тема самообразования «Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей»
методическая разработка (младшая группа)

Кузнецова Олеся Витальевна

И   ИГРА– один из тех видов детской деятельности,  

которые используются  взрослыми в целях воспитания   дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_2018-2019.docx37.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование городского округа “Инта”

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение “Детский сад №32 «Родничок»» комбинированного вида.

Индивидуальная программа самообразования

 Кузнецовой Олеси Витальевны

 (2018-2019 г.)

Воспитателя МБДОУ «Детский сад №32 «Родничок»»

тема самообразования

«Дидактическая игра как средство развития

 познавательных способностей»

Инта  2019 год

Пояснительная записка.

Самообразование – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала.

Для современного дошкольного учреждения требуется воспитатель, способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательный и образовательный процессы, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания, поэтому важную роль в нашей работе играет профессиональная компетентность воспитателя на современном этапе развития образования. С целью повышения психологической культуры в образовательном процессе систематически осваиваю курсы повышения квалификации по предмету, повышаю свой профессионализм по индивидуальной программе самообразования.

Цель самообразования: повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности воспитателя. 

      Игра – один из тех видов детской деятельности,  

которые используются  взрослыми в целях воспитания   дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.

В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Например, в игре формируется такое качество личности ребенка, как   саморегуляция действий с учетом задач коллективной деятельности.    Важнейшим достижением является приобретение чувства коллективизма.  Оно не только характеризует нравственный облик ребенка, но   и  перестраивает существенным образом его интеллектуальную сферу, так как в коллективной игре происходит взаимодействие различных замыслов, развитие событийного содержания и достижение общей игровой цели. Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления.   Это обстоятельство имеет принципиальное значение, поскольку будущее ребенка связано с общественно полезным трудом, требующим от него   участников совместного решения задач, направленных на получение общественно полезного продукта.  

Игра, с одной стороны, создает зону ближайшего развития ребенка и потому  является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это связано с тем, что в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности (например, учебная) и формируется умение действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением. С другой стороны, ее    содержание питают продуктивные виды деятельности и постоянно расширяющийся жизненный опыт детей.

Актуальность.  Проблема развития познавательных процессов у дошкольников - одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его познавательной активности и деятельности, а ещё и потому, что познавательная активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.

Цель: Развитие познавательных способностей у дошкольников посредством дидактической игры.

Задачи:

  • изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме; определить понятие «дидактическая игра», «познавательная активность», «активизация познавательной деятельности»;
  • познакомиться с педагогическим опытом использования дидактической игры, как средства организации познавательной деятельности дошкольников;
  • посмотреть на практике применение дидактической игры как средство активизации познавательной активности дошкольников;
  • создать картотеку дидактических игр.

Свою работу я начала с изучения методической литературы по данной проблеме. Мною были изучены следующие пособия:

«Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста»

Бондаренко. А. К. "Дидактические игры в детском саду"

Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в второй младшей группе детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. 
И. А. Лыкова. Дидактические игры и занятия - М. : Карапуз, 2017г. 
Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М. : Обруч, 2017г. 
Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст) : Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е. Н. Панова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2016. . 
П. П. Дзюба. «Дидактическая копилка воспитателя детского сада».- М. : Феникс, 2017г. 
Занятия с малышами в детском саду (Модель воспитания детей раннего возраста). – М. : Линка-пресс, 2015. 

«Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада»

Проанализировав изученную литературу и наблюдая за детьми, я пришла к следующим выводам, что у детей возникают затруднения:

• в систематизации и обобщении предметов и явлений;

• анализировании и умении логически обосновывать свои мысли;

• видеть главное, выделять основное содержание явлений и предметов.

Используя дидактические игры, что игра позволяет:

  • Активизировать познавательные процессы через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления окружающей действительности;
  • Систематически укреплять и развивать познавательный интерес, который становится основой положительного отношения к интеллектуальной деятельности;
  • Формировать потребность в стремлении к познанию новых, более полных и глубоких знаний, которые носят поисковый характер;
  • Воспитывать волевые качества личности ребенка: целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности;
  • Формировать связную речь;
  • Обогащать нравственные и эстетические чувства ребенка.

Свою работу вела по трем направлениям:

  • Создание предметно - развивающей среды в группе;
  • Работа с детьми;
  • Работа с родителями.

 1 направление:

За период сентябрь 2018  – май 2019 года мною были подготовлены игровые пособия:

Виды дидактических игр:

  • Игры с предметами (игрушками) .
  • Настольно-печатные игры.
  • Словесные игры.(картотеки)

Для развития мышления:

«Отгадай фигуру»

«Собери снеговика»

 «Осенние листочки»

«Геометрическое лото»

 «Четвёртый лишний».

«Во саду ли, в огороде...».

«Найди картинку».

«Кто это делает».

«Чем они похожи?»

«Кто где спит»

Для развития внимания:

«Что изменилось».

«Волшебное слово».

«Кто-то наследил».

«Чем похожи – чем отличаются»

 «Накрой на стол»

«Найди одинаковые рукавички»

 «Что, где растет?»

Для развития восприятия и памяти:

 «Найди отличия»

«Сложи картинку»

 «Что за время года?

«Кто, что ест?»

Для развития речи:

«Один — много»

«Подскажи словечко»

«Перепутанная сказка»

«Вершки и корешки»

 «Вкусный сок»

 «Кто в теремочке живет».

2 направление:

Работа с детьми строилась по следующим путям развития познавательных способностей:

  • Развитие мышления;
  • Развитие внимания;
  • Развитие восприятия и памяти;
  • Развитие речи;
  • Развитие творческого воображения.

Свою деятельность выстраивала поэтапно с учетом возраста детей.

 При подборе игр учитывала особенности умственного развития детей, а также их интерес к различным играм. При организации игр словесного содержания я использовала сюрпризные моменты: через героя, которому нужно помочь, различные атрибуты. Дидактические игры включала в образовательную деятельность, в совместную деятельность, в индивидуальную работу.

Игры на подбор пары:

«Чей хвост?»

 «Кто где живет?»

 «Один – много»

 «Что где растет?»

«Подбери по форме»

 «Подбери по цвету»

 «Мамы и их детеныши»

 «Поедем, полетим, поплывем»

«Угадай, чей листок»

 «Оденься по сезону».

«Осенние листочки»

Взрослый предлагает ребёнку собрать листочки из частей, обращает внимание, что листочки разного цвета и величины.

- «Подул сильный ветер, и разлетелись листочки. Давай их соберём». Вместе с ребенком сложить половинки листьев, чтобы получились целые.

«Кто, что ест»

«Давайте скорее, зверят угостим, уж сильно проголодались они!»

При этом необходимо проговаривать название животного, название пищи, которую это животное ест, можно спросить какие звуки издает животное.

«Найди одинаковые рукавички»

Необходимо найти парные рукавички по цвету, рисунку, расположенными на них геометрическими фигурами. Определить их местоположение (вверху, внизу, справа, слева).

 На  занятиях по развитию речи включаю дидактические игры, на развитие умения вглядываться в предмет, явление, на умение делать умозаключения и предположения.

На занятиях по ознакомлении с окружающим миром  провожу игры на закрепления знаний о сезонных явлениях, растительном и животном мире, способствующие развитию любознательности, наблюдательности.

В ходе самих игр в зависимости от возраста детей задаю вопросы, даю образец действий, образец высказывания, напоминаю правила, обращаюсь к опыту детей, беру на себя роль ведущего или наблюдаю за ходом игры.

В процессе игровой деятельности с детьми я стараюсь вызвать у них интерес к играм, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, использую занимательные проблемные ситуации, требующие разрешения.

Для организации совместной и самостоятельной деятельности детей я создаю в группе предметно-развивающую среду - специальную дидактическую зону с большим набором познавательных игр, с учётом безопасности, эстетики, наглядности, доступности.

3 направление:

Работа с родителями:

В свою работу активно подключала родителей, используя для этого краткосрочные проекты «ПДД» (макет проезжей части улицы), «Умные игры», «Овощи, фрукты», «Пернатые друзья», «Книжка – самоделка», «День космонавтики», «День Победы».

Проводила собрания, в процессе которых родители знакомились с новыми играми, проигрывали их, обсуждали уже проведенные игры.

Систематическая работа дала положительные результаты.

Анкетирование родителей показало, что у детей увеличился словарный запас, расширился кругозор, вырос уровень знаний, они стали более самостоятельны, активны, стали больше интересоваться познавательной литературой, задавать вопросы, творчески мыслить, активизировалась мыслительная способность.

Перспективы на следующий год:

1. Продолжить работу по теме: «Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста» (согласно возрастной группе);

2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;

3. Изучить новинки методической литературы

4. Создать картотеку дидактических игр для родителей.

                                                              Вывод: 
Таким образом, дидактические игры занимают большое место в работе дошкольных учреждений. Они используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. 
Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра может служить составной частью занятия. Она помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Особенно эффективны эти игры на занятиях по ознакомлению с окружающим, по обучению родному языку, формированию элементарных математических представлений. 
В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому при организации игры следует особое внимание обращать на присутствие в занятиях элементов занимательности: поиска, сюрпризности, отгадывания.
Если в процессе обучения систематически используются, разнообразные дидактические игры, то дети, особенно в старшем дошкольном возрасте, начинают самостоятельно организовывать этот вид игр: выбирают игру, контролируют выполнение правил и действий, оценивают поведение играющих. Поэтому дидактическая игра занимает важнейшее место в системе педагогических средств,  всестороннего воспитания детей.

Список Литературы:

1. Программа "Детство" ( под ред. Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайловой)

2. «Математика и дети» — А. Белошинская – кандидат пед — х наук.

3. «Ориентировка в пространстве» — Т. Мусейнова – кандидат пед — х наук.

4. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» — А. А. Смоленцева.

5. «Сенсорное воспитание» — Э. Пилюгина.

6. «Играем в числа» — серия пособий

7. «Развиваем восприятие, воображение» — А. Левина.

8.Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: Баласс, 2003 г. — 256 с.

9.Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с  С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г.

10.В. П. Новикова, Л. И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал» от 3 до 7 лет, 2014 г.

11. Ю.А. Афонькиной «Мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования» с учётом ФГТ в ДОУ.

11. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. - М. 2014. - 152 с.

12. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 240 с.

13. Запорожец А.В., Маркова Т.А. Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста. - М., 2018.258с

14. Овчарова Р.В. Развивающая работа воспитателя в дошкольном учреждении. - Архангельск, 2015.

15. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль: Академия развития, 2016.192с.

16. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 2012. - 228 с.

17.Исследование развития познавательной деятельности / Под ред. Дж. Брунева, Р.Олвер, П. Гринфилд - М., 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальность темы по самообразованию "Дидактическая игра как средство развития детей дошкольного возраста"

Дидактическая игра является игровым методом обучения детей, средством всестороннего развития воспитания личности. Через дидактические игры закрепляются знания и умения....

Презентация темы самообразования «Дидактические игры, как средство сенсорного развития детей раннего возраста»

Актуальность выбранной темы заключается в том, что период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. От его уровня в значительной степени зависит успешность умстве...

План работы по самообразованию на тему: «Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста».

Актуальность проблемы всестороннего развития детей, а именно развитие ритмического слуха является неотъемлемой частью в развитии музыкальности детей. Оно помогает вызвать желание активно и с радостью ...

Тема самообразования: "Дидактическая игра, как средство обучения младших дошкольников".

Отчет по самообразованию на тему: "Дидактическая игра, как средство обучения младших дошкольников". Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности...

Тема самообразования: Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей |

Для современной образовательной системы проблема умственного, интеллектуального развития чрезвычайно важна. Необходимо компетентно ориентироваться в возрастающем объеме знаний. На первый план выдвигае...