Рекомендации психолога родителям "Подвижные игры, как средство активизации речевой функции у детей с тяжелым нарушением речи"
консультация (старшая, подготовительная группа)

Ольга Владимировна Каширова

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. По мере овладения ребенком двигательными навыками, у него развивается и координация движений. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речевой функции. Для детей с речевыми нарушениями проговаривание стихов, чистоговорок, скороговорок, потешек одновременно с движением дает большие преимущества, вырабатывается четкий ритм, темп и громкость речевого сопровождения.На активизацию речевой функции влияет развитие мелкой моторики, общая скоординированность движений, дыхание, осанка, фонематическое восприятие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

            Рекомендации психолога родителям

«Подвижные игры для детей с нарушением речи, как средство   активизации речевой функции»

         Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. По мере овладения ребенком двигательными навыками у него развивается и координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамическое выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает и совершенствование движений артикулярных органов губ, языка, нижней челюсти и т.д. Для детей с речевыми нарушениями проговаривание стихов и другого речевого материала одновременно с движениями дает ряд преимуществ: речь ритмизируется движениями, становится более громкой, четкой и эмоциональной.

        Установлено, что на формирование речи влияют такие факторы, как моторика мелких мышц кисти, координационные способности; дыхание, осанка, фонематический слух (т.е. четкое представление ребенком звуковой структуры слова), четкость артикуляции (или звукопроизношения), зрительно – двигательная координация. Для успешной коррекции речевых нарушений, недостаточно усилий логопеда, здесь необходимо сочетание элементов речевой подготовки с развитием двигательных способностей детей.

        В подвижных играх создаются благоприятные условия для развития тех способностей, от которых зависит формирование правильной речи.

        Поэтому главными педагогическими задачами являются следующие:

- развивать моторику мелких мышц кисти;

- развивать координационные способности;

-совершенствовать функцию дыхания в процессе выполнения физических упражнений;

- формировать осанку и предупреждать ее нарушение;

- развивать устную речь в процессе выполнения физических упражнений;

- формировать фонематический слух при помощи физических упражнений в процессе игры;

- формировать четкость артикуляции в процессе выполнения физических упражнений;

- формировать зрительно – двигательную координацию в процессе выполнения физических упражнений  

     Игры, направленные на развитие моторики    

                    мелких мышц кисти

Со становлением речи тесно связано развитие тонких движений пальцев рук, и наоборот. Для усиления педагогического воздействия целесообразно сочетать движения пальцев рук с одновременным рассказыванием и показом.

                                 «Замок»

Цель: развитие у детей моторики мелких мышц кисти, устной связной речи, памяти, воображения.

Инструкция:

Текст: На двери висит замок      

Движения: Ритмичные быстрые соединения пальцев рук в замок  Текст: Кто открыть его бы мог?

Потянули

Движения: Пальцы сцеплены в замок, руки потянули в одну, потом в другую сторону

Текст: Покрутили

Движения: Движения кистями рук со сцепленными пальцами от себя к себе

Текст: Постучали

Движения: Пальцы сцеплены, основаниями ладоней постучать друг о друга

Текст: И – открыли:

Движения: Пальцы расцепить, ладони в сторону

                                     «Гонки»

Цель: развитие быстроты и координации движений пальцев рук, развитие воображения. Количество игроков 2 – 5.

Инструкция: Поставить одну руку на край стола на кончики пальцев – это пятилапые зверьки «многоножки». По сигналу многоножки устремляются к противоположному краю стола, передвигая пальцами – ножками. Каждая ножка должна успевать делать шажок; скользить по столу или прыгать нельзя. Побеждает многоножка, первой добежавшая до противоположного края стола.

                                    Варианты:

«Гонки двуногих»

На край стола поставить выпрямленные указательные и большие пальцы, остальные пальцы прижаты к ладони. По сигналу «двуногие» бегут к противоположному краю стола.

«Гонка слонов»

Указательный и безымянный пальцы – передние ноги слона. Большой палец и мизинец – задние ноги. Вытянутый вперед средний палец – хобот.

Слон, переваливаясь, шаг за шагом ступает по столу. Подпрыгивать и касаться хоботом земли слону нельзя. Когда слон научиться ходить и бегать, можно устраивать гонки.

                                «Братья – ленивцы»

Цель: обучение детей, независимым движениям пальцев рук.

Текст: спят в избушке пятеро братьев. Утром проснулся брат старший, потянулся, а самому вставать лень

Движ: ладонь лежит на столе. Большой палец тянется вверх (остальные плотно лежат на столе). Большой палец несколько раз постукивает по указательному и ложится на стол. Вверх тянется указательный палец. И так все пять пальцев

Текст: мизинчик подними всех! Проснулся мизинчик потянулся. Да как закричит: Вставайте братцы, пора за дело браться !

Движ: В такт словам мизинчик барабанит по столу.

Текст: Тут все братцы и проснулись

Движ: Все пальцы потянулись вверх. Ладонь прижата к столу.

Игры, направленные на развитие координационных способностей,   формирование зрительно-двигательной координации.

        Доказано, что чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, скороговорок, потешек, способствует развитию координации, общей и мелкой моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными.

        Выполнение любого физического упражнения предлагает зрительный контроль за правильностью выполняемого действия и последующую коррекцию движения в случае ошибки. Этот вид координационных способностей принято называть зрительно-двигательной координацией.

                                      «Мы на карусели сели»

Цель: развитие координации движений, общей и мелкой моторики, выразительности имитационных движений, воображения. При разучивании текста стихотворения: развитие слуховой, речевой и двигательной памяти, развитие навыка связной устной речи.

        Играют четное количество детей (2 – 10).

Текст: Мы на карусели сели, завертелись карусели. Пересели на качели , вверх летели вниз летели

Движ: Взяться за руки – кружиться. Взявшись за руки. Один игрок стоит, другой приседает и наоборот.

Текст: И теперь с тобой вдвоем, мы на лодочке плывем. Ветер по морю гуляет, ветер лодочку качает.

Движ: Взявшись за руки качаться вправо, влево, вперед, назад.

Текст: Весла в руки мы берем. Быстро к берегу гребем.

Движ: Изображать, как гребут веслами.

Текст: К берегу пристала лодка, мы на берег прыгнем ловко, и поскачем на лужайке, будто зайки, будто зайки.

Движ: Подпрыгнуть вверх, прыгать как зайки.

                        «Воздушный шарик»

Цель: развитие у детей координации движений, выразительности имитационных жестов, воображения, слухового внимания.

Количество игроков любое.

Текст: Шарик, шарик мой воздушный! Непоседа непослушный! Шарик круглый, шарик гладкий, шарик тонкий, шарик мягкий.

Движ: Подбрасывать воображаемый шарик то левой то правой рукой.

Тест: Я на шарик нажимаю, из под рук он вылетает.

Движ: Описать руками круг, потрогать шарик, погладить, нажать на него.

Текст: Вверх. Но я его поймал, нитку к пальцу привязал.

Движ: Поднять руки вверх, поймать шарик, намотать нитку.

Текст: Вправо – шарик влево – шарик. Мой светящийся фонарик! Дай тебя я обниму. И к щеке своей прижму. Ты меня не покидай. Будь со мной не улетай.

Движ: руки вправо и влево, обнять шарик, прижать к щеке.

                                «Чья лошадка быстрее»

Цель: развитие координации и быстроты движений крупных и мелких мышечных групп, формирование правильной осанки, тренировка внимания, улучшение зрения и слуха, их координация с движениями туловища и конечностей.

Количество игроков может быть любым.

Инвентарь: палочки длиной 20см, шнурки или куски веревки, игрушечные лошадки (или любые другие игрушки).

Инструкция: дети сидят на стульях, держа в руках палочки, к которым за шнурки привязаны лошадки. Выигрывает тот, кто наматывая шнурок на палочку, заставит быстрее «прискакать» к себе лошадку (цокать языком).

                                «Сидячий футбол»

Цель: развитие координации движений, укрепление мышц ног и туловища, тренировка меткости, быстроты реакции.

Играют две команды, по 4 – 6 человек в каждой.

Инвентарь: мяч для футбола, кегли.

Инструкция: дети сидят на полу, ноги согнуты в коленях и прижаты к животу, одна шеренга располагается лицом к другой, на расстоянии 2,5 – 3м. Игрок движением ног вперед отбрасывает мяч сидящему напротив ребенку, тот ловит его руками, а затем ногами резко откатывает мяч партнеру. За неточный бросок мяча команда получает штрафное очко. Выигрывает команда, получившая меньше штрафных очков.

                                             «Варианты»

- Ловить отбрасываемый мяч ногами.

- Прокатить и ловить мяч только одной ногой.

- Сбивать мячом кегли, которые ставят на ровном расстоянии между командами; за каждую сбитую кеглю команда получает одно очко.

Игры, направленные на совершенствование функции    

                                дыхания.

        Поскольку звуки речи произносятся на выдохе, необходимо обучать детей правильному дыханию с акцентом на выдохе.

                                «Перышки»

Цель: формирование правильного носового дыхания.

Количество игроков 8 – 12.

Инвентарь: 2 веревки, 3 – 5 перышек.

Инструкция: на две натянутые горизонтально веревки кладут перышки, каждое на расстоянии 10см одно от другого. Дети играют стоя или сидя. Играющие делятся на две команды, располагаясь напротив (перышек) на расстоянии 50см. по сигналу ведущего первые игроки команд подходят к веревке с перышками и, сделав глубокий вдох носом, сильным выдохом сдувают вначале одно перышко, а затем последовательно и другое делая перед каждым выдохом глубокий вдох через нос. Чтобы осуществить сильный выдох губы нужно сложить узкой трубочкой и щеки надуть. Выигрывает та команда, у которой перышки слетели быстрее.

Вариант: увеличивать расстояние между веревкой с перышками и игроками.

                         «Подпрыгни и подуй на шарик»

Цель: улучшение функции дыхания. Количество игроков 5 – 15 .

Инвентарь: воздушный шарик, веревка на которой подвешивается шарик.

Инструкция: Чуть выше головы ребенка висит воздушный шарик. Дети сидят или стоят. По сигналу ведущего ребенок подходит к шарику, подпрыгивает и дует на него, шарик отлетает. Самые «прыгучие» дети могут соревноваться между собой, прыгая на еще большую высоту.

        Игры, направленные на формирование осанки.

        Нарушение осанки встречается часто и имеет серьезные последствия для организма: сдавливается грудная клетка, что приводит к затруднению вентиляции легких, организм испытывает недостаток кислорода, учащаются простудные и бронхолегочные заболевания, страдают и другие внутренние органы. Существует целый ряд специальных игр и упражнений, позволяющих откорректировать эти нарушения.

        Цель: формирование стереотипа правильной осанки, предупреждающее нарушение осанки, развитие связной устной речи.

Количество игроков 6 – 15 .

Инструкция: выбирается водящий – «совушка». На площадке обозначается круг – гнездо совушки. Игроки берутся за руки, образуя вокруг «совушки» большой круг. По сигналу дети идут боком приставными шагами и говорят: Ах ты совушка – сова, Ты большая голова, Ты на дереве сидишь, Ночь летаешь, днем ты спишь.

Подается команда: День наступает, все оживает!

Дети, изображая мышек, встают на носки и бегают в различных направлениях, приближаясь к гнезду совушки. Затем ведущий говорит: Ночь наступает, все засыпают!

Мышки замирают на месте, приняв заранее обусловленное положение правильной осанки. Совушка вылетает на охоту, зорко осматривает игроков и отправляет на скамейку тех, у кого осанка неправильная. Через 3-6сек дается команда День – игра продолжается.

Как только совушка поймает трех мышек игра останавливается.

Методическое указание: Положение, принимаемые мышками в то время, когда совушка вылетает на охоту:

- «Силачи»: руки к плечам, пальцы в кулаки, лопатки сблизить.

- «Флюгер»: полуприсед руки ладонями вперед, спина прямая, колени развести, смотреть прямо;

- «Аист»: стоя на правой ноге, согнуть в колене левую, руки вверх ладонями наружу.

                                      «Слушай внимательно»

Цель: развитие внимания, координации, умение сохранять правильную осанку и равновесие. Количество игроков может быть любым.

Инструкция: Дети идут по кругу и принимают позы, соответствующие указаниям ведущего. На слове «пень» - становятся на одно колено, опустив голову и руки, затем сразу же встают и продолжают движение по кругу. На слове «елка» - останавливаются и отставляют опущенные руки от туловища, приняв правильную осанку. На слове «сноп» - останавливаются и поднимают руки вверх, соединяя их над головой.

Кто ошибается выходит из игры. Сначала команды подаются через каждые 6 – 10сек, а затем темп постепенно увеличивается до 3 – 5сек. Ведущий контролирует правильность осанки.

                                «Ходим в шляпах»

Цель: формирование правильной осанки, укрепление мышечного корсета позвоночника, развитие равновесия, ловкости, координации движений. Количество игроков может быть любым.

Инвентарь: «шляпа» для каждого игрока – мешочек с песком массой 200-300гр.

Инструкция: Играющие стоят. Детям кладут на голову мешочек. Ведущий дает сигнал к ходьбе. Дети должны ходить по залу обычным шагом, сохраняя осанку.

Выигрывает тот, у кого мешочек ни разу не упал и при этом он не нарушил осанку.

                                        Варианты

- Детям предлагается не ходить, а пританцовывать.

- Пройти по извилистой дорожке

- Пройти по гимнастической скамейке или переступать через разные предметы на полу или на площадке.       

         

   

            

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство развития лексико-грамматического строя детей с тяжелыми нарушениями речи

В статье представлена система игр, способствующих преодолению нарушений речи детей....

Конспект занятия по развитию речи в старшей речевой группе для детей с тяжелыми нарушениями речи “Наш город. Моя улица”.

Цель: Закрепление представлений о городе.Задачи: Расширение и закрепление представлений о родном городе и его достопримечательностях. Расширение и активизация словаря по теме “Наш город. Моя улица”. Р...

Консультация для педагогов " Развитие речевой активности у детей с тяжелыми нарушениями речи посредством малых фольклорных форм"

Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения  связанно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ ...

Речевая карта для детей с тяжелыми нарушениями речи по ФГОС

Мониторинг речевого развития детейдошкольного возраста с нарушениями речи Разработка реабилитационных программ для детей с нарушениями речи требует точной диагностики. Представленный диагностичес...

Развитие сенсорно-перцептивных функций , как эффективное средство в развитии и обучении детей с тяжелыми нарушениями речи

Статья раскрывает возможности развития детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях сенсорной комнаты...

Игра как средство развития лексико-грамматического строя детей с тяжелыми нарушениями речи

Формирование лексико-грамматических навыков — одна из задач коррекционного обучения и воспитания дошкольников с тяжелыми нарушениями речи....

Из опыта работы «Логоритмика как эффективное средство устранения речевых недостатков у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»

Все мы мечтаем о том, чтобы вырастить детей успешными людьми. Прилагаем для этого все усилия: покупаем лучшие игрушки, как можно раньше отдаем на развивающие занятия, заставляем зубрить уроки. Хотя в ...