Тема самообразования: "Дидактическая игра, как средство обучения младших дошкольников".
материал

Костькина Лариса Федоровна

Отчет по самообразованию на тему: "Дидактическая игра, как средство обучения младших дошкольников". Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samooobrazovanie.docx18.89 КБ

Предварительный просмотр:


 Тема самообразования: «Дидактическая игра, как средство обучения младших дошкольников».

Цели: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме; повышение эффективности воспитания и обучения детей раннего возраста через использования дидактических игр.

Задачи:
- Составить план работы по данной теме.

- Изучить литературу по данной теме.

- Подготовить картотеку дидактических игр.

-Подготовить консультацию для родителей.

-Выявить формы и способы игровой деятельности, влияющие на тот или иной аспект процесса познания.

-Привлекать родителей к выполнению совместной творческой деятельности со своими детьми.

 -Воспитывать познавательный интерес при игре и работе с новыми дидактическими пособиями.

 Деятельность по реализации темы:

 В течение года я работала над изучением поставленной темы. Учебные, познавательные и игровые задачи связаны между собой, поэтому при организации игры следует особое внимание обращать на присутствие в занятиях заинтересованности, игра должна захватывать малышей, только тогда она станет им интересной.
При обучении детей раннего возраста предпочтение я отдавала дидактическим пособиям и игрушкам: кубикам, пирамидкам, матрешкам и т.д.
Действия малышей с дидактическими игрушками приобретают игровой характер: ребята составляют из нескольких частей целую матрешку, подбирают детали по цвету, размеру, обыгрывают полученный образ. Наличие игрового содержания в занятиях с дидактическими игрушками дает право объединять их с дидактическими играми. Такой вид деятельности называют игровыми занятиями.

Важным аспектом в игровых занятиях является взаимодействие воспитателя и детей. Воспитатель воздействует на малышей, продумывает содержание игр, методические приемы их проведения, добивается, что бы дидактические задачи были приняты всеми детьми. По мере вникания детей в рабочий процесс я  через дидактические игры доношу  до детей необходимые знания, совершенствуя детское восприятие, мышление, речь.

Особенностью использования в занятиях дидактических игр заключается в том, что усвоение детьми знаний и умений происходит в практической деятельности при наличии непроизвольного внимания и запоминания, что обеспечивает лучшее усвоение материала.

Различают три основных вида дидактических игр:

- предметные игры, с использованием различных предметов или природных материалов;

- настольные игры;

- словесные игры.

Первый вид игр способствует развитию предметно – игровой деятельности. Совершая необходимые, по условиям игры, действия с предметами малыши узнают их элементарные свойства. Зная элементарные свойства предметов, дети с легкостью собирают пирамидки.

Так же к предметным играм мы можем отнести игры с природным материалом, т.е. с водой, песком, воздухом. Целью таких игр является донесение до детей информации о свойствах воды, воздуха, песка. Такие опыты не только познавательны, но и очень интересны малышам.

Второй вид дидактических игр способствует развитию наглядно – действенного мышления у детей группы раннего возраста. Цель таких игр научить детей играть не с предметами, а с их изображениями, что так же способствует развитию воображения у ребенка. Парные картинки, лото, пазлы из двух или трех крупных частей, волшебные коврики.

Эти игры решают такие задачи, как обобщение предметов по элементарным признакам, установление взаимосвязи между предметами, составление целого из частей.

Начиная игру с дидактическими настольными играми, я проводила подготовительную работу. Например, я показываю игрушку, называю ее свойства, а потом предлагаю картинку, на которой дети должны найти изображение этой игрушки.

Для поддержания интереса детей к игровым занятиям я решала с ними одни и те же образовательные задачи, только на разных дидактических пособиях. Раскладывали по цвету и размеру шарики, кубики, палочки, использовали разборные материалы, имеющие форму и цвет.

Третий вид дидактических игр: словесные игры играют большую роль в развитие речи ребенка. Они формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам речи, повторять звукосочетания и слова. Я старалась учить детей воспринимать потешки, прибаутки, сказки. 

В текущем году мною оформлены картотеки дидактических игр для детей 2-3 лет, народно-подвижные, хороводные. Составлены  дидактические игры: «Веселые матрешки», «Кто где живет?», «Кто что ест?».

Так же важно, что бы дети развивались не только в дошкольном учреждении, но и дома, поэтому мной была проведена работа по взаимодействию с родителями. А именно оформление консультаций в родительском уголке, посвященным дидактическим играм; оформление выставки для родителей «Дидактические игры для детей»; родительская гостиная «Учимся играть в дидактические игры»; введение традиции «Играем вместе», «Любимая домашняя игра».
Таким образом, дидактические игры являются эффективной формой обучения и воспитания детей раннего возраста.

Изучила литературу :
1.
Галигузова Л, Н., Мещерякова С. Ю. Педагогика детей раннего возраста. - М.:Владос, 2007.

2. Дети раннего возраста в детском саду / С. Н. Теплюк, Г. М. Лямина, М. Б. Зацепина. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.

3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду – М. «Просвещение», 1985.

4.Сайт http://www.maam.ru/detskijsad/anketa-dlja-roditelei-kak-igrat-s-rebenkom.html

5.Научно – методический журнал «Дошкольное воспитание».

 Выводы:

Продолжить изучение темы «Дидактическая игра,  как средство обучения младших дошкольников». Изучить новинки методической литературы по данной теме. Продолжить работу по разработке новых дидактических игр. Систематизация накопленного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: «Сюжетно-ролевая игра как средство обучения детей дошкольного возраста»

Педагогическая ценность сюжетно-ролевой игры состоит в том, что в процессе игры помимо взаимоотношений, диктуемых сюжетом, взятой на себя ролью или правилами, возникают реальные, действительные, регул...

Игра как средство обучения общению дошкольников

Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Реаль...

Игра как средство обучения общению дошкольников

Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Реаль...

Статья "Дидактические игры как средство обучения старших дошкольников грамоте".

Старший дошкольный возраст – это возраст серьезной подготовки детей к обучению чтению и письму. Проблема готовности ребенка к овладению чтением и письмом является одной из самых актуальных при о...

Отчёт по самообразованию на тему: «Игра как средство общения младших дошкольников»

Игра – это школа социальных отношений, в которой человек усваивает нормы социального и культурного поведения...