут проводиться и специалистами по общим и специальным вопросам, например, развитию музыкальности у ребенка, охране его психики, обучению грамоте и др. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна. Главное назначение консультации - родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет.

Коллективные формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей. К коллективным формам относятся родительские собрания (групповые и общие со всеми родителями воспитанников), «Круглые столы» и др.

Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями. К ним относятся родительские уголки, тематические выставки стенды, ширмы, папки-передвижки, которые знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, оказывают практическую помощь семье.

Задачи, встающие перед ДОУ, предполагают открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями. Существуют разнообразные формы взаимодействия с родителями, например, такие как:

 - нетрадиционные родительские собрания;

- собеседование, диагностика, тесты, анкетирование;

- - наглядное оформление стендов, уголков, фотовыставок, тематические выставки;

- консультации специалистов;

- совместные праздники, досуги, развлечения, чаепития,

- организация совместной трудовой деятельности;

- семейные проекты;

-  участие родителей в семейных конкурсах и выставках;

Преимущества системы взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы и многочисленны:

Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время никак не повредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении педагогических проблем.

Учет индивидуальности ребенка.  Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности и привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.

Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.

Укрепление внутрисемейных связей, эмоционального семейного общения, нахождение общих интересов и занятий.

Возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений. Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.

Все формы взаимодействия с родителями создают атмосферу доверия и сотрудничества в коллективе взрослых, окружающих ребёнка. Чем лучше налажено общение между семьёй и педагогами, тем большую поддержку получит ребёнок, тем выше вероятность, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, а первый жизненный опыт окажется успешным.

Таким образом, в настоящее время, существуют разные подходы к взаимодействию педагогов ДОО и родителей. Одной из основных целей внедрения ФГОС ДО – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение в одну команду, развитие потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Использование разных форм работы по взаимодействию с родителями, способствует у родителей интересу к работе детского сада и воспитанию детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ «Введение новой формы планирования психолого-педагогической работы с воспитанниками, в соответствии с ФГОС»

Проблема планирования является актуальной, но вместе с тем одной из сложных задач, стоящих перед дошкольными учреждениями, открывающими на своей базе новые формы планирования психолого- педагогической...

План по самообразованию по теме: "Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей»

Цель: «Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности  по вопросу психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (закон...

«Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи в соответствии с ФГОС ДО. Формы работы МДОУ с родительской общественностью.»

laquo;Обеспечениепсихолого-педагогической поддержки семьив соответствии с ФГОС  ДО.Формы работы МДОУс родительской общественностью.»...

Доклад по теме: «Предметно-пространственная среда ДОУ как средство создания психолого-педагогических условий развития ребёнка в соответствии с ФГОС ДО».

Районная научно – практическая конференция: «Развитие профессионально личностной компетентности педагога и её реализация в педагогической деятельности»...

Взаимодействие общественного и семейного воспитания в рамках реализации ФГОС ДО. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семейного воспитания детей

Взаимодействие общественного и семейного воспитания в рамках реализации ФГОС ДО. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семейного воспитания детей...