Сообщение "Музей "Русская изба" в дошкольном учреждении как центр духовно-нравственного воспитания"
материал на тему

Петрова Светлана Юрьевна

Городская дистанционная конференция "Духовно-нравственная культура в образовании: нравственные ценности и будущее молодёжи"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №35 «Ёлочка»

Сообщение

«Музей «Русская изба» в дошкольном учреждении как центр духовно-нравственного воспитания»

Городская дистанционная конференция

«Духовно-нравственная культура в образовании:

нравственные ценности и будущее молодёжи»

Воспитатель: Петрова Светлана Юрьевна

г. о. Электрогорск

ноябрь, 2018 год

Воспитание, созданное самим народом

                                                    и основанное на народных началах,

имеет  ту воспитательную силу,

                                                 которой  нет  в самых лучших системах,

                                                         основанных  на абстрактных идеях

     или заимствованных у других народов.

К. Д. Ушинский

В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях российских регионов кропотливо пробивает себе дорогу новая форма работы с детьми – работа в музее на базе ОУ.

Появление в ОУ детских музеев связано с изменениями социально – экономических условий в стране, новыми социальными потребностями современного общества.

Воспроизведение истории, освоение социального опыта прошлых поколение, активное участие в проектной деятельности детей стало одной из наиболее популярных форм работы с дошкольниками, выработанные современной музейной педагогикой.

В научно – педагогической литературе встречаются сведения о довольно раннем приобщении ребёнка к музейной культуре. Известные педагоги С. Т. Шацкий, А. В. Бакушинский и другие доказывают необходимость приобщения к музейной культуре детей младшего возраста, подчеркивают целесообразность более раннего знакомства дошкольников с фондами музеев.

В детском музее, организованном в образовательном учреждении, дети погружаются в другую необыкновенную, историческую и сказочную среду одновременно, накапливают сенсорный, практический и культурно – исторический опыт.

Данное направление в музейной педагогике обладает огромным педагогическим потенциалом в формировании у детей этнической идентичности, толерантности, культуры межнационального общения в профилактике межнациональных конфликтов.

Профиль, созданного в нашем ОУ,  музея «Русская изба» - частично этнографический, частично декоративно – прикладной.

Главной целью музейной работы с детьми дошкольного возраста является приобщение их к народным русским традициям.

«Погружение» в мир отечественной культуры при ознакомлении с музейными экспонатами предоставляет ребёнку возможность осознать себя в традиции, формирует у него целостную картину мира, знакомит с элементами материальной и духовной культуры, жизненным укладом русского народа, способствует формированию исторического сознания.

Цель создания нашего музея – приобщение детей и их родителей к истокам русской культуры и развитие духовно-нравственной личности ребенка как основы его любви к своей Родине.

                        Содержание и экспонаты. 

 Основным украшением музея является макет русской печки, деревянный стол и скамьи, а также постеленные на пол домотканные дорожки. C:\Users\Lenovo\Desktop\изба\Lenovo_A1000_IMG_20181107_082933.jpg

В музее собрана уникальная коллекция старинных предметов быта русского народа, представлена крестьянская утварь ( прялки, коромысло, ухват, утюг на углях, самовар, люлька, чугунки, старинная вышивка, домотканные половики, расписные полотенца и др.), народные игрушки, наряды, предметы народного и декоративно – прикладного творчества. C:\Users\Lenovo\Desktop\изба\Lenovo_A1000_IMG_20181107_083035.jpg

          Все экспонаты собраны в результате поисковой работы сотрудников ОУ и родителей.

                            Как используется.

В основе нашей модели музея «Русская изба» лежит концепция интегрированного музея, где дети осваивают предметную среду через непосредственное взаимодействие с ней. При этом используется идея погружения в исторически культурное пространство путём «одушевления музейного интерьера».

Игровые костюмированные мероприятия включают в себя элементы драматических и театральных форм игры.C:\Users\Lenovo\Desktop\изба\Lenovo_A1000_IMG_20181107_083046.jpg

Большое внимание уделяется опытно – поисковой деятельности детей. Все темы совместной деятельности воспитателя с детьми строятся в форме вопроса, например: «Как строили дом на Руси?», «В какие игрушки играли наши прабабушки?», «Как гладили бельё?» и др. Задаётся проблема, решение которой детям нужно найти в процессе деятельности.C:\Users\Lenovo\Desktop\изба\DSC00901.JPG

При этом обязательно осуществляется связь поисковой работы с практической деятельностью детей по лепке, аппликации, рисованию, макетированию и моделированию, художественному конструированию, т. е. интегрируются разные виды искусств.

Совместная образовательная деятельность с детьми включает рассказ педагога, демонстрацию предмета, показ репродукций, фотографий, прослушивание произведений музыкального фольклора и фрагментов классической музыки, а также разработки авторских схем – таблиц по данной теме, необходимых по ходу беседы, и традиционные методы и формы работы с детьми, стимулирующие интерес к культуре и традициям своего народа.C:\Users\Lenovo\Desktop\изба\DSC00903.JPG

Очень интересно прошло занятие по рисованию  на тему «Дымковская барышня», где дети сначала просмотрели выставку дымковских мастеров, затем нарисовали понравившиеся узоры. Было проведено рисование «Вот моя деревня», на котором ребята создали свой художественный образ русского дома, разучили стихотворение «Детство» И. З. Сурикова.C:\Users\Lenovo\Desktop\изба\DSC01561.JPG

С эмоциональным радостным настроем прошел мастер-класс с мамами, педагоги  встретили детей в русских национальных костюмах. Мамы вместе с детьми делали сердечко доброты.

Одним из направлений музейной деятельности является работа с родителями, привлечение их к сотрудничеству, включающему:C:\Users\Lenovo\Desktop\изба\DSC00928.JPG

  • посещение открытых мероприятий и активное участие в них;
  • изготовление вместе с детьми пособий и выполнение творческих заданий;C:\Users\Lenovo\Desktop\изба\DSC00103.JPG
  • приобщение к традиционной культуре не только русского народа, но и к культуре других народов России;
  • проведение консультаций, мастер–классов с использованием практических и теоретических материалов, накопленных в нашем музее.

Родители всё время интересуются, чем мы занимаемся в музее, что нового узнали дети о жизни и быте русского народа, что необходимо сделать или подготовить дома.

Хотелось бы отметить, что детям очень нравится в непосредственной «домашней» обстановке, сидя на деревянных лавочках, слушать русские народные сказки, сказки других народов, отгадывать загадки, играть в разные дидактические игры. Вот несколько из них: «Кто больше назовёт русских имён?», «Что означает эта пословица?», «Назови русских богатырей?»

В свободное время дети постоянно используют уголок русской избы для сюжетно – ролевых игр «Семья», «Магазин», «Чаепитие»,  «Прачечная» и др.C:\Users\Lenovo\Desktop\изба\DSC01262.JPG

Очень интересно в музее  проходят народные праздники и театрализованные представления. Эти праздники приобщают детей к историко-культурному наследию, дают возможность ощутить связь и преемственность поколений.

Таким образом, наш музей «Русская изба» осуществляет большую работу по ознакомлению с отечественной культурой и по формированию культурно – исторической памяти не только детей, а также их родителей и педагогов.

В дальнейшем музей будет пополняться новыми экспонатами и предметами декоративно – прикладного творчества.

nsportal.ruВоспитательная работа…/muzey-russkaya-izba-v…

 О.А.Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Санкт-Петербург.Детство-Пресс.2016

В. Н. Косарева «Народная культура и традиции».Занятия с детьми 3-7 лет.

Издательство «Учитель».2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт продуктивного взаимодействия с учреждениями социума по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Уникальную возможность для  формирования у детей  лучших нравственных качеств дает  общение с людьми старшего поколения, поэтому мы очень ценим нашу дружбу с Центром социального обслужи...

Положение о ресурсном Центре духовно-нравственного воспитания

Положение  определяет цели, задачи,  направления  и  порядок  организации  деятельности ресурсного  Центра «Ресурсный Центр духовно-нравственного  просвещения...

О роли базового (опорного) дошкольного образовательного учреждения в осуществлении духовно – нравственного воспитания дошкольников в рамках Городецкого муниципального района.ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

 В Городецком муниципальном районе Учебно-методический центр УОиМП организует методическую работу в образовательных учреждениях через создание базовых (опорных) детских садов. ...

Методические рекомендации для педагогов дошкольных учреждений по формированию духовно-нравственного потенциала воспитанников старшего дошкольного возраста через использование виртуального музея «Песни, опаленные войной»

Методические рекомендации предназначены для педагогов  дошкольных учреждений по формированию духовно-нравственного потенциала воспитанников старшего дошкольного возраста.  Виртуальный музей ...

Методические рекомендации для педагогов дошкольных учреждений по формированию духовно-нравственного потенциала воспитанников старшего дошкольного возраста через использование виртуального музея "Песни опаленные войной"

Методические рекомендации предназначены для педагогов  дошкольных учреждений по формированию духовно-нравственного потенциала воспитанников старшего дошкольного возраста.  Виртуальный музей ...

Доклад "Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие духовно-нравственного воспитания дошкольников".

Данный доклад был представлен в работе секции "Духовно-нравственное воспитание в современной системе образования"...